СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ выполнения ВПР по истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ выполнения Всероссийской проверочной работы по истории 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Анализ выполнения ВПР по истории 5 класс»

Анализ

выполнения всероссийских проверочных работ

по истории в 5 классах

в 2020 – 2021 учебном году

Бочегова В.А., учитель истории



Всероссийские проверочные работы (ВПР) по истории в 5 классах проведены 31 марта.


Назначение всероссийской проверочной работы

В соответствии с Планом действий по модернизации общего

образования на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, в Российской Федерации реализуется поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках этого процесса начиная с сентября 2015 г. обучающиеся 5 классов во всех школах России учатся в соответствии с ФГОС.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.

Назначение КИМ для проведения диагностической работы по истории – оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 5 класса. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР могут быть использованы для совершенствования методики преподавания истории.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы

Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на 2020/21учебный год.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта

проверочной работы

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Диагностическая работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях

прошлого. Диагностическая работа также проверяет знание обучающимися истории, культуры родного края.

Диагностическая работа для 5 класса посвящена истории Древнего мира (история зарубежных стран с древнейших времён до 476 г. н.э.) с учётом объёма изученного материала к моменту написания работы и истории родного края.

Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.


4. Структура варианта проверочной работы

Работа состоит из 8 заданий. Ответом к каждому из заданий 1 и 2

является цифра или последовательность цифр.

Задания 3–4 и 6–8 предполагают развёрнутый ответ.

Задание 5 предполагает работу с контурной картой.


5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований

к уровню подготовки

Код Проверяемые элементы содержания

1 Древний Восток

1.1 Древний Египет

1.2 Шумерские города-государства

1.3 Вавилонское царство

1.4 Финикия

1.5 Ассирийское государство

1.6 Персидская держава

1.7 Древняя Палестина

1.8 Древняя Индия

1.9 Древний Китай

2 Античный мир

2.1 Древняя Греция

2.2 Древний Рим

3 Знание истории родного края


Кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.


Код Проверяемые требования к уровню подготовки

Метапредметные

1.1 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации

1.2 умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)

и делать выводы

1.3 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели

и схемы для решения учебных и познавательных задач

1.4 смысловое чтение

1.5 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью

1.6 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения

1.7 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Предметные

2.1 овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о

закономерностях развития человеческого общества в социальной,

экономической, политической, научной и культурной сферах

2.2 умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся

в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого

и настоящего

2.3 способность определять и аргументировать свое отношение к содержащейся

в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого

и настоящего

2.4 умение применять исторические знания для осмысления сущности

общественных явлений

2.5 опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных

явлений, современных глобальных процессов

2.6 формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,

культурной самоидентификации личности обучающегося

6. Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.

Задание 2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.

Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).

Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе).

Задание 5 нацелено на проверку умения работать с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна.

Задние 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи.

В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме.

Задания 7 и 8 проверяют знание истории родного края.


Задания 3–6 являются альтернативными: обучающийся должен выбрать одну из предложенных тем и выполнить задания только применительно к этой теме.


7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности



Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент от максимального первичного балла

1

Базовый

5

8

54

2

Повышенный

2

5

33

3

Высокий

1

2

13


ИТОГО:

8

16

100



8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы

в целом



Задание 1 считается выполненным, если правильно указана последовательность цифр. Правильный ответ на задание 1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Задание 2 считается выполненным верно, если правильно указана буква. Правильный ответ на задание 2 оценивается 1 баллом.

Задания с развёрнутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.



Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки

по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-3

4-7

8-11

12-15

9. Продолжительность проверочной работы

На выполнение работы отводится 45 минут.

10. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование не требуются.

11. Рекомендации по подготовке к проверочной работе

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.










РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ


Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу

и отметок по журналу








Кол-во уч.

Понизили ( Отм.

22

Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу)

30

Повысили (Отм. Отм.по журналу)

3

Всего

55

Данные гистограммы показывают, что 40% обучающихся получили за выполнение ВПР отметку ниже, чем имели отметку в журнале. Это говорит о необходимости скорректировать требования, предъявляемые к ответам обучающихся, проанализировать те виды заданий, которые подлежат оцениванию и отметки за которые выставляются в классные журналы; продумать выбор приемов и методов обучения, которые способствуют формированию и развитию тех или иных видов деятельности, выносимых во всероссийские проверочные работы.

Выполнение заданий обучающимися

Анализ результатов выполнения работы в 5-х классах показал, что обучающихся относительно успешно выполнили предложенную работу. Данные диаграммы показали, что обучающиеся испытывают существенные затруднения при:

- задание, нацеленное на проверку умения работать с исторической картой (штриховка на контурной карте одного четырёхугольника, образованного градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна) (задание 5);

- формулировании положения, содержащие причинно-следственные связи (задание 6).

- задания 7 и 8 проверяющие знание истории родного края

Достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП ООО

Блоки ПООП ООО


Макс
балл

% выполнения

1

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, работать с изобразительными историческими источниками

2

69

2

Смысловое чтение. Умение проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира.

1

76

3

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов

3

80

4

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


3

60

5

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.

1

40

6

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

2

7,3

7

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины.

1

47

8

Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности. Реализация историко-культурологическо¬го подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию

2

38


Приведенная выше таблица полностью подтверждает цифры и выводы, приведенные в диаграмме:

  1. умения обучающихся, которые сформированы на достаточном уровне:

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, работать с изобразительными историческими источниками (задание 1)

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (соответствует заданию 3);

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение рассказывать о событиях древней истории (соответствует заданию 4);

  1. умения обучающихся, которые сформированы на достаточно низком уровне:

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.(задание 5)

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности (соответствует заданию 6);

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины.(задание 7)

- умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности. Реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины (соответствует заданию 8).


Выводы:

На основании выше изложенного необходимо:

1) проанализировать совместно с обучающимися выполнение предложенных вариантов ВПР по истории;

2) выявить типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении данной работы, сделать работу над ошибками;

3) отрабатывать умения проводить поиск исторической информации в текстовых источниках; работать с иллюстративным материалом;

4) использовать методы и приемы формирования исторических понятий;

5) организовать сопутствующее повторение на уроках; ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для отдельных учащихся; использовать тренинговые задания для формирования устойчивых навыков выполнения заданий, закладываемых разработчиками в ВПР;

6) ввести в контрольные и другие проверочные работы задания по формулировке исторических терминов и понятий, по определению причинно-следственных связей и формированию умений письменной речи при характеристике исторического явлений;

7) проанализировать содержание заданий ВПР по каждому варианту; определить темы, которые проверялись и которые недостаточно освоены учащимися, внести коррективы в рабочие программы учебного предмета;

8) посетить курсы повышения квалификации и индивидуальное консультирование.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!