Поурочный план
Предмет: ОБЖ.
Класс: 8.
Модуль 1.
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Глава 4. Экология и безопасность.
Урок №11. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Время: 40 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 8 класс, ПК, проектор
Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.
Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Хамзатов Д. С.
Цели урока:
Образовательные – закрепить у учащихся знания в области экологической культуры, сформировать понятия «мутагены», «свободные радикалы», дать представление о положительном влиянии на здоровье витаминов.
Развивающие:
- продолжить развитие умений проводить наблюдения и самонаблюдения.
- учить работать с разными информационными источниками;
- сформировать потребность к получению знаний об окружающей среде и способах защиты организма при неблагоприятной экологической обстановке;
Аналитические:
- анализировать последствия загрязнения окружающей среды, влияние на здоровье и причины их возникновения.
Воспитательные
- сформировать понимание значения экологии в здоровье и жизни человека;
- воспитать культуру поведения на природе, стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.
Задачи урока:
- актуализировать и развить знания о воздействии состояния экологии на организм человека;
- продолжить формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;
- продолжить формировать информационную и коммутативную компетентность.
Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, игровые приёмы
Формы работы:
самостоятельная работа с источниками информации (иллюстрации, текст);
работа в группах;
игра.
1.Оборудование. Персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме, ватман для составления проектов, фломастеры, клей, ножницы, заготовки для экологической газеты, линейки, карандаши, ластики.
Ход урока.
I Организационный момент.
Весь класс поделен на 3 команды.
Учитель:
Ребята, на прошлом уроке мы изучили вопросы загрязнения окружающей природной среды, их виды, значение знания вами понятия ПДК в дальнейшей вашей жизни. Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.
Учитель:
Формулирую тему урока, его цели.
«Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру».
(слайд 1)
II. Основная часть.
Учитель:
Ребята, сейчас каждая группа получит стандартные листы А-4 на которых находятся фотографии различных видов загрязнения. На листах с фотографиями Вам необходимо по группам определить и подписать вид загрязнения. После выполнения задания от каждой команды выходит один представитель обосновывает проект группы. На выполнение работы отводится 4 минуты.
Учащиеся: Выполняют проект.
Учитель: Так время истекло, представитель каждой команды с проектом выйти к доске.
Учащиеся: (Защищают свой проект)
Учитель:
Подвожу итоги, оцениваю работу каждой группы бонусными баллами. В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:
Все молодцы. Так что же такое неблагоприятная экологическая обстановка? (слайд 7). Правильно ребята, давайте запишем в рабочих тетрадях определение «это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье»
Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом. (слайд 8).
Мутагенез (от мутации и …генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений – мутаций. Основа мутагенеза – изменения в молекулах нуклеиновых кислот, хранящих и передающих наследственную информацию. (слайд 9)
Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из-под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства (слайд 10).
Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.
Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения – мутации. (слайд 11)
Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген.
Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам
(слайд 12)
Продолжаем работу. Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов. (слайд 13)
Ребята, кто из вас помнит определение – «свободный радикал», к какой науке он относится? Правильно, это наука – химия.
СВОБОДНЫЙ РАДИКАЛ, короткоживущая (менее 1мс) молекула, которая имеет непарный ЭЛЕКТРОН и, таким образом, вступает в кратковременные связи с другими молекулами. Возникающие как побочные продукты химических процессов в КЛЕТКЕ, свободные радикалы могут привести к необратимым изменениям в организме и поразить даже те клетки, которые вырабатывают защитные энзимы. Считается, что они играют ведущую роль в процессе старения организма и в возникновении ряда заболеваний, включая рак и сердечнососудистые болезни.
Учитель: Какие мы можем выработать варианты поведения в условиях неблагоприятной обстановки? (слайд 14) Ребята, каждая группа получает 1 стандартный лист в котором вы найдете 10 вариантов из них вам надо выбрать правильные, их 4. Вам в течении 5 минут необходимо отобрать только правильные варианты.
Учащиеся: (Защищают свой проект). От каждой команды выходит один учащийся и прикрепляет на доске предложения команды.
Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными баллами.
Открываю в презентации правильные варианты. (слайд 14)
Учитель: У Вас на столе лежит конверт в котором 5 цифр. Мы сыграем в игру
(слайд 15) «Исключи лишнее». В течении 2 минуты вам необходимо выбрать правильный вариант
Учащиеся: Показывают варианты ответов.
Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.
Учитель: Ребята теперь нам необходимо сформулировать понятие «экологическая культура» Время работы 5 минут.
Каждая группа получает стандартные листы и формулирует. Передает по команде учителя для взаимной проверки
Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.
Открываю (слайд 16) с определением экологической культуры.
Учитель: Молодцы ребята. Нам осталось сделать вывод по теме.
Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: (слайд 17) Слушаю мнения учащихся.
В основном правильно ребята. Смотрим правильное определение. (слайд 17)
1. Соблюдать экологическую культуру
2. Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды.
3. Бережно относиться к своему здоровью
Учитель: Молодцы! Запишите сделанный вывод
Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.
III. Заключительные часть. Домашнее задание, рефлексия.
Рефлексия (обобщение и подведение выводов).
- Что вы узнали полезного для себя?
- Какие вопросы вызвали наибольшие трудности?
Домашнее задание.
Изучите § 4.2 учебника и ответьте на вопросы.
Учитель: Мы с Вами хорошо поработали. Вы молодцы. Полученные знания активно внедряйте в свою жизнь. Какое у Вас настроение? (слайд 19-21)
Выставляю оценки за урок.