СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ устного собеседования по русскому языку за 2017-2018 уч.год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное собеседование по русскому языку вводится в  для проверки навыков устной речи у школьников.

Просмотр содержимого документа
«Анализ устного собеседования по русскому языку за 2017-2018 уч.год»

Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку

в МБОУ «Чернореченская СОШ» Томского района


13 апреля 8 обучающихся 9 класса приняли участие в апробации итогового собеседования по русскому языку, из них 100% участников справились с предложенными заданиями и получили «зачёт». Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:

Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.


Уровень сложности заданий базовый. Задания, предлагаемые для выполнения 13 апреля, были интересны девятиклассникам с учётом их возраста и не вызвали особых затруднений.
На выполнение работы каждому участнику отводилось 15 минут. В процессе проведения собеседования велась аудиозапись, была отработана процедура сдачи устного собеседования по русскому языку, учтены все технические и методические аспекты, проверена готовность техники и кадров.Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом-экзаменатором непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного русского литературного языка. Ответы оценивались по системе «зачет»/«незачет». Апробация прошла успешно: зачет получили -8 обучающихся (100 %)

Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля

Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов. Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины.

Одним из условий предъявляемого текста для чтения является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять.

Можно отметить, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Экзаменуемые сумели передать замысел автора и своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. Интонация передаёт пунктуацию текста. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

Анализ результатов апробаций выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:

-неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;

-искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики;

-наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.



Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания


Анализ результатов апробации показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для обучающихся. Пересказ текста характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки.

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:

-искажения в произношении имён собственных и терминов;

-фактические ошибки при пересказе;

-неумение логично включать высказывание в пересказ;

-неумение использовать способы цитирования в речи.


Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.

При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, абзацное членение и законченность. Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.

Экзаменуемые в основном справились с коммуникативной задачей, но темы были раскрыты не в полном объёме. Есть нарушения точности выражения мысли. Высказывание экзаменуемых характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли и прослеживается однообразие грамматических конструкций.

К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 можно отнести:

-ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;

-маленький объём монологического высказывания;

-большое количество неоправданных пауз в речи;


Задание 4. Участие в диалоге.

Судя по результатам экзамена, наибольшую трудность для учащихся представляет задание 4 . Достаточно большая часть ребят испытывала трудности в выборе ответов.

Взаимодействие с экспертом-собеседником было достигнуто: экзаменуемые проявили умение участвовать в беседе, но давали неполные ответы на вопросы. Высказывание экзаменуемых отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций. К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.

Выводы и рекомендации: Можно отметить, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Устные ответы испытуемых показали, что умение создавать самостоятельные монологические высказывания по предложенной речевой ситуации; умение обмениваться информацией с собеседником сформированы  недостаточно устойчиво.

Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении, поэтому необходимо обратить внимание преподавателей на  совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи, в частности чтения. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта — все это косвенная подготовка к устному собеседованию.



Учитель русского языка и литературы Абдрашитова Н.Н.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!