СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ангкнгешгквгешщееквныогн

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ангкнгешгквгешщееквныогн»


Поурочный план

Предмет: ОБЖ.

Класс: 8.

Модуль 1.

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Глава 4. Экология и безопасность.

Урок №11. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 8 класс, ПК, проектор

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Хамзатов Д. С.


Цели урока:


Образовательные – закрепить у учащихся знания в области экологической культуры, сформировать понятия «мутагены», «свободные радикалы», дать представление о положительном влиянии на здоровье витаминов.


Развивающие:

- продолжить развитие умений проводить наблюдения и самонаблюдения.

- учить работать с разными информационными источниками;

- сформировать потребность к получению знаний об окружающей среде и способах защиты организма при неблагоприятной экологической обстановке;


Аналитические:

- анализировать последствия загрязнения окружающей среды, влияние на здоровье и причины их возникновения.


Воспитательные

- сформировать понимание значения экологии в здоровье и жизни человека;

- воспитать культуру поведения на природе, стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.


Задачи урока:

- актуализировать и развить знания о воздействии состояния экологии на организм человека;

- продолжить формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;

- продолжить формировать информационную и коммутативную компетентность.

Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, игровые приёмы

Формы работы:

  • самостоятельная работа с источниками информации (иллюстрации, текст);

  • работа в группах;

  • игра.

1.Оборудование. Персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме, ватман для составления проектов, фломастеры, клей, ножницы, заготовки для экологической газеты, линейки, карандаши, ластики.


Ход урока.


I Организационный момент.


Весь класс поделен на 3 команды.


Учитель:

Ребята, на прошлом уроке мы изучили вопросы загрязнения окружающей природной среды, их виды, значение знания вами понятия ПДК в дальнейшей вашей жизни. Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.


Учитель:

Формулирую тему урока, его цели.

«Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру».

(слайд 1)


II. Основная часть.

Учитель:

Ребята, сейчас каждая группа получит стандартные листы А-4 на которых находятся фотографии различных видов загрязнения. На листах с фотографиями Вам необходимо по группам определить и подписать вид загрязнения. После выполнения задания от каждой команды выходит один представитель обосновывает проект группы. На выполнение работы отводится 4 минуты.

Учащиеся: Выполняют проект.

Учитель: Так время истекло, представитель каждой команды с проектом выйти к доске.

Учащиеся: (Защищают свой проект)

Учитель:

Подвожу итоги, оцениваю работу каждой группы бонусными баллами. В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:

  • загрязнение почвы

  • загрязнение воды

  • загрязнение воздуха (слайд 6).

Все молодцы. Так что же такое неблагоприятная экологическая обстановка? (слайд 7). Правильно ребята, давайте запишем в рабочих тетрадях определение «это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье»

Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом. (слайд 8).


Мутагенез (от мутации и …генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений – мутаций. Основа мутагенеза – изменения в молекулах нуклеиновых кислот, хранящих и передающих наследственную информацию. (слайд 9)


Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из-под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства (слайд 10).


Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения – мутации. (слайд 11)

Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген.

Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам

(слайд 12)


Продолжаем работу. Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов. (слайд 13)

Ребята, кто из вас помнит определение – «свободный радикал», к какой науке он относится? Правильно, это наука – химия.


СВОБОДНЫЙ РАДИКАЛ, короткоживущая (менее 1мс) молекула, которая имеет непарный ЭЛЕКТРОН и, таким образом, вступает в кратковременные связи с другими молекулами. Возникающие как побочные продукты химических процессов в КЛЕТКЕ, свободные радикалы могут привести к необратимым изменениям в организме и поразить даже те клетки, которые вырабатывают защитные энзимы. Считается, что они играют ведущую роль в процессе старения организма и в возникновении ряда заболеваний, включая рак и сердечнососудистые болезни.


Учитель: Какие мы можем выработать варианты поведения в условиях неблагоприятной обстановки? (слайд 14) Ребята, каждая группа получает 1 стандартный лист в котором вы найдете 10 вариантов из них вам надо выбрать правильные, их 4. Вам в течении 5 минут необходимо отобрать только правильные варианты.

Учащиеся: (Защищают свой проект). От каждой команды выходит один учащийся и прикрепляет на доске предложения команды.

Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными баллами.

Открываю в презентации правильные варианты. (слайд 14)


Учитель: У Вас на столе лежит конверт в котором 5 цифр. Мы сыграем в игру

(слайд 15) «Исключи лишнее». В течении 2 минуты вам необходимо выбрать правильный вариант

Учащиеся: Показывают варианты ответов.

Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.

Учитель: Ребята теперь нам необходимо сформулировать понятие «экологическая культура» Время работы 5 минут.

Каждая группа получает стандартные листы и формулирует. Передает по команде учителя для взаимной проверки

Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.

Открываю (слайд 16) с определением экологической культуры.

Учитель: Молодцы ребята. Нам осталось сделать вывод по теме.


Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: (слайд 17) Слушаю мнения учащихся.

В основном правильно ребята. Смотрим правильное определение. (слайд 17)

1. Соблюдать экологическую культуру

2. Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды.

3. Бережно относиться к своему здоровью

Учитель: Молодцы! Запишите сделанный вывод

Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.


III. Заключительные часть. Домашнее задание, рефлексия.



Рефлексия (обобщение и подведение выводов).

- Что вы узнали полезного для себя?

- Какие вопросы вызвали наибольшие трудности?


Домашнее задание.

  1. Изучите § 4.2 учебника и ответьте на вопросы.


Учитель: Мы с Вами хорошо поработали. Вы молодцы. Полученные знания активно внедряйте в свою жизнь. Какое у Вас настроение? (слайд 19-21)

Выставляю оценки за урок.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!