СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения А.А. Фета "Сияла ночь. Луной был полон сад..." на уроке литературы в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета "Сияла ночь. Луной был полон сад...". Данное стихотворение входит в школьную программу, поэтому разработка окажется полезной для каждого учителя литературы.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.А. Фета "Сияла ночь. Луной был полон сад..." на уроке литературы в 10 классе»

И.А. Меховская,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ



Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

на уроке литературы в 10 классе


Ход анализа


  1. Вступительное слово учителя.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» было написано Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1877 году. Оно автобиографично. Фета не покидали воспоминания о Марии Лазич, которая трагически погибла, будучи совсем еще молодой. Поэт навсегда сохранил в памяти образ очаровательной юной красавицы, которая, сидя у окна в гостиной, играла на рояле, а за окном сияла ночь. Он был сильно влюблен в нее и пронес эту любовь в своем сердце через всю жизнь. Стихотворение Фета мелодично, оно положено на музыку и стало одним из известнейших романсов на стихи поэта.

Прием словесного рисования. Какие эмоции вы испытали при прослушивании? Что представили?

Перед нами монолог-воспоминание о любви, оставшейся в прошлом. Давайте проследим развитие авторской мысли и попытаемся определить особенности этого стихотворения, которое и сегодня оказывает на нас, читателей, сильное эмоциональное воздействие.


2. Анализ стихотворения (прием «Вслед за автором»)


2.1. Обратимся к первой строфе.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

- Каким предстает созданный поэтом пейзаж? Какую роль выполняет пейзажная зарисовка? (Ночь, луна, лунный свет, мягкий, все освещающий, не требующий огней в гостиной – пейзажная зарисовка играет роль экспозиции ко всему стихотворению. Она создает настроение.)

- Как вы думаете, почему поэт выбирает именно ночь? (С одной стороны, ночь – романтическое время, и перед нами предстает полная красоты картина природы, на фоне которой происходит свидание двух влюбленных. С другой стороны – это время, когда человек может полнее погрузиться в свои чувства.)

- Какие приемы использует поэт, чтобы подчеркнуть одушевленность природы? (Олицетворения: «сияла ночь», «лучи лежали». Инверсия: «сияла ночь», «лежали лучи». Звукопись: повторяются звуки «л», «н» (аллитерация) и гласные «а», «о» (ассонанс), что придает звучанию мягкость, плавность. Ночь и луна будто льются за окном.)

- А можно ли назвать выражение «сияла ночь» оксюмороном? (Думается, что можно. Ночь – темное время суток, а в стихотворении ночь сияет, причем свет ее настолько силен, что огни в гостиной не нужны.)

- Можно ли говорить о том, что музыка помогает передать чувства, таящиеся в сердце лирического героя? (На помощь приходит звукопись: повторяется звук «р», что помогает, передать и движение рук по клавишам рояля, и подчеркнуть, что струны «дрожали» и дрожали сердца людей. В душе лирического героя происходит слияние музыки и чувств.)


2.2. Обратимся ко второй строфе.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

- Как развивается авторская мысль дальше? Как показано, что чувства нарастают? (Чувства действительно нарастают: от изнеможения от любви до желания жить, любить и плакать. Любовь – основа жизни, смысл бытия. Музыка помогает передать, насколько сильны чувства в душе человека: ему даже хочется плакать, он не в силах сдержать свои эмоции, которые переполняют его сердце. Происходит отождествление любимой и любви.)


2.3. Прочитаем третью строфу.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

- Обратим внимание на то, как дан пейзаж в этой строфе. (Пейзажа почти нет, есть только отсылка к ночи как времени суток и к тому, что стоит тишина.)

- Какие чувства испытывает лирический герой? (Много лет прошло со дня той встречи, они были наполнены томлением и грустью, что подчеркивают эпитеты («томительных, «скучных») и прием инверсии. Без любимой его жизнь была бессмысленной.)

- Как показана роль музыки? (И вот лирический герой слышит голос певицы, «звучные вздохи», которые снова навевают мысли о том, что любовь вечна, что в ней – вся жизнь. Сердце опять наполняется жизнью.)

- Какой стилистический прием помогает нам «увидеть», что чувства, которые испытывает лирический герой, словно «ускоряются»? (Прием анафоры – повтор союза «и» в начале трех первых строк. Создается ощущение, что он действительно не может сдержать своих чувств.)

- Сравним композицию второй и третьей строф. На что обратим внимание? (На повтор части второй строки из второй строфы «Что ты одна – любовь…» в четвертой строке третьей строфы «Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь».)

- С какой целью поэт использует такой композиционный прием? (Он еще раз подчеркивает, что без любви не может быть жизни, что любовь вечна, как вечна сама жизнь.)


2.4. Обратимся к четвертой, заключительной, строфе.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

- На какую композиционную особенность обратим внимание в этой строфе? (Заметим, что мысль поэта в третьей строфе как бы не завершена, не случайно он начинает четвертую строфу с подчинительного союза «что», как бы продолжая третью строфу, что еще раз подчеркивает силу чувств лирического героя.)

- И еще заметим повтор: четвертая строка этой строфы повторяет четвертую строку второй строфы. С какой целью это сделано? (Опять для того, чтобы передать силу чувств лирического героя. Он снова слышит пение и снова возрождается к жизни, снова готов любить и плакать, то есть жить. Мотив рыдания передает силу испытываемых героем эмоций.)

- Обратим внимание, что стихотворение заканчивается восклицательным предложением – на эмоциональном всплеске, ведь все чувства лирического героя накалены. Прошлое и настоящее соединяются в его душе.


3. Художественные особенности стихотворения

- Каков размер стихотворения? Как он помогает раскрыть идею стихотворения? (Стихотворение написано шестистопным ямбом. Благодаря ему оно звучит плавно и мелодично. Все строки как бы перетекают одна в другую, стихотворение приобретает музыкальный характер.)

- Что можете сказать о синтаксическом характере предложений, в которых даются пейзажные зарисовки и в которых выражаются чувства лирического героя? (Предложения, в которых даются пейзажные зарисовки, указывается место и время действия, простые, а те, в которых описываются чувства, сложные – занимают почти целую строфу. Синтаксис помогает выразить богатство переживаний героя, тончайшие движения его души.)


4. Вывод

Цель поэзии – помочь читателю познать мир, заглянуть в тайники своей души, прислушаться к своему сердцу. А.А. Фет в своем стихотворении словно проник в стихию любви. Он соединил и музыку, и любовь, и саму жизнь. Над всем этим не властно время.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!