СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текста и работа со словарями на уроке-зачете в VШ - IX классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В VIII—IX классах можно рекомендовать проведение зачета по разделу «Развитие связной речи».

На данном уроке - зачете (2 часа) учащимся сначала предлагаются на карточках тексты для анализа (зачетная работа № 1).

Просмотр содержимого документа
«Анализ текста и работа со словарями на уроке-зачете в VШ - IX классах»

Анализ текста и работа со словарями на уроке-зачете в VШ - IX классах


В VIII—IX классах можно рекомендовать проведение зачета по разделу «Развитие связной речи».

На данном уроке - зачете (2 часа) учащимся сначала предлагаются на карточках тексты для анализа (зачетная работа № 1).

Вопросы и задания к этим текстам могут быть такими:

  1. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают текста.

  2. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

  3. Докажите, что это текст. (Докажите, что данный отрывок является текстом.) Какова роль первого предложения?

4.Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

5.Какие средства связи - между предложениями используются в тексте (в одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте?

  1. Объясните, пользуясь словарем, значение выделенных слов.

  2. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

  3. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Составьте словосочетания (предложения), чтобы доказать многозначность данных слов.

9.Найдите в тексте заимствованные слова. Объясните их значения.

  1. Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия.) На что указывает заглавие: на тему или основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия.)

  2. Составьте план текста, перескажите текст. (Напишите изложение.)

  3. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка).

Данные задания являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста, например, так:

  1. Какова роль в тексте повторяющихся слов? Докажите, что повтор слов в этом тексте является оправданным'!

  2. Какова роль синонимов в тексте?

  3. Какие языковые средства помогают автору выразить свое отношение, оценку?

  4. Какова роль вводных слов?

  5. Какова роль односоставных предложений? Как их использование связано с содержанием текста? И т. д.

Пользуясь данным материалом, учитель дает учащимся задания по вариантам, исходя из особенностей текста, предлагаемого для анализа, и учитывая уровень подготовки каждого ученика. Каждый ученик выполняет два-три задания.

Зачетная работа № 1 может выполняться группой учащихся, в которую входят 5—6 человек, под руководством консультанта. При такой организации работы вся группа анализирует один текст, при этом каждый ученик выполняет свой вариант заданий (от одного до трех вопросов). Консультант распределяет вопросы-задания, учитывая пожелания членов группы. Задания могут выполняться как устно, так и письменно.

Зачетная работа № 1 выполняется в течение 15—20 мин. Если текст небольшой, то учащиеся могут записать его, а затем выполнять задания. Каждый член группы получает оценку, которая выставляется консультантом с учетом мнений всех членов группы.

Затем учащиеся выполняют зачетную работу № 2.

Задание 1.

Сопоставьте темы сочинений: «Книга — учебник жизни», «Моя любимая книга», «Об этой книге хочется рассказать».

(Варианты: 1) «Цена хлеба» и «Хвала рукам, что пахнут хлебом»; 2) «Помни тех, кто отдал жизнь за Родину» и «Они защищали Родину»; 3) «Любимый уголок родной природы», «О край родной, как ты чудесен», «Мой край родной».)

Сопоставляя темы сочинений, учащиеся могут пользоваться следующими вопросами:

  1. Какая тема более широкая (узкая)?

  2. На что указывают формулировки — на тему или основную мысль?

  3. В чем сходство данных тем и чем они различаются?

Задание 2.

Сформулируйте самостоятельно несколько тем сочинений - о бережном отношении к природе (о любви к родному краю, о роли книги, о пользе знаний).

Задание 3.

На какие темы Вам нравится писать сочинения?

  1. вариант. Составьте план сочинения на одну из тем, выбранных по желанию. Подберите эпиграф.

  2. вариант. Напишите вступление к сочинению на одну из тем, выбранных пожеланию.

Зачетные работы № 1 и 2 выполняются письменно всеми учащимися, оценки выставляет учитель. На следующем уроке развития речи проводится анализ результатов выполнения работы. В журнал выставляется зачетная оценка (с учетом результатов выполнения двух зачетных работ).

Зачетные задания могут включать работу со словарями, например:

I вариант. Прочитайте словарные статьи, посвященные слову патриот, в «Школьном толковом словаре» и «Школьном словаре иностранных слов». Выполните задания, ответьте на вопросы (письменно).

  1. Сравните словарные статьи, посвященные слову патриот, в двух словарях. Чем различается материал словарных статей?

  2. Что можно узнать из словарей о слове патриот?

  3. Напишите рассуждение на тему «Что значит — быть патриотом».

Постарайтесь включить в текст ответы на вопросы: что это значит — быть патриотом в наше время? Как уже в школьные годы можно проявлять свои патриотические чувства? Как соотносятся понятия «патриотизм» и «интернационализм»?

II вариант. Прочитайте в «Школьном толковом словаре» словарные статьи, посвященные словам отечество и родина. Докажите, что это слова-синонимы. Придумайте и запишите два-три предложения с этими словами.

  1. вариант. Прочитайте в одном из толковых словарей словарные статьи, посвященные словам интеллигентность, филология, гуманизм, оптимизм, инициативный, экология. Что вы узнали об этих словах из словарных статей?

  2. вариант. Проанализируйте в «Школьном словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные словам инертный, пассивный. Чем различаются эти слова-синонимы?

V вариант. Прочитайте в «Школьном словаре иностранных слов» словарную статью, посвященную слову интеллигенция. Что вы узнали об истории появления этого слова в русском языке?

Зачетные задания, предполагающие работу с толковыми словарями и словарями синонимов, могут быть помещены на отдельные карточки. Ученики, выполняя задания, заполняют таблицы.

I вариант.

  1. Запишите данные ниже синонимы, распределяя их в два столбика.

  2. К каким словарям можно обратиться для справок? Включите в таблицу несколько примеров из словаря.

Ложь, вранье; слякоть, непогода; хихикать, смеяться; плач, хныканье; понять, ухватить; привередливый, капризный; торопить, подгонять; интересно, занятно; учеба, обучение; возражать, перечить; работяга, труженик.


Стилистически нейтральные

Разговорные

ровесник

одногодок (разг.)


II вариант.

1. Запишите данные ниже синонимы, распределяя их в два столбика.

2. К каким словарям можно обратиться для справок? Включите в таблицу несколько примеров из словаря.

Шествовать, идти; решиться, дерзнуть; отчизна, родина; иностранный, иноземный; битва, сеча; жадный, алчный; сжечь, предать огню; архитектура, зодчество; зодчий, архитектор.

Стилистически нейтральные

Высокие

развеваться

реять (высок.)


III вариант.

Запишите данные ниже синонимы, распределяя их в три столбика. К каким словарям можно обратиться для справок?

Называть, звать, нарекать; похоронить, предать земле, схоронить; солдат, вояка, ратник; развеваться, реять, трепыхаться; болтаться, ниспадать, спускаться.


Стилистически нейтральные

Высокие

Разговорные

победить

Повергнуть (высок.)

перебороть (разг..)


IV вариант.

Прочитайте материал таблицы. Продолжите заполнение таблицы, записав в третью колонку придуманные вами примеры.


Слово

Лексическое значение

Примеры

Праздный

  1. ничем не занятый, без дела, без полезных занятий

2)бесцельный, пустой


Праздничный

  1. торжественный

2)об одежде: выходной, нарядный

3)радостный


Невежливый

грубый, нелюбезный, неучтивый, резкий


Невежественный

неученый, малообразованный, темный, безграмотный



При проведении зачета учащимся могут быть предложены задания на редактирование, например:

Отредактируйте отрывок из сочинения ученика, стараясь избежать повторов и однообразия использованных предложений.

  1. «Летом я прочитал книгу «Белый Бим Черное ухо». Эту книгу написал Г. Н. Троепольский. Эту книгу я прочитал с большим интересом. Эта книга учит нас быть добрыми, заботиться о животных».

  2. «Во время экскурсии мы осмотрели очень интересный памятник. Этот памятник находится на одной из главных площадей города. Этот памятник посвящен героям Великой Отечественной войны».


Работа с текстом может включать также задания, связанные с различными видами разбора.

1. Выберите слово, интересное для фонетического (морфологического) разбора, для разбора по составу.

2. Выберите из текста предложение, интересное для синтаксического разбора.

  1. Подчеркните грамматические основы предложений.

  2. Сформулируйте самостоятельно задания для повторения орфографии, пунктуации.

Однако центральную часть урока составляет работа с текстом. Остановимся на ней подробнее.

Если анализ текста выполняется группой учащихся, то на втором уроке каждая группа отчитывается о выполненной работе перед всем классом. Комплексный анализ текста начинается с выразительного его чтения. Задание «Подготовьтесь к выразительному чтению» может включать такие указания: выберите нужный тон; определите место коротких и длинных пауз; отметьте слова, на которых следует сделать логическое ударение; обратите внимание на интонацию в предложении с вводными словами (обращением, обобщающим словом и т. д.).

Анализ текста (его делает один представитель группы) проводится в форме связного высказывания. Предлагаемые к тексту вопросы выполняют роль плана устного ответа.

Если анализ начинается с задания: «Докажите, что это текст», то доказательство должно строиться на конкретном материале — анализе лексических, морфологических, синтаксических средств, обеспечивающих главные свойства текста — цельность и единство.

Естественно, чтобы подготовить учащихся к зачету, такие задания должны предлагаться на обычных уроках, при выполнении упражнений, когда идет работа с текстом, начиная с V класса.

В связи с этим хочется рассказать об уроке по разделу «Лексика»/

Прочитайте текст:

...Неожиданно донесся запах подснежника!..

Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого и несчастного — он сейчас - украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе все лучшее, что есть в человечестве,— доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский).

И прежде чем поставить вопросы, данные в упражнении

1.Есть ли в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова, слова, употребленные в переносном значении?

2.Какова их роль в тексте?

Учитель обратилась к классу: «Докажите, что это текст».

Ответ ученика: «Это текст, потому что от первого предложения все расходится, а в последнем — все сходится». Ответ, вытекающий именно из конкретного анализа данного отрывка: не будь последнего предложения — текст рассыплется (сначала — о подснежнике, потом — о людях; последнее предложение: Так и подснежник кажется капелькой неба на земле — все объединяет, в нем все сходится).

Следующий вопрос учителя классу: «Почему автор в тексте, где речь идет о цветке, употребил слово доверие?»

Ответ ученика был таким: «Подснежник так поверил первым лучам весеннего солнца, он так хочет порадовать людей, и он не боится, что могут наступить морозы и он замерзнет».

Ответ убеждает в том, что именно анализ языковых средств, использованных в тексте, приводит к пониманию его содержания. Этот вывод важен как для уроков русского языка, так и для уроков литературы.

Данный фрагмент урока показывает: доказывая, что данный отрывок является текстом, ученики не должны воспроизводить определение текста, данное в учебнике («Текст это ряд предложений, связанных по смыслу»); они должны дать анализ конкретного материала: темы, основной мысли текста, языковых средств, обеспечивающих его связность, цельность и единство.

Покажем еще один пример выполнения такого задания.

Прочитайте отрывок из книги советского писателя Е. Дороша «Живое дерево искусства». Докажите, что это текст.

Пройдитесь по родному городу неторопливо.

Какое эстетическое наслаждение ожидает вас! Оно будет тем сильнее, что рядом со старым зданием вы увидите новое, и они нисколько не противостоят друг другу, если только каждое из них совершенно в своем роде и оба они включены в ясный градостроительный план. Напротив, мне думается, что старинный особняк или древняя церковь могут лишь выиграть от соседства со строгими плоскостями современной архитектуры, и она в свою очередь обогатится, имея подле себя прямо противоположные формы.

Древнее среди современности — свидетельство бессмертия народа.

Это текст, потому что предложения объединены общей темой.

Связь между предложениями осуществляется лексическими и грамматическими средствами. Лексические средства:

1) однотематическая лексика (город, здание, особняк, архитектура, градостроительный план),

2) синонимы (старый, старинный, древний; новый, современный),

3) антонимы (старый новый, старинный современный),

4) повтор слов.

Грамматические средства:

1) использование местоимений;

2) видовременная соотнесенность глагольных, форм (в основном — будущее время, совершенный вид: будет, увидите, обо­гатится);

3) особую роль выполняет вводное слово напротив;

4) цельность текста создается и с помощью последнего предложения: завершая текст, оно становится как бы выводом. Структура предложения придает ему афористичность. Особая роль последнего предложения подчеркивается тем, что оно представляет собою отдельный абзац.

При анализе данного текста интересно обратить внимание на использование многозначных слов: строгий, ясный, старый. Ученики должны уметь доказать, что эти слова являются многозначными, используя один из способов доказательства:

  1. Составить с данным словом словосочетания или предложения, употребив слово в разных значениях. Например: старый город, старый человек, старая газета.

  2. Подобрать ряды синонимов к разным значениям многозначного слова: старый (древний, старинный) город; старый (пожилой) человек.

  3. Подобрать антонимы: старый человек молодой; старый город новый, современный.

Если урок-зачет проводится в период подготовки к сочинению, целесообразно предлагать для анализа тексты, которые соотносятся с темой сочинения, а при работе со словарями рассматривать слова тех тематических групп, употребление которых предопределяется темой высказывания. Так, если идет подготовка к сочинению о любви к родной природе, бережном отношении к ней, на уроке-зачете можно использовать следующий материал.

I. 1. Озаглавьте текст.

2. Определите его тему, основную мысль.

3. Какие средства связи между предложениями используются в тексте?

4. Объясните, пользуясь словарем, значение слов: культура, доминанта, долг, гуманитарный.

5. Сравните слова гуманный, гуманитарный, гуманистический.

По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обязательна. Технике должна быть определена четко служебная роль.

Ведь природа миллионы лет сама управлялась со своими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. Природа — чудо из чудес.

Человек — высшая точка в развитии природы. Он не должен бесконечно испытывать терпение своей матери, требовать у природы всего и немедленно. Наконец, есть долг человека перед природой. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям, даже «неживой природе», Помогать, не ожидая немедленной награды. (Д. С.Лихачев).

II. 1. Запишите текст, объясните знаки препинания.

2. Подготовьтесь к выразительному чтению.

3. Каков стиль текста? Докажите.

4. Проанализируйте средства связи между предложениями. Какую роль выполняет слово это, которое повторяется в тексте?

5. Найдите вводные слова, подберите к ним синонимы. Какова их роль в тексте?

6. Объясните значение слов природа, среда обитания, цивилизация, прогресс, философский, нравственный.

Сегодня это, видимо, вопрос вопросов: осознает ли человек во всей глубине и в полном объеме, казалось бы, простую истину, что он — часть природы? Уничтожая природу, он уничтожает и среду собственного обитания и в конечном итоге уничтожает себя самого. Это становится все более очевидным. Это вопрос философский и нравственный одновременно. Над ним задумываются лучшие умы мира. Если технический прогресс выйдет из-под контроля, это страшно, это означало бы конец цивилизации в целом... (Н. Г. Самвелян).

III. 1.Прочитайте тексты. Определите их стиль.

2.В каких значениях употреблено в них многозначное слово земля? Докажите, что это слово является многозначным.

3. Объясните значение слов проблема, повилика, веси, вдохновенье, зенит, откровение.

4. Подберите синонимы к словам воля, древний. Чем различаются слова, входящие в один ряд синонимов.

5.Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения М. Дудина.

6. Выберите из стихотворения слова, которые можно использовать в качестве эпиграфа к сочинению о бережном отношении к природе.

1) Мы хорошо теперь видим: планета Земля очень невелика и рост возможностей человека сокращает расстояние между нами, на ней живущими. Было время, когда Дым из каминной трубы в худшем случае мог испачкать белье, висящее на веревке в палисаднике у соседа. Сегодня дым из трубы достигает соседней страны и грозит уже замарать ни много ни мало — землю целого государства. ...В одиночку каждому государству невозможно решать возникающие проблемы. (В. Песков).

2) Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики... Берегите Землю!

Берегите

Чудо песен

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий...

Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства

Откровение земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только

Берегите

Эту Землю!

(М. Дудин).

Обучающая роль урока-зачета повышается, если тексты, предлагаемые для анализа, близки по теме. И сам урок-зачет приобретает цельность и единство, когда ученики, предварительно под­готовившись, читают эти тексты, производят их анализ, а класс слушает, получая новую информацию, повторяя, накапливая опыт использования слов определенной тематической группы в разных текстах, накапливая опыт анализа, проверяя себя.

Вопросы и задания к текстам обычно даются заранее, но в ряде случаев ученики могут сами составить и сформулировать вопросы, исходя из особенностей конкретного текста. В таком случае учитель только готовит карточку с текстом.

Материал для урока-зачета в VIII или IX классе. Тексты объединены темами: язык, речь, речевая деятельность, речевое поведение, роль слова.

I. 1. Прочитайте текст, определите его тему. 2. Каков стиль текста? Докажите. 3. Объясните значение слов контакт, интенсивный, познание, диалог, коммуникация.

Жизнь человека в обществе — это не только труд, но и множество встреч, диалогов, контактов.

Общение между людьми становится все более интенсивным. Наш век уже стали называть веком общения. Основанием для этого послужило бурное развитие средств массовой коммуникации. Но это не только радио, телевидение, газеты, журналы, книги и т. д. Большое место в жизни человека занимают живые контакты с разными людьми.

Общение есть прежде всего речевое взаимодействие людей, содержание которого, кстати, безгранично, как безгранично человеческое познание. (В. К. Дьяченко).

II. 1. Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль.

2. Объясните значение слов логика, повелительная интонация, скупой (жест), приветливый, однозначно.

3. Подготовьтесь к устному пересказу текста (сделайте записи в тетради, чтобы передать содержание текста достаточно полно).

Работа с текстом проводится группой учащихся. С устным пересказом текста могут выступить перед классом два ученика.

Культура человека выражается не только в умении говорить, но и слушать. Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться.

Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. Этим он унижает не только собеседника, но и себя. Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать свое мнение, уважай мнение собеседника.

Во время разговора следи за выражением лица так (же), как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчеркивает уважение к собеседнику. Слушай собеседника внимательно и с живым участием.

Следи за собой, когда рассказываешь что-нибудь смешное. Лучший рассказчик — тот, кто заставляет других смеяться, а сам остается серьезным.

Разговаривая, старайся не размахивать руками. Если хочешь подчеркнуть какую-то мысль, чувство, достаточно одного скупого, но выразительного жеста.

Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если уж это крайне необходимо, обратись к товарищам со словами: «Простите, я вас перебью». Если вы случайно перебили собеседника, обязательно следует сказать: «Простите, я вас перебил. Продолжайте, пожалуйста».

Соблюдай правила культуры речи, когда пишешь письмо. Старайся выбирать точные выражения, слова, чтобы читающий - мог правильно и однозначно понять твою мысль, ведь он не может сразу переспросить тебя, уточнить, что же ты хотел сказать.

Не разговаривай долго по телефону. Не звони по пустякам, ты можешь отвлечь человека от срочных дел. Недопустимо звонить рано утром или поздно вечером. (Только если дело чрезвычайное!) Звони тогда, когда уверен, что тебе могут уделить внимание.

(По книге «Мир детства»).

III. Прочитайте текст, определите его тему.

1.Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль.

2.Докажите, что это текст.

3. Объясните значение слов: сопутствовать, отвлеченный, запечатлеть.

4. В каком значении употребляется в тексте многозначное слово словарь? Подберите синонимы, чтобы объяснить это значение.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и распола­гает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий.

Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь! (С. Я. Маршак).

IV. Прочитайте текст.

1. Чему он учит?

2.Пользуясь материалом текста, составьте памятку «Что такое культура речи?»..

3. Объясните значение слов пустословие, свысока, мимика, эмоциональный, образно, вульгарный, достоинство.

Умение ясно выражать свои мысли, умение слушать собеседника — все это, как мы знаем, важные признаки того, что человек обладает культурой речи. Умение говорить просто, без лишних слов, эмоционально и образно достигается не сразу. Следует учиться правильному литературному произношению, выразительной интонации, владению мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску речи.

Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословия, повторения одного и того же.

Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно.

Избегай ненужных слов: «знаете», «понимаете», «так вот», «так сказать», «значит».

Не употребляй вульгарных слов и выражений. Не думай, что, пересыпая речь грубыми словами, ты кажешься взрослее и мужественнее. Напротив, у стоящих людей ты вызовешь лишь брезгливое отношение.

Будь в словах так (же) вежлив, как и во всем. Словом можно порадовать человека, а можно и глубоко обидеть.

Никогда не давай прозвища и клички товарищам. Это унижает человеческое достоинство, иных больно ранит, заставляет замкнуться в себе.

Уважай своего собеседника; смотри на того, с кем говоришь,— недопустимо во время разговора оглядываться по сторонам, отворачиваться, выражать свое нетерпение поглядыванием на часы.

Не разговаривай с товарищами и взрослыми свысока, тоном, не терпящим возражений и сомнений.

Невежливо полностью завладеть разговором, говорить только о себе (где был, что видел, что переживал).

Не говори быстро и с излишней горячностью. Не старайся перекричать собеседника. Если он говорит громко, ты говори тихо, тогда собеседник тоже перестанет кричать.

Приветливый, доброжелательный тон создает возможности для взаимопонимания; грубый тон порождает ответную грубость.

Особенно следи за собой, когда говоришь с младшими, они копируют тебя: подражают как в хорошем, так и в дурном. (По книге «Мир детства»)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!