Путешествие
за «золотым руном»
Андрея Белого (1880-1934)
Гусева Анастасия Андреевна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Сойгинская СШ»
п. Сойга
Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского университета, окончил естественное отделение физико-математического отделения этого университета. Ещё в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева, дружил с племянником своего кумира, Сергеем Соловьевым. Религиозная философия и поэзия Вл. Соловьева заворожила молодых людей, определила их первые творческие опыты. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева — Андрей Белый.
Осенью 1903 года Белый организует литературный кружок , в который вошли его друзья С. Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и другие. Эллис придумал название этому кружку - «аргонавты» . Подобно древним грекам молодые литераторы «путешествовали» за своим «золотым руном» — новым словом , способным активно содействовать преображению мира.
Предметом постоянного обсуждения «аргонавтов» становится лирика Александра Блока , дальнего родственника С. Соловьева. В январе 1904 года состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов» .
Андрей Белый был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик , создавший новый тип романа , исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист . Особое значение писатель придавал музыкальному началу жизни и творчества .
Белый начал с прозаических «симфоний», в которых повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем — страстный порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности. В первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу .
Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
В золотую ослепительность.
Ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов» , которые виделись Белому в современной ему России. От надмирных высот писатель обращается к земному, русскому, крестьянскому в сборнике 1909 года «Пепел» с эпиграфом из Некрасова . Образ пепла имел двойной смысл : «сожжённых» светлых зорь «младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей русской земли. Здесь уже не золото и лазурь, символы духовного экстаза, а «свинец облаков, зловещие кабаки, «просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Веселые на Руси») .
В стихотворении «Родина» трагически звучит риторический вопрос:
Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой —
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы : кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчёркивают выразительность трагической ситуации.
Лирический герой — бродяга, висельник, горемыка . Им владеют чувства отверженности и одиночества.
Образ смерти , причём собственной смерти, и в стихотворении с невинным названием «Друзьям» (1907):
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел. …
Пожалейте, придите;
Навстречу венком метнусь,
О, любите меня, полюбите —
Я, быть может, не умер, быть может,
Проснусь — Вернусь!
Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему . В цикле «Город» слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная атмосфера времени. «Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909) , посвященном В. Я. Брюсову.
«Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого сборника - Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического героя.
Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ . Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую неизбежную трагедию страны.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ