План анализа ВПР по физике
(сентябрь-октябрь 2020года).
Цель анализа: определить уровень достижения образовательных результатов обучающихся 8 классов по физике и корректировки образовательного процесса на 2020-2021 учебный год по предмету при необходимости.
Задачи анализа:
- выявить задания, при выполнении которых у обучающихся появляются затруднения,
- выявить темы, плохо усвоенные или неусвоенные обучающимися с разным уровнем подготовки.
Структура и содержание ВПР
- по результатам выполнения заданий ВПР оценивалась сформированность умений по основным содержательным линиям предмета:
1. Проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, напряжение, сила тока; и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
2. Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел.
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения.
3. Решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление): на основе анализа условия задачи выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты.
4. Решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты;
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, лампочка, амперметр, вольтметр).
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца,) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока): на основе анализа условия задачи выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты.
5. Интерпретировать результаты наблюдений и опытов.
решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты;
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца,) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа электрического поля, мощность тока): на основе анализа условия задачи выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты.
6. Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения.
7. Использовать при выполнении учебных задач справочные материалы;
делать выводы по результатам исследования.
8. Распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током.
9. Решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление): на основе анализа условия задачи, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты.
10. Решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
11. Анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
- вариант проверочной работы состоял из 11 заданий. Задания 1-3, 5-7 требовали краткого ответа в виде комбинации цифр, числа, одного или нескольких слов. В заданиях 4, 8, 9 развернутый ответ с объяснениями. В заданиях 10 и 11 требовалось записать решение и ответ.
4. Анализ выполнения заданий
1 задание (52,63%)
проверялось осознание учеником роли эксперимента в физике, понимание способов измерения изученных физических величин, понимание неизбежности погрешностей при проведении измерений и умение оценивать эти погрешности, умение определить значение физической величины показаниям приборов, а также цену деления прибора.
2 задание (39,47%)
проверялась сформированность у обучающихся базовых представлений о физической сущности явлений, наблюдаемых в природе и в повседневной жизни (в быту).
3 задание (66,67%)
проверялось умение использовать закон/понятие в конкретных условиях.
4 задание (78,07%)
задача с графиком или схемой электрической цепи. Проверялись умения читать графики или анализировать схему, извлекать из графиков (схем) информацию и делать на ее основе выводы.
5 задание (62,28%)
проверялось умение интерпретировать результаты физического эксперимента. Проверялись умения делать логические выводы из представленных экспериментальных данных, пользоваться для этого теоретическими сведениями.
6 задание (20,18%)
текстовая задача из реальной жизни, проверялось умение применять в бытовых (жизненных) ситуациях знание физических явлений и объясняющих их количественных закономерностей.
7 задание (1,75%)
проверялось умение работать с экспериментальными данными, представленными в виде таблиц. Проверялось умение сопоставлять экспериментальные данные и теоретические сведения, делать из них выводы, совместно использовать для этого различные физические законы.
8 задание (64,47%)
качественная задача по теме «Силы».
9 задание (35,09%)
задача, на понятия «средняя величина», умение усреднять различные физические величины, переводить их значения из одних единиц измерения в другие.
10 задание (7,6%)
комбинированная задача, требующая совместного использования различных физических законов, работы с графиками, построения физической модели, анализа исходных данных или результатов.
11 задание (13,45%)
нацелено на проверку понимания обучающимися базовых принципов обработки экспериментальных данных с учетом погрешностей измерения.
5. Качество выполнения (по параллели - сводная).
Сводная по 8 классам | Количество человек | % |
«5» | 1 | 0,88 |
«4» | 26 | 22,81 |
«3» | 78 | 68,42 |
«2» | 9 | 7,89 |
всего | 114 | --------------- |
Качество | 27 | 23,69 |
успеваемость | 105 | 92,11 |
6. Анализ соответствия оценок за ВПР, оценкам по журналу
Сравнение отметок | Количество человек | % |
Понизили | 47 | 41,23 |
Подтвердили | 67 | 58,77 |
Повысили | 0 | 0 |
всего | 114 | --------------- |
7. Работа с обучающимися с низкими образовательными результатами.
В целях повышения качества образования с учетом полученных результатов ВПР рекомендуется:
- подробно раскрывать физический смысл изучаемых законов и величин;
- отработать навыки по работе с графиком;
- отработать навыки перевода физических единиц.
- необходимо вырабатывать умения осмысленного чтения задания и написания учащимися верного требуемого ответа, работе с текстом физического содержания, связанной с выделением информации, представленной в явном виде, сопоставлением информации из разных частей текста, таблиц или графиков, интерпретацией информации, применением информации из текста и имеющихся знаний
- уделять внимание не только решению простейших заданий, но и сложных заданий, имеющих комплексный характер и требующих знания нескольких тем.
ВЫВОДЫ:
Анализ результатов ВПР показал, что подготовка была недостаточна. Необходимо было выделить больше времени на повторение ранее изученного материала.