ЕГЭ 11 класс литература Давыдова Т.М.
9-11
Анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Утро»
УТРО
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,—
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...
Николай Рубцов. Стихотворения.
Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 1998.
Давыдова Татьяна Минеевна , учитель русского языка и литературы, г.Сочи
Стихотворение написано в 1965 году в селе Никольское Вологодской области, где прошло трудное детство поэта и куда возвращался он после многих и долгих скитаний.
Перед нами небольшая пейзажная зарисовка, всего 12 строк, заканчивающаяся философским раздумьем. Скромная природа северного края, обычная картина наступающего утра заставляет читателя пережить то, что почувствовал в минуты творческого вдохновения поэт. Единство природы и человека, неразрывная связь с родной землёй, которая даёт человеку силы и дарует надежду. Стихотворение поражает простотой и глубиной, простотой изображаемого и глубиной понимания
Выполнив рефлЕксию стихотворения, мы видим, что в нём преобладает жёлтый (радость, счастье) и розовый (любовь) цвет, что помогает понять сокровенные мысли и чувства лирического героя.
Стихотворение «Утро» - это пейзажная лирика.
Тема – родная северная природа Вологодского края. В заглавии отразилась идея стихотворения.
Главная мысль – утро, свет, свет нового дня и свет надежды.
Композиция стихотворения нулевая, но условно мы можем разделить его на три смысловые части:
1часть-зачин –пробуждение природы (« заря..горит», «лес уже не дремлет», «свет бежит на улицы деревни»)
2 часть – развитие действия – и вот уже солнце (как дорогого гостя ) встречают, смеясь, взрослые и дети
3 часть – состояние лирического героя (до этого он был сторонним наблюдателем), который от увиденной картины наступающего утра воспрянул духом и выбежал на холм. Зачем? Затем, чтобы увидеть в свете наступающего утра ещё раз то, что так близко и дорого сердцу.
4 часть- кульминация – лирический герой признаётся в своей любви к родному деревенскому пейзажу, скромному, незатейливому : «деревья, избы, лошадь на мосту, цветущий луг - везде о них тоскую…».
Пробуждение природы даёт человеку надежду, силы. Ощущение единства с природой приводит лирического героя к философскому раздумью о красоте, пониманию того, что, утратив в душе любовь к родной деревенской природе, ничего другого взамен он не создаст.
Время пробуждения природы , описание летнего утра кажется на первый взгляд обычным и простым, но у Рубцова оно проникновенно-светло. Пространство пронизано светом от неба до земли: светом зари, солнца и светом души лирического героя, который везде тоскует по родной природе. Образ солнца имеет в стихотворениях Рубцова значение «счастье». В стихии света мир и человеческая душа обретают единство.
Лирический герой – это речевой субъект, так как стихотворение представляет собой монолог. Меняется настроение лирического героя. Сначала он наблюдает за происходящим, и вот уже светом наполнилась его душа и он, воспрянув духом выбегает на холм, чтобы лучше разглядеть красоту родной природы, которую разлюбить невозможно.
В стихотворении всего два эпитета: «цветущий луг» и метафорический эпитет «дворике глухом»-помогают понять эмоциональное состояние лирического героя. «На дворике глухом» -инверсия, с помощью которой перед читателем возникает образ тихой вологодской деревушки с деревянными избами и небольшими двориками.
Через метафорическое значение слов «заря горит» «тени сосен падают в реку» автор усиливает зримость и наглядность изображаемого, передаёт неповторимость явления, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления. Здесь метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.
Олицетворения (разновидность метафоры) «лес уже не дремлет», «свет бежит на улицы деревни» служат для создания ярких выразительных и образных картин, усиливают передаваемые мысли и чувства.
Лексические повторы «горит», «горит» звучат рефреном, играют эмоциональную роль, а корневые повторы «светясь», «свет» играют смысловую роль. Анафорические повторы с временным союзом «когда» выполняют ритмико-мелодическую роль, создают синтаксический параллелизм. (Всё повторяется в мире.)
В стихотворении всего три предложения.
1-е-сложноподчинённое с придаточными времени (их пять!) –повторяющиеся союзы участвуют и в звуковой организации стиха, связывают предложения с целью придания выразительности стихотворной речи.
2-е предложение односоставное определённо-личное, в нём звучит личное отношение лирического героя к родному деревенскому пейзажу.
3-е предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и вводным словом, в последней строке имеет личное местоимения Я. И это «Я», с которого начинается последняя строка, относится к лирическому герою, самому поэту Рубцову и каждому из нас-читателей.
В стихотворении живут образы Времени (утро),
Пространства ( лес, река, небо,земля, улицы деревни, дворик, холм, цветущий луг, мост),
образы персонажей (взрослые и дети),
образ зари (света)- мы видим градацию контекстуальных синонимов – заря, свет, солнце.
Есть и абстрактные образы (природа, радость, красота). Все они помогают создать поэтический Образ Природы родного края.
Пространство родины расширяется в сознании лирического героя (изба-самая маленькая частица родной земли) и становится безграничным.
У Рубцова молитвенное отношение к природе –это ощущение слитности, кровного родства (единение) с миром, где картины природы – это гармония и покой. Местоимение «Я» указывает на причастность ко всему происходящему.
Цветопись скромна, как русская северная природа, но всё пространство пронизано светом. Свет-любимый образ Рубцова. Русский пейзаж прост, краски его приглушены,и неярки, неброские, но в нём, будто дремлет великая мощь и сила нашей природы, тишина северной природы располагает к раздумьям о вечном. Вечное – это красота природы.
Деревня- хранительница русских традиций, русского исконного языка в 60-е годы начала умирать, разрушение этих заветных устоев не мог не чувствовать поэт, поэтому столь проникновенно звучат строки «И, разлюбив вот Эту красоту, я не создам, наверное, другую…»
Многоточием заканчивается стихотворение. О чём это говорит? О желании лирического героя сохранить красоту, которой наполнен скромный деревенский пейзаж родной страны.
Удивительна звукопись стихотворения. Ассонанс и аллитерация создают на подсознательном уровне в каждой почти строке звучание слова « У Т Р О»
КОгда заРя, свеТясь пО сОснякУ,
ГОРиТ, гОРиТ, и лес Уже не дРемлеТ,
И Тени сОсен падаЮТ в РекУ,
И свеТ бежиТ на Улицы деРевни,
КОгда, смеясь, на двОРике глУхОм
ВсТРечаЮТ сОлнце взРОслые и деТи,-
ВОспРянув дУхОм, выбегУ на хОлм
И все УвижУ в самОм лУчшем свеТе.
ДеРевья, избы, лОшадь на мОсТУ,
ЦвеТУщий лУг – везде О них ТОскУЮ.
И, РазлЮбив вОТ эТУ кРасОТУ,
Я не сОздам, навеРнОе, дРУгУЮ...
Ритмика стихотворения – это пятистопный ямб, который передаёт поступательное движение, повествует, передаёт различные чувства до задумчиво-философского.
Рифма перекрёстная.
Для Рубцова природа – одушевлённое понятие, он счастлив, когда видит перед собой тот идеальный мир, к которому стремилась его душа. В стихотворении «Утро» слово «Красота» является ключевым, это красота окружающего мира, красота деревенского пейзажа.
План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
- Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.
Анализ поэтического произведения
(схема)
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
- определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).
Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;
Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалия;
Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).