СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ урока литературы в 9 классе «Они сошлись. Вода и камень…» ( Онегин и Ленский)».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока литературы в 9 классе «Они сошлись. Вода и камень…» ( Онегин и Ленский)».»

Анализ урока 9 класс:

Предмет: литература

Учитель: Иванова Г. В.

9 класс

Дата:20.11.2020

Тема урока: «Они сошлись. Вода и камень…» ( Онегин и Ленский)».

Учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2018.


Тип урока: Урок изучения нового материала.

Количество учащихся-6


Урок построен в соответствии со стандартами ФГОС. Цель: показать ценность человеческой дружбы через взаимоотношения Онегина и Ленского. Сделать урок интересным, увлекательным, полезным мне помогают новые педагогические технологии, направленные на развитие критического и творческого мышления учеников. 

На стадии вызова предлагаю лингвистический эксперимент, где необходимо продолжить синонимический ряд к слову «дружба», наряду с этим учащиеся видят оттенки значений слов, определяют самое «сильное» и самое «слабое» слово в ряду.

На этом же этапе предлагается работа со словарными статьями из различных словарей, на основании которых нужно дать своё определение дружбы, включив самые важные, на взгляд учащихся, условия. Идёт осмысление материала, работа по обобщению важной информации и побуждению к формулировке гипотезы. Решаются такие регулятивные действия, как умение спланировать и организовать свою деятельность, волевая саморегуляция, и познавательные: умение результативно мыслить и работать с информацией.

Переходим к стадии осмысления. Воспитать вдумчивого читателя, развивать исследовательскую активность, творческое и логическое мышление – на это направлено следующее задание. На слайде представлены мысли известных людей о дружбе. В качестве домашнего задания на сегодняшний урок группа учащихся должна была собрать цитаты, говорящие об отношении Пушкина к этому чувству. А на уроке ребята выполняют в парах творческое задание: что о дружбе написали бы Онегин и Ленский? (учесть мировосприятие героев) К этим же высказываниям мы вернёмся на стадии рефлексии, потому что именно одно из них и станет темой урока. Это должен быть выбор, основанный на внутренних размышлениях в течение урока.

Приём «Голова» заставляет максимально активизировать мыслительную деятельность человека. На вопрос, каким должен быть друг, даю 3 прилагательных, которые в первую очередь приходят на ум: верный, внимательный, честный. Ребята приводят ещё примеры. И только после того, как прозвучат «привычные» определения, начнётся настоящая работа мозга. Он работает уже на новом уровне и, может, такая информация лучше и быстрее проникает в подсознание. Логичен, на мой взгляд, приём «Ромашка», позволяющий наглядно увидеть, какой процент качеств настоящего друга содержится в Евгении и Владимире. Это позволит ответить на главный вопрос – почему герои Пушкина не прошли проверку дружбой? К основанию цветка приклеиваются лепестки с прилагательными и сравниваются цветы с точки зрения эстетической. На стадии рефлексии возвращаемся к ромашкам и доклеиваем нашим героям недостающие качества.

Далее идёт работа в первую очередь с личностными УУД,  которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения. Проблемно-диалогическая технология позволяет понять, почему состоялась дуэль, кто должен был её предотвратить и почему этого не случилось.

В свою очередь работа с коммуникативными УУД развивает в детях умение слышать, слушать и понимать другого человека, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, разрешать конфликты. Попробуем и мы разрешить конфликт между героями с помощью смс-сообщения от лица Евгения своему другу Владимиру. Сообщения могут получиться не очень тактичными, добрыми, откровенными. Задача учителя - помочь создать доброжелательное, искреннее, полное уважения и понимания послание и показать, какими должны быть отношения дружеские.

Помогает в решении задач урока и игровая технология – театральная педагогика. Инсценирование вовлекает в психологический процесс и способствует углублённому пониманию героев. Я заметила, что в романе внутренними монологами наделены не все герои. Больше всего их у Онегина, а у Ольги - ни одного. Казалось бы, в момент дуэли, перед лицом смерти, мы должны услышать их мысли, но у Пушкина этого нет. Уже зная характеры героев, мы попробуем сыграть роли и озвучить героев в эти секунды – «Девять шагов между жизнью и смертью». Продолжение работы над эпизодом - в домашнем задании. (посмотреть советский и английский фильмы, поделиться впечатлениями; ответить на вопрос: включил бы я, будучи сценаристом, внутренние монологи в сцене дуэли?)

Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели нашли отражение в каждом этапе урока. Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!