С нашим краем связаны имена Михаила Матусовского, Бориса Горбатова, Константина Паустовского, Константина Симонова. Больше легенд, чем даже документальных данных, сохранилось о путешествиях по нашему краю выдающегося украинского философа, писателя, педагога восемнадцатого века Григория Сковороды. Есть написанные им притчи, где указаны конкретные населенные пункты Луганщины. Наш край, словно магнитом, притягивал и деятелей русской культуры. Луганщина навсегда связана с именами Владимира Даля, Всеволода Гаршина, Алексея Кольцова, Антона Чехова. Шесть лет учительствовал здесь автор толкового словаря украинского языка Борис Гринченко.А еще гордостью нашего края является и Андрей Медведенко - поэт, чье неординарное творчество будоражит сердца и юных, и убеленных сединой читателей.
Что я знаю о знаменитом земляке?
Андрей Медведенко – автор 30 книг поэзии и прозы, вышедших в издательствах Киева, Донецка, Луганска. Его стихи неоднократно звучали по Всесоюзному радио. Публиковались в Москве, Киеве, Донецке, переводились на болгарский, украинский, грузинский, азербайджанский, якутский языки. По мнению известных литературных критиков, он входил в десятку лучших молодых поэтов Союза начала 80-х годов. А. Медведенко – председатель Луганской областной организации Национального Союза писателей Украины, заслуженный работник культуры Украины.
«Так с чего же начинается любая серьезная литература?»-этот вопрос я задала своей бабушке, которая хорошо знакома с творчеством Андрея Медведенко. Она, не раздумывая, ответила: « С естественного дара удивляться и удивлять других открытиями в области душевной красоты, с увлекательного всестороннего исследования потаенных лабиринтов человеческого характера. И этим Андрей Медведенко щедро наделен природой...Сила его поэзии не в том, что он описывает те или иные производственные процессы, а в том особом мировосприятии, которое вбирает в себя и воспоминания о трудовом детстве, и упоение природой родного края, и восхищение мужеством товарищей по работе, и чувство родства со всеми своими соотечественниками, добывающими материальные ценности, и чувство нежной любви к матери и любимой девушке».
А потом я и сама начала искать ответы на интересующие меня вопросы. И вот что я обнаружила.
По признанию Андрея Медведенко, ныне известного поэта, члена Союза писателей, автора многих сборников, городская газета «Рабочее слово» стала для него не только первой поэтической школой, но и первой в его жизни своеобразной трибуной, благодаря которой он познакомил наших читателей со своей поэзией. Первое его стихотворение «Опять в лицо пахнуло свежим маем» было опубликовано в «РС» 16 июля 1970 года. О чем оно? Впрочем, как и многие другие его стихотворения, о матери, которая в судьбе сына была всегда надежнейшей поддержкой (даже спустя годы, найдя ее письмо, присланное много лет назад ему в институт, он посвящает ей проникновенные строки), о трудном послевоенном детстве на руднике Голубовка.
Наверное, поэтому с трогательным волнением вспоминал Андрей Ефимович на встрече с кировчанами в конце позапрошлого года эпизоды своего послевоенного детства, с откровением рассказывал о своей нелегкой судьбе: « Учился я в Кировской СОШ №6. Людмила Владимировна была классным руководителем нашего класса. Она мне запомнилась на всю жизнь юной, ведь ей тогда было лет 17-18. Окончил школу - 9 классов. Хорошо помню и Софью Михайловну, учительницу украинского языка и литературы. Однажды в шестом классе, как раз 9 марта, в день рождения Тараса Шевченко, минут за 15-20 до конца урока она задала задание: «Напишіть вірша про Тараса Григоровича Шевченка. Тому, хто напише вірша, поставлю п’ятірку». И вдруг мне так захотелось получить пятерку (признаюсь честно, отличных оценок не получал), что взял и написал стихотворение. Поднял руку, она спрашивает: «Що таке?». Я ей: «Вірша написав». «Неси сюди». Она прочитала и говорит: «Це ти написав?». «Так, я». «Ну, добре, сідай». Смотрю, она мне поставила 5. Сколько радости! Это был мой первый гонорар! Не поверите - прибежал из школы, бросил портфель и сел писать стихи.
А как было раньше? Отец и вовсе без образования, у матери - один класс школьного образования. Как там сын учится – особо не переживали. Лишь бы из класса в класс переводили. Обычно пришел из школы, бросил портфель и на улицу. А то прихожу из школы и вместо того, чтобы бежать на улицу, сажусь и пишу. Отцу удивительно стало, подходит ко мне и спрашивает: «Слушай, сынок, что ты допоздна сидишь, все пишешь и пишешь?». «Стихи!». «Шо, стихи? И что ты там нацарапал?». Я ему стал читать. Помню, дошел до такой строчки «На распилах, как зверь, лежат топоры». Он и говорит: «Слушай, сынок, топоры, как звери. Ну разве такое в жизни бывает?». Я ему и говорю: «В жизни не бывает, но это чтоб складно было. Вот если не веришь, что у меня получаются стихи, дай рубль, я съезжу в редакцию и это стихотворение напечатаю в газете». В ответ услышал: «Я тебе сейчас как дам рубль!» И все же в «Рабочем слове» напечатали 2 моих стихотворения. Показал отцу. Он хоть и неграмотный, но свою фамилию кое-как прочитал. Пошел к соседу, показал газету. Отношение родителей сразу ко мне изменилось - уважать как-то по-особому стали. Помню, подходит ко мне как-то отец, что-то хочет спросить, а не решается. А потом как бы невзначай сказал: «Слушай, сынок, может тебе рубль дать? Да ты в редакцию съездишь, стихи отвезешь»…
«Жил я на улице Нагорная, там прошло мое детство. Отец мой до войны работал на шахте, войну прошел и после войны тоже работал на шахте. А потом по инвалидности сапожничал. Когда работал на шахте, в 1949-м году он получил орден Трудового Красного знамени - удостоверение подписано Засядько, министром угольной промышленности тех лет. Этот орден храню в память об отце и по сей день. В память об отце написал стихотворение «Березовые гвозди». В послевоенное время (старшее поколение хорошо помнит об этом) ботинки и туфли нечем было подбивать, кроме как деревянными гвоздями. Делали березовые гвозди и этими гвоздями подбивали подошву. И оказывается, подбитая деревянными гвоздями подошва намного прочнее держалась, чем подбитая железными или алюминиевыми».
«Мне всегда хотелось работать в шахте, потому что и отец, и братья были шахтерами. Поэтому недолго работал по специальности, которой обучался в Харьковском техникуме, - «полез» в шахту. Возможно, была еще одна веская на то причина - когда работал медтехником, уже в то время писал стихи. Но это были стихи, а хотелось писать настоящую поэзию, живую, захватывающую. Когда спустился в шахту, увидел воочию этот настоящий, большой святой труд, вот тогда и появился настоящий родник моего творчества. Затем поступил в Литературный институт им. А. М. Горького в Москве. Поступить было не так-то просто. Высылаешь свои произведения на творческий конкурс: прошел конкурс - допускают к собеседованию, потом сдача экзаменов. Из 4 тысяч заявлений абитуриентов 2200 человек допустили к сдаче экзаменов, а приняли всего-то 50! Это - прозаики, поэты, критики, драматурги и даже переводчики. В их числе и я. В Союзе писателей с 1977 года. Кстати, на протяжении трех курсов был единственным членом Союза писателей бывшего Союза. Обучаясь в Литинституте, общался с такими выдающимися, всемирно известными людьми как Расул Гамзатов, Егор Исаев, Евгений Долматовский, Роберт Рождественский».
Спустя семь лет после опубликования первого стихотворения, в 1977 году, Андрей Медведенко знакомил кировчан в городском Дворце культуры со своей первой книжкой «Уголь и вишни», проникновенные стихотворения которой о нелегком шахтерском труде помогли покорить ему не только Киев, но и Москву. Стихи юного донбассовского поэта брали за живое неподдельной искренностью, незапятнанной свежестью чувств и огромной любовью к жизни. Проникаясь его лирикой, слушая стихи с его уникальным даром их чтения, убеждаешься, что у нашего известного земляка Андрея Медведенко хватит сил и на третье тысячелетие «планету нашу нежностью поить»,потому что он поэт по-настоящему одаренный, наделенный талантом от Бога. Причем, талант этот постоянно находится в движении, а значит, в неустанном развитии и совершенствовании. С одной стороны, Андрей Медведенко впитал в себя лучшие традиции литературной классики Блока, Есенина, Фета, Бунина, Твардовского; с другой, он идет своей еще никем не проторенной дорогой. И поэтому его голос не спутаешь ни с каким другим.
Перед нами настоящий шахтерский поэт не потому, что он пишет о шахте, а потому, что так писать о шахтерском труде и быте может только человек, знающий, глубоко видящий и чувствующий горняцкую жизнь буквально с детских лет. Только такой поэт может сказать о бывшем шахтном дворе, где теперь видны цеха, что — «Все правильно. И все-таки чуть-чуть грустит наш старый террикон, как будто он сына проводил в далекий путь». Только такой поэт может так сказать о лунном свете, о луне, озаряющей в летние ночи донецкие степи, потому что вдохновение он черпает от родной земли…
Список использованной литературы
Медведенко А. Уголь и вишни : стихи. - Донецк:Донбас, 1977 . - 29 с.
Медведенко А. Тюльпаны у терриконов. - Киев:Молодь, 1980 . - 48 с.
Медведенко Андрей : Биографическая справка / Літературна Луганщина.- Луганск, 1992.- Вип.1. - С.175.
Медведенко Андрій Юхимович //Видатні особистості Луганщини. -Луганськ: Світлиця, 2008.-С.69.
Андрей Медведенко: «В добро и честность верой буду жить: методико-библиогр. матер. / сост. Е.В.Манятина.- Луганск, 2011.-65 c.