МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «АЛДАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5
Тел/ Факс: (41145) 329-52.
E-mail: aldan_detdom@mail. Ru
_____________________________________________________
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ «ДРУЖНАЯ»
ЗА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.
На начало учебного года количество воспитанниц группы составляло - 18 человек. В течение года. Детский коллектив обновился. Пополнили состав группы: Макарова К.,. Энгель Л., Иванова А., Нигматуллина Э., Петрова В., Булгакова А. Возвращены в родную семью: Павлова К., Михайлова Н., Корнилова Д.. Обрели семью и успешно проживают в ней: Колач К., Конопельник В., Конопельник К., Иванова Н., Иванова С.. Выведена из состава учреждения, в связи с совершеннолетием Крупнова В. Находятся на гостевом режиме у родственников, с перспективой возврата в семью: Климова Т., Тонких В.
В настоящее время в группе проживает 20 воспитанниц. Все они получают образование в школах Алданского района: МБОУ СОШ № 1 – 1 человек, МБОУ СОШ № 2 – 4 человека, МБОУ СОШ № 9 – 6 человек, МБОУ СОШ № 10 – 8 человек. Состоит на учете в ЦТиЗ Булгакова А. с перспективой трудоустройства.
Деятельность педагогов в 2016-2017 учебном году осуществлялась согласно перспективному плану, составленному в соответствии с программой воспитательной работы учреждения «Формирование конкурентно – способной личности воспитанников посредством социализации и допрофессиональной подготовки».
Цель работы: Совершенствование работы по формированию конкурентно – способной личности воспитанников, посредством социально – педагогического сопровождения и обеспечения максимально благоприятных условий для умственного, духовно – физического развития подростков. Формирование готовности к осознанному, социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
- Обеспечить преемственность и последовательность социально - педагогического сопровождения.
- Воспитывать чувство патриотизма.
- Развивать правовую культуру воспитанниц.
- Воспитывать трудолюбие, целеустремленность. Совершенствовать трудовые умения и навыки воспитанниц.
- Развивать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Расширять знания о ЗОЖ.
- Готовность к осознанному выбору профиля в школе и в перспективе будущей профессии. Расширить знания о профессиях.
- Расширить знания о семье, семейных отношениях. Воспитывать стремление к проживанию в благополучной семье.
Педагогическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Личностное развитие.
Охрана здоровья.
Основы гражданского и патриотического воспитания.
Трудовое воспитание.
Творческое воображение.
Основы социализации и общения.
Для всестороннего развития личности, самовыражения, самореализации, успешного обучения и духовно – нравственного развития воспитанниц, в группе были созданы благоприятные условия. Педагогами ежедневно проводились воспитательные часы, в соответствии с перспективным планом работы на 2016 – 2017 учебного года у четом декад и месячников по следующим направлениям:
- Психологическое здоровье.
- Гражданско – правовое воспитание.
- Патриотическое воспитание.
- Новогодний калейдоскоп.
- Экология.
- Профориентация.
В соответствии с тематикой декад и месячников, воспитатели группы провели занятия. О проведенной работе предоставлены отчеты. Для достижения поставленных воспитательных целей и задач, педагогами были использованы разнообразные форм и методы работы: беседы, наблюдения, игры – инсценировки, конкурсы, лекции, дискуссии, диспуты, сочинения, просмотр презентаций, экскурсии, анкетирование, тестирование, занятия с элементами тренинга, познавательно – развлекательные мероприятия, интеллектуальные и спортивные игры, встречи с интересными людьми, практические занятия, инструктаж , коллективная творческая деятельность, собрания самоуправления группы.
В группе создавались условия для успешного творческого развития воспитанниц. Учитывались интересы, способности, возможности и желания каждой из них. Результатом воспитательной работы стало активное участие, практически каждой девочки в мероприятиях учреждения, города, района. Участвуя в творческих мероприятиях воспитанницы, приобретали опыт общения социализации, развивали свои коммуникативные качества. Девочки принимали активное участие в творческих выступлениях, конкурсах рисунков, сочинений, интеллектуальных и спортивных мероприятиях. Их портфолио пополнилось грамотами и сертификатами (см. приложение 1). Необходимо отметить отдельно Энгель Л. которая развивает свой талант к рисованию. Специалистами воспитательного отдела была организована выставка работ Лизы в п. Солнечный, посвященная «Всемирному дню борьбы со СПИДом», где Елизавета была награждена сертификатом и ценным подарком.
Развивая свои таланты и способности воспитанницы, посещали занятия в сфере дополнительного образования: «Домовенок Кузя», Хореографический кружок «Юность», «Умелочка», «Фея», секция легкой атлетики, в свободное время по желанию ОФП – бильярд, школа православной молодёжи.
В целях повышения мотивации к учебной деятельности, развития интеллектуальных способностей и ответственности воспитанниц за свой учебный труд, педагогами велся контроль над посещаемостью и успеваемостью в школе, воспитателями поддерживалась взаимосвязь с классными руководителями и учителям – предметниками, что отражалось в журнале «Связь со школой». В группе создавались благоприятные условия для самоподготовки воспитанниц, оказывалась индивидуальная помощь при выполнении домашних заданий, результаты самоподготовки отражались в журнале «учёта выполнения домашнего задания». Для повышения уровня качества знаний, воспитанницы посещали консультации у педагогов - репетиторов: по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, литературе, английскому языку, черчению.
В течение года воспитатели продолжали развивать детское самоуправление в группе. Ленами самоуправления проводились собрания, где обсуждались творческие и трудовые дела, проблемы и достижения в учебе, дисциплинарные вопросы. Совместно с педагогами активисты группы проводили в группе спортивные и творческие мероприятия, организовывали занятия по пропаганде ЗОЖ, по патриотическому воспитанию, организовывали и контролировали трудовую деятельность, следили за соблюдением гигиенических норм. Актив группы участвовал в заседании ДОО «Смайлс». Участвуя в самоуправлении, воспитанницы развивали свои коммуникативные качества, осваивали социальные нормы поведения, развивали навыки самостоятельности, они учились устанавливать межличностные контакты, решать возникающий проблемы конструктивными способами, высказывать и отстаивать свое мнение, учитывать и понимать мнение оппонента, создавать свою значимость как личности, все воспитанницы ответственно относятся к своим обязанностям в самоуправлении. Но особо активны были: Малышева О., Орлова Светлана, Орлова А., Гулько О.
Важное значение в воспитании подростков имеет формирование патриотизма и правовой культуры. Воспитательские часы, которые проводились по данной тематике, были направлены на укрепление чувства любви к родине, развитие ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества. А так же на воспитание положительного отношения к культуре и этническим ценностям, развитие умения понимать и чувствовать их значимость. Изучалась правовая и государственная система, символика, история гражданской жизни в стране. Работа педагогов включала в себя информационные сообщения о событиях происходящих в стране мире, знакомство с гражданско – правовыми нормами в обществе; мероприятия посвященные знаменательным датам, оформление стендов, конкурсы рисунков и плакатов , занятия по ознакомлению с культурой и традициями родного края.
Воспитанницы приняли активное участие в декаде правовых знаний. Сотрудники библиотеки им. Некрасова, где проводились занятия для наших воспитанниц по правовой грамотности, отметили, что девочки показали неплохие знания. Все мероприятия , посвященные тематике декады воспитанницы группы посещали в полном составе и принимали в них активное участие.
Педагогами в группе велась профориентационная работа. На занятиях воспитанницы приобретали знания о разнообразии профессий и с специальностей. Воспитатели продолжали формировать у подростков умение разумно подходить к выбору профессии, учитывая не только свое желание, но и состояние здоровья, специфические детали профессии, свои способности и возможности, как личности. В рамках Декады профориентации в учреждении были проведены различные по форме проведения мероприятия: встречи с интересными людьми, экскурсии, игры. В группе педагогами были проведены занятия, содействующие профстановлению и ориентированию в выборе будущей профессии, что отражено в отчетах о проведении декады. В группе был оформлен стенд «Моя будущая профессия», где девочки могли получить информацию об учебные заведениях, профессиях, о том, как правильно сделать выбор. Была организована экскурсия в отдел «Доставки и сервировки корреспонденции. Почта России». Зам. Директора по ВР Ореховой и социальным педагогом Козловой Н.Н. было проведена беседа, где они рассказали о своих профессиях и специальностях. Воспитанницы приняли участие в научно – практической конференции «Фестиваль профессий», где выступили со своими проектами о профессиях: Алекберова И., Малышева О., Климова Т., Аммосова Л., Макарова К., Гулько О., Орлова А. воспитанницы на базе Алданского Политехнического техникума «Основы предпринимательской деятельности» и получили сертификаты.
В целях профилактики правонарушений с воспитанницами ведется систематическая комплексная работа совместно с педагогом – психологом, социальными педагогами, специалистами воспитательного отдела велась комплексная работа с воспитанницами, состоящими в группе «Особого контроля». На учете в начале учебного года состояло: ЗОЖ – 7 чел., КДН – 1 чел., ПДН – 1 чел. В конце учебного года: 12 человек, из них: период адаптации - 3 человека, ПДН – 2 человека, КДН - ?, ЗОЖ по причине курения – 8 человек. Количество состоящих на учете увеличилось в связи с пополнением группы вновь прибывшими воспитанницами.
В целях профилактики и устранения вредных привычек, правонарушений, дисциплинарных нарушений среди воспитанниц, педагогами составлены планы индивидуального сопровождения. Тематика воспитательной работы включала в себя ознакомление с социальными нормами поведения, коррекцию нарушений в поведении, повышении учебной мотивации, профилактику вредных привычек, ознакомление с методами и формами здоровьесбережения, профилактике суицидального поведения, ведутся дневники индивидуального сопровождения воспитанниц. Особую тревогу вызывают воспитанницы Иванова А., Нигматуллина Э. т.к. девушки склонные к бродяжничеству, суицидам. В связи с этим к работе с ними подключены все службы учреждения. На данный момент Иванова А. – учиться без пропусков уроков, имеет положительные результаты в качестве знаний, режим учреждения не нарушает, самовольных уходов нет , попыток суицида нет. Нигматуллина Э. склонна к бродяжничеству, распитию спиртных напитков, имеет суицидальные наклонности. В настоящее время девушка успешно обучается в 9 классе, режима учреждения не нарушает, самовольных уходов не нарушает. Все воспитанницы группы «Особого контроля» вовлекаются , активны в организации и проведении тематических месячников и декад. У вновь прибывших воспитанниц есть первые успехи Иванова А. и Нигматуллина Э. приняли участие в конкурсе «Две звезды» за что награждены сертификатами. Они же приняли участие в районном танцевальном фестивале.
Воспитанницы группы «особого контроля» посещают занятия в сфере дополнительного образования: хореографический кружок «Юность», ОФП, «Домовенок Кузя».
Находится на учете в Центре труда и занятости Булгакова А.. ее занятость не остается без контроля, Настя занимается трудовыми делами, ежедневно работает помогая коменданту учреждения, оказывает помощь в работе помощника воспитателя в группе, в медико – корригирующем центре. Анастасия принимает посильное участие в подготовке и проведении мероприятий в группе и учреждении в целом. Приняла участие в конкурсе «Мисс весна», «Новогодний калейдоскоп».
В целом мотивация воспитанниц к отказу от вредных привычек проводятся воспитательные часы, презентации, конкурсы рисунков, плакатов. Все они посещают клуб «Девичья гостиная» под руководством Морозовой Н.А., а также лекции, мероприятия учреждения по тематике ЗОЖ. Но не смотря не прилагаемые педогамии усилия в группе нет отказавшихся от курения. Следует продолжать работу по этому направлению. Несмотря на положительные моменты с воспитанницами «особого контроля «необходимо продолжать работу по коррекции поведения, т.к. остаются проблемы сквернословия, нарушения дисциплины в школе и в учреждении. Особое внимание уделить воспитанницам с нестабильным психо-эмоциональным поведением, продолжать работу по развитию у воспитанниц желания вести ЗОЖ. По мотивации к отказу от вредных привычек.
Все воспитанницы проживающие в группе владеют трудовыми навыками в соответствии с возрастом. Педагогами проводились мероприятия по созданию чистоты и уюта в комнатах, генеральные уборки, субботники. Но не все воспитанницы проявляют инициативу в трудовых делах. Девушки часто некачественно с нежеланием выполняют трудовые обязанности и поручения и не считают труд интересным видом деятельности. Поэтому необходимо продолжать работу, воспитывать интерес к труду, как основе социальной жизни в будущем.
Согласно планам индивидуального сопровождения по устройству в семью, с каждой воспитанницей проводились индивидуальные занятия. На таких занятиях девочки обучались умению налаживать межличностные отношения в семье, навыкам семейно - бытового труда и самообслуживания, расширялся кругозор социального общения, осуществлялось духовно – нравственное развитие воспитанниц. Работая по индивидуальным планам, педагоги формировали у воспитанниц позитивное представление о семье, ее значении в жизни человека.
Вывод: Анализ воспитательной работы показал, что социально психологический климат в группе меняется на протяжении года, в связи с изменениями в составе воспитанниц группы. На конец учебного года его можно считать удовлетворительным, но есть ряд проблем в межличностном общении, которые требуют особого внимания: случаи некорректного отношения воспитанниц друг к другу и к персоналу учреждения, сквернословие, отдельные вспышки агрессии со стороны девочек, моменты импульсивности и эмоциональной нестабильности. Особую тревогу в этом плане вызывает Нигматуллина Э.
Хотелось бы отметить что адаптационный период вновь прибывших воспитанниц проходить удовлетворительно и более спокойно по сравнению с прошлым годом т.к. девушки проживающие в группе более длительное время не игнорируют их, относятся к ним лояльно, спокойно, стараются помочь. Возникающие конфликты девочки стараются решать конструктивно – на собрании актива группы или с помощью доверительного общения. Многие воспитанницы не равнодушны не только к своим успехам и неудачам, но и к успехам и проблемам одногруппниц и группы в целом.
У отдельных воспитанниц появилось такое качество как целеустремленность, дети активны в творческих делах. Развиваются коммуникативные качества воспитанниц. Есть необходимая положительная динамика в учебной деятельности. Но не смотря на проводимую работу в этом направлении у некоторых воспитанниц мотивация к учебной деятельности не высокая. Над этой задачей следует продолжать работу. В детском коллективе преобладают иждивенческие настроения. Обладая трудовыми навыками в соответствии с возрастом, многие воспитанницы недостаточно ответственно относятся к трудовой деятельности т.к. считают ее неинтересной.
Исходя из выше изложенного, педагогами определили задачи воспитательной работы на следующий год:
Продолжать работу по основным направлениям программы «Формирование конкурентно – способной личности воспитанников посредством социализации и допрофессиональной подготовки».
Продолжить работу по повышению уровня мотивации к учебной деятельности.
Продолжать работу по сплочению детского коллектива, развитию у воспитанниц умения устанавливать межличностные контакты, бесконфликтно взаимодействовать с людьми.
Продолжать развитие отношения позитивного отношения к трудовой деятельности как основе семьи, профессиональной успешности. Показать значимость труда, развивать желание трудиться.
Продолжать работу по созданию условий для адаптации воспитанниц к проживанию в семье по планам индивидуального сопровождения.
Продолжать комплексную индивидуальную работу с группой особого контроля.
Способствовать развитию творческих способностей воспитанниц.
Продолжать работу по искоренению у воспитанниц вредных привычек и пропаганде ЗОЖ
Приложение 1
Воспитанники активно участвовали в соревнованиях, конкурсах на уровне учреждения, а также районного, республиканского, федерального уровней
№ | Ф.И воспитанника | Наименование мероприятия | Учреждение | Район | Республика | РФ |
1 | Орлова Александра | «Мисс весна» | 2 место, грамота | | | |
«Лидер года» | Грамота | | | |
Олимпиада «Русский медвежонок» | | | | Сертификат |
«Фестиваль профессий» | Диплом | | | |
Первенство по дисциплине киокусинкай | | Грамота | | |
2 | Орлова Светлана | «Две звезды» | Благодарность | | | |
«Закрытие зимнгего сезона» | 2 место, Грамота | | | |
3 | Макарова Екатерина | Соревнования по лыжным гонкам | 2 место, грамота | | | |
«Основы предпринимательской деятельности» | | Сертификат | | |
«Мисс весна» | Благодарность | | | |
«Дорога к успеху» | Свидетельство | | | |
4 | Нигматуллина Эсмира | «Две звезды» | Благодарность | | | |
5 | Аммосова Татьяна | «Площадь звезд и звездочек» «Умники и Умницы» | Грамота | | | |
«Муравейник - 2017» | | | | Сертификат |
«Две звезды» | Благодарность | | | |
6 | Аммосова Людмила | «Создай новогоднюю сказку своими руками» | Благодарность | | | |
«Площадь звезд и звездочек» «Наша надежда» | Грамота | | | |
«Дорога к успеху» | Грамота | | | |
«Мисс весна – 2017» | 1 место, грамота | | | |
Соревнования по легкой атлетики | 2 место, грамота | | | |
Олимпиада по биологии | | 2 место, грамота | | |
Олимпиада по географии | | 3 место, грамота | | |
7 | Пласкеева Ксения | Первенство по дисциплине киокусинкай | | Грамота | | |
«Планета детства» | | | Сертификат | |
8 | Энгель Елизавета | «Дорога к успеху» | Сертификат | | | |
Конкурс рисунков посвященный «Всемирному Дню борьбы со СПИДом» | | Благодарность | | |
Декада Олонхо | | Сертификат | | |
«Две звезды» | Грамота | | | |
9 | Муравьева Виктория | Санаторий «Абырал» | | | Грамота | |
Береге Дружбы | | Грамота | | |
Берег Дружбы | | Грамота | | |
| Конкурс рисунков «Интернет глазами детей» | | | 1 место , грамота | |
10 | Удовиченко Алена | Всероссийская акция «Час кода» | | | | Сертификат |
Соревнования по лыжным гонкам | 1 место, грамота | | | |
Сказки народов мира» | 2 место, диплом | | | |
Олимпиада по английскому языку «Британский бульдог» | | | | Сертификат |
11 | Удовиченко Оля | «Мое любимое кино» | 1 место, грамота | | | |
«Создай новогоднюю сказку своими руками» | Благодарность | | | |
12 | Гулько Ольга | «Дорога к успеху» | Сертификат | | | |
Олимпиада «Русский медвежонок» | | | | Сертификат |
«Дорога к успеху» | Грамота | | | |
«Планета детства» | | | Сертификат | |
Олимпиада по обществознанию | | | | 3 место, диплом |
Олимпиада по биологии | | | | Сертификат |
Олимпиада по обществознанию | | | | 3 место, диплом |
Олимпиада по биологии | | | | Сертификат |
13 | Алекберова Инга | «Площадь звезд и звездочек», «Сила воли + характер» | Грамота | | | |
«Дорога к успеху» | Сертификат | | | |
«Мисс весна» | 1 место, грамота | | | |
Ночная гонка | 2 место, грамота | | | |
14 | Малышева Ольга | «Лидер года» | Грамота | | | |
Фотоконкурс «Новый год своими руками» | | | | Диплом |
«Фестиваль профессий» | Диплом | | | |
Соревнования по лыжным гонкам | 1 место, грамота | | | |
Бильярдный турнир (командное первенство) | | 1 место, грамота | | |
Бильярдный турнир (среди девушек) | | 1 место, грамота | | |
«Закрытие зимнего сезона» | 1 место, грамота | | | |
«Площадь звезд и звездочек» | Грамота | | | |
Соревнования по прикладным видам спорта | 2 место, грамота | | | |
Конкурс «Дорога к успеху» | Грамота | | | |
«Создай новогоднюю сказку своими руками» | Благодарность | | | |
Соревнования по баскетболу «Лучшая центровая» | | Диплом | | |
Соревнования по бильярду «Ко дню единства» | 2 место, грамота | | | |
15 | Бордых Виктория | «Я говорю от имени России» | Сертификат | | | |
Всероссийская викторина «В мире профессий» | | | | 2 место, диплом |
«Новогодний триумф – 2017» | 3 место, грамота | | | |
«Азбука профессий» | Грамота | | | |
16 | Иванова Арина | «Мисс весна» | Благодарность | | | |
| | | 41 | 12 | 4 | 11 |
Приложение 2
В 2016-2017 учебном году досуг воспитанников во внеучебное время организован следующим образом:
№ | Ф.И. воспитанника | Вид занятий | Место занятий |
1 | Алекберова Инга | «Юная Фея» «Девичья гостиная» | МКУ ЦСУ |
2 | Аммосова Людмила | Школа журналистики «Девичья гостиная» | Г. Алдан МКУ ЦСУ |
3 | Аммосова Татьяна | Хореографический кружок «Юность» | МКУ ЦСУ |
4 | Бордых Виктория | Хореографический кружок «Юность» «Умелочка» | МКУ ЦСУ |
5 | Булгакова Анастасия | «Девичья гостиная» | МКУ ЦСУ |
6 | Гулько Ольга | «Девичья гостиная» «Юная фея» | МКУ ЦСУ |
7 | Иванова Арина | Хореографический кружок «Юность» «Девичья гостиная» | МКУ ЦСУ |
8 | Ландышева Анастасия | Хореографический кружок «Юность» | МКУ ЦСУ |
9 | Макарова Екатерина | Хореографический кружок «Юность» «Девичья гостиная» | МКУ ЦСУ |
10 | Малышева Ольга | «Девичья гостиная» Тренажерный зал (настольный теннис, бильярд) | МКУ ЦСУ |
11 | Махтай Марина | «Юная фея» «Девичья гостиная» | МКУ ЦСУ |
12 | Муравьева Виктория | Хореографический кружок «Юность» | МКУ ЦСУ |
13 | Нигматуллина Эсмира | Хореографический кружок «Юность» «Девичья гостиная» | МКУ ЦСУ |
14 | Орлова Александра | Хореографический кружок «Юность» «Девичья гостиная» | МКУ ЦСУ |
15 | Орлова Светлана | «Девичья гостиная» | МКУ ЦСУ |
16 | Петрова Валентина | Хореографический кружок «Юность» «Девичья гостиная» | МКУ ЦСУ |
17 | Пласкеева Ксения | «Юная фея» Школа православной молодежи | МКУ ЦСУ Г. Алдан |
18 | Удовиченко Алена | «Домовенок Кузя» «Умелочка» | МКУ ЦСУ |
19 | Удовиченко Ольга | Хореографический кружок «Юность» «Домовенок Кузя» «Умелочка» | МКУ ЦСУ |
20 | Энгель Елизавета | «Девичья гостиная» | МКУ ЦСУ |