МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ кАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
II Республиканская научно-методическая конференция «Педагогические Альпы»
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ
Толкачева Марианна Александровна
Мастер производственного обучения
Якутский индустриально-педагогический колледж (Россия, г. Якутск)
Якутск 2016
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ
В работе отражены, чтo на основе анализа учебного стресса и интернет-аддикций студентов описаны психологические особенности обучающихся колледжа, проведено исследование студентов в период подготовки и проведения экзаменационной сессии. В работе рассмотрена динамика изменений учебного стресса студентов 1 и 4 курсов, а так же установлена взаимосвязь между личностными особенностями студентов учебного стресса и интернет – зависимостью, характером их реагирования на экзаменационный стресс.
Ключевые слова: Интернет-зависимость, выявление и показатели учебного стресса, стрессоустойчивость, динамика.
Актуальность исследования: Проблема психологического стресса населения, в том числе студентов, будущих специалистов различных областей профессиональной деятельности среднего образования, приобретает все возрастающую и научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом современных информационных технологий в нашей обыденной жизни.
Исследованием стресса еще с давних времен занимались такие зарубежные исследователи, как Г. Селье, Лазарус, А. Голдберг, Китаев – Смык Л.А., Монина Г.Б., Щербатых В.Ю. и другие. Исследованием интернет зависимости занимались ученые Кимберли С. Янг, Войскунский А.Е., Жичкина А.С. и другие.
Цель работы: Определение взаимосвязи учебного стресса и интернет-зависимости у студентов.
Предмет исследования: учебный стресс и интернет – зависимость.
Объект исследования: студенты Якутского индустриально-педагогического колледжа 1 и 4 курсов.
Гипотеза: Интернет – зависимость влияет на особенности проявления учебного стресса.
У студентов младших курсов уровень учебного стресса выражен сильнее, чем у старшекурсников, соответственно склонность формированию интернет – зависимости - выше.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Выявить особенности проявления учебного стресса у студентов;
Определить уровень самооценки стрессоустойчивости;
Исследовать уровень интернет - зависимости у студентов разных курсов.
Изучить взаимосвязь учебного стресса и интернет - зависимости у студентов.
Методики исследования:
Тест на учебный стресс (Разработан Ю.В. Щербатых).
Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона).
Шкала интернет – зависимости А.C. Жичкиной
База исследования: ГБПОУ РС (Я) Якутский индустриально-педагогический колледж.
Характеристика выборки: Охват исследования 60 человек, 1 курс – 30 студентов, 2 курс – 30 студентов, возраст студентов от 18 до 24 лет.
Прaктическaя знaчимoсть рaбoты: Результаты данного исследования могут быть использованы и применены в учебном процессе учреждений среднего профессионального образования, как в качестве мероприятий по сохранению здоровья учащихся, и - в качестве мер повышения эффективности учебной деятельности и показателей успеваемости.
Данное исследование проводилось в 2015 году в Якутском индустриально-педагогическом колледже.
Характеристика исследуемых: студенты дневной формы обучения по программе СПО, обучающиеся по специальности «Профессиональное обучение», по следующим отраслям промышленности (сроки обучения 3года, 10 мес.): Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; сварочное производство; конструирование, моделирование и технология швейных изделий. А также среди будущих технических специалистов профессионального образования рабочей профессии: портных легкого женской одежды, сварщиков.
Для выявления уровня и показателей учебного стресса у студентов 1 и 4 курса была использована методика Ю.В. Щербатых [4. с.140].
Факторы, влияющие на учебный стресс (оценка по 10 б. шкале)
Таблица №1
Факторы | 1 курс | 4 курс |
Строгие преподаватели | 4,67 | 5,97 |
Большая учебная нагрузка | 5,07 | 5,07 |
Отсутствие учебников | 4,17 | 3,93 |
Непонятные, скучные учебники | 4,57 | 4,07 |
Жизнь вдали от родителей | 5,37 | 3,77 |
Неумение правильно распорядиться ограниченными финансовыми ресурсами | 5,83 | 4,7 |
Неумение правильно организовать режим дня | 5,6 | 4,6 |
Нерегулярное питание | 5,67 | 4,7 |
Проблемы совместного проживания с другими студентами | 3,83 | 4,27 |
Конфликт в группе | 4,13 | 4,03 |
Излишне серьезное отношение к учебе | 6,17 | 4,69 |
Нежелание учиться | 5,6 | 4,6 |
Разочарование в профессии | 5,37 | 4,83 |
Стеснительность, застенчивость | 5,2 | 4,07 |
Страх перед будущим | 4,43 | 3,6 |
Проблемы в личной жизни | 3,93 | 3,7 |
Если смотреть различия в факторах, влияющих на учебный стресс, у студентов первокурсников и старшекурсников, то статистически значимые значения выявлены в наличии проблемы «строгие преподаватели» и «излишне серьезное отношение к учебе». Для старшекурсников эти факторы больше являются стрессогенными, чем для первокурсников. В целом, большинство первокурсников в качестве стрессогенных факторов, отмечают те, которые связаны с адаптацией к новой для них студенческой жизни, чем проблемы связанные с учебной деятельностью (строгие преподаватели, учебная нагрузка и т.д.)
На вопрос, как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы, большинство студентов отметили, что незначительный возрос: 4,13 б. у студентов 1 курса и 3,8 б. у студентов 4 курса (средние показатели по 5 балльной системе).
Рис. 1. Уровень постоянного стресса у студентов разных курсов (в %)
Как показывает рис.1., среди студентов 1 курса, количество студентов, отметивших, что уровень стресса за последние 3 месяца не изменился выше, чем у студентов 4 курса. Исследование особенностей проявления стресса у студентов выявлены в различиях между выборками:
в проявлении стресса в невозможности избавиться от посторонних мыслей;
потере уверенности, снижении самооценки;
в затрудненном дыхании;
в напряжении и дрожании мышц;
и в утомляемости и снижении работоспособности, что больше характерно студентам 1 курса.
Как показано на рис.2. большинство студентов предпочитают для снятия стресса вкусно поесть, поспать, пользоваться поддержкой родителей. Старшекурсники также занимаются физически активным видом деятельности.
Рис.2. Способы снятия стресса студентами 1 и 4 курса (в %)
Оценка волнения производилась по 10 балльной системе. Авторы теста отмечают, что показатель экзаменационного волнения в 6,0±0,35 балла находится пределах нормы [4]. Исследование характера эмоционального состояния студентов на разных этапах обучения показывает, что уровень волнения перед экзаменами снижается с переходом на старшие курсы.
Известно, что стресс проявляется через физиологические реакции организма. В качестве признаков проявления предэкзаменационного стресса студенты обоих курсов отмечают следующее: это скованность или дрожание мышц, головные боли, сухость во рту. Можно отметить, что старшекурсники отмечают меньше признаков проявления стресса перед экзаменами, чем первокурсники. Например, всего 12,3% старшекурсников и 15,7% первокурсников дали ответ на данный вопрос (рис.3).
Рис.3. Признаки экзаменационного стресса (в%)
Далее была предпринята попытка определить уровень стрессоустойчивости студентов. В психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [3].
Для определения стрессоустойчивости студентов, нами была выбрана методика С. Коухена и Г. Виллиансона. Самооценка стрессоустойчивости играет немаловажную роль в успешной адаптации к учебной деятельности. С помощью теста можно выявить оценить уровень своей стрессоустойчивости: «отличный», «хороший», «удовлетворительный», «плохой» и «очень плохой». Но в исследовании, мы решили изменить уровень оценки, выделив два уровня: низкий и средний уровень (табл.3), так как не выявлены, например оценки стрессоустойчивости на «отлично» и «хорошо».
Уровни самооценки стрессоустойчивости | 1 курс | 4 курс |
Низкий уровень | 46,7% | 36,7% |
Средний уровень | 53,3% | 63,3% |
Обнаружено, что показатели самооценки стрессоустойчивости несколько выше у студентов 4 курса, чем у первокурсников. Например, студенты 1 курса чувствуют себя менее уверенными для того, чтобы справиться со своими личными проблемами, отмечают, что неожиданные неприятности их довольно часто выводят из себя.
Определение интернет-аддикций у студентов, и его взаимосвязи с учебным стрессом в исследовании исходили из того, что склонность к интернет -зависимости может быть обусловлено неумением справляться с учебным стрессом и низкой стрессоустойчивостью студента.
Для выявления интернет-зависимости нами была использована методика А. Жичкиной «шкала интернет-зависимости». При помощи методики можно выделить три уровня интернет зависимости. Как показывает рис.4. ни у одного респондента не был выявлен высокий уровень интернет-зависимости. Выявлено, что большинство студентов 1 курса склонны к интернет-зависимости (70%), не зависимыми оказалось всего 30% из опрошенных. Но показатель интернет-зависимости снижается на старших курсах – 36,7%. Большинство старшекурсников показал низкий уровень – «не склонные к интернет-зависимости» (63,3%) (рис.4). Возможно, это связано с тем, что на старших курсах студенты полностью адаптировались к студенческой жизни, научились саморегулировать себя, выстраивать свой распорядок дня и больше времени проводить за учебой. Таким образом, существуют статистически значимые различия по показателям интернет-зависимости между студентами 1 и 4 курса.
Рис.4. Показатели по шкале интернет-зависимости (в %)
Таким образом, выдвинутые в исследовании задачи и гипотезы выполнены и подтверждены частично. На основе исследования, необходимо сделать следующие выводы:
Существует различия в оценке факторов влияющих на формирование учебного стресса между студентами 1 и 4 курса. Большинство первокурсников в качестве стрессогенных факторов, оказываются те, которые связаны с адаптацией к студенческой жизни, чем проблемы связанные с непосредственно учебной деятельностью (строгие преподаватели, учебная нагрузка и т.д.);
2. У большинства студентов, учебный стресс больше всего проявляется в виде психологических проблем, чем физиологических;
3. У студентов 1 курса, стресс чаще, чем у студентов 4 курса, проявляется в виде физиологических проблем, что обусловлено с неокрепшим здоровьем, растущим организмом подростка.
4. В качестве приемов снятия стресса студентам необходимы: хороший сон, вкусная еда, поддержка и совет родителей.
5. Исследование характера эмоционального состояния студентов на разных этапах обучения показывает, что уровень волнения перед экзаменами снижается с переходом на старшие курсы.
6. Выявлено, что большинство студентов 1 курса больше склонны к формированию интернет-зависимости, чем старшекурсники, что отражается и на показателях самооценки стрессоустойчивости.
Гипотеза о том, что интернет – зависимость влияет на особенности проявления учебного стресса подтвердилась, где последствия от него отражаются на студентах, а именно на пренебрежении собственным здоровьем, организационно спланировать время и рационально использовать свое свободное время, пренебрегать или забывать порученные задания преподавателя. Можно сказать, что гипотеза подтвердилась, по результатам исследования обнаружено, что существует взаимосвязь между уровнем экзаменационного волнения и склонности к формированию интернет-зависимости. Повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость являются причиной того, что студент больше времени проводить в виртуальном мире и как вследствие этого не может справиться с учебной нагрузкой.
Вторая гипотеза предполагала, что у студентов младших курсов уровень учебного стресса выражен сильнее, чем у старшекурсников, соответственно они больше подвержены интернет-зависимости. Гипотеза подтвердилась, результаты показали, что студенты 1 курса больше подвержены учебному стрессу, чем студенты старшекурсники, что отражается на показателях самооценки стрессоустойчивости.
Психологи выделяют множество методов для того, чтобы успешно, без вреда для организма справляться со стрессом [4]:
1. При распределении времени необходимо держать ситуацию под контролем.
2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.
3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.
4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)
5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.
6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.
7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.
8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.
9. Существует ряд упражнений для борьбы со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений: релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога); концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня; противострессовые дыхательные упражнения.
Список литературы:
1. Бодров В.А. Информационный стресс. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЭР СЭ, 2000. – 352 с. – (Современное образование).
2. Войскунский А.Е. Психологический журнал т.25№1 – 2004, статья
3. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. М.: Академический проект, 2000. – 475 с.
4. Щербатых В.Ю. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
5. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс (диагностика, течение и коррекция). Воронеж, ИАН, 2000.