Анализ стихотворения
Евгения Абрамовича Баратынского «Водопад»
Цели урока:
1. Формировать умение анализировать поэтический текст.
2. Учить вдумчивому чтению художественного текста.
3. Воспитывать любовь к родному языку, к поэтическому слову.
Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) – русский поэт. К раннему периоду его творчества относится стихотворение «Водопад».
В 19 лет Е. Баратынский начал служить рядовым. В 1820 году его полк направляют в Финляндию. Там и будет написано интересующее нас лирическое стихотворение «Водопад». Баратынский в этот период начинает печататься, и его имя становится известным.
Водопад Хэгфорс
Крепость Кюмень
Финская природа производила совершенно новое впечатление на юного Баратынского, привыкшего к равнинной местности. Рядом с крепостью Кюмень, где служил унтер-офицер, находился водопад Хэгфорс. Он удивлял своей высотой и мрачным ущельем. Им можно было любоваться с мостика, который возвышался над стремительно текущей водной массой.
Также Баратынский посетил водопад Иматра. Этот бурлящий поток окаймляют леса Карелии с седыми валунами. Возможно, это шумное и величественное падение воды и привело к созданию в 1821 г. маленького шедевра – «Водопад». Баратынский как истинный поэт не мог пройти мимо, не отразив в своем творчестве необыкновенного явления природы
Водопад Иматра в Финляндии
Общая тема стихотворения
Юноша, стоя на вершине, впервые увидел угрюмый и таинственный пейзаж, который под порывами аквилона (очень сильного северного ветера) качает могучие ели. Баратынский слушает с трепетом и стоит, очарованный кипящими струями дикой стихии. Он пытается сердцем прочувствовать, что вещает бурлящее падение воды, покрытое седой дымкой брызг.
Строфа
Изобразительные средства
1
Примеры
Эпитеты
Метафора
Эпитет
2
Роль в стихотворении
поток седой
протяжный вой, рёв мятежный
«безумное ожидание» и «вещее трепетание».
очарованный
дымная бездна
Речь безглагольную,
Олицетворение
Архаизм
Синонимы
Это прежде всего его цвет, за которым слышится и древность.
Водопад – неуправляемое стихийное творение, стремящееся к свободе.
Неясные надежды и тревожные догадки созерцатель выражает
Подчеркивается особое состояние души
Поэт зачарован красотой падающей воды
Автор ведет с ним скрытый диалог
протяжный вой ПОТОКА с протяжным отзывом долины
аквилон качает
не умолкай
елию скрыпучей, аквилон
протяжный, скрипучий, мятежный
Мы ясно слышим и звуки стремительно падающей воды, и свист ветра, ощущаем мощь природной стихии
Вызывает чувство вечности и первозданности природы
Автор использует их ля создания определенной атмосферы
Повторы
Примеры
Шуми, не умолкай
Роль в стихотворении
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
призывает водную массу к вечному существованию
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
Рефрен, заключающий финальную часть, возвращает читателя к образу водопада — завораживающего и загадочного воплощения мощи природных сил.
Строфа
Повторяющиеся звуки
1
Примеры
Ш (4 раза)
Ж (4 раза)
Щ (3 раза)
Р(9 раз)
Роль
Ш уми, ш уми с к р утой ве рш ины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят п р отя ж ный вой
С п р от яж ным отзывом долины.
Я слы ш у: сви щ ет аквилон,
Качает елию ск р ыпучей,
И с непогодою р евучей
Твой рёв мяте ж ный согла ш ен.
Зачем, с безумным о ж иданьем,
К тебе прислу ш иваюсь я?
Зачем т р епе щ ет грудь моя
Каким-то ве щ им трепетаньем?
Аллитерации , которые использованы, позволяют услышать шумящий поток, свист ветра с первой же строфы
2
Ю (5 раз)
Как очарованный сто ю
Над дымной бездно ю твое ю
И, мнится, сердцем разуме ю
Речь безглагольную тво ю .
Ассонанс позволяет точнее передать льющуюся непрерывным потоком водную массу.
Строфа
Стилистилистические
фигуры
1
Примеры
Риторические восклицания
Роль
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!
Передает силу чувства поэта, счастье, которое его
переполняет
2
Риторический вопрос
Зачем, с безумным ожиданьем,
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?
Его риторические вопросы повышают наше внимание к пейзажу и, не требуя ответа, заставляют сопереживать.
Простор, величие, бесконечность олицетворяет белый цвет.
Морской цвет олицетворяет силу и чистоту природной стихии.
И сиреневый передает душевное состояние героя, его одиночество и трепет перед грозной стихией.
Баратынский - тонкий ценитель природы, чувствующий каждый шорох, каждый всплеск воды, ощущающий, что все вокруг живое , и это надо любить и беречь. Он готов исповедать свою душу и похоронить свои мысли, чувства, переживания в глубинах одичалых вод. Таким образом, по мнению поэта, человек, как составная часть природы, его жизнь – это вечное течение, неподвластное никаким силам.
Русская литература 6 класс ФГОС
Русская литература 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 7 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
© 2020, Власенко Светлана Алексеевна 6419 125
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей