СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ УМК по русскому языку "Русский язык" 6 класс (в 2 частях) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дается описание УМК под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А.

Просмотр содержимого документа
«Анализ УМК по русскому языку "Русский язык" 6 класс (в 2 частях) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие»

Анализ УМК по русскому языку

"Русский язык" 6 класс (в 2 частях) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие.

Учебно-методический комплект (УМК) «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.) используется уже не одно десятилетие. Учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывают отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения. Особое внимание уделяется различным способам организации учебной деятельности, формам взаимодействия участников образовательного процесса, направленным на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.

УМК включает в себя программу, учебник, рабочую тетрадь, карточки-задания, методические разработки, пособия для учителя, тематические тесты.  Программа построена с учётом принципов системности, научности и  доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал курса распределяется следующим образом: в 5 классе  изучаются фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и орфография; в 6 классе  лексика и фразеология, словообразование, морфология, орфография; 7 класс -  морфология, орфография. Систематический курс синтаксиса изучается в      8, 9 классе, однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Во всех классах предусмотрены уроки развития речи. Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей учащихся.

УМК подходит   для   реализации   требований   ФГОС,   позволяет опираться в работе на современные педагогические технологии, применять разные методические подходы и приемы,   обеспечивая   переход   «от   простой   ретрансляции   знаний   к развитию   творческих   способностей обучающихся,   раскрытию   своих  возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода­ и придания образовательному процессу воспитательной функции.  

Учебник реализует деятельностный подход, в частности это проявляется в подаче учебного материала и системе заданий по русскому языку. Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно. Этот принцип должен быть преемственным на всех этапах обучения, т. е. быть непрерывным. Задания УМК реализуют этот принцип частично. В учебнике все правила и понятия чаще всего даются уже в готовом виде. Иногда встречается подводка к правилу, но затем выдается уже готовая орфограмма или понятие. Есть задания проблемного характера.

Проблемный характер изложения содержания учебного материала в данном УМК наблюдается.

В учебнике заложены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности.

УМК отражает интересы и потребности современного ребёнка, хотя есть и небольшие минусы: с одной стороны, учебник вышел в новом, современном оформлении, в учебнике есть задания повышенной сложности, задания занимательного характера, есть материал для самостоятельного наблюдения, а другой стороны, большая часть заданий - это задания репродуктивного характера, правила уже представлены в готовом виде, учащимся остаётся только их запомнить. К минусам можно отнести еще и то, что нет тестовых заданий по типу ЕГЭ, обобщающих таблиц, заданий «Проверь себя», «Оцени себя».

Большая часть заданий направлена на формирование познавательных учебных действий. Предусмотрены задания, нацеленные на формирование культурологической, коммуникативной компетенций для базового уровня развития УУД. Упражнения по формированию коммуникативных УУД представлены в основном в разделах «Лексика», «Культура речи». Прослеживаются межпредметные связи с литературой, историей, изобразительным искусством, иностранным языком, географией, но количество таких заданий не является достаточным. Заданий на формирование регулятивных УУД очень мало. В УМК практически не представлены задания, требующие определения цели и ее постановки (Каковы твои цели? Какие усилия необходимо применить для достижения цели?), требующие планирования, составления алгоритма действий (Какие задачи должны быть решены для достижения цели? Какие средства нужны для этого? Какая последовательность действий должна быть?). Регулятивные УУД - это еще оценивание и самоконтроль.

Заданий по формированию действий контроля и самоконтроля мало, в основном это контрольные диктанты, словарные диктанты, контрольные вопросы и задания в конце изученного раздела.

УМК  постоянно изменяется, дополняется и даёт возможность учителю использовать современные личностно-ориентированные технологии на уроках русского языка. Преимуществом является то, что теоретические сведения, практический материал, материалы для развития связной речи собраны в одной книге.

Учебник снабжен рядом словариков: орфографический, орфоэпический, толковый. Но этого недостаточно. Необходимо добавить, как, например, у Разумовской, словарь синонимов, словообразовательный словарик, словарь морфем.

В учебнике русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской есть также ряд памяток, образцы разных видов разбора. Это позволяет организовать самостоятельную работу учащихся.

На полях в ярких рамочках даются толкование и этимология терминов русского языка. Например, «орфограмма», «транскрипция».

В ярких рамочках помещены  также слова для орфографического и орфоэпического словарика.

Теория, подкрепленная наглядными схемами и таблицами, излагается в доступной форме, часто в виде материала для наблюдений или в форме диалога с учащимися, предусмотрена работа по структурированию информации.

Изучение материала  строится по принципу от простого к сложному. Способ изложения теории - от наблюдений к выводам, что развивает логическое мышление и аналитические способности учеников. Особое место занимает курс "Повторение". Он представлен в начале и в конце обучения в данном комплексе и направлен на систематизацию полученных в течение учебного года знаний.

Дидактический материал учебника позволяет закрепить теоретический материал.  В основе многих упражнений лежит текст. Тексты в учебнике подобраны с учетом возрастных особенностей, способствуют воспитанию высоко нравственной личности, позволяют реализовать  межпредметные связи.

В учебнике присутствуют упражнения для самостоятельных наблюдений учащихся, которые предполагают словарную работу. Данные задания можно применить в проектно-исследовательской деятельности учащихся, поскольку словарная работа - это поисковая самостоятельная или парная работа, которая развивает учебные умения школьников и способствуют творческому развитию.

Подбор заданий к упражнениям позволяет систематически повторять изученный материал, осуществлять дифференцированный подход. Хотя в учебнике недостаточно  упражнений повышенной трудности.

Задания повышенной сложности, творческие задания, задания по развитию речи, игрового характера, задания по речевому этикету выделены специальным значком.

В учебнике нет специального раздела "Речь", однако программа предполагает знакомство учащихся с речеведческими понятиями, овладение всеми видами речевой деятельности, формированием умений анализировать тексты различного характера.

Теоретико-практическая направленность учебника помогает школьникам овладеть лингвистической системой, языковыми нормами, от которых напрямую зависит качественное речевое развитие, умение воспринимать, осмысливать и создавать высказывание как в устной, так и в письменной формах, что способствует эффективному развитию речевой способности учащихся 6 класса.

Развитие речи и стимулирование речевой активности обеспечивается за счет ситуативных упражнений. Например, есть упражнения, в которых надо не только переработать текст упражнения, но по заданию следующего упражнения представить себя участником событий. Значит, переработанный рассказ будет иметь адресный характер и информационную новизну, приобретёт коммуникативную целесообразность.

Многие упражнения носят соревновательный характер. Например, «Напишите сочинение для классного альбома, сделайте иллюстрации». Отбирается лучшее. Такие задания даем  детям не только на уроках русского языка, но и во внеклассной деятельности.

  В учебнике много иллюстраций и рисунков - это важная особенность. Они помогают создать  речевую ситуацию, а задания носят ситуационный характер. Например, дается упражнение со следующим заданием: «Представьте, что вы тот мальчик...» ребёнок пишет рассказ о том, что подобная ситуация произошла в его семье. Такие задания основываются на жизненном материале.

В УМК представлены задания аналитического и аналитико-речевого характера: новое на основе данного, то есть от анализа образца к самостоятельным высказываниям, создание нового текста на основе данного.

Материал учебника позволяет знакомить учащихся  с разными видами речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо (задания упражнений: расскажите, выразительно прочитайте, а значит, и послушайте,  спишите).  Есть также задания на знакомство с правилами речевого этикета, которые впоследствии дети смогут применять в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, данный УМК  формирует все ключевые компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую; дает возможность для реализации таких методических идей как ориентация на личность ученика и формирование универсальных учебных действий.



Задания из УМК, направленные на формирование читательской грамотности:

Задание № 1





Задание № 2












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!