Тема: Анализ учебно-программного обеспечения по музыке в начальных классах
в контексте подготовки к уроку
https://us04web.zoom.us/j/4102839090
Методист, преподаватель
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Дорофеева Г.И.
В учебных изданиях УМК по предмету «Музыка» в обязательном порядке должно быть наличие трёх составляющих:
учебная программа;
1
методические рекомендации для учителя.
2
3
учебник ;
3
Рабочая тетрадь
4
Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
Выделим несколько основных этапов:
1‑й этап — изучение учебной программы.
2‑й этап — изучение методической литературы.
3‑й этап — изучение материала конкретного урока в учебнике.
4‑й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.
5‑й этап — разработка плана урока.
Методические ориентиры к уроку на основе материалов УМК
Автор учебника: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Класс : 2 класс
Общая тема (раздел): Россия – Родина моя
Тема урока(название разворота учебника): Мелодия. М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке» , вступление к опере «Хованщина»
Ресурс УМК
Содержание
Программа
Методические рекомендации (поурочные разработки)
Учебник
Основные понятия, отмеченные на странице
Рабочая тетрадь
Задания, если есть по теме
Шаг 1. Находим тему в программе
http://berezaklim.ru/document/AP/myzika.pdf
Пример работы с программой
Шаг 2 . Изучаем методические рекомендации в поурочных разработках
https:// catalog.prosv.ru/item/15308
УРОКИ МУЗЫКИ
Поурочные разработки
1-4 классы
Шаг 3 . Работаем с учебником
https://s.11klasov.ru/10534-muzyka-2-klass-uchebnik-kritskaja-ed-sergeeva-gp-shmagina-ts.html
Шаг 4 . Собираем материал вместе
Из программы :
Содержательные линии . Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
Характеристика деятельности учащихся.
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций) . Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках . Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др . Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы . Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись . Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности . Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради
Выбираем только то, что относится к конкретной теме
(теме разворота учебника )
Из учебника
Из методических
рекомендаций
(поурочные разработки) и учебника
РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Уроки: «Мелодия».
«Здравствуй, Родина моя!».
«Моя Россия».
«Гимн России»
Задачи уроков:………………
Учащиеся начнут свои встречи с музыкой на уроках во II классе с произведений М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева — золотого фонда мировой музыкальной культуры.
Шмуцтитул, или вводный разворот учебника ориентирует учителя на разработку такого сценария первого урока, который заставил бы школьников задуматься над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась .
Из методических
рекомендаций
(поурочные разработки)
Из учебника
«Мелодия».
Мелодией вступления «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» гениального русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839—1881) открывается первый урок музыки в этом классе.
На нотной строчке только три такта — фрагмент вступления.
Возможно, наличие этого произведения в начальной школе вызовет у учителя некоторую обеспокоенность. Но в учебник включена не опера «Хованщина», а дивная русская мелодия — родной песенный мотив, музыка, прошедшая испытание временем.
Из методических рекомендаций (поурочные разработки)
На первом уроке достаточно сыграть главную тему на фортепиано, спеть её с учащимися в удобной для них тональности, послушать тему и несколько её вариаций в оркестровом звучании (увести звук, если внимание учащихся будет ослабевать).
При первичном прослушивании не стоит называть фамилию композитора. Можно предложить детям самим придумать название произведения . Хорошо, если второклассники найдут слова, характеризующие мелодию, например: тихая, светлая, спокойная, утренняя, рассвет, солнце встаёт . Затем откроют страницу учебника, рассмотрят данный разворот и ещё раз послушают музыку. В дальнейшем они неоднократно будут обращаться к этому произведению.
Примерные вопросы к учащимся:
• Какому народу близка эта музыка?
• Эту мелодию написал композитор или она народная?
• Какие интонации помогают вам узнать, а точнее, услышать время суток, изображённое в музыке?
• Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Из учебника
Если по теме есть материал в рабочей тетради – выясняем объем и содержание
предлагаемой обучающимся работы
https://s.11klasov.ru/
+ написать фамилию автора учебника(например Критская Е.Д)
и нужное издание учебник(класс) или Рабочая тетрадь(класс).
По этой ссылке можно работать с учебным материалом онлайн).
По рассматриваемой теме «Мелодия» заданий в Рабочей тетради нет
Задание для практической работы
Методические ориентиры к уроку на основе материалов УМК
Автор учебника: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Класс : 2 класс
Общая тема (раздел): Россия – Родина моя
Тема урока(название разворота учебника): Мелодия. М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке» , вступление к опере «Хованщина»
Ресурс УМК
Программа
Содержание
Методические рекомендации (поурочные разработки)
Учебник
Основные понятия, отмеченные на странице
Рабочая тетрадь
Задания, если есть по теме
К табличке необходимо приложить скриншот страницы учебника, по которой составлены методические ориентиры к уроку.
Музыкальное произведение не прикрепляется,
только указывается в теме (автор и название)
Из программы и поурочных разработок выбирать информацию ТОЛЬКО по содержанию уроков
«Свободный» текст только прочитываем