СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Андрей Белый. Презентация.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Андрей Белый. Презентация.»

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934) Гусева Анастасия Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сойгинская СШ» п. Сойга

Путешествие

за «золотым руном»

Андрея Белого (1880-1934)

Гусева Анастасия Андреевна,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Сойгинская СШ»

п. Сойга

Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского университета, окончил естественное отделение физико-математического отделения этого университета. Ещё в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева, дружил с племянником своего кумира, Сергеем Соловьевым. Религиозная философия и поэзия Вл. Соловьева заворожила молодых людей, определила их первые творческие опыты. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева — Андрей Белый.

Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского университета, окончил естественное отделение физико-математического отделения этого университета. Ещё в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева, дружил с племянником своего кумира, Сергеем Соловьевым. Религиозная философия и поэзия Вл. Соловьева заворожила молодых людей, определила их первые творческие опыты. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева — Андрей Белый.

Осенью 1903 года Белый организует литературный кружок , в который вошли его друзья С. Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и другие. Эллис придумал название этому кружку - «аргонавты» . Подобно древним грекам молодые литераторы «путешествовали» за своим «золотым руном» — новым словом , способным активно содействовать преображению мира. Предметом постоянного обсуждения «аргонавтов» становится лирика Александра Блока , дальнего родственника С. Соловьева. В январе 1904 года состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов» .

Осенью 1903 года Белый организует литературный кружок , в который вошли его друзья С. Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и другие. Эллис придумал название этому кружку - «аргонавты» . Подобно древним грекам молодые литераторы «путешествовали» за своим «золотым руном» — новым словом , способным активно содействовать преображению мира.

Предметом постоянного обсуждения «аргонавтов» становится лирика Александра Блока , дальнего родственника С. Соловьева. В январе 1904 года состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов» .

Андрей Белый был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик , создавший новый тип романа , исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист . Особое значение писатель придавал музыкальному началу жизни и творчества .

Андрей Белый был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик , создавший новый тип романа , исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист . Особое значение писатель придавал музыкальному началу жизни и творчества .

Белый начал с прозаических «симфоний», в которых повествование строилось как спор  контрастных «музыкальных» тем — страстный порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности. В первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904)  покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу .

Белый начал с прозаических «симфоний», в которых повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем — страстный порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности. В первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу .

Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»: Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно В золотую ослепительность.

Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»:

Солнцем сердце зажжено.

Солнце — к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно

В золотую ослепительность.

Ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов» , которые виделись Белому в современной ему России. От надмирных высот писатель обращается к земному, русскому, крестьянскому в сборнике 1909 года «Пепел» с эпиграфом из Некрасова . Образ пепла имел двойной смысл : «сожжённых» светлых зорь «младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей русской земли. Здесь уже не золото и лазурь, символы духовного экстаза, а «свинец облаков, зловещие кабаки, «просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Веселые на Руси») .

Ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов» , которые виделись Белому в современной ему России. От надмирных высот писатель обращается к земному, русскому, крестьянскому в сборнике 1909 года «Пепел» с эпиграфом из Некрасова . Образ пепла имел двойной смысл : «сожжённых» светлых зорь «младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей русской земли. Здесь уже не золото и лазурь, символы духовного экстаза, а «свинец облаков, зловещие кабаки, «просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Веселые на Руси») .

В стихотворении «Родина» трагически звучит риторический вопрос: Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой — Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой?

В стихотворении «Родина» трагически звучит риторический вопрос:

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой —

Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы : кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчёркивают выразительность трагической ситуации.

Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы : кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчёркивают выразительность трагической ситуации.

Лирический герой — бродяга, висельник, горемыка . Им владеют чувства отверженности и одиночества.

Лирический герой — бродяга, висельник, горемыка . Им владеют чувства отверженности и одиночества.

Образ смерти , причём собственной смерти, и в стихотворении с невинным названием «Друзьям» (1907): Золотому блеску верил, А умер от солнечных стрел. Думой века измерил, А жизнь прожить не сумел. … Пожалейте, придите; Навстречу венком метнусь, О, любите меня, полюбите — Я, быть может, не умер, быть может, Проснусь — Вернусь!

Образ смерти , причём собственной смерти, и в стихотворении с невинным названием «Друзьям» (1907):

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

Думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел. …

Пожалейте, придите;

Навстречу венком метнусь,

О, любите меня, полюбите —

Я, быть может, не умер, быть может,

Проснусь — Вернусь!

Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему . В цикле «Город» слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная атмосфера времени. «Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909) , посвященном В. Я. Брюсову. «Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого сборника - Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического героя.

Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему . В цикле «Город» слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная атмосфера времени. «Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909) , посвященном В. Я. Брюсову.

«Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого сборника - Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического героя.

Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ . Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую неизбежную трагедию страны.

Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ . Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую неизбежную трагедию страны.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!