«Анализ современного урока как одно из направлений деятельности наставника при работе с молодым педагогом»
Генераленко Светлана Валентиновна,
учитель истории МБОУ-СОШ №1
г. Асино Томской области
Урок – основная форма
организации учебного процесса
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для
него материал.
К.Д. Ушинский
Типы анализа урока:
- краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;
- структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
- системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;
- полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока,проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
- структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
- комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
- психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
- дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
- аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;
- комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
В соответствии с требованиями ФГОС программа обучения направлена на достижение учащимися:
Результаты
Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся в содержании учебного материала, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий
Метапредметные - расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий
Предметные - формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области
В соответствии с ФГОС различают следующие типы уроков:
- Урок усвоения новых знаний
- Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
- Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
- Урок систематизации и обобщения знаний и умений
- Урок контроля знаний и умений
- Урок коррекции знаний, умений и навыков
- Комбинированный урок
Современный урок состоит из основных этапов:
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
- Первичное усвоение новых знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Обобщение и систематизация знаний..
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия.
Основные требования к анализу урока:
- цель и задача анализа темы;
- знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
- умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
- характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
- обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
- обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
- психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
- оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
- выполнение намеченных задач урока;
- оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
- умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
- удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
- намечаемые меры по устранению недостатков
Схема анализа урока по результатам ФГОС
Учитель:____________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________ Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д.
Использование технологий деятельностного типа:
Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.).
Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения).
Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.).
Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (указать группу и конкретные виды действий):
Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.
Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах.
Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать.
Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей (подробнее – см. табл. УУД).
Что в следующий раз можно сделать лучше?
Проблемы в развитии:
- универсальных учебных действий;
- предметных умений.
Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившиеся в данном фрагменте урока.
1. …
Критерии результативности урока
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ урока имеет первостепенное значение прежде всего для самого учителя, дающего урок. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.