«Оценка адаптивной среды в школе». Анкета для родителей.
Общие сведения о ребенке ФИ____________________________Класс_____5_______
С
остояние здоровья: удовлетворит. хронические заболевания, соматически ослаблен
Развитие: отставал в развитии, развивался по возрасту, развивался с опережением
Оцените соответствие школьных требований возможностям и способностям ребенка:
требования превышают возможности ребенка
способности ребенка превышают школьную программу
образовательная среда соответствует способностям ребенка
Проявляются ли у ребенка в связи с посещением школы:
рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость часто редко никогда
утомляемость часто редко никогда
4. Оцените отношения ребёнка с коллективом сверстников:
Дружеские Напряженные
5. Оцените отношение ребенка к себе как к ученику:
Считает себя хорошим Считает себя недостаточно
учеником хорошим учеником
6. Оцените отношение ребенка к школьному обучению:
Позитивно относится к школе Негативно относится к школе
хочет туда идти не хочет туда идти
7. Оцените атмосферу в школе:
Доброжелательная Напряженная
ребенку в школе интересно ребенку в школе плохо
8. Оцените отношения ребенка с учителями:
Отношения сотрудничества. Негативные, напряженные
доброжелательные отношения
9. Оцените развивающую роль школьной образовательной среды:
Школа способствует развитию Школа не способствует развитию
личностных, познавательных, личностных, познавательных
социальных, творческих социальных, творческих
способностей ребенка способностей ребенка
10. Оцените соответствие школьной среды индивидуальным особенностям учащихся:
Учителя учитывают Не учитываются индивидуальные
индивидуальные особенности учеников особенности учеников,
особенности характер особенности характера
11. Оснащённость, информационная насыщенность школьной среды:
Школа оснащена, информационно Школа оснащена недостаточно,
насыщена, используются новые не используются новые педагогические
педагогические технологии технологии
12. Психологическая комфортность школьной среды:
Направлена на ребенка, сохраняет Направлена сама на себя без
психологическое здоровье школьников учета потребностей детей
Рекомендации по обработке анкеты для родителей «Оценка адаптивной среды в школе»
Вопросы анкеты отражают восприятие родителями образовательной среды школы с точки зрения ее адаптивности, то есть направленности на ребенка, ее влияния на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Анкета подлежит качественной (не количественной) обработке. При обработке анкеты педагогом учитываются следующие параметры: состояние развития школьника, успешность в обучении и эмоциональное благополучие ребенка. При обработке анкеты педагог опирается на собственные наблюдения, ответы родителей на вопросы анкеты, успешность обучения.
Пункты с 1 по 4 характеризуют состояние ребенка
Оценив состояние ребенка по ответам на вопросы и результатам наблюдений за ребенком педагог, обрабатывающий анкету, может сделать вывод о том, насколько особенности ребенка влияют на восприятие школьной среды.
Выраженные трудности в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи) и психологические проблемы ребенка могут сделать необъективной оценку школьной среды. То есть родители могут не осознавать проблемы в развитии ребенка и видеть причину проблем в негативном влиянии школы.
Пункты с 5 по 12 характеризуют состояние отношений ребенка и школы
Оценивая состояние отношений ребенка и школы педагог учитывает данные первых 4-х вопросов, т.е. учитывает влияние особенностей ребенка на восприятие школы. Если состояние ребенка благополучное, то преобладание негативных ответов в 5-8 пунктах говорит о неблагополучной школьной атмосфере.
Общая оценка анкеты складывается в результате учета состояния ребенка (1-4 пункты) и учета отношений ребенка и школы, которое определяется при подсчете количества негативных и позитивных ответов (5-12 пункты)
Преобладание негативных ответов говорит о деструктивной образовательной среде.
Половина негативных ответов говорит о наличии выраженных недостатков в адаптивной среде.
Треть негативных ответов говорят о наличии трудностей в адаптивной среде.
Преобладание позитивных ответов свидетельствует об адаптивности образовательной среды.