СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ЗДУВР уроков физики в 8-10 классах

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы, применяемые на каждом этапе урока

Проверка  и контроль домашнего задания

Используемые методы и приемы:

- метод устного фронтального контроля (для контроля усвоения знаний каждым ребенком)

- наглядный (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам)

Просмотр содержимого документа
«Анализ ЗДУВР уроков физики в 8-10 классах»

Анализ урока

Физика 10 класс Дата: 13.12.2018

Урок № 28 (8)

Учитель: Чижов Роман Геннадиевич

Проверяющий ЗДУВР: Огиенко Яна Викторовна

Тема урока "Закон сохранения механической энергии".

Цель урока:

  • Раскрыть сущность закона сохранения и превращения энергии в механических процессах.

Задачи урока:

  1. Ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы.

  2. Добиться усвоения учащимися формулировки закона сохранения энергии, научить школьников записывать уравнение закона для системы, состоящей из тела массой m, и Земли и для системы, состоящей из тела массой m, и пружины.

  3. Продолжить формирование умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу.

  4. Формировать умение применять полученные знания на практике при решении физических задач на закон сохранения энергии.

  5. Продолжить формирование эстетического вкуса учащихся через демонстрацию и наглядность, вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный урок с элементами экспериментальной деятельности.

Оборудование и программное обеспечение к уроку:

  • АРМ учителя, мультимедийный проектор.

  • Презентация «ЗСЭ».

  • Оборудование для демонстрации: металлический шарик, брусок, наклонная плоскость, мячик, нитяной маятник и штатив.

  • Оборудование для экспериментального задания учащихся: брусок, измерительная лента, весы рычажные с набором гирь, желоб лабораторный, часы-секундомер, цилиндр металлический, штатив.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Все цели и задачи учителем были реализованы

Структура урока

 Учителем выбран комбинированный урок с элементами экспериментальной деятельности:

    1. Оргмомент ( 0,5 мин).

    2. Проверка и контроль домашнего задания (6 мин).

    3. Изучение нового материала (15 мин).

    4. Закрепление нового материала (17 мин).

    5. Домашнее задание (1 мин).

    6. Рефлексия (0,5 мин)

Методы и приемы, применяемые на каждом этапе урока

Проверка и контроль домашнего задания

Используемые методы и приемы:

- метод устного фронтального контроля (для контроля усвоения знаний каждым ребенком)

- наглядный (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам)

- метод программированного контроля с использованием средств обратной связи

Изучение нового материала

Используемые методы и приемы:

- методы самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой (для развития самостоятельности в учении, формирования навыков учебного труда)

(Презентации учащихся)

- установление межпредметных связей (для развития вариативности мышления и умений применять ранее полученные знания в новой ситуации)

- метод стимулирования интереса к учению (посредством создания ситуаций познавательной новизны, ситуаций занимательности)

- метод устного контроля (для контроля усвоения знаний каждым ребенком)

Закрепление нового материала

- метод самостоятельного применения полученных знаний со взаимопроверкой (для развития самостоятельности мышления учащихся)

- метод постепенного усложнения уровня предлагаемого для работы материала (для развития самостоятельности в учении, формирования умений сравнивать, обобщать, выделять главное)

Подведение итогов обучения

Используемые методы и приемы:

-поощрение,

- совет.

Урок поставленных целей достиг. Плотность урока достаточная. Ребята самостоятельно делали выводы, проводили исследование. Содержания урока с точки зрения общих дидактических принципов соответствовали принципам: научности; наглядности; последовательности; связи с практикой.


Подпись учителя ________________/Чижов Р. Г./

Подпись анализирующего урок____________/Огиенко Я. В./

Ход урока

  1. Организационный момент (0,5 мин).

  2. Проверка и контроль домашнего задания (6 мин).

Фронтальная проверка выполнения домашнего задания консультантом до урока и отметка о выполнении в тетради «Результаты выполнения домашних заданий» (выявление учащихся плохо справившихся или не выполнивших домашнее задание).

На уроке:

    1. Объявление результатов проверки домашнего задания и назначение слабоуспевающим ученикам времени для дополнительного занятия.

    2. Физический диктант: один учащийся у доски остальные на листочках.

Цель: Проверить знание учащихся буквенных обозначений, единиц измерения и формул по теме «законы сохранения». Презентация «ЗСЭ». Слайды 1,2.

Рис. 1

  1. Изучение нового материала (15 мин).

Актуализация темы. Учитель проводит демонстрационный опыт, по каждому из которых совместно с учащимися делается качественный вывод.

Демонстрационный опыт.

1 опыт. Опытная установка изображена на рис. 2. В ходе опыта изменяем высоту скатывания шарика, замечаем расстояние, на которое сдвигается брусок, лежащий на горизонтальной плоскости.

Вывод: Чем с большей высоты скатывается шарик, тем большую скорость он приобретает и тем большую работу он может совершить, передвигая брусок.



Рис. 2.



2. опыт. Опытная установка изображена на рис. 3. Нитяной маятник в начале висит неподвижно. Отмечаем это положение как нулевой уровень потенциальной энергии. Отклоняем маятник на некоторый угол и замечаем, что маятник проходит нулевой уровень и отклоняется в противоположное направление. Что произошло? Почему колебания прекращаются?




Рис. 3.




Вывод: Чем на больший угол отклоняем маятник из нулевого положения, тем большую скорость будет иметь маятник, проходя его. Значит, накопленная потенциальная энергия при отклонении маятника превращается в кинетическую, при прохождении нулевого положения, а затем снова превращается в потенциальную при отклонении в противоположном направлении. Колебания прекращаются потому, что механическая энергия теряется в результате действия непотенциальных сил (силы сопротивления воздуха). Значит, если устранить действие непотенциальных сил, тогда система маятник - Земля будут взаимодействовать только друг с другом (замкнутая система) и в этом случае колебания будут продолжаться бесконечно долго, т.е. попеременно будут превращаться друг в друга потенциальная и кинетическая энергии.

Выразим это математически. Один ученик у доски, остальные учащиеся слушают и делают дополнения к ответам ученика у доски.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

3 опыт. Поиграем в мячик.

Отпускает из рук мячик. Мячик падает на пол и отскакивает. Рассмотрим движение мячика с точки зрения превращения механической энергии.

Вопрос.

За счёт действия какой силы происходит движение мячика вниз?






Ответ.

За счёт действия силы тяжести

Вопрос.

Чему равна работа силы тяжести? Можно это выразить математически?

Ответ.

Работа силы тяжести равна убыли потенциальной энергии.

(1)

Вопрос.

Что можно сказать о скорости мячика при мере приближения к полу?

Ответ.

Скорость мячика возрастает.

Вопрос.

Значит ли это, что с другой стороны работа силы тяжести равна изменению кинетической энергии тела? Если да, то вырази это математически?

Ответ.

Да.

(2)

Вопрос.

Насколько убывает потенциальная энергия и насколько увеличивается кинетическая?

Ответ.

Можно предположить, что одинаково, учитывая, что работу одной и той же силы мы выразили в одном случае через убыль потенциальной энергии, а другом через увеличение кинетической.

Следовательно (1) =(2)

Вопрос.

Преобразуй, полученное выражение так, чтобы в левой части выражения стали потенциальная и кинетическая энергии на начало движения, а в правой на момент удара о землю.


Ответ.

Спасибо, ты можешь садиться на место. Ты получил(а) очень важное математическое соотношение, которое носит название математическая запись закона сохранения энергии.

Движение мячика могло бы продолжаться сколь угодно долго, если бы не было потерь энергии на сопротивление, т.е. если бы тела взаимодействовали бы только друг с другом и не взаимодействовали бы только силами тяготения или упругости. В данном случае речь идёт о замкнутой системе тел.

Если ввести, что - есть полная механическая энергия, то закон сохранения полной механической энергия можно записать в виде:


- математическая запись закона сохранения полной механической энергии.

Формулировка закона:

Полная механическая энергия замкнутой, или изолированной, системы при всех изменениях в системе сохраняется.

Делая запись в тетради, ещё раз проследите вывод закона сохранения полной механической энергии. Слайд. 3.

Рис. 4.

Закон сохранения полной механической энергии является частным случаем всеобщего закона сохранения энергии.

Прочитайте самостоятельно текст учебника на стр. 166. § 29.

Какой вывод вы сделали из прочитанного текста?

Ответы учащихся:

    1. Уменьшение механической энергии приводит к такому же увеличению внутренней энергии.

    2. Полная энергия, которая включает механическую и внутреннюю, сохраняется.

Об учёном, который впервые сформулировал и обосновал закон сохранения энергии, мы узнаем из доклада «Научная деятельность Германа Гельмгольца».

Доклад учащегося.

Портрет ученого на доске. Слайд 4.

Рис. 5.

  1. Закрепление нового материала (17 мин).

Выполнение лабораторной работы № 4. Из учебника стр. 168

Оформить лабораторную работу в рабочей тетради на странице 70, задание № 75.

Самостоятельно сформулировать цель работы. Сделать вывод. В конце урока тетради сдаются на проверку.

  1. Домашнее задание (1 мин). Слайд 5.

  1. Читать § 29. Ответить устно на вопросы в конце § 29 на стр. 170.

  2. Разобрать пример решения задачи на стр. 169.

  3. Выучить опорный конспект «Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии» (конспект выдаётся на карточках).























Рис. 6.


  1. Рефлексии. (0,5 мин). Слайд 6.

Каждому учащемуся предлагается закончить одно из следующих предложений.

Я сегодня на уроке узнал о…

Мне понравились на уроке моменты…

Я чувствую себя…

Я хотел бы узнать по данной теме о..

Мне не понравилось…

У меня сейчас настроение…

Я узнал на уроке новое о…

По данной теме мне хотелось бы узнать еще о…

Мне было сегодня на уроке…

Мое состояние сейчас я оцениваю, как…

Я хотел бы изучить подробнее по данной теме следующие вопросы…

Данная тема была для меня…

Урок был…



Анализ урока

Физика 8 класс Дата: 15.01.2019

Урок № 32(7)

Учитель: Чижов Роман Геннадиевич

Проверяющий ЗДУВР: Огиенко Яна Викторовна

Тема урока «Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление проводников.

Удельное сопротивление проводников».


Цели урока: Образовательные: сформировать понятия: сопротивление, удельное сопротивление; обеспечить усвоение закона Ома для участка цепи, зависимости сопротивления проводника от удельного сопротивления. Его длины и площади поперечного сечения; научить решать простейшие задачи на полученные закономерности;

Воспитательные: выработать представление у учащихся о необходимости планирования чёткого эксперимента для нахождения и установления физических законов и закономерностей;

Развивающие: учить раскрывать смысл конкретного значения физических величин на основе их определения.

Основной материал: Определить зависимость силы тока от напряжения. Понятие о сопротивлении. Единица сопротивления. Закон Ома для участка цепи. Реостаты. Падение напряжения. Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление. Формула для расчёта сопротивления проводника.

План урока:

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

2. Проверка домашнего задания.

3.Формирование новых знаний.

4. Закрепление знаний.

5.Домашнее задание.

Методы и приемы, применяемые на каждом этапе урока

Проверка домашнего задания

Используемые методы и приемы:

- метод устного фронтального контроля .

Формирование новых знаний

Используемые методы и приемы:

- методы демонстрации;

- установление межпредметных связей (для развития вариативности мышления и умений применять ранее полученные знания в новой ситуации)

- метод стимулирования интереса к учению (посредством создания ситуаций познавательной новизны, ситуаций занимательности)

Закрепление знаний

- метод самостоятельного применения полученных знаний со взаимопроверкой (для развития самостоятельности мышления учащихся).

Подведение итогов обучения

Используемые методы и приемы:

-поощрение,

- совет.

Результат урока: использованные на уроке методы позволили учителю достичь следующих целей:

подготовить учащихся к активной совместной деятельности;

выявить уровень усвоения знаний теоретических знаний об основных характеристиках электрического поля каждым учащимся; воспроизведение ранее полученных знаний учащимися, обучение умению переносить знания в новые ситуации;

выяснить, насколько успешно реализованы задачи обучения, стимулировать последующую познавательную деятельность учащихся.

В результате проведения урока удалось закрепить у учащихся знания и умения по теме. Домашнее задание было задано и инструктаж по его выполнению предложен ученикам.

Итоги урока подведены

Подпись учителя ________________/Чижов Р. Г./

Подпись анализирующего урок____________/Огиенко Я. В./


Ход урока

Организация деятельности учащихся.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Ставится цель урока, намечаются пути её достижения и указываются критерии её достижения.
2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое электрический ток?

  2. Перечислите условия, необходимые для существования электрического тока.

  3. Перечислите действия электрического тока.

  4. Что называется электродвижущей силой?

  5. Что называют силой тока?

  6. Дайте определение единице силы тока.

  7. Что такое 1 Кулон?

  8. Что называется напряжением?

  9. Что такое 1 Вольт?

Тест 15 по уроку 31(6)

3.Формирование новых знаний

Определить зависимость силы тока от напряжения.

Демонстрации. Закон Ома для участка цепи.

Понятие о сопротивлении.

R – электрическое сопротивление проводника.

Единица электрического сопротивления в СИ – Ом(Ом).

Электрическим сопротивлением 1 Ом обладает такой участок цепи, на котором при силе тока 1 А напряжение равно 1 В. 1 Ом = 1В/1А

Закон Ома для участка цепи.

Экспериментально установленную зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления участка цепи называют законом Ома (1826 г.) для участка цепи.

Падение напряжения.

Величину IR – называют падением напряжения.

Демонстрация. Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения.

Формула для расчёта сопротивления.

Удельное сопротивление.

Иногда выражают

Обратить внимание на таблицу 8 учебника.


Реостаты.


Демонстрации. Изменение силы тока изменением сопротивления реостата.



4. Закрепление знаний. Решить задачи упр.18 (1-3), примеры решения задач с 142,143

5.Домашнее задание.

§ 38,39. упр. 18(4,5), упр.19(4)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!