Анализ
выполнения всероссийских проверочных работ
по истории в 5 классах
в 2020 – 2021 учебном году
Бочегова В.А., учитель истории
Всероссийские проверочные работы (ВПР) по истории в 5 классах проведены 31 марта.
Назначение всероссийской проверочной работы
В соответствии с Планом действий по модернизации общего
образования на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, в Российской Федерации реализуется поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках этого процесса начиная с сентября 2015 г. обучающиеся 5 классов во всех школах России учатся в соответствии с ФГОС.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
Назначение КИМ для проведения диагностической работы по истории – оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 5 класса. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР могут быть использованы для совершенствования методики преподавания истории.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на 2020/21учебный год.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта
проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Диагностическая работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого. Диагностическая работа также проверяет знание обучающимися истории, культуры родного края.
Диагностическая работа для 5 класса посвящена истории Древнего мира (история зарубежных стран с древнейших времён до 476 г. н.э.) с учётом объёма изученного материала к моменту написания работы и истории родного края.
Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
4. Структура варианта проверочной работы
Работа состоит из 8 заданий. Ответом к каждому из заданий 1 и 2
является цифра или последовательность цифр.
Задания 3–4 и 6–8 предполагают развёрнутый ответ.
Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований
к уровню подготовки
Код Проверяемые элементы содержания
1 Древний Восток
1.1 Древний Египет
1.2 Шумерские города-государства
1.3 Вавилонское царство
1.4 Финикия
1.5 Ассирийское государство
1.6 Персидская держава
1.7 Древняя Палестина
1.8 Древняя Индия
1.9 Древний Китай
2 Античный мир
2.1 Древняя Греция
2.2 Древний Рим
3 Знание истории родного края
Кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Код Проверяемые требования к уровню подготовки
Метапредметные
1.1 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации
1.2 умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы
1.3 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач
1.4 смысловое чтение
1.5 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью
1.6 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения
1.7 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Предметные
2.1 овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества в социальной,
экономической, политической, научной и культурной сферах
2.2 умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся
в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого
и настоящего
2.3 способность определять и аргументировать свое отношение к содержащейся
в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого
и настоящего
2.4 умение применять исторические знания для осмысления сущности
общественных явлений
2.5 опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных
явлений, современных глобальных процессов
2.6 формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося
6. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.
Задание 2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.
Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе).
Задание 5 нацелено на проверку умения работать с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна.
Задние 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи.
В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме.
Задания 7 и 8 проверяют знание истории родного края.
Задания 3–6 являются альтернативными: обучающийся должен выбрать одну из предложенных тем и выполнить задания только применительно к этой теме.
7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
№ | Уровень сложности | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимального первичного балла |
1 | Базовый | 5 | 8 | 54 |
2 | Повышенный | 2 | 5 | 33 |
3 | Высокий | 1 | 2 | 13 |
| ИТОГО: | 8 | 16 | 100 |
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы
в целом
Задание 1 считается выполненным, если правильно указана последовательность цифр. Правильный ответ на задание 1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Задание 2 считается выполненным верно, если правильно указана буква. Правильный ответ на задание 2 оценивается 1 баллом.
Задания с развёрнутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-3 | 4-7 | 8-11 | 12-15 |
9. Продолжительность проверочной работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
10. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
11. Рекомендации по подготовке к проверочной работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу
и отметок по журналу
| Кол-во уч. |
Понизили ( Отм. | 22 |
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу) | 30 |
Повысили (Отм. Отм.по журналу) | 3 |
Всего | 55 |
Данные гистограммы показывают, что 40% обучающихся получили за выполнение ВПР отметку ниже, чем имели отметку в журнале. Это говорит о необходимости скорректировать требования, предъявляемые к ответам обучающихся, проанализировать те виды заданий, которые подлежат оцениванию и отметки за которые выставляются в классные журналы; продумать выбор приемов и методов обучения, которые способствуют формированию и развитию тех или иных видов деятельности, выносимых во всероссийские проверочные работы.
Выполнение заданий обучающимися
Анализ результатов выполнения работы в 5-х классах показал, что обучающихся относительно успешно выполнили предложенную работу. Данные диаграммы показали, что обучающиеся испытывают существенные затруднения при:
- задание, нацеленное на проверку умения работать с исторической картой (штриховка на контурной карте одного четырёхугольника, образованного градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна) (задание 5);
- формулировании положения, содержащие причинно-следственные связи (задание 6).
- задания 7 и 8 проверяющие знание истории родного края
Достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП ООО
№ | Блоки ПООП ООО | Макс балл | % выполнения |
1 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, работать с изобразительными историческими источниками | 2 | 69 |
2 | Смысловое чтение. Умение проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира. | 1 | 76 |
3 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов | 3 | 80 |
4 | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | 3 | 60 |
5 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий. | 1 | 40 |
6 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | 2 | 7,3 |
7 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины. | 1 | 47 |
8 | Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности. Реализация историко-культурологическо¬го подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию | 2 | 38 |
Приведенная выше таблица полностью подтверждает цифры и выводы, приведенные в диаграмме:
умения обучающихся, которые сформированы на достаточном уровне:
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, работать с изобразительными историческими источниками (задание 1)
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (соответствует заданию 3);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение рассказывать о событиях древней истории (соответствует заданию 4);
умения обучающихся, которые сформированы на достаточно низком уровне:
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.(задание 5)
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности (соответствует заданию 6);
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины.(задание 7)
- умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности. Реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины (соответствует заданию 8).
Выводы:
На основании выше изложенного необходимо:
1) проанализировать совместно с обучающимися выполнение предложенных вариантов ВПР по истории;
2) выявить типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении данной работы, сделать работу над ошибками;
3) отрабатывать умения проводить поиск исторической информации в текстовых источниках; работать с иллюстративным материалом;
4) использовать методы и приемы формирования исторических понятий;
5) организовать сопутствующее повторение на уроках; ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для отдельных учащихся; использовать тренинговые задания для формирования устойчивых навыков выполнения заданий, закладываемых разработчиками в ВПР;
6) ввести в контрольные и другие проверочные работы задания по формулировке исторических терминов и понятий, по определению причинно-следственных связей и формированию умений письменной речи при характеристике исторического явлений;
7) проанализировать содержание заданий ВПР по каждому варианту; определить темы, которые проверялись и которые недостаточно освоены учащимися, внести коррективы в рабочие программы учебного предмета;
8) посетить курсы повышения квалификации и индивидуальное консультирование.