Анализ стихотворения И. Бродского "Пилигримы"

Категория: Литература

Хорошо выполненный анализ стихотворения И. Бродского поможет сформулировать вопросы к одиннадцатиклассникам для работы с этим произведением на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения И. Бродского "Пилигримы"»

Анализ стихотворения И. Бродского «Пилигримы»

Мои мечты и чувства в сотый раз

идут к тебе дорогой пилигримов.

В. Шекспир


Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

За ними ноют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды встают над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

...И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.


Стихотворение «Пилигримы» было написано Иосифом Бродским в 1958 году, когда ему было всего 18 лет. Таким образом, данное стихотворение относится к его раннему творчеству.

Необходимо отметить, что И. Бродский, начавший писать стихи с 15-ти лет, на начальном периоде своего творчества испытал влияние английской поэзии. Позже, когда поэзия Бродского была переведена на английский язык, ее часто сравнивали с поэзией английских поэтов с характерным сочетанием проникновенной лирики и философских размышлений, барочным синтаксисом, метафоричностью, метафизической образностью, иронической интонацией и изобретательной рифмой. Но тем не менее, несмотря на то, что Бродский испытал влияние многих поэтов, от Катулла до У.Х. Одена, его творчество оставалось самобытным. Его излюбленные формы – элегия, послание, сонет – традиционны, но он свободно обращается с ними.

То же самое можно сказать и о стихотворении «Пилигримы». Да, пожалуй, юный поэт позаимствовал у английских поэтов-классиков тему, но его стиль даже тогда, в его ранние годы, был самобытным, ни на кого не похожим. О том, что тема взята Бродским из английской поэзии, говорит данный поэтом эпиграф в начале стихотворения – шекспировские строки «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов». Но заметим: Шекспир написал эти строки по совсем другому поводу – он так обращался к своей возлюбленной, имея в виду, что его мечты и чувства будут такие же долгие, как и дорога пилигримов. т.е. выражение «дорога пилигримов» у Шекспира имеет, скорее всего, метафорический оттенок.

Бродский же, действительно, поведал нам о дороге пилигримов. пилигрим у него – ключевое слово, в отличие от Шекспира. Но прежде чем провести анализ данного стихотворения, поясним, что же такое пилигрим, какое значение у этого слова. Пилигрим – это путешественник, скиталец. В русском языке часто в качестве синонима слова пилигрим употребляют странник, имея в виду человека, который странствует, путешествует. Значит, речь в стихотворении пойдет о странствующих людях.

Таким образом, можно сказать, что тема стихотворения – путешествие пилигримов (странников). Но если вдуматься в строки, то мы заметим, что не о простом странничестве здесь идет речь. Бродский – поэт, творчество которого может быть приближено к символистам, а значит все, о чем бы он ни писал, носит отпечаток таинственности, загадочности. Бродский говорит здесь не о простом путешествии, а о путешествии во времени. Его пилигримы идут не из страны в страну, не из города в город, а из века в век. И его пилигримы – это не просто странствующие люди, а изгнанники.

Образ изгнанника в поэзии Бродского доминирует всегда. И изгнанник у него – фигура политическая, и он всегда обречен на поиски дома во времени и в истории. И скитания изгнанника Бродский отождествляет со скитаниями души в потусторонних мирах, со странствием души во времени и даже сквозь время.

Таким образом, тема странничества у Бродского расширяется, приобретая вселенский масштаб. А идея, которую Бродский проносит через все стихотворение – бесполезность этого странничества и невозможность изменить мир, как бы этого ни хотелось.

Сюжет стихотворения складывается из маршрута путешествия пилигримов (их дороги) и философского осмысления мира, по которому они странствуют. Композиция данного стихотворения линейная – стихотворные события последовательны: вначале – описание дороги пилигримов, т.е. география маршрута, потом – описание героев, следом – лирические построения, и наконец, философское осмысление и выводы автора. Итак, композиционно стихотворение делится на три части.

В первой части описывается дорога пилигримов – дорога во времени, дорога в истории. В этом описании Бродский дает путь развития цивилизации. Проследим и мы за ним этот путь. Вначале пилигримы проходят ристалищ и капищ. Мы словно переносимся в древний Рим, в котором ристалища (так назывались стадионы, в которых проходили гимнастические, конные и другие состязания) соседствовали с капищами (так назывались языческие храмы). Следом путь их идет мимо храмов (т.е. христианских храмов, которые появились в I в. н.э.) и баров (поэт переносится в современный мир, т.к. бары появились в XIX веке), мимо роскошных кладбищ (тоже появившихся во времена, близкие к современной цивилизации) и больших базаров (которые всегда славились на Востоке, как в древности, так и в наше время). Идут пилигримы мимо Мекки и Рима. Мекка и Рим – символы двух важнейших мировых цивилизаций: исламской и христианской, и дорога пилигримов проходит через две эти цивилизации. обратим внимание на еще одну строчку первой части стихотворения – мира и горя мимо. это означает, что весь человеческий мир был и есть наполнен горем. Эти первые строки о мире дальше будут расшифрованы Бродским, и мы увидим его неприятие этого мира.

Вторая часть стихотворения – описание пилигримов. Увечны они, горбаты. Голодны, полуодеты.

Эти две строки реалистичны. Перед нами – живые люди, странники. И вид у них странников, и одежда странников. Но далее следуют строки, которые заставляют нас задуматься: а живые ли люди перед нами? Кто они. Эти странники? А может это какой-нибудь мифический образ? Глаза их полны заката. Сердца их полны рассвета.

Бродский, который много учился у символистов – а особенно ему были близки французские символисты (Бодлер, Рембо) и некоторые английские символисты – очень часто использует язык символа в своих произведениях. Этот язык помогает ему построить внутренний мир героев, о которых идет речь. Строчка глаза полны заката говорит о том, что глаза их скоро закроются, т.к. наступит неизбежный конец. Но сердца их полны рассвета, а значит душа у них чистая, готова каждого принять к себе. Здесь слово сердце – синоним слову душа, а рассвет – словам чистота и любовь (в самом высшем значении этого слова). Поэт словно хочет сказать: да, они умрут, но останется их душа, которая бессмертна. И далее начинается странствие этой души, о котором и повествует поэт в третьей части.

Но обратим внимание на четыре последние строчки второй части (она состоит из восьми строк). Кстати, можно эти четыре строки обособить, и выделить как отдельную часть стихотворения (тогда у «Пилигримов» будет не три, а четыре части). Эти четыре строки содержат в себе лирическое отступление – описание природы. Поэт здесь создает метафорические образы, которые придают стихотворению романтический оттенок.

За ними поют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды дрожат над ними,

и хрипло кричат им птицы…

Вначале поют пустыни, потому что жизнь несмотря ни на что прекрасна. Потом вспыхивают зарницы, чтобы осветить пилигримам пути. Звезда – этот образ звучит в поэзии Бродского от 1960-х годов до последних лет. Его метафорическая функция – слезы лирического героя. Да, его пилигримы плачут, когда проходят мимо горя этого мира. Их в этом отношении поддерживают птицы, которые хрипло кричат (задумаемся: птицы не нежно поют, а хрипло кричат!), словно предвещая беду. И эта беда заключается в следующем: мир останется прежним. И что это за ним – поэт уточняет в последней, третьей, части:

Да. Остается прежним.

Ослепительно снежным.

И сомнительно нежным.

Мир остается лживым.

Мир остается вечным.

Может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

Каков же мир у Бродского? Ослепительно снежный мир у него – сомнительно нежный. Поэт не верит в добро – это становится ясным сразу. Если бы он сказал: нежный мир, то тогда бы его мир был бы двойственен, в нем бы существовало как добро, так и зло. Но мир у него сомнительно нежный. Поэт не верит в искренность, в любовь, он вообще сомневается в существовании нежности. Он верит только в ложь, которая окутывает мир как паутина. И ложь эта вечна, как вечен и бесконечен этот мир.

Но далее мысли поэта вообще звучат против логики. Попытаемся это объяснить. Дело в том, что пилигрим – это странник, который всегда шел по земле с именем Бога на устах. У Бродского же пилигримы не верят в Бога, а точнее – они разочаровываются в Его существовании. «Раз мир полон горя и лжи, значит нет и Бога. Ведь если бы Он был, Он бы не допустил этого» - примерно такова позиция поэта. И поэтому он пишет:

И, значит, не будет толка

от веры в себя, да в Бога,

и, значит, остались только

Иллюзия и Дорога.

И поэтому кажется, что поэт сам мыслит себя пилигримом, который разочаровался во всем, не верит не только в Бога, но и в себя. И остается ему как страннику идти тою же дорогой, какою идут его герои – дорогою призрачной, напоминающей мечту, иллюзию.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Можно заметить, что эти строки звучат логическим повтором строк первой части:

Глаза их полны заката.

Сердца их полны рассвета

Но смысл эти последних строк другой: мир цикличен, а значит жизнь продолжается: одни будут умирать (И быть над землей закатам), другие рождаться (и быть над землей рассветам). Так ведь было всегда – одни поколения сменяют другие, и в этом заключена бесконечность мира.

Последние две строки, которыми Бродский заканчивает стихотворение, стоят отдельно, через пробел. Таким образом, стихотворение немного напоминает (по построению) шекспировский сонет, который всегда заканчивается двустишием.

Но у Бродского последние две строчки логически и тематически соединены с последней частью

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам

Земля Бродского покрыта убитыми солдатами, потому что мир жесток, несправедлив, в мире льется кровь, брат идет на брата. Вот поэтому и удобряют землю солдаты. Так было всегда: и в древние времена, когда пилигримы начинали свое странствие, и сейчас. Ведь мир не изменился, он по-прежнему лжив и полон иллюзий. Но несмотря на это поэты одобряют этот мир, потому что искусство также вечно и так же бесконечно, как и мир.

Кто же лирический герой стихотворения? С одной стороны, кажется, что это странники, пилигримы (ведь речь идет именно о них). Т.е. лирических героев здесь несколько. Но с другой стороны (и есть основания так говорить), это сам автор, поэт, который причисляет себя к этим странникам (а может, среди этих странников находятся такие же поэты – гонимые, потерявшие веру и в себя, и в Бога?).

Лирический герой Бродского отчужден от людей. Он одинок и один в этом жестоком и несправедливом мире. Как отмечает А. Ранчин, «лирический герой Бродского – сирота, отщепенец… Если герой Бродского не один, то он и другой – это не двое, а два одиночества. Два существа, одиноких в мире и отчужденных друг от друга…». Этот исследователь творчества Бродского прав. Ведь его пилигримы хоть и идут вместе, синим солнцем палимы, но они разъединены, мысли и чувства их отделены друг от друга, они одиноки, хоть и идут рядом.

В ранней поэзии Бродского, к какой причислено и стихотворение «Пилигримы», одиночество героя имеет романтический ореол. Лирический герой у Бродского – это очень «часто поэт, служитель высшей истины, расплачивающийся за нее; хранитель Слова и поэтического Огня; изгнанник, подобный лермонтовскому поэту, символизирующему поэта отверженного…».

В заключение скажем, что стихотворение «Пилигримы», написанное в начале его поэтического пути, не смогло не повлиять на его дальнейшую поэзию. В поэзии Бродского 1970–1990-х годов (эмигрантского периода) мотив одиночества сохраняется. Сохраняется и мотив изгнанничества, хотя в дальнейшем герой поэта видит в себе скорее не страдальца за Слово, а жертву обстоятельств.

Но кажется и другое: стихотворение «Пилигримы» является своего рода пророчеством того изгнаннического пути, который уготовила поэту судьба. Иосиф Бродский, лишившись Родины не по своей воле, всю свою жизнь (несмотря на относительно материальное благополучие) оставался за границей пилигримом, странником, которому остались только Иллюзия и Дорога.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей