СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения С.Есенина "Песнь о собаке" 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён целостному анализу стихотворения, причём, учитывая большой объём литературоведческой информации, анализ визуализирован и схематизирован в форме опорных конспектов, что удобно использовать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения С.Есенина "Песнь о собаке" 7 класс»

Голышева Галина Эриевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 2

Г.Нефтекумска

Ставропольского края.

Урок «...мне в душу грусть вошла...»

(Стихотворение С.А.Есенина «Песнь о собаке». 7 класс.)

Вариант данного урока без использования опорных конспектов опубликован в журнале «Литература в школе», 2004, № 2.


Тональность разговора о поэзии Есенина была задана на первом уроке, на котором поэт рассказал о себе в стихотворении «Мой путь» (1925). Говорили о том, каковы были истоки есенинской лирики, чем стала для него поэзия, как определились основные темы и как поэт ощущал себя в мире и мир в себе.

На следующем уроке в центре внимания была пейзажная лирика мажорного звучания, хотя стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы», «Берёза», «Поёт зима – аукает» и «Пороша» не о самой весёлой поре – конец осени и зима. Но радость мироощущения и естественное ожидание счастья пронизывают эти произведения, раскрывая мир лирического героя, живущего в единстве с природой, черпающего силы в красоте родной земли, верящего в добро и справедливость, как его «пташки нежные», которым «у мёрзлого окна ... снится прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».

А потом был совсем другой урок, на котором речь шла о стихотворении «Песнь о собаке» (1915). Казалось бы, мир радости и счастья рухнул, нет в нём ни веры, ни надежды, ни любви. Но всем строем стихотворения поэт утверждал: «Вера, надежда, любовь не только есть в нашей жизни, но, в конечном счёте, победят!»

Готовясь к уроку, ребята работали в четырёх группах.

Группа 1. Анализ композиции.

Подготовьтесь к выразительному чтению, Для этого определите, сколько частей в стихотворении, как они соотносятся, с каким чувством вы будете читать каждую часть.

1. На сколько частей делится каждое стихотворение? Какие типы речи соответствуют каждой части? Какова роль многоточия?

2. Какой стилистический приём лежит в основе произведения?

3. Что мы узнаём о времени действия: когда всё началось, с какого события и когда закончилось, чем?

4. Как организовано пространство? Где всё происходит? Сравните части стихотворения, как изменилось место действия?

5. Что вы знаете о времени создания произведения? Какие события происходили в России?

6. Определите тему и идею «Песни о собаке».

Группа 2. Анализ лексики.

1. Подготовьтесь к выразительному чтению. Для этого определите по «Словарю русского языка» С.И.Ожегова значения непонятных слов, понаблюдайте, как лексический состав стихотворения связан с выражением основной мысли.

Дайте толкование слов закут, ощенила, сука, шесток, рогожа, талый, ржаной, подачка. Поэтические ли это слова?

2. Найдите просторечные слова, неправильные формы слов. Зачем поэт их употребляет?

3. Чем отличаются от предыдущих слова златятся, струился, высь, гладь с точки зрения употребления? Что они значат? Почему рогожи златятся?

4. Сколько раз и почему повторяется числительное? Почему выбрано именно это число?

5. Какие портретные детали собаки упоминает Есенин? Эти детали характерны для животного или человека?

6. Какова роль глаголов в создании образа собаки, человека? Где их больше? Когда поэт употребляет деепричастия? Для чего?

7. Местоимениями какого лица автор указывает на человека и животное? Это сближает их или разъединяет?

8. Какие существительные создают образ природы? Выпишите антонимические пары.

Группа 3. Анализ художественно-изобразительных средств.

Подготовьтесь к выразительному чтению. Для этого определите чувства, которые хотите передать, интонацию, темп чтения, логические ударения и место пауз. В этом вам поможет знание тропов и стилистических фигур.

1. Сравните «Песнь о собаке» с ранее изученными стихотворениями Есенина с точки зрения употребления тропов. Где их меньше, где они проще? Почему?

2. Приведите примеры эпитетов, указав их виды. Объясните значения слов хмурый, тонкий, тёплый. Укажите олицетворения, сравнения.

3. Объясните выражение глухо покатились, звонко глядела. Как толкует данные наречия словарь?

4. Найдите метафору. Как вы её понимаете?

5. Какие стилистические фигуры использует автор? Какова их роль?

Группа 4. Общая характеристика стихотворения.

Подготовьтесь к выразительному чтению. Для этого уделите внимание пунктуации, звуковой организации речи, цветописи, рифмовке. Начните с определения темы, а закончите определением идеи.

1. Проанализируйте название. Определите жанр. Выпишите из «Словаря литературоведческих терминов» определение песни. Почему выбран именно этот жанр?

2. Какова роль цветописи? Какие цвета использует поэт и почему?

3. Приведите примеры звукописи. Охарактеризуйте аллитерацию в 3 и 6 строфах, ассонанс в 6-й.

4. Понаблюдайте за пунктуацией. Какова роль фигуры умолчания в 4-й строфе? Приведите примеры синтаксического параллелизма, близки ли чувства, выраженные в найденных вами примерах? Почему в последнем предложении поэт не поставил восклицательный знак для усиления эмоциональности: ведь именно в 7-й строфе сконцентрирована душевная боль?

5. Какой тип рифмовки использовал Есенин? Как рифма выражает идею стихотворения?

Так как на уроке вводились новые понятия, на доске были записаны толкования слов: гармония – единство; трагизм – потрясающее, полное страданий событие; новаторство – новое, открытие; а также дано объяснение лексически трудных слов: ржаной закут – чулан, кладовая в избе для ржи; рогожа – грубая ткань из коры молодой липы; шесток – площадка перед отверстием русской печи; подачка – кусок еды, брошенный животному.

1. Работа с эпиграфом.

... мне

В душу грусть

Вошла ...

– Сегодня мы продолжаем разговор о поэзии Сергея Есенина, но, в отличие от предыдущих уроков, наше занятие будет полностью посвящено одному стихотворению – «Песнь о собаке». Запишите тему урока: «С.А.Есенин «Песнь о собаке» (1915)».

Вспомните, что посоветовал дедушка юному поэту? ( «Пиши про рожь, но больше про кобыл».) И действительно, первые стихотворения Есенина были о природе. Какие чувства испытывает лирический герой? (Любовь к природе, радость, надежду, оптимизм.)

Но вскоре в мировосприятии лирического героя происходит перелом, о чём написано в «Моём пути» (чтение и запись эпиграфа).

2. Подготовка к восприятию.

– В 1915 году, когда создавалось это стихотворение, Русь для поэта представала прежде всего в образе природы. Воспитанный в крестьянской семье, Есенин не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он сам себя чувствовал природой, старшим братом разумного зверья. Он, например, говорил своему знакомому художнику:

« – У тебя, Ильюша, прямо собачья любовь к природе!

– Почему собачья? – удивлялся художник.

– Да как тебе сказать... Мне кажется, что по-настоящему любят и понимают природу только животные... И ещё растения... Ты тоже, по-моему, не человек, а большая, умная, добрая собака... И если тебя ласково погладить, ты растрогаешься и заплачешь собачьими слезами...»

«Ты тоже не человек» – также как и я – не совсем человек. Конечно, это метафора, но она содержит правду: Есенин не только любил, но и понимал «неизречённые души» зверей – дар редкостный, уникальный, почти утраченный современным человеком.

На эту особенность мировосприятия указывает Бельская Л.Л.: «Среди есениниских живых существ наиболее распространены домашние животные – лошади, коровы, собаки. Собака – сторож в доме, помощник в труде и друг человека. Она бессловесна, но по силе чувств не уступает человеку. Есенин открыл новую поэтическую «область», опоэтизировав не только лебедей, но и собак, причём в нарочито приземлённой форме – кобели и суки».

После прослушивания стихотворения в грамзаписи обсуждается, что чувствовали ребята.

3. Постановка цели.

– Удивительно: такие сложные человеческие чувства автор сумел передать обычными, простыми словами. Правда, некоторые из них сейчас требуют толкования.

Следует лексическая работа со словами, записанными на доске и вызвавшими затруднения.

И слова просты, и сюжет незамысловат: собака ощенилась, лишние рты в хозяйстве не нужны – вот крестьянин и утопил их. Но в кажущейся простоте этого стихотворения скрыто высшее искусство, когда мастерство становится неощутимым. Цель нашего исследования – понять, как на уровне композиции, лексических и художественно-изобразительных средств поэту удалось затронуть наши души, заставить нас сопереживать.

4. Анализ жанра (работа по опорному конспекту № 4).

– Обратимся к названию. Почему автор назвал стихотворение «Песнь о собаке», а не просто «Собака»? Что значит слово «песнь»?

Песнь (устар.) – песня, стихотворное произведение для пения. Один из древнейших

народных поэтических жанров, в котором главное не

повествование, а выражение чувства. В основном песни

создавались в крестьянской среде.

Есенин осознавал свою поэзию как «песенное слово». Для него песня – высшая ценность по сравнению «с просто стихами», это синоним подлинной поэзии. А само слово «песня» встречается в есенинской прозе свыше 130 раз, уступая по частоте существительным «сердце», «душа», «рука». «К стихам расположили песни, которые я слышал вокруг», – писал поэт. Исследователь Н.Б.Чубукова отмечает, что «стихотворения 1914 – 1915 годов, как правило, сюжетны, центром сюжета в них становятся картины народного быта; здесь широко использованы повествовательные мотивы. Что характерно для народной песни. Жанр этих стихотворений можно определить, как «подражание песне».

– Итак, почему для этого стихотворения Есенин избрал жанр песни?

Открывается запись в ОК № 4: «Жанр – песня».

5. Анализ композиции (работа по опорному конспекту № 1).

– Обратимся к композиции стихотворения. Сколько частей в стихотворении? Какова роль многоточия?

Композиционно стихотворение состоит из двух частей (повествование и описание состояния), разделённых фигурой умолчания. Мы сами представляем, что было дальше.

Повествование прерывается: у поэта нет сил рассказывать, как это происходило. К тому же многоточие синтаксически отделяет одну часть от другой. «Поэт не даёт описания убийства, отказавшись от кульминационной сцены. Он заменяет её одной многозначительной деталью, увиденной как бы самой собакой, прибежавшей на место преступления слишком поздно».

Поражает игра слов, вызывающая у нас ряд ассоциаций: «И так долго, долго дрожала // Воды незамёрзшей гладь». « Дрожать», помимо прямого значения, имеет переносное «оберегать, заботиться». Вода воспринимается как живое существо, которое малышам заменит маму, согреет их (как холодно и страшно было им в мешке!): ведь слово «незамерзающий» лексически связано с теплом. А «гладь» – это грамматический омоним: существительное «гладкая водная поверхность» – форма повелительного наклонения глагола «гладить», то есть ласкать. Интересна и звукопись стиха: дОлгО, дОлгО дрОжАлА, где сочетание только звонких согласных (Д, Р, Г, Л, Ж) и протяжных гласных (О, А) передаёт напряжённость и бесконечность ожидания матери – вот сейчас появятся дети, сейчас вода их вернёт...

– То же напряжение создаётся и организацией времени. Что вы можете сказать о том, как организовано время в 1-й части?

«Утром... До вечера... А вечером...» Обратите внимание на противительный союз А, который противопоставляет утро и весь день вечеру и ночи. Кстати, в фольклоре утро и день символизируют добро, а ночь – зло. Итак, в основе первой части лежит антитеза. В природе время гармонично замыкается в сутки, но здесь оно разорвано, так как события начинаются утром, а заканчиваются ночью. Нарушена гармония жизни. Победило зло.

– Чему посвящена 2-я часть? Изменился ли тип речи? Что происходит?

Вторая часть передаёт состояние собаки. Месяц кажется ей щенком; она, скуля, зовёт его, но месяц скрывается; тогда глаза её (её слезы) превращаются в звёзды. Увидев месяц, собака вновь обрела надежду, но он скрылся, и надежду сменило отчаяние. Говоря о состоянии собаки, мы описывали как будто человека. И вся природа переживает трагедию как живое существо. Приём уподобления природы одушевлённому существу называется олицетворением. Он часто используется в фольклоре, в народных песнях.

– Подумайте, всё ли у поэта так, как в фольклоре?

В народных песнях природа уподобляется человеку, а у Есенина – животному. Таким образом, в поэзии Есенина человек и животное равны. И в этом новаторство поэта. Никто до Есенина так не писал о животных: обычно человек старше, значительнее, главнее.

Частичная работа по ОК № 2 «Лексика».

– Доказать, что животное равно человеку, можно, анализируя портретные детали собаки (язык, глаза, живот, бок), роль местоимений (и собака и человек обозначены местоимениями 3 лица единственного числа: за ним – она, ей, что сближает героев), роль глаголов и их форм (глаголов, передающих действия собаки, больше: ласкала, бежала, плелась, показался, глядела – вышел, поклал; причём они дополнены деепричастиями и деепричастными оборотами, выражающими добавочное действие).

В первых стихотворениях Есенин опирается на языческое одушевление природы и чувство слитности с нею в фольклоре. Для Есенина не существует прямой зависимости между человеком и природным миром; последний живёт своей, независимой от человека, но очеловеченной жизнью. Более того, в ранних стихах природа кажется более живой и одухотворённой, чем сам человек... Но Есенин оживлял природу не столько для сопоставления с человеческой жизнью, сколько он обладал редким даром – ощущением слитности с природой. Не природа сопоставима с человеком, а человек – часть природы.1

Вывод: главным средством выражения темы является приём очеловечивания природного мира.

Продолжение анализа композиции.

– Как организовано пространство в стихотворении? Где развиваются события?

В закуте щенята родились – по улице их вынесли в мир – в проруби они погибли. Пространство сомкнулось – отсюда и возникает ощущение трагедии. Это чувство ещё более усиливается тем, что в 1-й части события с земли перемещаются во 2-й на небо, в космос, во Вселенную. О трагическом разрушении гармонии мира пишет Зуев Н.Н.: «Гармоническое единство человеческой души с миром – вот что определяет лучшие творения Есенина. Это единство – народная философия жизни, запечатлённая в стихах поэта. И как страдает он, когда гармония мира рушится. А нарушает её жестокость человека. Поэтому в конце стихотворения действие происходит одновременно в двух измерениях – конкретно-бытовом и «космическом», а образы приобретают космический характер: ведь нарушена гармония мира, гармония Вселенной... Поразительно точен и ёмок образ «звонко глядела» - мы как будто видим «глаза собачьи», застывшую в них трагедию, равную самой высокой трагедии, которую можно выплакать только во Вселенную, обращаясь ко всему миру... Всему миру кричит собака о своём горе, но «месяц скрылся», и только холодные и страшно одинокие звёзды отзываются на боль, став её сияющими, золотыми, но безжизненными глазами.

Вывод: антитеза, лежащая в основе композиции, создаёт ощущение трагедии.

6. Анализ лексики (работа по опорному конспекту № 2 «Лексика»).

– Это же чувство трагедии выражено на лексическом уровне. Мы уже отмечали простоту языка.

Все стихотворения 1915 года связаны с народной жизнью, о которой Есенин говорит как бы «изнутри» народа, его языком. Стиль его поэзии приближается к жизни: созданные поэтические картины народного быта дополняются народной поэтикой, простой народной разговорной лексики.

Обратите внимание на обилие непоэтических слов, которые можно разделить на прозаизмы (ощенила вместо родила), бытовую деревенскую лексику (закут, рогожи, шесток), разговорной формы (поклал, обсиживают). Непоэтическая лексика отражает реальность, жизненность, обыденность происходящего, что подчеркивает Медведев В.П.: «Откровенная «очерковая» обстоятельность, дотошность, стремление не упустить ни одной детали, работающей на сюжет и образ, притом каждая из этих деталей абсолютно реалистична... И прозаична – если рассматривать её в отдельности, вне контекста. Но в целом-то – это поэзия! И какая!»

Но в «Песне...» есть слова высокие, книжные, поэтические. В стихотворении стремление найти поэзию в прозе жизни выражено и в том, что в строй «низких» слов включены слова иного эмоционального напряжения.

Что значат слова «златятся», «струился», «высь», «гладь»? Когда автор использует их? Почему рогожи златятся? Найдите ещё что-то необычное, нереальное в рассказе о рождении щенят. Какую роль играет числительное? Сколько раз оно употребляется?

Волшебное число 7, троекратный повтор, поэтичность рождают у читателя ощущение сказки. «Атмосфера фантастичности – где все живет – преображаясь – тем пленительней, что у Есенина переходы от реального к сказочному незаметны, неуловимы,» - отмечает Марченко А. М.

Итак, лексически группы слов противопоставлены, и это усиливается антонимичными парами: бежала – плелась, звонко – глухо.

Вывод: лексический строй стихотворения подчеркивает горе собаки, безысходность происходящего.

7. Анализ художественно-изобразительных средств (опорный конспект № 3).

– Интересно сравнить это стихотворение с ранее изученными с точки зрения

употребления тропов, стилистических фигур. Юшин П. утверждает: «Ни в одной из строф нет сложных метафорических образов, наоборот, сравнения и эпитеты самые заурядные. Тем не менее «Песнь о собаке» - одно из наиболее сильных лирических стихотворений»1. Докажем это. Определите цветовую гамму стихотворения.

Златятся, рыжие, то есть красно-желтые, ржаной, золотые – синий – снег, снежок, сугробы. Получаем цветовую цепочку: желтый – синий – белый.

Цвет не только живописен, с ним связан в лирике Есенина определенный смысл. В поэтике Есенина, связанной с народной основой, фольклором, цвет несет в себе эмоциональный, оценочный, философский смысл... Это цвета вышивок, древней живописи.

Синий цвет – цвет родной Оки, неба, родины. Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они говорят о краткости и величии жизни. С мыслью о неизбежности смерти связан белый цвет.

Красный, синий, желтый – классическое трехцветие русской иконописи. Очень характерно пристрастие поэта к желто-золотому. И это не случайно. В образе его «языческой» фамилии (осень – есень – ясень – весень) Есенин видел как бы указание на свое предназначение в мире. Чаще всего один из основных, красный или желтый, а иногда и красный, и желтый, складывается из множества оттенков... Сгущая синеву вечера, поэт сообщает желтизне яркость (золотые), повышая активность цвета. Для Есенина синий – это не только «дополнительный», но и «доминирующий» цвет, устанавливающий перекличку с другими. Синий считался по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность».

– А какова роль оценочных эпитетов? Почему хозяин хмурый? Означает ли это, что ему чужды человеческие чувства и потому топить щенят – дело обыденное, или «хмурый», потому что ему это не нравится, неприятно? Почему месяц «тонкий»?

«Хмурый» - угрюмый, насупившийся.

«Тонкий» - 1) небольшой; 2) о звуках: высокий; 3) переносное значение – изысканный; 4) перен. умный; 5)перен. чуткий; 6) хитрый. Возможно, поэт наделяет это слово новым значением: «хрупкий, не в силах помочь».

«Теплый» - среди пяти значений выделяем переносное «ласковый», то есть нежный, заботливый».

Следовательно, оценочные эпитеты обозначают не внешнее качество, а состояние,

наделяются экспрессивностью. Если же сравнить число существительных с эпитетами с общим количеством существительных без эпитетов, то окажется, что последних гораздо больше. Для лирического стихотворения такая оголенность существительных необычна.

Естественно, что во 2-ой части, где описывается состояние, тропы становятся разнообразнее: появляются олицетворения, сравнения: месяц скользил, скрылся; как от подачки, когда бросят камень ей в смех – человек убивает, не задумываясь, оскорбляет, не задумываясь. Видно, это было не раз, и не один человек так поступал. Отсюда неопределенно – личная форма сказуемого.

– Какова роль стилистических фигур?

Инверсия логически выделяет эмоционально ключевые слова (глядела она, скуля), повтор усиливает боль (долго, долго), эпифора и анафора также несут эмоциональный заряд (бежала – бежать: ах, как быстро – и все напрасно; когда куры обсиживают шесток – когда чуть плелась обратно: спокойствие, размеренность и обессиленность, почти безжизненность). И все-таки образный строй стихотворения подчеркнуто прост. Лишь в последних 2-х строфах вдруг появляются сильные и необычные образы: «глухо покатились», («глухой» - из пяти значений выделяем перен. «тихий, без проявлений жизни», то есть замертво), «звонко глядела» (сравните: звенит в ушах от тишины, то есть от напряжения, от исступления, от боли). «Звон» - один из самых устойчивых символов есенинской поэзии. От предметной реальности он вырастает в эхо всего окружающего мира, выступает как «представитель» Земли, её основных звуков. В том числе и крика – плача.

Завершается «Песня...» великолепной метафорой. По замечанию Марченко А.М., «метафора не декоративная деталь, а средство раздвинуть зрение, то есть увеличить его «угол». Но это широкое значение – только следствие широкоульного двойного «чувствования».

– Метафору невозможно логически объяснить. И всё же... попробуем.

Глаза – зеркало души. Умерла душа – глаза безжизненные, холодные, как звезды; сияют золотом от слез, страдания (желтизна – цвет осени, умирания); сравни с фразеологизмом «выплакать все глаза» - выражение высшей степени страдания. Какой прекрасный прием использует Есенин: превосходность метафоры и сознательная упрощенность поэтического текста вызывают у нас одинаково сильное переживание!

Вот он, во всей красоте и силе, поэтический образ, заставляющий нас вздрогнуть от неожиданности, от прикосновения к живому, трепещущему нерву нашей души. Есенинский образ!

Таким образом, выразительность достигается с помощью так называемых «МИНУС-ПРИЕМОВ»: важным оказывается отсутствие привычных средств художественного изображения.

Вывод: простота стиля усиливает боль утраты.

8. Общая характеристика стихотворения (опорный конспект № 4).

– А как усиливает эмоции звучание стиха? Охарактеризуйте звукопись.

Аллитерация построена на антитезе: 3-я строфа – глухие, оглушенные звонкие, шипящие согласные, создающие ощущение надвигающейся беды: А веЧером, Когда Куры // ОБСиЖиваюТ ШеСТоК, // ВыШел Хозяин Хмурый, // СемерыХ ВСеХ ПоКлал в меШоК. А 6-я строфа – звонкие звуки, усиленные гласными А, Я, И, передающие накал чувств, трагизм произошедшего. И в этой же строфе – ассонанс: в сИнЮЮ вЫсь звОнкО, напоминающий вой, крик, плачь.

– Синтаксический строй стихотворения тоже рассчитан на наше сопереживание. Синтаксический параллелизм 1 и 3 предложений служит, как ни странно, выражению антитезы: противопоставлены радость, счастье материнства и горечь утраты. То же мы видим во 2-ом и 6-м предложениях. Отсутствие восклицательного знака в метафоре лишь подчёркивает обычность трагедии и безысходность горя.

Анализируя рифму, указываем, что она перекрестная, характерная для русской поэзии; чередующаяся женская и мужская, передающая чередование ласки, любви, счастья и равнодушия, жестокости.

– О чем же это стихотворение? Иногда время создание произведения помогает точнее определить тему. В 1915 году шла первая мировая война. Что несет человеку война? Кто страдает сильнее всего? Конечно, это мамы, теряющие детей. Мы подчеркивали, что у Есенина животное равно человеку. Так только ли о страдании собаки речь?

Тема – боль материнской утраты.

– Какова же идея «Песни...»?

Очевидно, осуждение жестокости и равнодушия. Созданное в разгар войны стихотворение по содержащимся в нем лирическим переживаниям было созвучно современности и особенно тем, кто понимал бессмысленность бойни и терял в ней своих родных и близких. В стихотворении воспевалась любовь к живому, своим пафосом оно осуждало жестокость жизни.

9. Обобщение.

– «Песнь о собаке» стала событием не только в есенинском творчестве, но и во всей русской поэзии: никто из поэтов не писал о животных с такой нежностью и страданием, с такой искренностью и драматизмом. «И какая ледяная тоска больно сомкнется над черной бездной проруби, поглотившей эти милые беззащитные существа! Синяя высота утреннего неба по отвесу лезвием упадет в сердце матери – собаки и высечет, выкровит оттуда горючие, как сами слезы, слова: «Покатились глаза собачьи // Золотыми звёздами в снег». Больнее не скажешь». (Е.Исаев.)





Опорный конспект №1

КОМПОЗИЦИЯ

I часть ПОВЕСТВОВАНИЕ (АНТИТЕЗА)

утро (день) вечер (ночь)

добро зло


а) t разорвано СТРАДАНИЕ


б) ПРОСТРАНСТВО: ЗЕМЛЯ


ЗАКУТ


УЛИЦА


ПРОРУБЬ


I I часть ОПИСАНИЕ (ОЛИЦЕВОРЕНИЕ)

б) СОБАКА КОСМОС

ЩЕНОК НАДЕЖДА МЕСЯЦ

ОНА МЕСЯЦ

ГЛАЗА ОТЧАЯНИЕ ЗВЕЗДЫ


В) ФОЛЬКЛОР ПОЭТ

ПРИРОДА ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕК ЖИВОТНОЕ

Н О В А Т О В А Т О Р С Т В О

Опорный конспект № 2

ЛЕКСИКА

I часть 7 , 3-кратный повтор

СКАЗКА

поэтичность (златятся)


А Н Т И Т Е З А

прозаизмы (ощенила)

древнерусский быт (шесток) ЖИЗНЬ

разговорные формы (поклал)


ОНА ЗА НИМ

глаза, живот

ласкала, причёсывая


I I часть сугробы

ОНА вода

высь

бежала плелась

звонко глухо

Г О Р Е

Опорный конспект № 3

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

I часть а) Т Р О П Ы:

цветовые (золотые)

ЭПИТЕТЫ

(простые) оценочные (хмурый)

существительных БЕЗ эпитетов

б) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ:

ИВЕРСИЯ (глядела она, скуля)

ПОВТОР (долго, долго)

ЭПИФОРА (бежала...бежать)

ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ (...)

I I часть а) СРАВНЕНИЕ (как от подачки)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (месяц скользил)

! метафора

б) АНАФОРА (и...и...и...и...)

МИНУС – ПРИЁМЫ

Б О Л Ь

Опорный конспект № 4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

а) ТЕМА – боль материнской утраты


б) ЖАНР – песня

золотой

в) ЦВЕТОПИСЬ синий

белый

аллитерация (ч-к-х-ш)

г) ЗВУКОПИСЬ

ассонанс (и-юю-ы-о)


перекрестная (а-б-а-б)

д) РИФМА простая (смех –снег)

женская // мужская


е) ИДЕЯ – осуждение жестокости, равнодушия


Т Р А Г И З М



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!