Анализ текстов зауральских писателей как формирование речевой культуры обучающихся на уроках литературного краеведения.
Л. В. Пешкова,
ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат»,
учитель русского языка и литературы
Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего каждый человек должен знать, чем богата его земля, чем интересна культура местности, где он родился. Опыт многих сотен поколений свидетельствует о важности связи человека с его малой Родиной. Только знания позволяют лучше разглядеть свой край, найти своё место в нем. Зауралье известно богатством народной культуры. Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач: обогатить духовно-нравственный опыт учащихся; расширить эстетический кругозор; сформировать умения соотносить нравственные идеалы классической литературы и литературы Зауралья. Преподавание регионального компонента связано с рядом трудностей. Это объясняется недостатком литературных источников, критических публикаций, полноценных биографических справок. Зауралье богато людьми пишущими. Литературное творчество остановить невозможно, книги издаются, хотя бы и небольшими тиражами и не так часто, как хотелось бы писателям и читателям.
Зауралье, как впрочем, и вся Россия, известно своими талантами. Мало кому не знакомы имена зауральских художников слова Ивана Ягана, Людмилы Тумановой, Виктора Потанина, Алексея Югова, Николая Глебова, Александра Виноградова, Алексея Пляхина и многих других. У всех их совершенно разная судьба, неповторимое, ни с чем не сравнимое творчество, но объединяет их одно – это жизнь в Зауралье. Только знания, приобретённые в школе, на уроках помогают лучше разглядеть свой край, найти в дальнейшем своё место в нём. Надо открывать для себя малую Родину, т.к. это часть Отечества, исследовать историю, культуру, искусство, прошлое и настоящее. Известный краевед - фольклорист В.П.Бирюков отмечал, что «…мы, жители глухих углов, ничуть не хуже какой-то заграницы».
Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота родного края;
- формирование представления о литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание своеобразия литературы родного края.
Только через анализ текста обучающиеся могут увидеть своеобразие литературы родного края.
Поэтому на уроках стараюсь как можно чаще работать с текстами, чтобы дети смогли понять, как интересен, а порой и необычен язык писателей-зауральцев. Кроме того, работа с текстами помогает и обучающимся готовиться к сдаче ЕГЭ (часть С).
Особое внимание при анализе текстов уделяется проблемам, которые автор затрагивает. Так как замечено, что не все обучающиеся умеют выделять проблему, идею, а также доказать её.
На уроках использую разноаспектный анализ текста.
Примерный план анализа
Тема.
Проблема (или проблемы).
Какие выразительные средства использует автор для раскрытия идеи текста:
тропы;
стилистические фигуры.
Важно показать ученикам различие тропов и стилистических фигур на примерах текстов. Что с успехом достигается на уроках при анализе текстов.
Ниже приведена примерная работа над стихотворением Л.Андреевой «Наедине с рекой» при изучении темы «Современная поэзия Зауралья».
Прочитайте стихотворение, определите тему.
Выделите ключевые слова, обратите внимание какой частью речи являются ключевые слова. (14 глаголов, 6 сущ.)
Что значит слово рекав названии? (Река=жизнь.Наличие глаголов позволяет увидеть течение, движение жизни для человека).
Какова проблема, затронутая автором в этом произведении? (Проблема предназначения человека. Проблема единения природы и человека, так как человек – дитя природы и только объединившись с природой и ,не вредя ей, человек может жить)
Определите художественные приемы, которые использует автор для раскрытия проблемы (тропы, стилистические фигуры). Множество эпитетов:серебряным звоном,сладкого счастья,снегом пушистым и т.д.;
олицетворений:вьюга в степи веселится,свирепствует гром,душа замирает.
Анафора
Чтобы видеть, как вьюга в степи веселится,
Чтобы слышать, как в тучах свирепствует гром.
Здесь показано предназначение человека (чтобы просто жить, и наслаждаться природой).
Результат такой работы – домашнее сочинение-эссе «Размышления о жизни в стихотворении Л.Андреевой «Наедине с рекой»»
В данной статье показана лишь небольшая часть работы над текстами писателей Зауралья. Но главное, что на таких уроках дети наблюдают за богатством и разнообразием языка не только на примерах классической литературы, но и на примерах литературы малой родины и понимают, что наше Зауралье действительно богато талантами, и ничем не хуже других. Кроме того ведется плодотворная работа по подготовке к ЕГЭ.
2