СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текстов зауральских писателей как формирование речевой культуры обучающихся на уроках литературного краеведения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ текстов зауральских писателей как формирование речевой культуры обучающихся на уроках литературного краеведения.

Просмотр содержимого документа
«Анализ текстов зауральских писателей как формирование речевой культуры обучающихся на уроках литературного краеведения.»

Анализ текстов зауральских писателей как формирование речевой культуры обучающихся на уроках литературного краеведения.

Л. В. Пешкова,

ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат»,

учитель русского языка и литературы

Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего каждый человек должен знать, чем богата его земля, чем интересна культура местности, где он родился. Опыт многих сотен поколений свидетельствует о важности связи человека с его малой Родиной. Только знания позволяют лучше разглядеть свой край, найти своё место в нем. Зауралье известно богатством народной культуры. Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач: обогатить духовно-нравственный опыт учащихся; расширить эстетический кругозор; сформировать умения соотносить нравственные идеалы классической литературы и литературы Зауралья. Преподавание регионального компонента связано с рядом трудностей. Это объясняется недостатком литературных источников, критических публикаций, полноценных биографических справок. Зауралье богато людьми пишущими. Литературное творчество остановить невозможно, книги издаются, хотя бы и небольшими тиражами и не так часто, как хотелось бы писателям и читателям.

Зауралье, как впрочем, и вся Россия, известно своими талантами. Мало кому не знакомы имена зауральских художников слова Ивана Ягана, Людмилы Тумановой, Виктора Потанина, Алексея Югова, Николая Глебова, Александра Виноградова, Алексея Пляхина и многих других. У всех их совершенно разная судьба, неповторимое, ни с чем не сравнимое творчество, но объединяет их одно – это жизнь в Зауралье. Только знания, приобретённые в школе, на уроках помогают лучше разглядеть свой край, найти в дальнейшем своё место в нём. Надо открывать для себя малую Родину, т.к. это часть Отечества, исследовать историю, культуру, искусство, прошлое и настоящее. Известный краевед - фольклорист В.П.Бирюков отмечал, что «…мы, жители глухих углов, ничуть не хуже какой-то заграницы».

Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота родного края;

- формирование представления о литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- осознание своеобразия литературы родного края.

Только через анализ текста обучающиеся могут увидеть своеобразие литературы родного края.

Поэтому на уроках стараюсь как можно чаще работать с текстами, чтобы дети смогли понять, как интересен, а порой и необычен язык писателей-зауральцев. Кроме того, работа с текстами помогает и обучающимся готовиться к сдаче ЕГЭ (часть С).

Особое внимание при анализе текстов уделяется проблемам, которые автор затрагивает. Так как замечено, что не все обучающиеся умеют выделять проблему, идею, а также доказать её.

На уроках использую разноаспектный анализ текста.

Примерный план анализа

  1. Тема.

  2. Проблема (или проблемы).

  3. Какие выразительные средства использует автор для раскрытия идеи текста:

  • тропы;

  • стилистические фигуры.

Важно показать ученикам различие тропов и стилистических фигур на примерах текстов. Что с успехом достигается на уроках при анализе текстов.

Ниже приведена примерная работа над стихотворением Л.Андреевой «Наедине с рекой» при изучении темы «Современная поэзия Зауралья».

  1. Прочитайте стихотворение, определите тему.

  2. Выделите ключевые слова, обратите внимание какой частью речи являются ключевые слова. (14 глаголов, 6 сущ.)

  3. Что значит слово рекав названии? (Река=жизнь.Наличие глаголов позволяет увидеть течение, движение жизни для человека).

  4. Какова проблема, затронутая автором в этом произведении? (Проблема предназначения человека. Проблема единения природы и человека, так как человек – дитя природы и только объединившись с природой и ,не вредя ей, человек может жить)

  5. Определите художественные приемы, которые использует автор для раскрытия проблемы (тропы, стилистические фигуры). Множество эпитетов:серебряным звоном,сладкого счастья,снегом пушистым и т.д.;

олицетворений:вьюга в степи веселится,свирепствует гром,душа замирает.

Анафора

Чтобы видеть, как вьюга в степи веселится,

Чтобы слышать, как в тучах свирепствует гром.

Здесь показано предназначение человека (чтобы просто жить, и наслаждаться природой).

Результат такой работы – домашнее сочинение-эссе «Размышления о жизни в стихотворении Л.Андреевой «Наедине с рекой»»

В данной статье показана лишь небольшая часть работы над текстами писателей Зауралья. Но главное, что на таких уроках дети наблюдают за богатством и разнообразием языка не только на примерах классической литературы, но и на примерах литературы малой родины и понимают, что наше Зауралье действительно богато талантами, и ничем не хуже других. Кроме того ведется плодотворная работа по подготовке к ЕГЭ.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!