Этапы урока | Оценка деятельности преподавателя (элементы «фотографии» урока) |
Организационно-подготовительный этап (подготовительная часть урока) | |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к решению образовательных задач. СОДЕРЖАНИЕ – вводная часть: постановка задач урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – полнота цели и комплексность заявленных задач; личностная значимость и ясность для обучающихся; -возрастная адекватность содержания; соответствие программному материалу; доброжелательность, демократичность, корректность, культура речи; приветствие, контроль посещения и спортивной формы; организация психоэмоциональной (мотивационный) сферы; проявление взаимодействия; адекватная манера поведения, проведение «организационных» физических упражнений. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса. | Учитель начинает урок с построения и организационных команд. - Класс! Равняйсь! Смирно! Идёт взаимное приветствие педагога и обучающихся. - Здравствуйте, ученики! Учитель осуществляет контроль за посещаемостью и внешним видом учащихся (наличие спортивной формы и обуви). Создаёт эмоциональный настрой учащихся на учебную деятельность. - Я рада вас всех видеть на уроке и очень хочу начать работу с вами. Учитель проявляет интерес к состоянию учащихся. - Как вы себя чувствуете? Все здоровы? Длительность этапа – 3-5 мин. Деятельность учителя обеспечивает включение обучающихся в работу, эмоциональный настрой на освоение предметного содержания. Начало урока осуществляется со звонком, включает взаимное приветствие, фиксацию отсутствующих в журнале, организацию внимания. |
СОДЕРЖАНИЕ – выбор способа организации обучающихся УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – соответствие способов организации обучающихся задачам урока, содержанию подготовительной части, возрастным (групповым, индивидуальным) особенностям обучающихся ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - соответствие способов организации обучающихся задачам урока, содержанию подготовительной части, возрастным (групповым, индивидуальным) особенностям обучающихся | Мотивационно - установочный этап проходил 10 минут. Были проведены строевые упражнения на освоение 1) поворотов на месте: - направо, - налево, - кругом, 2) перестроения: - из одной шеренги в две; - из одной шеренги в колонну по одному. С помощью строевых упражнений учитель формировал правильную осанку, старался достичь сосредоточение внимания учащихся на предмете занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитывал: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формировал навыки совместных действий. |
СОДЕРЖАНИЕ – определение содержания двигательной деятельности УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – подбор физических упражнений общей разминки; подбор упражнений специальной разминки; оптимизация последовательности упражнений подготовительной части урока; способы управления обучающимися. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - направленность на функциональную и общую двигательную подготовленность к уроку (подбор общеподготовительных упражнений); направленность на специальную двигательную подготовленность к уроку (подводящие и подготовительные упражнения); объяснение направленности упражнений специальной разминки для успешности решения задач основной части урока (психическая подготовленность к уроку, оптимальная психофизическая нагрузка); последовательность и преемственность упражнений в соответствии с задачами урока; реализация оперативного контроля функционального состояния обучающихся (по данным анализа физиологической кривой нагрузки); адекватное использования команд, распоряжений, зрительной и «звуковой» наглядности; точность, четкость и требовательность в подаче команд и распоряжений; контроль за их выполнением; соответствующая демонстрация преподавателем двигательных действий | Разминка была организована в движении. Беговая разминка (1 мин.) ОРУ в движении (10 мин.) 1. | Руки к плечам. Круговые движения в плечевом суставе. | 10 секунд - вперед; 10 секунд - назад. | 2. | Руки вперед, вверх, в стороны на каждый шаг. | 15-20 секунд | 3. | Повороты туловища на каждый шаг: шаг левой ногой - поворот туловища налево, руки перед грудью, шаг правой - направо, руки перед грудью. | 15-20 секунд | 4. | Наклоны туловища на каждый шаг: шаг правой ногой - наклон туловища вправо, шаг левой - наклон влево. Каждый шаг выполняется по диагонали: шаг правой - вправо-вперед, шаг левой - влево-вперед. | 15-20 секунд | | 5. | Ходьба с поворотами вокруг своей оси. | по 10 с через правое и левое плечо | | 6. | Ходьба выпадами. | 15-20 секунд | | 7. | Ходьба в приседе («гусиный шаг»). | 15-20 секунд | | Упражнения данного этапа помогли адаптировать опорно-двигательный аппарат к выполнению заданий основной части урока. Положительный результат был достигнут с помощью ранее полученных знаний. Учитель использовал разнообразные формы и методы работы. |
СОДЕРЖАНИЕ – организация условий проведения урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – подготовка инвентаря и оборудования; оптимальное размещение инвентаря и оборудования; санитарно-гигиеническое состояние места занятий и пребывания ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - своевременность; соответствие задачам урока; соблюдение качественно-количественных характеристик; удобное расположение обучающихся; адекватный способ получения инвентаря; соответствует установленным нормам (спортивный зал, раздевалки, туалеты, освещение, воздух) | Урок проходил на свежем воздухе, на специально оборудованной спортивной площадке. Инвентарь приготовлен заранее и расположен в специальном отведенном месте. Занятие соответствовало программному материалу для обучающихся 1 класса, учитывались индивидуальные особенности учащихся. Для учеников данного возраста были дифференцированы задачи, содержание, темп освоения программного материала и оценка их достижений. |
СОДЕРЖАНИЕ – определение способов (порядка) выполнения задания УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – способ выполнения заданий соответствует содержанию подготовительной части урока и его задачам (индивидуальный, поочередный, поточный, индивидуальный, групповой, фронтальный) | Был использован фронтальный способ выполнения заданий (при выполнении поворотов на месте) и поточный способ (при организации беговой разминки и общеразвивающих упражнений в движении). |
Основной этап обучения, воспитания и развития (основная часть урока) | |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – достижение поставленных задач урока. СОДЕРЖАНИЕ – эффективное состояние рабочей площадки для реализации задач урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - состояние инвентаря и оборудования, его соответствие установленным нормам; оптимальная расположенность вспомогательного оборудования и мест отдыха; полнота инвентаря и оборудования для решения задач урока; соблюдение техники безопасности-состояние инвентаря и оборудования, его соответствие установленным нормам; оптимальная расположенность вспомогательного оборудования и мест отдыха; полнота инвентаря и оборудования для решения задач урока; соблюдение техники безопасности | Спортивная площадка соответствовала установленным нормам, цели и задачам урока. Инвентарь и оборудование находились в достаточном количестве. |
СОДЕРЖАНИЕ – целесообразность размещения обучающихся УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - способ размещения соответствуют задачам урока; благоприятное для взаимодействия преподавателя и обучающихся; предусмотренность места для индивидуальных дополнительных заданий | В ходе всего занятия учитель занимал такое место, чтобы держать в поле зрения всех учеников класса. В игре «Космонавты». Играющие, взявшись за руки, в центре площадки образуют круг. В игре «Перебежки». Учитель делит детей на 2—4 равные команды, и участники выстраиваются в колонны по одному параллельно одна другой. Первые игроки в колоннах встают на линию старта. |
СОДЕРЖАНИЕ – оптимальное использование инвентаря и оборудования УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - адекватная цели и задачам урока загруженность оборудования, инвентаря; достаточность основного и вспомогательного инвентаря и оборудования; адекватная цели и задачам урока загруженность оборудования, инвентаря; достаточность основного и вспомогательного инвентаря и оборудования | Весь инвентарь, предусмотренный учителем для проведения занятия, был использован. Учащиеся помогали педагогу готовить необходимый инвентарь и оборудование при организации и проведении подвижных игр. Подготовка площадки для игры «Космонавты». По углам и сторонам площадки дети чертят 5-8 больших треугольников — «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» рисуют 2-5 кружков — «ракет». Их общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Сбоку каждого «ракетодрома» пишут маршруты: 3—Л—3 (Земля — Луна — Земля) 3—М—3 (Земля — Марс — Земля) 3—Н – 3 (Земля — Нептун — Земля) 3—В—3 (Земля — Венера — Земля) 3—С—3 (Земля — Сатурн — Земля) Подготовка площадки и оборудования для игры «Перебежки». Перед носками впередистоящих в колоннах игроков проводится черта, на расстоянии 2 м от нее — линия старта. В 10—20 м от стартовой линии против каждой колонны ставится конус. |
СОДЕРЖАНИЕ – дидактическое обеспечение образовательного процесса УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - грамотное использование средств и методов физической культуры; выбранные принципы освоения физической культуры соответствуют возрастным особенностям уровню подготовки учащихся ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - направленное использование специально-подготовительных физических упражнений (подводящих, развивающих) в обучении и воспитании двигательных качеств; соответствие используемых упражнений для обучения (совершенствования) и воспитания задачам урока; непосредственная демонстрация техники двигательного действия (качество-количество); целесообразное использование методов зрительной наглядности; целесообразность и качество подбора методов строгой регламентации; качество использования методов вербального воздействия в соответствии с задачами урока; культура речи преподавателя (эмоциональность, образность, терминология); качество сочетания (соотношения) используемых методов; направленное использование сопряженного метода; обеспечение здоровьесберегающей направленности используемых средств и методов; оптимальная последовательность в обучении (совершенствовании) двигательных действий; преемственность в обучении (совершенствовании); качество реализации дифференцированного подхода; постепенность обучения и психофизической нагрузки | На этапе усвоения нового материала педагог использует метод беседы. Знакомит детей с новой темой. Цели и задачи урока ставит совместно с учащимися. Беседа. - С древних времен игры были неотъемлемой частью жизни человека. Сегодня, как и много веков назад, игры используются для воспитания и физического развития людей, они сопровождают человека всю жизнь. Во время игры улучшается настроение, развивается образное мышление, налаживаются взаимоотношения со сверстниками. - Какие виды игр вы знаете? (спортивные, интеллектуальные, компьютерные, подвижные, народные) - Разнообразные подвижные игры являются эффективным средством активного отдыха после умственного труда, хорошо влияют на деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем организма, поднимают аппетит и способствуют крепкому сну. Подвижные игры играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной стороны – умению подчинять свое поведение интересам коллектива, а с другой – управлять своими товарищами. Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в детский организм. - Где уместно проводить подвижные игры и когда? - Подвижные игры уместны на школьных переменах, по окончании уроков в группах продлённого дня или дома, после прихода из школы. В отличие от спортивных игр, простые подвижные игры не предполагают усиленных тренировок и участия в соревнованиях, строгих правил и выполнения спортивных разрядов. Подвижные игры очень разнообразны. Сегодня мы с вами разучим интересные подвижные игры. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от играющих быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, концентрации внимания. - Итак, вы в спортивной форме, вы многое знаете о подвижных играх. Можно играть! До начала игровой деятельности, педагог еще раз напоминает правила ТБ при подвижных играх. 1. «Космонавты» игра-перебежка сюжетная. Содержание игры. Дети идут по кругу и приговаривают: Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим — места нет! Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет». Опоздавшие на «рейс» становятся в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космосе». Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось совершить три полета. Правила игры: 1. Начинать игру — только по установленному сигналу руководителя. 2. Разбегаться — только после слов: «Опоздавшим — места нет!» 2. «Команда быстроногих» - игра-перебежка бессюжетная Содержание игры. По команде руководителя «Приготовиться, внимание, марш!» (или по другому условному сигналу) первые игроки бегут вперёд к конусу, обегают его справа и возвращаются обратно на линию старта. Игрок, первым перебежавший линию старта, приносит своей команде очко. Прибежавшие встают в конец своих колонн, а у линии старта выстраиваются следующие игроки. Также по сигналу они бегут до конуса, установленного против их колонны, огибают его и возвращаются обратно. Прибежавший первым снова зарабатывает очко своей команде. И так по очереди бегут все игроки. Затем подсчитываются очки. Побеждает команда, получившая больше очков. Правила игры: 1. Нельзя выбегать и переступать линию старта до сигнала руководителя. 2. Обегать предмет можно только справа, не касаясь его руками. 3. При беге с палочкой обязательно ударить ею три раза о предмет или об пол, громко считая. 4. Вернувшись, надо встать в конец своей колонны. В основной части урока, для решения поставленных задач, связанных с формированием у учащихся правильного бега, сохранением и укреплением здоровья, развитием координационных способностей, учитель применил игровой метод, который способствовал физическому развитию и эмоциональной разгрузке учащихся, увеличил интерес и желание заниматься физической культурой, формировал желание применять полученные компетенции в обычной жизни. |
СОДЕРЖАНИЕ - развивающая направленность содержания урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - использование приемов взаимообучения; включение обучающихся в процессы помощи и страховки (инструкторские умения и навыки); поддержание оптимального психоэмоционального фона образовательной деятельности; привлечение обучающихся к оценке и самооценке деятельности; реабилитационная направленность деятельности (при необходимости) | Для развития координационных способностей (дифференцирования пространственных и временных параметров движений, ритма, темпа, скорости и точности реагирования на сигналы, согласования движений) учитель выбрал как средство формирования данной компетенции – игры с различными заданиями и предметами. С этой целью педагог делил класс на команды, группы, подгруппы и все дети работали на уроке, как индивидуально, так и сообща. |
СОДЕРЖАНИЕ – воспитательная направленность содержания урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов -акцентированное воспитание двигательных качеств; оптимальная последовательность в воспитании двигательных качеств; коррекция и контроль поведения обучающихся; стимулирование активности и творческих действий; использование ролевого участия обучающихся в уроке; корректность в поддержании дисциплины | Педагог очень грамотно и корректно контролировал поведение обучающихся во время урока и стимулировал их активность. Неоднократно учитель просил детей оценить качество выполняемых упражнений одноклассниками, и тем самым побуждал каждого быть внимательным и ответственным на уроке. На протяжении всего занятия сохранялось оздоровительное и воспитательное значение урока. |
СОДЕРЖАНИЕ – Обучающая направленность содержания урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - объяснение ошибок в деятельности и поведении, путей их исправления; реализация в ходе урока процессов освоения новых двигательных действий; проявление действий для теоретической подготовки обучающихся; реализация в ходе урока процессов совершенствования двигательных действий; реализация оперативного контроля и оценки результатов процессов обучения; оптимальное соотношение теоретической и двигательной подготовки; качество-количество новизны в обучении | Весь урок учитель концентрировал свое внимание на правильном выполнении занимающимися основных фаз движений и, по мере необходимости, делал методические замечания. |
СОДЕРЖАНИЕ – постоянство и качество обеспечения контроля и оценки образовательной деятельности УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - контроль психофизической нагрузки в течение основной части урока (по данным анализа физиологической кривой нагрузки); контроль и оценка качества освоенности материала; контроль и оценка норм и правил поведения; реализация коррекционных действий поведения и деятельности | Для формирования навыков правильного дыхания педагог во время урока осуществлял контроль над выполнением беговых и общеразвивающих упражнений. При проведении комплекса специальных упражнений для формирования стоп учащимися осуществлялся самоконтроль. В течение урока учитель проводил пульсометрию сам и стимулировал детей измерять пульс самостоятельно. Частота сердечных сокращений подсчитывалась в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока; 2—3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока. |
Заключительный этап (заключительная часть урока) | |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подведение итогов урока, формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности СОДЕРЖАНИЕ – оптимизация психоэмоциональной нагрузки в ходе завершения урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - адекватность подобранных упражнений по снижению психофизической нагрузки и методов их реализации (по данным анализа физиологической кривой нагрузки); адекватность подобранных упражнений снижения психоэмоциональной нагрузки | На рефлексивно-оценочном этапе урока учителем была проведена игра на внимание «Совушка». Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Педагог говорит: «День наступает, всё оживает». Дети свободно двигаться по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полёт бабочек, стрекоз и т.д. Неожиданно воспитатель произносит: «Ночь наступает, всё замирает. Сова вылетает». Все дети останавливаются в том положении, в котором их застали слова, и не шевелятся. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеётся, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала больше всего играющих. Цель игры – это снятие воздействия повышенной физической нагрузки у учащихся и уменьшение тревожности. Игра развивает внимание, умение стоять неподвижно некоторое время. |
СОДЕРЖАНИЕ – подведение итогов урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - диагностика и оценка деятельности всего класса; обозначение типичных ошибок и нарушений поведения и деятельности; объяснение о качества решения задач урока | В заключении урока педагог отметил, как класс в целом и отдельно каждый учащийся справились с задачами. Учитель оценил их деятельность, используя словесную объяснительную оценку. |
СОДЕРЖАНИЕ – информирование о домашнем задании УСЛОВИЯ достижения положительных результатов -объяснение содержания домашнего задания; определение способов (методов) его выполнения; определение психофизической нагрузки домашнего задания; использование домашнего задания теоретической направленности; индивидуализация содержания домашнего задания | |
СОДЕРЖАНИЕ – осуществление рефлексии учебной деятельности УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – привлечение обучающихся к оценке собственной деятельности на уроке; объяснение и оценка полученных результатов собственной деятельности | Привлечение обучающихся к оценке и самооценке - Что нового узнали? - Чему научились? - Для чего мы разучили новые подвижные игры? - Где мы это можем использовать? |
ВЫВОДЫ |
Достижение цели урока: РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА: 1) достигнут запланированный резуль-тат урока (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.); 2) этот результат получен не наси-льственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие). | Запланированные задачи выполнены. Содержание соответствует теме урока. Учебное время использовалось эффективно, моторная плотность оптимальная с учетом физических и психологических возможностей учащихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор различных методов и приемов помог каждому обучающемуся продвинуться в своем интеллектуальном и физическом развитии. |
Достоинства урока | Проблемы, замечания | Методические рекомендации |
При заполнении данной части анализа урока эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты: 1. Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию в рабочей программе учителя. 2. Структура урока и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов урока типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие урока месту в теме, разделе учебного предмета (курса), связь урока с предыдущими и последующими уроками). 3. Научно-теоретический уровень урока (место урока в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.). 4. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д. 5. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина. 6. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость. 7. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, 8. Соответствие методики проведения урока возрастным особенностям учащихся. 9. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы. 10.Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. 11. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок. 12. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность. |
Урок решал оздоровительные, образо-вательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деяте-льности на уроке преподаватель обеспечил не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействовал воспи-танию личностных качеств учащихся. На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Проводились разные виды работ. Содержание материала и постоян-ный контроль за ходом и результа-тами учебной деятельности учащихся способствовали поддержанию позна-вательной и физической активности учащихся. | нет | Опубликовать конспект урока на личном сайте |