СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ учебного стресса и интернет-аддикций студентов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе отражены, чтo на основе анализа  учебного стресса и интернет-аддикций студентов описаны психологические особенности обучающихся колледжа, проведено исследование студентов в период подготовки и проведения экзаменационной сессии. В работе рассмотрена динамика изменений учебного стресса студентов 1 и 4 курсов, а  так же установлена взаимосвязь между личностными особенностями студентов учебного стресса и интернет – зависимостью, характером их реагирования на экзаменационный стресс.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, выявление и показатели учебного стресса, стрессоустойчивость, динамика.

Просмотр содержимого документа
«анализ учебного стресса и интернет-аддикций студентов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ПОГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ кАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

II Республиканская научно-методическая конференция «Педагогические Альпы»









ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ









Толкачева Марианна Александровна

Мастер производственного обучения

Якутский индустриально-педагогический колледж (Россия, г. Якутск)








Якутск 2016

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ


В работе отражены, чтo на основе анализа учебного стресса и интернет-аддикций студентов описаны психологические особенности обучающихся колледжа, проведено исследование студентов в период подготовки и проведения экзаменационной сессии. В работе рассмотрена динамика изменений учебного стресса студентов 1 и 4 курсов, а так же установлена взаимосвязь между личностными особенностями студентов учебного стресса и интернет – зависимостью, характером их реагирования на экзаменационный стресс.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, выявление и показатели учебного стресса, стрессоустойчивость, динамика.


Актуальность исследования: Проблема психологического стресса населения, в том числе студентов, будущих специалистов различных областей профессиональной деятельности среднего образования, приобретает все возрастающую и научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом современных информационных технологий в нашей обыденной жизни.

Исследованием стресса еще с давних времен занимались такие зарубежные исследователи, как Г. Селье, Лазарус, А. Голдберг, Китаев – Смык Л.А., Монина Г.Б., Щербатых В.Ю. и другие. Исследованием интернет зависимости занимались ученые Кимберли С. Янг, Войскунский А.Е., Жичкина А.С. и другие.

Цель работы: Определение взаимосвязи учебного стресса и интернет-зависимости у студентов.

Предмет исследования: учебный стресс и интернет – зависимость.

Объект исследования: студенты Якутского индустриально-педагогического колледжа 1 и 4 курсов.

Гипотеза: Интернет – зависимость влияет на особенности проявления учебного стресса.

У студентов младших курсов уровень учебного стресса выражен сильнее, чем у старшекурсников, соответственно склонность формированию интернет – зависимости - выше.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить особенности проявления учебного стресса у студентов;

  2. Определить уровень самооценки стрессоустойчивости;

  3. Исследовать уровень интернет - зависимости у студентов разных курсов.

  4. Изучить взаимосвязь учебного стресса и интернет - зависимости у студентов.

Методики исследования: 

  1. Тест на учебный стресс (Разработан Ю.В. Щербатых).

  2. Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона).

  3. Шкала интернет – зависимости А.C. Жичкиной

База исследования: ГБПОУ РС (Я) Якутский индустриально-педагогический колледж.

Характеристика выборки: Охват исследования 60 человек, 1 курс – 30 студентов, 2 курс – 30 студентов, возраст студентов от 18 до 24 лет.

Прaктическaя знaчимoсть рaбoты: Результаты данного исследования могут быть использованы и применены в учебном процессе учреждений среднего профессионального образования, как в качестве мероприятий по сохранению здоровья учащихся, и - в качестве мер повышения эффективности учебной деятельности и показателей успеваемости.

Данное исследование проводилось в 2015 году в Якутском индустриально-педагогическом колледже.

Характеристика исследуемых: студенты дневной формы обучения по программе СПО, обучающиеся по специальности «Профессиональное обучение», по следующим отраслям промышленности (сроки обучения 3года, 10 мес.): Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; сварочное производство; конструирование, моделирование и технология швейных изделий. А также среди будущих технических специалистов профессионального образования рабочей профессии: портных легкого женской одежды, сварщиков.

Для выявления уровня и показателей учебного стресса у студентов 1 и 4 курса была использована методика Ю.В. Щербатых [4. с.140].

Факторы, влияющие на учебный стресс (оценка по 10 б. шкале)

Таблица №1

Факторы

1 курс

4 курс

Строгие преподаватели

4,67

5,97

Большая учебная нагрузка

5,07

5,07

Отсутствие учебников

4,17

3,93

Непонятные, скучные учебники

4,57

4,07

Жизнь вдали от родителей

5,37

3,77

Неумение правильно распорядиться ограниченными финансовыми ресурсами

5,83

4,7

Неумение правильно организовать режим дня

5,6

4,6

Нерегулярное питание

5,67

4,7

Проблемы совместного проживания с другими студентами

3,83

4,27

Конфликт в группе

4,13

4,03

Излишне серьезное отношение к учебе

6,17

4,69

Нежелание учиться

5,6

4,6

Разочарование в профессии

5,37

4,83

Стеснительность, застенчивость

5,2

4,07

Страх перед будущим

4,43

3,6

Проблемы в личной жизни

3,93

3,7


Если смотреть различия в факторах, влияющих на учебный стресс, у студентов первокурсников и старшекурсников, то статистически значимые значения выявлены в наличии проблемы «строгие преподаватели» и «излишне серьезное отношение к учебе». Для старшекурсников эти факторы больше являются стрессогенными, чем для первокурсников. В целом, большинство первокурсников в качестве стрессогенных факторов, отмечают те, которые связаны с адаптацией к новой для них студенческой жизни, чем проблемы связанные с учебной деятельностью (строгие преподаватели, учебная нагрузка и т.д.)

На вопрос, как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы, большинство студентов отметили, что незначительный возрос: 4,13 б. у студентов 1 курса и 3,8 б. у студентов 4 курса (средние показатели по 5 балльной системе).

Рис. 1. Уровень постоянного стресса у студентов разных курсов (в %)

Как показывает рис.1., среди студентов 1 курса, количество студентов, отметивших, что уровень стресса за последние 3 месяца не изменился выше, чем у студентов 4 курса. Исследование особенностей проявления стресса у студентов выявлены в различиях между выборками:

  • в проявлении стресса в невозможности избавиться от посторонних мыслей;

  • потере уверенности, снижении самооценки;

  • в затрудненном дыхании;

  • в напряжении и дрожании мышц;

  • и в утомляемости и снижении работоспособности, что больше характерно студентам 1 курса.

Как показано на рис.2. большинство студентов предпочитают для снятия стресса вкусно поесть, поспать, пользоваться поддержкой родителей. Старшекурсники также занимаются физически активным видом деятельности.


Рис.2. Способы снятия стресса студентами 1 и 4 курса (в %)

Оценка волнения производилась по 10 балльной системе. Авторы теста отмечают, что показатель экзаменационного волнения в 6,0±0,35 балла находится пределах нормы [4]. Исследование характера эмоционального состояния студентов на разных этапах обучения показывает, что уровень волнения перед экзаменами снижается с переходом на старшие курсы.

Известно, что стресс проявляется через физиологические реакции организма. В качестве признаков проявления предэкзаменационного стресса студенты обоих курсов отмечают следующее: это скованность или дрожание мышц, головные боли, сухость во рту. Можно отметить, что старшекурсники отмечают меньше признаков проявления стресса перед экзаменами, чем первокурсники. Например, всего 12,3% старшекурсников и 15,7% первокурсников дали ответ на данный вопрос (рис.3).

Рис.3. Признаки экзаменационного стресса (в%)

Далее была предпринята попытка определить уровень стрессоустойчивости студентов. В психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [3].

Для определения стрессоустойчивости студентов, нами была выбрана методика С. Коухена и Г. Виллиансона. Самооценка стрессоустойчивости играет немаловажную роль в успешной адаптации к учебной деятельности. С помощью теста можно выявить оценить уровень своей стрессоустойчивости: «отличный», «хороший», «удовлетворительный», «плохой» и «очень плохой». Но в исследовании, мы решили изменить уровень оценки, выделив два уровня: низкий и средний уровень (табл.3), так как не выявлены, например оценки стрессоустойчивости на «отлично» и «хорошо».

Уровни самооценки стрессоустойчивости

1 курс

4 курс

Низкий уровень

46,7%

36,7%

Средний уровень

53,3%

63,3%


Обнаружено, что показатели самооценки стрессоустойчивости несколько выше у студентов 4 курса, чем у первокурсников. Например, студенты 1 курса чувствуют себя менее уверенными для того, чтобы справиться со своими личными проблемами, отмечают, что неожиданные неприятности их довольно часто выводят из себя.

Определение интернет-аддикций у студентов, и его взаимосвязи с учебным стрессом в исследовании исходили из того, что склонность к интернет -зависимости может быть обусловлено неумением справляться с учебным стрессом и низкой стрессоустойчивостью студента.

Для выявления интернет-зависимости нами была использована методика А. Жичкиной «шкала интернет-зависимости». При помощи методики можно выделить три уровня интернет зависимости. Как показывает рис.4. ни у одного респондента не был выявлен высокий уровень интернет-зависимости. Выявлено, что большинство студентов 1 курса склонны к интернет-зависимости (70%), не зависимыми оказалось всего 30% из опрошенных. Но показатель интернет-зависимости снижается на старших курсах – 36,7%. Большинство старшекурсников показал низкий уровень – «не склонные к интернет-зависимости» (63,3%) (рис.4). Возможно, это связано с тем, что на старших курсах студенты полностью адаптировались к студенческой жизни, научились саморегулировать себя, выстраивать свой распорядок дня и больше времени проводить за учебой. Таким образом, существуют статистически значимые различия по показателям интернет-зависимости между студентами 1 и 4 курса.

Рис.4. Показатели по шкале интернет-зависимости (в %)

Таким образом, выдвинутые в исследовании задачи и гипотезы выполнены и подтверждены частично. На основе исследования, необходимо сделать следующие выводы:

  1. Существует различия в оценке факторов влияющих на формирование учебного стресса между студентами 1 и 4 курса. Большинство первокурсников в качестве стрессогенных факторов, оказываются те, которые связаны с адаптацией к студенческой жизни, чем проблемы связанные с непосредственно учебной деятельностью (строгие преподаватели, учебная нагрузка и т.д.);

2. У большинства студентов, учебный стресс больше всего проявляется в виде психологических проблем, чем физиологических;

3. У студентов 1 курса, стресс чаще, чем у студентов 4 курса, проявляется в виде физиологических проблем, что обусловлено с неокрепшим здоровьем, растущим организмом подростка.

4. В качестве приемов снятия стресса студентам необходимы: хороший сон, вкусная еда, поддержка и совет родителей.

5. Исследование характера эмоционального состояния студентов на разных этапах обучения показывает, что уровень волнения перед экзаменами снижается с переходом на старшие курсы.

6. Выявлено, что большинство студентов 1 курса больше склонны к формированию интернет-зависимости, чем старшекурсники, что отражается и на показателях самооценки стрессоустойчивости.

Гипотеза о том, что интернет – зависимость влияет на особенности проявления учебного стресса подтвердилась, где последствия от него отражаются на студентах, а именно на пренебрежении собственным здоровьем, организационно спланировать время и рационально использовать свое свободное время, пренебрегать или забывать порученные задания преподавателя. Можно сказать, что гипотеза подтвердилась, по результатам исследования обнаружено, что существует взаимосвязь между уровнем экзаменационного волнения и склонности к формированию интернет-зависимости. Повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость являются причиной того, что студент больше времени проводить в виртуальном мире и как вследствие этого не может справиться с учебной нагрузкой.

Вторая гипотеза предполагала, что у студентов младших курсов уровень учебного стресса выражен сильнее, чем у старшекурсников, соответственно они больше подвержены интернет-зависимости. Гипотеза подтвердилась, результаты показали, что студенты 1 курса больше подвержены учебному стрессу, чем студенты старшекурсники, что отражается на показателях самооценки стрессоустойчивости.

Психологи выделяют множество методов для того, чтобы успешно, без вреда для организма справляться со стрессом [4]:

1. При распределении времени необходимо держать ситуацию под контролем.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

9. Существует ряд упражнений для борьбы со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений: релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога); концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня; противострессовые дыхательные упражнения.





Список литературы:


1. Бодров В.А. Информационный стресс. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЭР СЭ, 2000. – 352 с. – (Современное образование).

2. Войскунский А.Е. Психологический журнал т.25№1 – 2004, статья

3. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. М.: Академический проект, 2000. – 475 с.

4. Щербатых В.Ю. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

5. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс (диагностика, течение и коррекция). Воронеж, ИАН, 2000.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!