СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ учебников по истории России для 10-11 классов под редакцией члена-корреспондента РАН Р.Ш.Ганелина, М., Издательский центр Вентана-Граф.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ учебников по истории России для 10-11 классов. Не может быть идеального учебника.Каждый учебник имеет свои тенденции и акценты.

Просмотр содержимого документа
«Анализ учебников по истории России для 10-11 классов под редакцией члена-корреспондента РАН Р.Ш.Ганелина, М., Издательский центр Вентана-Граф.»

Никитина А.В., учитель истории и обществознания ФКОУ СОШ-1 УФСИН РФ по МО.

Анализ учебников по истории России для 10-11 классов под редакцией члена-корреспондента РАН Р.Ш.Ганелина, М., Издательский центр Вентана-Граф.



Учебник авторов О. Н. Журавлевой, Т. И. Пашковой и Д. В. Кузина для учащихся 10-х классов, и В.С. Измозика, С.Н. Рудника для 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих историю на базовом уровне, можно отнести к числу удачных учебных пособий по отечественной истории. Оба учебника не перегружены фактическим материалом, событийный ряд подвергнут тщательному отбору, материал изложен увлекательно.

Авторы в большинстве случаев удачно раскрывают сложный, порой неоднозначный и трудный для понимания и оценки характер событий и процессов российской истории. Учащиеся встречают в тексте живую ткань исторических событий, конкретный исторический процесс, логику которого авторы раскрывают в ходе повествования. По содержательности и конкретности изложения это очень достойное средство обучения. Много ярких характеристик исторических личностей.

Авторы выдвигают на первый план те события и явления, которые считают наиболее важными и существенными для понимания. Сфокусировав внимание на политической, социальной и культурной истории нашей страны, они последовательно проводят очень важную и всегда идею о том, что «государство должно вести диалог с обществом, иначе беда — бунты, Смута, революции...» (О. Н. Журавлева).

Последовательно раскрывается общий ход социально-политического развития страны от становления древнерусской государственности в IX-XI вв. через период полицентризма в XII-XIV вв. к образованию единого государства в XV-XVI вв. и абсолютной монархии XVIII-XIX вв. Эта схема показывает необходимые для понимания отечественной истории связи и закономерности, важные для усвоения в школе. Однако у нее есть и недостатки. Например, необоснованно разведены по разным структурным частям темы: «Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси», «Возвышение Москвы», «Междоусобная война на Руси во второй четверти XV в.» (глава 2), «Образование единого российского государства на рубеже XV-XVI вв.», «Органы управления, право и суд в России на рубеже XV-XVI вв.» (глава 3). Из-за этого может ослабляться целостное представление о процессе образования единого российского государства.

Спорной является и характеристика создававшегося в XV-XVI вв. российского государства как деспотического (с. 137-138, 159). На мой взгляд, в учебнике недостаточно уделено внимания демократическим общественным институтам, малым социальным общностям и солидарной ответственности в создании государства, «эластичности» российского общества, его чрезвычайной гибкости и способности к адаптации. Очень мало говорится о многонациональном и поликонфессиональном характере российского государства, о взаимовлиянии национальных и религиозных культур, о русском национальном сознании, о месте и роли христианской культуры и православной Церкви.

Но не может быть идеального учебника. Каждый учебник имеет свои тенденции и акценты. В процессе учебной деятельности взаимодействуют живые люди, для которых учебник лишь один из инструментов. Спорные моменты могут быть использованы учителем для организации дискуссии, для развития интереса, для обучения критическому мышлению, умению анализировать и вырабатывать собственную точку зрения. Тем более, что авторы пытаются следовать именно современной дидактической концепции. В соответствии с этой концепцией системообразующим элементом учебника должны быть познавательные проблемы, которые можно использовать и как средство организации процесса обучения, как систематизатор содержания, и как мотиватор учения. С этой позиции учебник выглядит очень выгодно: интересные и разнообразные вопросы и задания к параграфам, связанные с поиском и отбором информации, пониманием содержания, установлением причинно-следственных связей, систематизацией. Можно было бы больше заданий на противоречия, но это зато есть спорные моменты в тексте. Много документальных вставок, очень содержательные историографические обзоры, они содержат материал, существенно дополняющий и расширяющий содержание учебника.

Кроме общих вопросов авторы предлагают задания, предполагающие обращение к дополнительной литературе , ресурсам Интернета , посещение местных музеев, исторических мест, памятников культуры. Учебники учитывают психологические особенности возраста и это тоже фактор высокого мотивационного и развивающего потенциала. В учебнике есть задания воспитательного характера, выполняя которые нужно не просто критически мыслить, но и делать сложный нравственный выбор. Например: «Маркиз де Кюстин в XIX в. писал в своей книге о России: “Александр Невский — образец осторожности; но он не был мучеником ни за веру, ни за благородные чувства. Национальная церковь канонизировала этого государя, более мудрого, чем героического”. Согласны ли вы с мнением автора?» и «Н. М. Карамзин по поводу бегства Курбского писал: “Бегство не всегда измена; гражданские законы не могут быть сильнее естественного — спасаться от мучителя”. Обсудите мнение историка» . Эти разделы учебника с познавательными проблемами следует признать весьма полезными. Они помогают сформировать познавательную базу для самостоятельного решения значимых для учащихся проблем на основе использования социального опыта и расширения круга личностно значимых вопросов.

Учебники содержат многочисленные иллюстрации, которые в данном случае становятся для учащегося очень важным источником информации, равнозначным печатному тексту. Это карты, схемы, диаграммы, рисунки, репродукции произведений живописи, фото скульптурных и архитектурных памятников. Важно, что алгоритм текста позволяет экономить время на изучение материала и объем параграфа оптимален. Очень полезны включенные в учебник памятки: «Для формулировки выводов», «Для успешного сравнения», «Для аргументации», так как творческая работа требует значительных усилий и требует организационной поддержки. Наиболее значимые даты выделяются в тексте жирным шрифтом и выносятся в конец главы для организации итогового повторения.

Вопросы и задания после параграфа имеют разный уровень сложности, что позволяет дифференцированно подойти к контролю знаний. Удачным является выделение понятийного исторического материала с помощью шрифта, выделения дополнительного материала цветом.

Наличие таблиц и схем, хронологического указателя, словаря терминов и понятий существенно облегчает учащимся подготовку к ЕГЭ по истории. Это добротный, прекрасно оформленный современный учебник, который «ориентирован на развивающее обучение, системное формирование умений». Его недостатки достаточно легко преодолеть в процессе обучения или исправить в новых изданиях. Учебник может быть полноценно использован учителем в проведении любого урока, как необходимый обучающий материал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!