СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Весенний вечер».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Весенний вечер».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №7 города Мценска.







Конкурс « Любители русской словесности » . Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Весенний вечер».















Руководитель проекта: Распопова Л.С. учитель русского языка и литературы















Творчество И.С. Тургенева велико и многообразно. Из-под его пера появились на свет романы ,повести, сказки. Но свою литературную деятельность Тургенев начал как поэт. Он написал около ста стихотворений.

Одно из них , « Весенний вечер» было написано в 1843 году, не позднее октября. Это одно из лучших стихотворений поэта.

Тема этого лирического произведения - изображение весенней природы. Когда читаешь строки стихотворения, воображение рисует картину прекрасного весеннего вечера, наполненного золотыми тучами, просторными полями, весенним громом , ленивым ветром. Лирический герой с упоением наблюдает эту картину. Сердце его наполняется любовью и детскими воспоминаниями. Почему? Да потому что воспоминания детства остаются навсегда. А если эти воспоминания добрые, душевные, то их сложно забыть.

Основная мысль текста , по моему мнению , воспевание красоты природы родного края, а вместе с ним нахлынувшие воспоминания детства. Мы понимаем, что лирический герой любит родную природу. А по словам М.М.Пришвина, « Любить родную природу – значит любить Родину». Стихотворение небольшое по объему – две строфы, всего шестнадцать стихотворных строчек, но сколько в них глубины , сколько восхищения и любви к родному пейзажу! Лирический герой показан с достаточной определенностью: мы можем составить представления о его физическом и эмоциональном состоянии. Он, по всей вероятности , молод, полон физических и душевных сил.

Содержание стихотворения определяет его форму. Стройность композиции , точность и выразительность речи, простота изобразительных средств- вот, что привлекает в этом лирическом произведении. Первая часть стихотворения динамичная, живая : гуляют тучи, поля блестят, гром гремит, ветер трепещет. Во второй части обращаем внимание на первое предложение : оно начинается и заканчивается словом « молчит». Вечер постепенно переходит в ночь, наступает покой в природе , и на душе у лирического героя « легко и свято». Лексический повтор « легко» заставляет нас поверить в это. Простота выразительных средств делает картину вечера правдоподобной. Эпитеты золотые, (тучи),немые (поля),ленивый(ветер),бессонный (лист),лишь подчеркивают красоту мастерски использованные метафоры: Ленивый ветр в листах осины Трепещет пойманным крылом. Или: Поля просторные ,немые Блестят , облитые росой

Олицетворение : «звезда дрожит,гуляют тучи», «молчит и млеет лес» создают впечатления того,что природа-это живое существо,природа способна сопереживать нашему лирическому герою. В стихотворении фигурируют следующие цвета: золотой, зеленый и контрастирует с ними цвет темный, подтверждающий, что действительно весенний вечер наступил. Образ вечера в стихотворении расширяется от реального («Звезда дрожит в огнях заката») к символическому («Любви прекрасная звезда»),что усиливает мотив неразрывной связи лирического героя с природой. Глубина выражения чувств и безупречность формы делают это стихотворение одним из лучших в поэтическом творчестве И.С.Тургенева. Композитор Антон Рубинштейн, на стихотворение «Весенний вечер» создал романс. Это стихотворение также послужило текстом дуэта в опере «Клара Милич» выдающегося композитора и музыкального деятеля А.Д.Кастальского. «Поэзия и музыка,-писал Фет,-не только родственны и нераздельны… Когда возбужденная, переполненная глубокими впечатлениями душа ищет высказаться, она невольно прибегает к языку богов и поет».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!