СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ учебников русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной для 1-4 классов по формированию у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК «Школа 2100» реализует задачу формирования у младших школьников орфографических умений на практике в ходе изучения тем.

Просмотр содержимого документа
«Анализ учебников русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной для 1-4 классов по формированию у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка»

Анализ учебников русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной для 1-4 классов по формированию у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка

УМК «Школа 2100» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализует принципы деятельностного подхода.

Цели обучения русскому языку по учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной в основной школе - это овладение учащимися четырьмя компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

Задания учебников по русскому языку построены и сформулированы таким образом, что процесс обучения на уроке становится всегда обучением деятельности (алгоритм нахождения орфограмм по опознавательному признаку, открытие новых знаний с использованием проблемно-диалогической технологии).

С помощью упражнений в учебнике ребенок учится предметно-практическим действиям, но и учится самостоятельно выбирать наиболее подходящий прием решения орфографических задач.

Каждая новая тема в учебнике русского языка начинается с иллюстрации, сюжет которой задает проблемную ситуацию для открытия новых знаний. В методических рекомендациях учителям предложен материал как для использования проблемной ситуации, изображенной в учебнике, так и другие возможные варианты предъявления проблемы (например, этап работы со словами с непроверяемыми написаниями).

В учебниках, даются упражнения, направленные на развитие следующих умений: а) видеть орфограммы в словах и между словами; б) правильно писать слова с изученными орфограммами; в) находить и исправлять орфографические (пунктуационные) ошибки. В соответствии с этой классификацией в учебниках выстроена система специальных (непосредственно направленных на развитие названных умений) и неспециальных (речевых) упражнений по орфографии.

Изучение орфограмм начинается уже с 1 класса. Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т. е. обнаруживать в словах орфограммы.

В 1–2 классах дети учатся обозначать мягкость согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь. Например, дается задание «Рассмотри рисунки. Каким одним словом можно назвать всех, кто нарисован на доске? Запиши это слово, поставь двоеточие. После этого запиши в алфавитном порядке названия зверей на рисунках[1]:

Птицы: синица, цапля….

Продолжи запись. Подчеркни слоги с буквой ц. в каких словах мягкость звуков обозначена буквами гласных?»

Также дети учатся писать большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]; разделительные ь и ъ; проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов), проверяемые буквы согласных на конце слова; пробел между предлогом и соседним словом. Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой - черточкой при переносе. Для закрепления выполняется ряд упражнений:

Упр.30. Прочитай. Выпиши в первый столбик слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами гласных. Во второй столбик выпиши слова, где мягкость согласных обозначена с помощью буквы ь.

Стоят теплые деньки. Ребята играют на школьном дворе. Только Машенька дома. Она больна и не ходит в школу [2].

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова:

Упр.45. Подбери и запиши однокоренные слова к данным словам. Выдели корень, подчеркни чередующиеся согласные.

Ухо, ушанка …

Крик, кричу …

Сказ, скажи, …

В каких словах есть орфограмма – безударная гласная в корне? Обозначь эту орфограмму.

Упр.74. Составь и запиши предложения или небольшой текст с данными словами на тему «ребята нашего класса». Подчеркни удвоенные согласные.

Анна, Алла, Кирилл, Филипп, аккуратный, бассейн, группа, коллекция, хоккеист, хоккей.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова:

Упр.78. Прочитай слова. Однокоренные ли они? Почему? Есть ли в этих словах непроизносимые согласные звуки? Как они обозначены на письме? Есть ли среди однокоренных слов проверочные? Почему они проверочные?

Место, местечко, местность, местный.

Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных [3].

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

  • мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь;

  • безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на - ие, - ия, - ий, - мя);

  • безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц); безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения;

  • ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь);

  • окончания - о, - а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило);

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями [4].

Например, даются следующие задания:

    • «Запиши данные существительные в три столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме; 2) с разделительным ь; 3) где ь указывает на то, что это существительные женского рода.

Дичь, сельдь, раздолье, польза, стулья, топь, ширь, чушь, полночь, соловьи, дрожь».

    • «Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму в окончаниях существительных.

Тетрадь без обложк_, рисунок на ткан_, выросли в теплиц_, букет черёмух_, ходит без обув_, раздал по горстк_, фильм о лебед_, шов на плать_ забота о брат_, подарок для матер_, по законам чест_ и совест_».

    • «Прочитай. Объясни правописание букв гласных в безударных окончаниях прилагательных. Выпиши прилагательные и объясни орфограмму.

Всё цветёт по дороге. Весна

Настоящим сменяется летом.

Протянула мне лапу сосна

С красноватым чешуйчатым цветом».

    • «Запиши глаголы в форме 2-го лица ед числа. Не забудь про букву ь после ш.

Подойти, пасти, расти, спасти, цвести, трясти, навестить, разместить, молчать».

Орфограммы, которые изучаются во 2 классе по учебнику русского языка, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина [2].

Знакомство с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного):

Упр.8. Прочитай слова. В каких местах можно допустить ошибки при написании этих слов. Почему?

Язык, языки, язычок, язычки, языковед.

Упр.15. прочитай. Спиши только отдельные слова, а не предложения. Подчеркни в словах опасные места. Как ты будешь их искать?

цветы погода долго

Весна красна цветами, осень снопами

зима листья речка

Знакомство с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе:

Упр.25. Спиши. Поставь в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркни опасные места в словах первого предложения. Раздели на слоги и для переноса слова: русский, мудрые, быстрее.

Русский народ сочинил мудрые пословицы и поговорки

Ты любишь отгадывать загадки

Место после [ш], [ж], [ч], [щ]:

Упр.33. Прочитай. Подходит ли к тексту заглавие? Подчеркни буквосочетания жи, чу, другие опасные места в словах. Раздели эти слова на слоги и для переноса:

В сказках живут разные герои. Одни хорошие, добрые, другие злые и страшные. В волшебных сказках есть феи и колдуны, принцы и принцессы, драконы и чудовища. Героями могут быть люди, животные, птицы.

Орфограммы: большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях:

Упр. 157. прочитай названия крупных рек России. Запиши в алфавитном порядке, подчеркни большую букву одной чертой.

Волга, Ока, Лена, Северная Двина, Енисей, Амур, Печора, Урал, Москва, Обь, Иртыш.

Буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]:

Упр. 50. Спиши слова. Найди и прочитай слова с буквосочетаниями жи, ши, чу, чк с буквой ь. Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

Россия, страна, писатель, жизнь, Чуковский, чудо, девочка, удочка, малыши.

Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова:

Упр.243. Запиши пары слов по образцу. Обозначь орфограмму. Запомни, как правильно ставится ударение в словах [2].

гербы - рвы -

жемчуга - льды -

склады - лбы -

Изучив учебники, я пришла к выводу, что все темы вытекают одна из другой. Изучается новый материал, младший школьник заучивает наизусть орфографические правила, затем даются упражнения для первичного закрепления, далее правило отрабатывается на практических заданиях.

Таким образом, УМК «Школа 2100» реализует задачу формирования у младших школьников орфографических умений на практике в ходе изучения тем.

Список использованной литературы:


  1. Бунеев, Р. Н. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1-го класса /  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. - М. : Баласс; Школьный дом, 2012.- 64 с.

  2.  Бунеев, Р.Н. Русский язык.Учебник для 2-го класса /  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 176 с.

  3.  Бунеев, Р. Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч/  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2011.- 176 с.

  4.  Бунеев, Р. Н. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч /  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.- 160 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!