СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ современного урока как одно из направлений работы наставника с молодым педагогом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных проблем начинающего педагога является неумение методически грамотно осуществлять анализ проведенного урока. Данная презентация разработана в помощь молодому педагогу и его наставнику.

Просмотр содержимого документа
«Анализ современного урока как одно из направлений работы наставника с молодым педагогом»

«Анализ современного урока как одно из направлений деятельности наставника при работе с молодым педагогом»  Генераленко Светлана Валентиновна,  учитель истории МБОУ-СОШ №1  г. Асино Томской области

«Анализ современного урока как одно из направлений деятельности наставника при работе с молодым педагогом»

Генераленко Светлана Валентиновна,

учитель истории МБОУ-СОШ №1

г. Асино Томской области

Урок – основная форма организации учебного процесса Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский

Урок – основная форма

организации учебного процесса

Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно,

а учитель

руководил этим самостоятельным

процессом и давал для

него материал.

К.Д. Ушинский

Типы анализа урока:

  • краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;
  • структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
  • системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;
  • полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока,проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
  • структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
  • комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
  • психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
  • дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
  • аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;
  • комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

В соответствии с требованиями ФГОС программа обучения направлена на достижение учащимися: Результаты Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся в содержании учебного материала, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий Метапредметные -   расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий Предметные -  формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области

В соответствии с требованиями ФГОС программа обучения направлена на достижение учащимися:

Результаты

Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся в содержании учебного материала, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий

Метапредметные - расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий

Предметные - формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области

В соответствии с ФГОС различают следующие типы уроков: Урок усвоения новых знаний Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) Урок систематизации и обобщения знаний и умений Урок контроля знаний и умений Урок коррекции знаний, умений и навыков Комбинированный урок

В соответствии с ФГОС различают следующие типы уроков:

  • Урок усвоения новых знаний
  • Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
  • Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
  • Урок систематизации и обобщения знаний и умений
  • Урок контроля знаний и умений
  • Урок коррекции знаний, умений и навыков
  • Комбинированный урок
Современный урок состоит из основных этапов: Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Обобщение и систематизация знаний.. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия.

Современный урок состоит из основных этапов:

  • Организационный этап.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Актуализация знаний.
  • Первичное усвоение новых знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Обобщение и систематизация знаний..
  • Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия.

Основные требования к анализу урока: цель и задача анализа темы; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; выполнение намеченных задач урока; оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); намечаемые меры по устранению недостатков

Основные требования к анализу урока:

  • цель и задача анализа темы;
  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
  • выполнение намеченных задач урока;
  • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
  • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
  • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • намечаемые меры по устранению недостатков

Схема анализа урока по результатам ФГОС

Учитель:____________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________ Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д.

Использование технологий деятельностного типа:

Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.).

Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения).

Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.).

Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (указать группу и конкретные виды действий):

Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах.

Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать.

Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей (подробнее – см. табл. УУД).

Что в следующий раз можно сделать лучше?

Проблемы в развитии:

- универсальных учебных действий;

- предметных умений.

Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившиеся в данном фрагменте урока.

1. …

Критерии результативности урока

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
 Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ урока имеет первостепенное значение прежде всего для самого учителя, дающего урок. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ урока имеет первостепенное значение прежде всего для самого учителя, дающего урок. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!