Аналитическая справка
по результатам всероссийской проверочной работы
по русскому языку в 7 классе (за курс 6 класса)
в 2020–2021 учебном году
Всероссийскую проверочную работу по русскому языку в 7 классе выполнило 5 человек, что составляет 83% от общего числа обучающихся. Три ученика подтвердили свои отметки по журналу (60%), двое понизили результат (40%).
Характеристика заданий и дефициты класса:
Задание 1: списывать текст с пропусками орфограмм и пунктограмм, соблюдать в практике письма изученные орфографиические и пунктуационные нормы/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма. 40% учащихся получили 0 по критериям К1, К2.
Задание 2: проводить морфемный и словообразовательный анализы слов; проводить морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ предложения. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними. 100% учащихся не справились с морфологическим анализом слова (К3).
Задание 3: распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними. 100% учащихся правильно определили и выписали слово, но лишь 80% смогли объяснить причину несовпадения количества букв и звуков.
Задание 4: проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога. Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам/ осуществлять речевой самоконтроль. 40% учащихся не справились с заданием.
Задание 5: опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними. 20% учащихся не справились с заданием, 40% набрали 2 балла из 3, 40% набрали 3 балла из 3.
Задание 6: распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения / осуществлять речевой самоконтроль. 20% учащихся не справились с заданием.
Задание 7: анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей, распознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; опираться на грамматический анализ при объяснении выбора тире и места его постановки в предложении. Cоблюдать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка / совершенствовать орфографические и пунктуационные умения. 60% учащихся не смогли распознать предложение и место постановки тире, 80% не смоги обосновать выбор предложения.
Задание 8:. анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей, распознавать предложения с обращением, однородными членами, двумя грамматическими основами; опираться на грамматический анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Cоблюдать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка / совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. 60% учащихся не смогли верно обосновать выбор предложения.
Задание 9: владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное)/соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма. 80% учащихся верно, но недостаточно полно сформулировали основную мысль текста, поэтому получили 1 балл из 2.
Задание 10: осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавать его содержание в виде плана в письменной форме. Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное). Владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма. Все учащиеся справились с этим заданием: 60% набрали 1 балл из 3, 20% - 2 из 3, 20% - 3 из 3.
Задание 11: понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию с целью подтверждения выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме. Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное). Проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма. 60% учащихся не справились с заданием.
Задание 12: Распознавать и адекватно формулировать лексическое значение многозначного слова с опорой на контекст; использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; создавать устные и письменные высказывания. 60% учащихся не смогли верно распознать лексическое значение слова в данном контексте, 40% - не смогли составить предложение, в котором данное многозначное слово было уптреблено в другом значении.
Задание 13: распознавать стилистическую принадлежность слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы). Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль. 60% учащихся не смогли распознать в предложении стилистически окрашенное слово и подобрать к нему синоним.
Задание 14: распознавать значение фразеологической единицы; на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма; умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации. 40% учащихся не смогли привести ситуацию, в которой было бы уместно употребление фразеологизма.
Таким образом, наибольшие затруднения у обучающихся вызывают следующие задания: 2К3, 7, 8, 11, 12, 13.
Дефициты в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося
Код ученика | Номер задания | Проблемное поле и пути решения |
70001 | 2К3 – 0 | Морфологический анализ слова. Повторить план морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения. Систематически на уроках обращаться к выполнению морфологического разбора самостоятельных частей речи. |
10 – 1 из 3 | Составлять план текста. Отрабатывать навыки информационной переработки прочитанного текста, умение передавать его содержание в виде плана в письменной форме. |
12.1 – 0 | Умение распознавать лексическое значение слова в данном контексте. Практикум по теме лексическое значение слова, работа с толковым словарем. |
13.2 - 0 | Подбор синонима к стилистически окрашенному слову. Вспомнить, что такое синоним, работа со словарем синонимов, практикум по данной теме. |
70002 | 1К1 – 0 1К2 – 1 из 3 1К3 – 1 из 3 | Допущены орфографические и пунктуационные ошибки. Продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, уделять больше внимания словарным словам, проводить орфографические пятиминутки. |
2К2 – 0 2К3 – 0 | 2К2 – словообразовательный разбор слова. Повторить основные способы образования слов в русском языке, алгоритм выполнения словообразовательного анализа слова. 2К3 - морфологический анализ слова. Повторить план морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения. Систематически на уроках обращаться к выполнению морфологического разбора самостоятельных частей речи. |
3.2 - 0 | Умение объяснять несовпадение количества букв и звуков. Вспомнить какие гласные и при каком условии имеют два звука, отработать навык выполнения фонетического анализа слова. |
6, 7, 8, 9 - 0 | 6 – умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского языка; 7 – умение распознавать предложение и место постановки тире; 8 – умение распознавать предложение с обращением, расставлять знаки препинания и верно обосновывать свой выбор; 9 – умение определять тему, проблему и основную мысль текста. Повторить темы тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при обращении. Отрабатывать навык формулирования основной мысли в письменной форме с соблюдением речевых, орфографических и пунктуационных норм русского языка. |
11, 13 - 0 | 11 – умение находить в тексте требуемую информацию с целью подтверждения выдвинутых тезисов. Работать с текстами разных стилей и типов, отрабатывать умение выделять в тексте ключевые слова и словосочетания. 13 - подбор синонима к стилистически окрашенному слову. Вспомнить, что такое синоним, работа со словарем синонимов, практикум по данной теме. |
70004 | 2К3 – 0 | Морфологический анализ слова. Повторить план морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения. Систематически на уроках обращаться к выполнению морфологического разбора самостоятельных частей речи. |
4, 7 - 0 | 4 – определять место ударного слова. Вспомнить основные орфоэпические нормы русского языка, провести практикум по этой теме. 7 – умение распознавать предложение и место постановки тире. |
10 – 1 из 3 | Составлять план текста. Отрабатывать навыки информационной переработки прочитанного текста, умение передавать его содержание в виде плана в письменной форме. |
11, 12, 13 – 0 | 11 – умение находить в тексте требуемую информацию с целью подтверждения выдвинутых тезисов. Работать с текстами разных стилей и типов, отрабатывать умение выделять в тексте ключевые слова и словосочетания. 12 - умение распознавать лексическое значение слова в данном контексте. Составить предложение, в контексте которого данное многозначное слово имеет другое лексическое значение. Практикум по теме лексическое значение слова, работа с толковым словарем. 13 - подбор синонима к стилистически окрашенному слову. Вспомнить, что такое синоним, работа со словарем синонимов, практикум по данной теме. |
14.2 - 0 | Умение толковать значение фразеологизма в определенной речевой ситуации. Чаще использовать на уроках фразеологические обороты. |
70005 | 1К1, 1К2 – 0 | Допущены орфографические и пунктуационные ошибки. Продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, уделять больше внимания словарным словам, проводить орфографические пятиминутки. |
2К1 – 1 из 3 2К3 – 0 2К4 – 0 | 2К1 – морфемный разбор слова. Вспомнить наименьшие значимые части слова, алгоритм выполнения морфемного анализа слова. 2К3 - морфологический анализ слова. Повторить план морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения. Систематически на уроках обращаться к выполнению морфологического разбора самостоятельных частей речи. 2К4 – синтаксический разбор предложения. Вспомнить алгоритм выполнения синтаксического разбора предложения. На уроках систематически выполнять данный вид работы. |
4, 5, 7, 8 – 0 | 4 – определять место ударного слова. Вспомнить основные орфоэпические нормы русского языка, провести практикум по этой теме; 5 – умение определять самостоятельные и служебные части речи и их формы; 7 – умение распознавать предложение и место постановки тире; 8 – умение распознавать предложение с обращением, расставлять знаки препинания и верно обосновывать свой выбор. Повторить темы самостоятельные и служебные части речи, тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при обращении. |
11, 12, 13, 14 - 0 | 11 – умение находить в тексте требуемую информацию с целью подтверждения выдвинутых тезисов. Работать с текстами разных стилей и типов, отрабатывать умение выделять в тексте ключевые слова и словосочетания. 12 - умение распознавать лексическое значение слова в данном контексте. Составить предложение, в контексте которого данное многозначное слово имеет другое лексическое значение. Практикум по теме лексическое значение слова, работа с толковым словарем. 13 - подбор синонима к стилистически окрашенному слову. Вспомнить, что такое синоним, работа со словарем синонимов, практикум по данной теме. 14 - умение толковать значение фразеологизма в определенной речевой ситуации. Чаще использовать на уроках фразеологические обороты. |
70006 | 1К2 – 0 | Допущены пунктуационные ошибки. Продолжить работу по формированию пунктуационной зоркости учащихся. |
2К3 – 0 | Морфологический анализ слова. Повторить план морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения. Систематически на уроках обращаться к выполнению морфологического разбора самостоятельных частей речи. |
7,8 – 0 | 7 – умение распознавать предложение и место постановки тире; 8 – умение распознавать предложение с обращением, расставлять знаки препинания и верно обосновывать свой выбор. Повторить темы тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при обращении. |
На основании этих данных возникает необходимость спланировать коррекционную работу во внеурочное время и содержания урочных занятий, разработать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, оптимизировать методы и средства обучения, использовать современные педагогические технологии по учебным предметам, в частности электронные образовательные ресурсы.
Для устранения учебных дефицитов по русскому языку использую групповую работу над теми заданиями, в которых допустили ошибки большая часть класса. Для этого вносятся корректировки в учебные занятия: внесение изменений в технологические карты, планы-конспекты. В качестве закрепления ребята получают дополнительные задания в формате ВПР.
Кроме групповой работы во время урока использую индивидуальные и парные консультации во внеурочное время. Объединяю детей по наличию одинаковых ошибок и затруднений по определенной теме. Особое внимание уделяется учащимся, которые не справились с ВПР, т.е. получили «2» и учащимся, которые понизили свои результаты, т.е. отметка за ВПР ниже отметки по журналу.
При проведении коррекционной деятельности следует взаимодействовать с другими учителями-предметниками и родителями. На родителей возлагается контроль выполнения дополнительных практических работ, посещение консультационных занятий во внеурочное время. С учителями-предметниками обсудить задания, требующие развернутого ответа; умение формулировать свои мысли как в устной, так и в письменной речи; умение находить информацию в тексте с целью подтверждения выдвинутых тезисов; умение передавать информацию текста в виде плана; умение адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме.
Индивидуальный образовательный маршрут составляется на основании индивидуальных результатов и учебных дефицитов каждого учащегося.
Код ученика | Отметка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
К1 | К2 | К3 | К1 | К2 | К3 | К4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
70002 | 19б. – «2» | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 |
На основании таблицы видно, с какими заданиями не справился обучающийся, на основании этих данных с ребенком спланирована индивидуальная работа по устранению учебных дефицитов. Важно то, что у этого ученика результат ВПР не соответствует оценке по журналу (по журналу отметка «3»).
№ п/п | Тема затруднений | Кол-во часов | Форма работы |
1 | Правописание разделительных Ь и Ъ | 1 | Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание, комментированное письмо. Решение тестовой части на сайте «Решу ВПР». |
2 | Правописание Ы-И после Ц | 1 |
3 | Правописание неизменяемых приставок, приставок на –з, -с, правописание приставок пре-, при-. | 3 |
4 | Правописание сложных слов. | 1 |
5 | Орфограммы в корнях с чередованием. | 1 |
6 | Орфограммы в корнях с безударной гласной | 1 |
7 | Правописание не с разными частями речи. | 1 |
8 | Правописание о-е после шипящих. | 1 |
9 | Правописание н-нн в именах прилагательных. | 1 |
10 | Знаки препинания в предложении с однородными членами. | 1 | Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу ВПР». |
11 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
12 | Умение распознавать морфемы; определять способы словообразования; выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова. | 2 | Занятие-консультация: повторить морфемы, способы образования слов, порядок проведения морфемного и словообразовательного анализов слова. Практикум: отработка умений проводить морфемный и словообразовательный анализ слова. Индивидуальное домашнее задание. |
13 | Фонетический анализ слова. | 1 | Занятие-консультация: повторить звуки речи; план фонетического анализа слова. Практикум: отработка умения находить слова по заданным параметрам их звукового состава, умение проводить фонетический анализ слова. Выполнение задания №3 на сайте «Решу ВПР». |
14 | Ошибки в образовании формы слова. | 2 | Практикум: отработка умений распознавать случаи нарушения грамматических норм русского языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения. Индивидуальное домашнее задание. |
15 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Занятие-консультация: анализ предложения с точки зрения структурно-смысловой организации; умение распознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в И.п.; опираться на грамматический анализ предложения при выборе постановки тире в предложении. |
16 | Изучающее чтение, информационная переработка прочитанного текста. | 2 | Практикум: умение адекватное понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи; умение анализировать текст с точки зрения его основной мысли; умение грамотно формулировать основную мысль текста в письменной форме. Индивидуальное домашнее задание. |
17 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, умозаключение. | 2 | Практикум: отработка умений понимать целостный смысл текста; находить нужную информацию в текста; формулировать в письменной форме ответ на поставленный вопрос по тексту. Выполнение задания №11 на сайте «Решу ВПР». |
18 | Лексическое значение слова. Подбор синонимов. | 1 | Занятие-консультация: умение распознавать стилистическую принадлежность слова и подбирать к слову близкие по значению слова. Индивидуальное задание, выполнение задания №13 на сайте «Решу ВПР». |
19 | Проведение итогового контроля | 2 | Индивидуальная работа, выполнение работы в формате ВПР. |
Подобный образовательный маршрут составляется на каждого обучающегося.