СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Андреев. «Ангелочек». Проблема становления личности и христианская мораль.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • познакомить учащихся с именем Л.Андреева.
  • поработать над анализом образа главного героя не с точки зрения его поведения, а с точки зрения его душевных переживаний.
  • помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца.
  • обратить внимание на художественное своеобразие рассказа.
  • воспитание добра, любви в людях.

Обучающая:  познакомить учащихся с рассказом Л.Андреева  «Ангелочек», поработать над анализом образа главного героя с точки зрения его душевных переживаний.

Развивающая: помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца, воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека.

Воспитательная:  развивать монологическую речь, способность анализировать, умение работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Андреев. «Ангелочек». Проблема становления личности и христианская мораль.»

Дата: _________________

Класс: ________________


Урок № 50


Тема урока: Андреев. «Ангелочек». Проблема становления личности и христианская мораль.

Цель:

  • познакомить учащихся с именем Л.Андреева.

  • поработать над анализом образа главного героя не с точки зрения его поведения, а с точки зрения его душевных переживаний.

  • помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца.

  • обратить внимание на художественное своеобразие рассказа.

  • воспитание добра, любви в людях.

    Обучающая: познакомить учащихся с рассказом Л.Андреева «Ангелочек», поработать над анализом образа главного героя с точки зрения его душевных переживаний.

    Развивающая: помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца, воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека.

    Воспитательная: развивать монологическую речь, способность анализировать, умение работать в группе.

    Тип урока: работа с художественным текстом по методике РКМЧП «чтение с остановками».

    Методы: урок с использованием стратегии критического мышления «Направленное чтение», «Автобус», «Древо предсказаний», «Цветограмма».

    Оборудование:

    • «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.


    ХОД УРОКА

    Эпиграф:

    И в созерцании впервые

    Дитя признало красоту,

    Лелея грезы золотые

    - И чистой радости мечту.

    И.А.Бунин.


    Мне повстречался дьяволёнок,
    Худой и щуплый, как комар.
    Он телом был совсем ребёнок,
    Лицом же дик: остёр и стар.

    З.Н. Гиппиус.


    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.


    Тест на знание рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

    1. В какой журнал Ф.М. Достоевского был включён рассказ «Мальчик у Христа на Ёлке»?

    а) «Время»; б) «Эпоха»; в) «Дневник писателя».

    2. В каком городе происходит действие рассказа?

    а) в Петербурге; б) в Москве; в) город не назван.

    3. Как звали мальчика?

    а) Ваня; б) Илюша; в) имя не указано.

    4. В канун какого праздника происходит действие рассказа?

    а) Рождества; б) Пасхи; в) Благовещения.

    5. Чем заканчивается рассказ?

    а) мальчик попал в богатый дом на Ёлку; б) мальчика определили в приют; в) смертью мальчика.


    Ответы на тест:

    1–в

    2–а

    3–в

    4–а

    5–в


    III. Мотивационный этап.


    1. Звучит песня «Ночь Рождества» (2 куплет и припев).

    Учитель читает эпиграф.

    • Сегодня на уроке, ребята, мы будем говорить о чуде, о красоте, о мечтах, об ангеле.


    1. Мозговой штурм.


    • Запишем в тетради тему свободного письма:

    • «Ангелочек»

    В течение 2 минут пишут по теме “АНГЕЛОЧЕК” все, что знают. Пишут не останавливаясь, не обращая внимания на ошибки и знаки препинания.

    • По желанию 2-3 ученика читают свои записи.

    Примерные варианты ответов.

    Свободное письмо.

    Ангелочек.

    Ангелочек – это маленький ангел. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от несчастий, бед. У каждого имени есть свой день ангела или день именин по-другому. (Диана Р.)

    Ангел – это хранитель души человека. С понятием ангел я встречалась в легенде Нового Завета “Рождение Иисуса”. Ангел спустился с небес и сказал пастухам: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь”. (Саша Б.)

    Ангел – это вестник чуда. Я его представляю в белых чистых одеждах, с крылышками за спиной, ведь он живёт на небе. (Сабина К..)

    Ангелы – вестники Рождества, светлого праздника рождения Иисуса Христа. В день Рождества все должны быть внимательны друг к другу, помогать слабым и нищим, дарить подарки. (Алишер К.)


    1. Беседа:

    • Кого обычно называют ангелочком?

    • Встречались ли вы когда-нибудь с ним?

    • Какими вы представляете ангелов?

    • Теперь запишем определение слова АНГЕЛЫ– (вестники) – «неземные существа, вершина творения, бестелесные небесные духи, хранители души человека».

    • Если дать рассказу название «Ангелочек», то какое определение можно дать произведению с таким названием? Обоснуйте свое предположение.

    • О чем будет этот рассказ?


    «Дерево предсказаний»

    Запись 2-3 версий, о чём пойдет речь в рассказе. (1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером; 2.О смерти и вознесении души на небо.)


    • Сегодняшнее занятие посвящено рассказу Л.Андреева «Ангелочек». Прочитав это произведение, ребята, вы должны ответить на главный вопрос: Встреча с ангелом - начало или конец чуда?


    1. Краткий рассказ учителя о писателе Л.Андрееве.


    IV. Работа над текстом.


    • Перед вами рассказ, читаем его по частям, делая остановки (метод «Автобус»).


    1. Чтение 1 части. Остановка 1. До слов: “Приходилось идти домой ….”


    Разноуровневые вопросы после чтения:


    • Оправдались ли наши версии?

    • Кто главный герой данного отрывка?

    • Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему?

    • Какие качества присущи мальчику Сашке?

    • Почему так сложились отношения Сашки с родителями?

    • Встречались ли вы в своей жизни с такими, как Сашка?

    • А почему Сашка не лгал только отцу?


    «Дерево предсказаний»


    • Как вы думаете, что случится дальше

    Версии учащихся:

    1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.

    2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.

    3. Отец пожалеет его.


    • Можно ли Сашку назвать ангелочком?

    • Найдите слова, которыми называли окружающие Сашку? (Щенок)


    1. Чтение 2 части.

    От слов: «– Где полуночничаешь, щенок?..» до слов: «И при каждом слове Феоктиста Петровна ударяла кулаком по столу, на котором вымытые стаканы прыгали и звякали друг о друга».


    Остановка 2.

    Беседа после чтения:


    • Что нового вы узнали о Сашке из этого отрывка? (Кто такие статисты? (Работа с толковым словарем. Знакомство с лексическим значением слова “статист”)

    • Изменилось ли ваше отношение к Сашке после того, как вы узнали историю его родителей?

    • Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше?

    • Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете? (Пойдет, потому что он обещал принести отцу что-нибудь с ёлки).


    1. Чтение части 3 . От слов «– А я тебе говорю, что не пойду, – хладнокровно отвечал Сашка ….» до «…Завтра он сломает ножичек, и тогда у него уже ничего не останется».


    Остановка 3.

    Разноуровневые вопросы:

    • Что нового мы узнали о Сашке?

    • Его характер как-то изменился?

    • Как вы относитесь к герою?

    • Какие чувства он вызывает у вас и почему?

    • Изменилось ваше отношение к герою?

    • Почему его называли в гимназии волчонком?

    • Что нового вы узнали о его родителях?  Слово учителя (учитель пересказывает часть рассказа, если на тему отводится 1 час, в случае сдвоенного урока такой необходимости нет).


    1. Краткий пересказ эпизода учителем: Сашка пойдёт на ёлку, обидит хозяйского сына Колю – маленького мальчика. А Коля назовёт Сашку «злым мальчиком».


    1. Учащиеся работают с «Цветограммой».


    ПРИЁМ «ЦВЕТОГРАММА»


    ЦВЕТ

    ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ

    Белый

    Чистота, искренность

    Голубой

    Справедливость

    Синий

    Тревожность

    Жёлтый

    Радость

    Оранжевый

    Праздничность, фейерверк

    Зелёный

    Покой, умиротворение

    Коричневый

    Потеря веры, неверие

    Фиолетовый

    Обман, ложь

    Чёрный

    Мрак

    Серый

    Опустошение, депрессия, отсутствие веры

    Красный

    Агрессия, злость, стыд

    Бордовый

    Торжество, траур

    Темно-зеленый

    Официальный, торжественный
















    Слово учителя:

    • Ребята, нарисуйте сердце, разделите его пополам, работаем с одной половинкой.

    • Используя приём «Цветограмма», выберите из неё те краски, которые характеризуют состояние героя в настоящее время (ДО встречи…).

    Ребята создают цветограмму Сашкиного сердца

    • Какие цвета преобладают в сердце мальчика?

    1) Фиолетовый: обман, ложь;

    2) Красный: агрессия, злость;

    3) Коричневый: потеря веры;

    4) Белый: чистота, искренность (отношения с отцом);

    5) Синий: тревожность.

    6) Чёрный: мрак.


    1. Чтение 4 части от слов: «Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности» до слов: «– Ну, на уж, на, – с неудовольствием сказала она. – Какой настойчивый!»


    Остановка 4.

    Беседа

    • Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер?  Какие чувства переполняют Сашку? Так почему же мы сердце Сашки разделили на 2 половинки. (Потому что Сашка «до встречи с ангелочком» один, а «после встречи с ангелочком» становится совсем другим)

    • Какие новые краски появятся во второй половинке сердца Сашки? (оранжевый – праздничность, фейерверк; желтый – радость)

    • Кем стал ангелочек для Сашки? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика)


    Слово учителя: В конце концов, Сашка, изменившись до неузнаваемости, стал умолять хозяйку отдать ему воскового ангелочка.

    • Для чего он ему?

    • Как он себя может повести?

    • Сможет ли он ради игрушки встать на колени?

    • Что будет дальше?


    Чтение от слов «Обе руки Сашки, которыми он взял ангелочка, казались цепкими и напряженными…» до конца.


    1. Остановка 5.

    • Стал ли Сашка ангелочком?


    III. Рефлексия.


    Выводы


    • О чём мы говорили весь урок?

    • Как можно сформулировать тему урока?

    Выберите из записанных на доске тем ту, которая отражает, на ваш взгляд, суть нашего урока, основную его мысль:


    1. Чудесное превращение Сашки в рождество.

    2. Тема рождества в рассказе «Ангелочек».

    3. Борьба ангелов и дьяволов в душе Сашки.

    4. Израненное сердце Сашки.

    5. «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский)


    Беседа:

    • Что повлияло на превращение волчонка в ангелочка? (Все люди по своей сути добрые, просто нужно разбудить в них эту доброту).

    • О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ «Ангелочек»? (о доброте, сострадании, милосердии)

    Слово учителя:

    Известный поэт А.Блок под впечатлением рассказа написал стихотворение «Сусальный ангел».

    Сусальный – покрытый тонким слоем золота, серебра или другого металла.

    • Послушайте это стихотворение и выдвиньте свою версию окончания рассказа.

    • Чтение учителем стихотворения А.Блока «Сусальный ангел»


    СУСАЛЬНЫЙ АНГЕЛ


    На разукрашенную елку

    И на играющих детей

    Сусальный ангел смотрит в щелку

    Закрытых наглухо дверей.


    А няня топит печку в детской,

    Огонь трещит, горит светло...

    Но ангел тает. Он - немецкий.

    Ему не больно и тепло.


    Сначала тают крылья крошки,

    Головка падает назад,

    Сломались сахарные ножки

    И в сладкой лужице лежат...


    Потом и лужица засохла.

    Хозяйка ищет - нет его...

    А няня старая оглохла,

    Ворчит, не помнит ничего...


    Ломайтесь, тайте и умрите,

    Созданья хрупкие мечты,

    Под ярким пламенем событий,

    Под гул житейской суеты!


    Так! Погибайте! Что' в вас толку?

    Пускай лишь раз, былым дыша,

    О вас поплачет втихомолку

    Шалунья девочка - душа...

    25 ноября 1909

    • Синквейн

    • Ребята, а теперь составьте синквейн на тему «Ангелочек».

    • V. Итог урока.

    • VI. Домашнее задание.

    • Напишите рассказ по началу « А утром Сашка проснулся...»


  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!