Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Поэзия Пушкина удивительно верна
русской действительности, изображает ли она
русскую природу или русский характер…
В.Г.Белинский
Цели:
через построфный анализ выяснить изменения настроения ЛГ;
определить роль изобразительных средств в стихотворении;
выявить связь между формой стихотворения и настроением ЛГ;
воспитывать любовь к Родине.
В начале урока, чтобы настроиться на зимнее настроение, мы с вами посмотрим прекрасные зимние пейзажи под замечательную музыку нашего земляка Г.Свиридова.
1. Развитие ассоциативного мышления. До изучения стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» подбираем ассоциации к слову «зима». СИНКВЕЙН.
Учитель: Вы рассказали о своих зимних настроениях, а на сегодняшнем уроке, мы с вами попытаемся выяснить, что значила «ЗИМА» для А.С.Пушкина. Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро». Вы читали его в начальной школе. Но истинно художественное произведение при новом прочтении открывает для нас что-то новое. И сегодня на уроке мы попытаемся узнать это новое: определить роль изобразительных средств в стихотворении, выявить связь между формой стихотворения и настроением ЛГ. Для этого мы проведем научные исследования.
Учитель: Но вначале мы вспомним, какие роды литературы вы знаете?
Учитель: К какому роду литературы относится стихотворение. А какова задача этого рода?
Учитель: Лирический герой. Кто же он?
ЛГ – это образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. ЛГ не тождествен биографической личности. Представление о ЛГ формируется не через поступки, а через переживания, душевные состояния. ЛГ отделён от автора, всегда наблюдается дистанция. Он является художественным "двойником" автора - поэта.
СЛАЙД № 1 Учитель: А что важнее для А.Пушкина – передать настроение ЛГ или рассказать о событиях своей жизни?
ВЫВОД. Перед нами лирическое стихотворение и рассказчик в нём особый – ЛГ.
СЛАЙД № 2 Сообщение учащегося. Стихотворение “Зимнее утро” было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии.
Учитель: (Используем прием антиципации - предвосхищение, предугадывание событий). «Мы послушаем пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт, а сейчас история создания стихотворения.
Зимой 1829 года А.Пушкин жил в имении матери – Михайловском, ему нужно было заработать деньги для женитьбы на Н.Н.Гончаровой. Он много писал, но не всегда приходила муза. Иногда тоска захватывала поэта. И вот в один из скучных зимних вечеров он велел запрячь сани и помчался к своим тверским друзьям. Кони летели во весь дух. Дул ветерок, мела поземка. Когда подъезжали к имению, разыгралась сильная буря, не было видно ни зги. Кое-как добрались до дома. Друзья встретили Пушкина с радостью, зажгли свечи, разожгли камин, “все пошло вверх дном; смех, шутки, говор так и раздаются по комнатам”. Веселье продолжалось до утра. Пушкина отвели в отдельную комнату, где в печи догорали последние дрова. Было темно на улице. Его охватило вдохновение. Пушкин сел к столу, взял перо и полились строчки…
Просмотр видео ролика. Чтение стихотворения «Зимнее утро». Вы слышали разные интонации в голосе актера. С чем связана смена интонаций?
Учитель: Как называются части стихотворения?
Учитель: Почему А. Пушкин именно так разделил стихотворение на строфы?
Учитель: В стихотворении “Зимнее утро” сколько можно выделить картин.
СЛАЙД № 3 Анализируя стихотворения, мы с Вами проведем научные исследования, и без специальных слов, терминов нам не обойтись.
СЛАЙД № 4 Определить путь исследований поможет рабочая гипотеза. (Запись в тетрадь).
СЛАЙД № 5 Лексическая работа (индивидуальное задание):
Укажите, в каком значении использует автор указанные слова в своём стихотворении.
Аврора – 1. В др.рим. мифологии – богиня утренней зари; 2. в поэзии – утренняя заря.
Сомкнуты – сомкнутые - о глазах: закрыть (устаревш).
Нега – (устаревш) – 2. блаженство, приятное состояние.
Взор – то же, что взгляд.
Вечор – (простореч.) - вчера вечером.
Лежанка – длинный выступ у печки для лежания.
Нынче – (разговорн.) – 1. то же, что сегодня; 2. то же, что теперь.
Предадимся –2. целиком отдаться чему-нибудь.
ВЫВОД. Лексика стихотворения «Зимнее утро» отличается богатством и разнообразием.
Учитель: Это стихотворение представляет собой зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. И в строчках этого стихотворения кроется много маленьких секретов. Дома вы должны были перечитать стихотворение по строфам, определяя настроение ЛГ. Как оно изменяется?
СЛАЙД № 6 Давайте посмотрим!
СЛАЙД № 7 Исследование 2. ВЫВОД в тетрадь. Чувства изменяются от печали до восторга. Звучит призыв разделить радость. Ведь близкие люди и в печали, и в радости должны быть вместе.
Чтение 1 строфы.
Учитель: Обратите внимание на начало стихотворения. Зачем автор использует восклицательные предложения?
Каково настроение ЛГ?
Учитель: Докажите, в чём красота утра? Какие тропы использует поэт?
Учитель: Исследование № 3. Сколько героев в произведении. В доме поэт явно не один?
Учитель: Но это стихотворение – монолог. Нет слов героини. Какой вы ее представляете?
Как герой относится к этой красавице? Какие слова помогают это понять?
СЛАЙД № 8 Портрет Н. Н.Гончаровой.
Учитель: Я думаю, что Пушкин в разговоре со своей любимой и интонацию выбирал особенную.
Как вы понимаете выражения “сомкнуты негой взоры” и “навстречу северной Авроры”?
СЛАЙД № 9 ВЫВОД. ЛГ относится к прекрасной девушке, с нежностью, заботой, любовью. ЛГ не одинок.
Чтение 2 строфы.
Учитель: Какая строфа не вписывается в настроение стихотворения? Почему?
Учитель: Каково настроение ЛГ?
Какие слова помогают его понять?
Зачем автору эта печальная строфа в таком радостном стихотворении? Учитель: Какова роль последней строки?
Учитель: Для усиления худ.выразительности автор прибегает к антитезе. Где? СЛАЙД № 10 Исследование 4.
Читаем 3 строфу. ЛГ герой любуется красотой природы, солнечным днём, глядя в окно.
Учитель: Что же увидел ЛГ в окне? На какие слова, передающие настроение ЛГ, вы обратили внимание?
В этой строфе есть скрытое сравнение, назовите его?
Почему возникает такое сравнение?
Читается 4 строфа.
Учитель: Куда обращён взгляд ЛГ? На какие слова, передающие настроение ЛГ, вы обратили внимание?
Учитель: Вновь обратим внимание на мастерство поэта. Одной фразой он рисует целую картину: “вся комната янтарным блеском озарена”. Что вы представили?
СЛАЙД № 11 Каким словом связаны третья и четвёртая строфы?
Учитель: Какой эпитет использует автор для характеристики блеска? Почему “блеск” “янтарный”?
Учитель: Но янтарный отблеск огня мы не только можем увидеть, но и можем услышать. А. Пушкин и слова подбирает созвучные треску сухих поленьев. Какие?
Однако к концу строфы мы ощущаем, что ему все же не хватает движения, бодрящего простора. Вновь меняется настроение ЛГ и мы слишим его восклицание: «Но знаешь...».
Читаем 5 строфу.
Учитель: Почему конь назван “нетерпеливым”?
Как вы считаете, почему берег является для ЛГ “милым”?
СЛАЙД № 13 Для того чтобы ответить на один из главных вопросов урока: Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро», назовите мне еще эпитеты положительно и отрицательно окрашенные.
ВЫВОД. Эпитеты с положительной окраской преобладают, способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья.
СЛАЙД № 14 Так что же значит «зима» для Пушкина?
СЛАЙД № 15 Подведем результаты исследований.
С чем связано описание природы?
Почему возможно это поистине чудесное преображение в стихотворении?
Каков ЛГ в начале стихотворения и в конце?
ВЫВОД. Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении, - это «берег, милый для меня». Это надо понимать как родные, дорогие сердцу места. Р О Д И Н А! И это главное в стихотворении!
Мы с вами открыли множество секретов этого небольшого стихотворения.
Как вы думаете, что вдохновило поэта на то, чтобы он написал это стихотворение?
Какие чувства испытываете Вы в такие замечательные зимние дни?
СЛАЙД № 16 Тест (если позволяет время).
Обратите внимание на те слова и выражения, которые представлены в таблице. Они являются главными носителями лирического настроения и потому должны быть интонационно выделены при чтении.
Второе задание “ Игра кто последний”. К существительному зима подберите образные выражения (сравнение, метафора, гипербола, эпитет, аллегория, олицетворение). Кто скажет последнее слово или фразу, тот – победитель.
Итог урока.
СЛАЙД № 17 Д/З.:
Составить план стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина.
Выучить стихотворение наизусть.
ЛГ – лирический герой.