СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стартовой диагностики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ стартовой диагностики»

Аналитическая справка по итогам стартовой диагностики ЦОКО в

2022 – 2023 учебном году

Основной задачей СД является определение оптимального набора показателей, позволяющего осуществить надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.

Обобщённый результат уровня развития обучающихся 1-ого класса по результатам стартовой диагностики.

ВС – отклонение выше среднего НС – отклонение ниже среднего В – высокий уровень Н – низкий уровень

I Познавательная сфера.


Рисунок человека

Графический диктант

Образец и правило

Первая буква

Общая успешность

в 4-х тестах

Навыки чтения,

письма и счёта

ВС

3

3

2

3

1

2

НС

1

2

1

2

3


В

3

2

6

3

3

4

Н

4

4

2

3

4

5

ИТОГО

11

11

11

11

11

11

II Индивидуально-личностные особенности ребёнка


Мотивация

Усвоение норм

поведения в школе


Успешность

функционирования в

роли ученика

Взаимодействие со

сверстниками


Эмоциональная

стабильность

(нетревожность)


Эмоциональное

благополучие а


ВС

3

3

2

3

1

2

НС

1

2

1

2

3


В

3

2

6

3

3

4

Н

4

4

2

3

4

5

ИТОГО

11

11

11

11

11

11

Рекомендации по результатам изучения готовности первоклассников к обучению в школе

1.1Рисунок человека


Низкие результаты по этой методике говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) человека» среднего значения ребенка. У него может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими мерами включить такого ребенка в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. С такими детьми полезно

проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).

1.2 Графический диктант


Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант», могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому, давая классу какие-

либо указания, нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик. Возможно, придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему.

1.3 Образец и правило


Методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения. Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Надо проследить за тем, понимает ли такой

ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия

конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из

строительного материала по образцу и т.п.).

1.4 Первая буква


Особо низкие результаты по этой методике указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны

дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха. С детьми, у которых выявлены низкие результаты по тесту «Первая буква» необходимо провести

дополнительную диагностику с применением другого метода, направленного на выявление сформированности фонематического слуха (Приложение 3). При повторном выявлении проблемной

зоны необходимо направить родителей на консультацию к невропатологу и логопеду. Комплексный подход позволит наиболее эффективно провести коррекцию и предупредить серьезные затруднения в адаптации.

1.5 Общая успешность

в 4-х тестах


Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. Это, значит, следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. Дети с низкими результатами по показателю «Познавательная сфера» нуждаются в помощи.

1.6 Навыки чтения,

письма и счёта


Показатель «Навыки чтения, письма, счета» отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы.

Значительное отличие от среднего по классу по данному показателю указывает на возможность затруднений у ребенка при адаптации к обучению. Дети, у которых показатели данной группой значительно ниже среднего будут испытывать двойную нагрузку, догоняя класс. В этом случае особенно необходима помощь родителей, понимание со стороны учителя, терпение взрослых.

Учителю необходимо владеть навыками работы с разноуровневым классом, иметь комплекты разноуровневых заданий. Сочетание низких результатов по тестированию познавательных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на возможность значительных трудностей в процессе

вхождения в учебный процесс, так как несформированные предпосылки учебной деятельности могут затруднять быстрое усвоение необходимых знаний и навыков. Это может повышать тревожность ребенка, вызывать неудовлетворенность результатами своей деятельности, ощущение перегруженности, утомление.

При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не

возникла школьная дезадаптация. Внимание должно уделяться не только обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), но и развитию у детей произвольности, умения воспринимать и

четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п. Необходимо привлекать семью ребенка к сотрудничеству, давая конкретные рекомендации по организации домашней работы по развитию познавательных способностей, рекомендуя совместные игры с родителями, наблюдение за природными явлениями, выполнение творческих заданий, объясняя огромный вклад этих видов деятельности в общее развитие ребенка и формирование предпосылок учебной деятельности. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. Внимание взрослых должно быть сосредоточено на малейших успехах ученика, чтобы не вызвать потерю мотивации и формирование отрицательной самооценки.

2. Индивидуально-личностные особенности ребёнка.

2.1. Мотивация


Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению. Низкая мотивация находит свое выражение в сниженной активности на уроке и в целом в учебной

деятельности. Результаты, более низкие, чем среднее по классу, показывают, что ребенок уходит от активного

включения в учебную деятельность. Учителю необходимо обратить особое внимание на вовлеченность этих учащихся в учебный процесс. Для этого важна благоприятная атмосфера на

уроке, поощрение активности, даже если ребенок допускает ошибку.

Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Пользу может при нести и посещение спортивной секции, особенно с игровыми командными видами сорта.

2.2. Усвоение норм

поведения в школе


Результаты, превышающие средний уровень класса, говорят о высоком уровне психофизиологической зрелости, хорошем самоконтроле, мотивации. Но также могут быть у тревожного

ребенка.

Результаты, отличающиеся в сторону снижения, напротив, указывают на проблемы в становлении

психофизиологических основ произвольности поведения, саморегуляции. Важно с детьми вести себя спокойно, не усиливать напряжения, для родителей важно дать

рекомендацию по соблюдению режима дня, спокойному поведению с ребенком. Важно демонстрировать ему твердую уверенность, что постепенно все будет получаться лучше и лучше. Необходимо оказывать помощь в формировании «школьного» поведения. Правил должно быть не много, но их необходимо четко сформулировать. Учителю следует поощрять (отмечать, хвалить) правильное поведение. Для детей с любыми нарушениями в функционировании нервной системы правильно подобранный режим является основным средством реабилитации. Большое значение для успешного преодоления имеющихся проблем имеет помощь специалистов – психолога и невропатолог

2.3. Успешность функционирования в роли ученика


Выше среднего по этому показателю имеют дети с высоким уровнем психофизиологической, личностной и социальной зрелости. Напротив, ниже среднего результаты означают более низкий уровень психофизиологической, социальной и личностной зрелости.

2.4. Взаимодействие со

сверстниками


Высокие значения показателя «Взаимодействие со сверстниками» означают успешное вхождение ребенка в коллектив сверстников, низкие – проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Учителю первого класса необходимо особенно осторожно демонстрировать свое отношение к детям и их поступкам.

Важно сразу задавать позитивный тон взаимодействия, предупреждая конфликты. Важна работа с родителями, разъяснение важности умения общаться для успешной учебы, роль благоприятного психологического климата в классе для сохранения здоровья детей, демонстрация негативных последствий конкурентности и соперничества.

2.5. Эмоциональная стабильность

(Нетревожность)


Соответственно, низкие оценки по шкале означают низкую эмоциональную стабильность, высокую тревожность, а высокие – «нетревожность» или способность сохранять эмоциональную стабильность в условиях адаптации к школе. Отрицательные эмоции тоже очень нужны, например, эмоция обиды – без нее не познать другого человека. Необходимо обратить внимание на детей, чьи результаты ниже среднего уровня класса, то есть с

низкой эмоциональной стабильностью. Для снижения тревожности необходимо чувство стабильности, адаптационный процесс у таких детей протекает успешней, если отсутствуют неожиданные проверки. Важно, особенно в начале школьного обучения, проговаривать с детьми, как будет протекать завтрашний школьный день, что они будут делать, и какие интересные дела

их ждут. Ребенка с очень выраженной тревожностью можно заранее предупредить, что его завтра вызовут к доске: «Мне очень хочется услышать твой ответ, подготовься к завтрашнему

уроку». Учителю важно владеть приемами, позволяющими снижать эмоциональное напряжение детей.

2.6. Эмоциональное благополучие


По сути дела, эта шкала является обратной шкалы эмоционального неблагополучия. Данные проявления отражают целостную эмоциональную реакцию на пребывание в школе.

Тревога, как и всякий регуляторный процесс, может быть адекватной степени предстоящего события, и в этом случае она будет оказывать оптимизирующее влияние на поведение человека. Однако, при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревожности, создается готовность к реагированию по тревожному типу. Необходим комплексный подход с привлечением средств психологической и педагогической коррекции, а в некоторых случаях и медицинской поддержки

3. Семья как ресурс адаптации первоклассника

3.1. Подготовка к

школе в семье


Чем выше значение показателя «Подготовка к школе в семье», тем больше вклад семьи в подготовку к школе ребенка. Следует обращать внимание на крайности: ниже среднего как фактора

педагогической запущенности, и значительно превышающего средний уровень как гиперсоциальной модели воспитания, излишне фиксированной на успехах ребенка. Обе модели создают свои проблемы на этапе вхождения в школьную жизнь. С одной стороны это может обернуться отсутствием сформированных предпосылок учебной деятельности, а с другой тем, что ребенок уже пресыщен «обучалками» и у него отсутствует интерес к школьному обучению.

3.2. Установки

родителей по

отношению к

школьному

обучению


Возможны негативные последствия обеих полярных позиций. Либо учеба воспринимается как нечто, не имеющее большой ценности, либо слишком сужается вся жизнь не только ребенка, но и всей семьи на школьных успехах. Ребенок заранее настраивается только на отличную учебу, и любые неудачи излишне драматизируются. Часто перед школой родители дают установку, что все – теперь никаких игрушек, только школьные занятия. При этом у ребенка формируется ожидание учебы как конца беззаботного детства, то есть ожидание потери и лишение радости.

3.3. Условия

ребенка для

обучения


Чем выше показатель, тем благоприятнее условия для успешного вхождения в школьную жизнь.


3.4. Помощь

ребенку в

обучении


В период адаптации к школе ребенку важно снижение адаптационной нагрузки во всех остальных сферах. Помощь родственников, особенно мамы, на этом этапе является показателем семьи как

хорошего ресурса адаптации, способности поддержать ребенка в кризисный момент. Правильно организованная совместная деятельность родителей с ребенком помогает эффективней использовать «зону ближайшего развития». Необходимосовершенствовать систему работы с семьей. Данный проект подразумевает сотрудничество семьи и школы.

4. Цена

адаптации

ребенка к школе


Данный показатель фиксирует те особенности поведения, которых не было до момента поступления в школу. Чем выше накопление, тем больше выражена цена адаптации. Возможно,

например, по всем показателям у ребенка хорошие результаты, а цена адаптации очень высокая. В этом случае, можно сказать, что успехи ребенка даются с большим внутренним напряжением. Для данного

ребенка школьная жизнь очень затратна, возможны негативные последствия, например, в виде нарушения здоровья.

Если к концу года поведение выравнивается, можно сделать вывод, что уменьшается затратность школьной жизни для ребенка.

Высокий результат по данному показателю является важной информацией для родителей. Необходимо выяснить зоны наибольшего напряжения для своевременной помощи ребенку.

5. Индивидуал особенности

здоровья


Чем выше показатель, тем выше адаптационный ресурс здоровья. Важно учитывать при оценке не только адаптацию отдельного ребенка, но и общего ресурса класса. Низкий

индивидуальный уровень здоровья требует большей поддержки ребенка, более тщательного соблюдения режима. Часто это является проблемой большинства детей класса, и требует использования здоровье сберегающих технологий в организации обучения, В этот ответственный момент у всех детей наблюдается так называемый адаптационный синдром, однако особенности его протекания, интенсивность негативных физиологических сдвигов, уровень психологического напряжения зависят в значительной степени от базового состояния здоровья ребенка и его стрессо- устойчивости. Таким образом, здоровье является важнейшим показателемадаптационных ресурсов ребенка.

6. Интегральна

я оценка

адаптационного

потенциала

ребенка


В процессе формирования показателей в принятой в проекте модели адаптации детей к школе для каждого ребенка определяются ресурсы адаптации. Это обобщенный показатель, на основе которого учитель и родитель могут строить взаимодействие с ребенком, а также координировать свои усилия по оказанию помощи ребенку. Особая деликатность ситуации, связанной с оценкой адаптации, состояния здоровья и функционирования ребенка, требует соблюдения принципов профессиональной корректности всеми специалистами, участвующими в исследовании. Адаптационный ресурсный подход помогает увидеть, что каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны, причем многие привычные взгляды на их соотношение условны.

7. Оценки

уровня готовности

ребенка к школе

глазами учителя и

родителя


Данные показатели позволяют сопоставить мнение учителя и родителя, проанализировать точки соприкосновения и зоны напряжения. В результате учитель может более разносторонне увидеть конкретного ребенка и общие тенденции по классу.


8. Возрастное

соответствие

массы тела и роста


Соответствие данных показателей возрастным нормативам является важной составляющей здоровья. Значительное превышение массы тела или, напротив, выраженная недостаточность является фактором, затрудняющим нормальное функционирование организма. В настоящее время больше

внимания уделяется рискам, возникающим при превышении массы тела.

9. Физкультур

ная группа


Соответствие данных показателей возрастным нормативам является важной составляющей здоровья. Значительное превышение массы тела или, напротив, выраженная недостаточность является фактором, затрудняющим нормальное функционирование организма. В настоящее время больше

внимания уделяется рискам, возникающим при превышении массы тела.

10. Группа

здоровья


к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений

имеющие нормальное развитие и состояние психической сферы,

- ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические нарушения, это также реконвалесценты (дети,

перенесшие недавно какое либо заболевание), особенно перенесшие тяжелые или средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или

избыточной массой тела, дети часто или/длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций, при сохранности соответствующих функций.

- к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохранными или компенсированными

функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при условии компенсации

соответствующих функций; степень компенсации не должна ограничивать возможности обучения

ребенка.




Рекомендации:

 По итогам СД составить план дальнейших действий, способствующих успешной адаптации обучающихся в начале

обучения в школе.

 При необходимости, составить индивидуальные программы психолого-педагогической поддержки отдельных обучающихся.

 Познакомить родителей с результатами СД в индивидуальном порядке.

 Организовать эффективное взаимодействие с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребёнку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!