Анализ учебной работы
за 1 полугодие 2016-2017 учебного года
Основные показатели подготовки студентов
Контингент студентов
На начало 2016-2017 учебного года в филиале обучались 313 студентов в 16 группах (на начало прошлого учебного года обучающихся было 351 в 17 учебных группах), из них:
- 12 групп на базе основного общего образования, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с общей численностью 260 студентов, что на 44 студента меньше, чем в прошлом учебном году;
- 1 группа на базе основного общего образования, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена с общей численностью 23 студента;
- 3 группы из выпускников специальных (коррекционных) классов общеобразовательных учреждений (VIII вида) и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (VIII вида) с общей численностью 30 студентов.
| Сведения о контингенте студентов 2016-2017 учебного года, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
№ п/п | Наименование профессии | Срок подготовки | Количество студентов на 01 сентября 2016 г. | Количество студентов на 1 января 2017 г. |
Всего | I курс | II курс | III курс | Всего | I курс | II курс | III курс |
1. | 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации | 1, 2 курсы – 2 г 10м 3 курс – 2 года 5м | 73 | 24 | 26 | 23 | 67 | 24 | 20 | 23 |
2. | 19.01.17 Повар, кондитер | 63 | 23 | 19 | 21 | 60 | 23 | 19 | 18 |
3. | 08.01.07 Мастер общестроительных работ | 12 | - | 12 | - | 11 | - | 11 | - |
4. | 23.01.06 Машинист дорожных и строительных работ | 44 | 23 | - | 21 | 44 | 23 | - | 21 |
5. | 23.01.03 Автомеханик | 49 | - | 24 | 25 | 48 | - | 24 | 24 |
6. | 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным материалам и автоматике | 19 | - | 19 | - | 17 | - | 17 | - |
Итого: | 260 | 70 | 100 | 90 | 247 | 70 | 91 | 86 |
| Сведения о контингенте студентов 2016-2017 учебного года, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
№ п/п | Наименование профессии | Срок подготовки | Количество студентов на 01 сентября 2016 г. | Количество студентов на 1 января 2017 г. |
Всего | I курс | II курс | III курс | Всего | I курс | II курс | III курс |
1. | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | 3 года 10м | 23 | 23 | - | - | 24 | 24 | - | - |
Итого: | 23 | 23 | - | - | 24 | 24 | - | - |
Сведения о контингенте студентов 2015-2016 учебного года, обучающихся по программам профессиональной подготовки (для лиц с ограниченными возможностями здоровья) |
№ п/п | Наименование программы профессиональной подготовки | Срок подготовки | Количество студентов на 01 сентября 2016 г. | Количество студентов на 1 января 2017 г. |
Всего | I курс | II курс | Всего | I курс | II курс |
1. | 17353 Продавец продовольственных товаров | 10 мес. | 10 | 10 | - | 10 | 10 | - |
2. | 18880 Столяр строительный | 10 мес. | 11 | 11 | - | 11 | 11 | - |
3. | 19601 Швея | 10 мес. | 9 | 9 | - | 9 | 9 | - |
Итого: | 30 | 30 | - | 30 | 30 | - |
В течение 1 полугодия с учетом движения студентов на 1 курсе выбыли 28 студентов и прибыли 16 студентов, сохранность контингента студентов составила 96,2%. Причины отчисления студентов в текущем полугодии: перемена места жительства, призыв в Вооруженные Силы Российской Федерации, академический отпуск, перевод в другие образовательные организации, трудоустройство. На конец полугодия в филиале насчитывается 301 студент, в том числе 86 выпускников 3 курса.
Диаграмма 1.
Динамика движения студентов
за три учебных года
Из данных, представленных выше видно, что количество студентов в течение 1 полугодия за последние 2 года в среднем уменьшается на 3,8%.
Прием в филиал колледжа
В 2016 году прием в филиал осуществлялся в соответствии с Правилами приема по программам среднего профессионального образования в 2016-2017 учебном году, утвержденными приказом директора колледжа. Прием студентов в филиал осуществлялся приемной комиссией филиала, но в тесном сотрудничестве с приемной комиссией колледжа.
Работа приемной комиссии проводилась в период с 15 июня по 25 ноября 2016 года. Прием в учреждение осуществлялся в соответствии с региональным заказом на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, утвержденным приказом департаментом образования ЯНАО. Согласно региональному заказу необходимо было набрать 125 студентов, что на 25 человек меньше, чем в прошлом учебном году. По состоянию на 01 декабря 2016 года региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих, служащих выполнен в следующем объеме:
Профессия | План | Кол-во заявлений |
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | 25 | 24 |
09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» | 25 | 24 |
19.01.17 «Повар, кондитер» | 25 | 24 |
23.01.06 Машинист дорожных и строительных работ | 25 | 25 |
19601 Швея (для лиц с ограниченными возможностями здоровья) | 8 | 9 |
17353 «Продавец продовольственных товаров» (для лиц с ограниченными возможностями здоровья) | 8 | 10 |
18880 «Столяр строительный» (для лиц с ограниченными возможностями здоровья) | 9 | 11 |
ИТОГО: | 125 | 126 |
На 25 ноября 2016 года региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена в целом по учреждению был выполнен, общее количество студентов 1 курса составило 126 человек при норме 125.
Средняя наполняемость групп в филиале колледжа в 1 полугодии 2016-2017 учебного года - 22 человека (по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена), в прошлом учебном году средняя наполняемость также составляла 22 человека.
Максимальная наполняемость по-прежнему сохраняется, как и в прошлом учебном году, в группах, обучающихся по профессии «Автомеханик».
Из 104 человек, поступивших в 2014 году в учреждение на 1 курс обучения по основным профессиональным образовательным программам, в 2017 году получили среднее профессиональное образование 86 выпускников (83%, в прошлом учебном году было 79%).
4.2.4. Организация учебного процесса
Организация учебного процесса регламентируется расписанием учебных занятий, которое составляется на основе утвержденных рабочих учебных планов и персональной тарификации преподавателей. Оно является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени студентов и педагогов. Расписание учебных занятий составляется еженедельно без четкой регулировки недельной нагрузки преподавателей и возможно будет отличаться в 1 и 2 семестрах.
Режим работы филиала колледжа – шестидневная учебная неделя. Образовательный процесс организован в одну смену, что позволяет во второй половине учебного дня проводить дополнительные занятия, консультации и работу кружков, секций.
Организация образовательного процесса в филиале осуществляется на основании Устава колледжа.
2. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
2.1. Качество подготовки обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
Основной задачей филиала является подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, готового к взаимодействию с коллегами, к социальной адаптации и профессиональной ответственности.
Оценка качества подготовки обучающихся в учреждении осуществляется в соответствии со следующей системой контроля знаний обучающихся:
Предварительный и повторный контроль уровня знаний, умений, навыков студентов, поступивших на 1 курс.
Текущий контроль (согласно рабочим программам).
Рубежный контроль по темам или разделам дисциплины.
Административные контрольные работы по плану работы филиала. Тестирование по общеобразовательным, общепрофессиональным, профессиональным дисциплинам в рамках проведения аккредитации профессий.
Оценка результатов выполнения самостоятельной работы студентов.
Промежуточная аттестация (согласно Положению о проведении промежуточной аттестации студентов): зачеты и дифференцированные зачеты (согласно учебному плану и рабочим программам), квалификационные экзамены.
Проведение олимпиад по дисциплинам/предметам, конкурсов профессионального мастерства; участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.
Государственная итоговая аттестация (ГИА).
2.2. Предварительный контроль уровня знаний,
умений, навыков студентов, поступивших на 1 курс
На основании приказа «Об организации предварительного контроля уровня знаний, умений, навыков студентов, поступивших на первый курс» в период с 19 по 30 сентября 2016 года в группах первого курса филиала были проведены срезовые контрольные работы по общеобразовательным дисциплинам: математика, русский язык, физика, информатика, физика.
Все контрольно-измерительные материалы были представлены в виде тестов, направленных на выявление основных дидактических единиц по изучаемой дисциплине. Контрольно-измерительные материалы прошли процедуру рассмотрения на заседаниях соответствующих методических объединений, были согласованы с заведующим учебной частью.
Основным требованием к разработке контрольно-измерительных являлось их соответствие федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования.
По результатам контрольных работ студенты показали следующие результаты:
Общая успеваемость студентов нового набора
Группа | Профессия | Количество студентов | Общая успев-сть, % |
101 | 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» | 25 | 92,8 |
121 | 19.01.17 «Повар, кондитер» | 24 | 79,0 |
171 | 23.01.06 «Машинист ДСМ» | 25 | 82,0 |
11 | 23.01.03 ТОРАТ | 24 | 98,8 |
В целом по филиалу | 98 | 87,0 |
Общая успеваемость по итогам входного контроля знаний в целом по филиалу составила 87%, что на 13% ниже, чем за курс основного общего образования. Данный результат указывает на достаточную подготовку обучающихся 1 курса по базовым темам проверяемых дисциплин. Наименьший показатель общей успеваемости в 121 группе (профессия 19.01.17 «Повар, кондитер») – 79,0%.
Качественная успеваемость студентов нового набора
Группа | Профессия | Качественная успев-сть, % |
101 | 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» | 59,0 |
121 | 19.01.17 «Повар, кондитер» | 29,7 |
171 | 23.01.06 «Машинист ДСМ» | 16,0 |
11 | 23.01.03 ТОРАТ | 26,4 |
В целом по филиалу | 30,4 |
Качественная успеваемость студентов 1 курса по результатам входного контроля знаний в целом по филиалу находится на среднем уровне и составила 30,4%. Качественный показатель выше результатов общеобразовательной школы показали студенты 101 группы (59%), наоборот.
Динамика среднего балла
Группа | Профессия | Средний балл |
101 | 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» | 3,6 |
121 | 19.01.17 «Повар, кондитер» | 3,2 |
171 | 23.01.06 «Машинист ДСМ» | 3,0 |
11 | 23.01.03 ТОРАТ | 3,3 |
В целом по филиалу | 3,2 |
В целом по филиалу средний балл по результатам контрольных работ полностью соответствует среднему баллу за курс основной школы по проверяемым предметам.
Динамика успеваемости в разрезе учебных предметов
Дисциплина | Общая успеваемость | Качественная успеваемость |
2016-2017 учебный год | 2015-2016 учебный год | 2016-2017 учебный год |
Математика | 70,0 | 100 | 22,5 |
Русский язык | 100 | 100 | 25,0 |
Информатика | 100 | 100 | 61,0 |
Физика | 81 | 100 | 0,0 |
Биология | 90 | 100 | 53,0 |
В среднем по филиалу | 87 | | 30,4 |
Общая успеваемость по итогам контрольных работ по математике, физике и биологии ниже данного показателя за курс основной школы. Общую успеваемость 100% показали студенты филиала по русскому языку и информатике, что подтверждает достаточную их базовую подготовку для дальнейшего продолжения образования. Качество знаний по результатам контрольной работы показали ниже, чем в среднем по филиалу студенты по математике на 7,9%, по русскому языку на 5,4%. Ни один студент не написал на «4» и «5» контрольную работу по физике. Оптимальными можно назвать результаты письменных работ по информатике и биологии.
Динамика среднего балла в разрезе учебных предметов
Дисциплина | Средний балл |
2016-2017учебный год |
Математика | 3,1 |
Русский язык | 3,3 |
Информатика и ИКТ | 3,8 |
Физика | 2,8 |
Биология | 3,7 |
В среднем по филиалу | 3,2 |
Средний балл по физике (контрольная работа) находится на критическом уровне, ниже среднего балла в среднем по филиалу на 0,4 балла, а также за курс основной общеобразовательной школы. По остальным предметам данный показатель либо соответствует средним показателям, либо их превосходит.
В целях коррекции обозначенных пробелов было сделано следующее:
-преподавателями русского языка, математики, физики, биологии и информатики проведен глубокий анализ результатов входного контроля по предметам, допущенных ошибок и недочетов;
- темы, вызвавшие наибольшие затруднения у студентов преподавателями были разобраны на консультациях по общеобразовательным дисциплинам, проведена работа над ошибками;
- результаты контрольных работ были рассмотрены на заседаниях психолого – педагогических консилиумов в октябре-ноябре 2016 года с выработкой рекомендаций по работе с отдельными студентами;
- проведен повторный контроль знаний, умений, навыков студентов по проверяемым предметам в ноябре 2016 года.
2.3. Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам (дифференцированные зачёты, экзамены)
На основании Положения о промежуточной аттестации студентов, в соответствии с учебными планами по профессиям, специальностям, расписанием учебных занятий, с целью оценки качества освоения студентами программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих был издан приказ по филиалу от 01.10.2016 года №36 «О проведении промежуточной аттестации в 1 полугодии 2016-2017 учебного года».
Результаты промежуточной аттестации по дисциплинам общеобразовательного цикла свидетельствуют о полном усвоении образовательных программ студентами, явившимися на аттестацию. На дифференцированные зачеты и экзамены не явились 9 студентов, 1 студентка 221 группы на диф.зачёте оценена на оценку «2» по иностранному языку. Качественный показатель в целом по группам составил 79,6% (в прошлом году – 72,4%), средний балл – 4,1б (в прошлом году - 3,9б).
Наблюдается положительная динамика качества знаний студентов в целом по филиалу за последние три учебных года. В сравнении со средним показателем качественной успеваемости студентов по итогам 1 полугодия прошлого учебного года (31%) данный показатель в прошлом году составил 37,3%, в текущем году по итогам полугодия – 39,2%. Данный показатель качества соответствует требованиям государственного задания (34%).
На «4» и «5» 1 полугодие 2016-2017 учебного года закончили 118 студентов (в 1 полугодии прошлого учебного года было 126 студентов), из них 16 обучающихся закончили учебный период на «отлично». Во 2 полугодии 2016-2017 учебного года необходимо классным руководителям (мастерам п/о) более тщательно отслеживать результаты успеваемости и посещаемости студентов, совместно работать с родителями и преподавателями по повышению качества знаний студентов.
Статистика результатов мониторинга качества знаний студентов за 1 полугодие 2016-2017 учебного года по изучаемым дисциплинам показывает, что наибольшее количество студентов, имеющих за отчетный период по одной-две отметки «3» (при остальных отметках «4», «5») наблюдается, чаще всего, по математике, английскому языку.
3. Психолого-педагогические консилиумы
по адаптации студентов 1 курса
Согласно плану работы филиала на 2016-2017 учебный год, на основании приказа по филиалу от 05.10.2016 года №66, с целью контроля процесса адаптации студентов 1 курса, состояния преподавания предметов общеобразовательного и общепрофессионального учебных циклов, состояния организации коллектива в группе, учета психологических особенностей первокурсников преподавателями, классными руководителями, в период с 05 по 20 октября 2015 года были проведены мероприятия по подготовке к психолого-педагогическим консилиумам по адаптации 1 курса. А именно:
1 . Инструктивное совещание по подготовке и проведению психолого-педагогических консилиумов по адаптации студентов 1 курса с педагогами, задействованными в проведении консилиума;
2 . Посещение уроков общеобразовательного и общепрофессионального учебных циклов;
3. Сбор аналитической информации. Диагностика знаний студентов по русскому языку, математике, физике, информатике и ИКТ (контрольные работы);
4 . Предварительная успеваемость студентов 1 курса (сводные ведомости успеваемости по группам);
5. Составление психолого-педагогических характеристик студентов в разрезе групп;
6 . Анализ социального положения семей, социального статуса студентов 1 курса;
7. Изучение психологических особенностей студентов 1 курса;
8 . Анализ физического развития студентов 1 курса.
В период с 01 ноября по 09 ноября 2016 года были проведены консилиумы в каждой группе отдельно по теме «Организация психолого-педагогического сопровождения студентов 1 курса».
По результатам вынесенных предложений и рекомендаций классным руководителям, преподавателям, психологам, социальным педагогам проводилась работа со студентами и их родителями (законными представителями).
ВЫВОД:
В целом работу участников образовательного процесса можно признать удовлетворительной. Большая часть задач, поставленных на 1 полугодие 2016-2017 учебного года, выполнена. В сравнении с прошлым учебным годом произошло повышение качества знаний обучающихся на 6,3% и составил по итогам семестра 39,2%. Увеличилась сохранность контингента выпускников. Из 104 человек, поступивших в 2013 году в учреждение на 1 курс обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в 2016 году получили среднее профессиональное образование 82 выпускника - 79%, в прошлом учебном году – 66%.
Во втором полугодии необходимо:
1. Продолжить работу по стабилизации качества знаний студентов 2 курсов, повышению общей и качественной успеваемостей обучающихся 1 курсов.
2. Организовать совместную работу всех участников образовательного процесса по сохранению контингента студентов, проведению профориентационной работы с образовательными организациями города и близлежащих территорий.
3. В целях повышения качества знаний студентов, своевременной ликвидации академической задолженности по предметам организовать проведение регулярного (1 раз в 2 месяца) мониторинга успеваемости студентов филиала.
Заведующий учебной частью
филиала М.В.Макшакова