СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анкета для воспитателей «Формы экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная анкета направлена на выявление акктуальных форм работы по экологическому воспитанию

Просмотр содержимого документа
«Анкета для воспитателей «Формы экологического воспитания детей дошкольного возраста»»

АНКЕТА

«Формы экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Уважаемый педагог, просим Вас поделиться своим мнением и знаниями по одной из педагогических проблем экологического воспитание детей дошкольного возраста.

  1. Как Вы считаете, является ли экологическое воспитание дошкольников актуальной проблемой? _________________ Почему? ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «Формы экологического воспитания»? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


  1. Какие формы экологического воспитания дошкольников Вы знаете? Перечислите их. _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие формы экологического воспитания дошкольников Вы применяете в своей практической деятельности?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


  1. Перечислите формы экологического воспитания детей дошкольного возраста по популярности использования на практике ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какими принципами Вы пользуетесь при отборе форм экологического воспитания детей?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Какие трудности Вы испытываете в процессе отбора и применения различных форм экологического воспитания детей дошкольного возраста в практической деятельности?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Благодарим Вас за сотрудничество и оказанную помощь!



















Диагностика методов экологического воспитания детей дошкольного возраста

С целью подтверждения гипотезы нами был проведён педагогический эксперимент, в котором приняло участие 20 педагогов разного возраста (от 24 лет до 65 лет). Средний возраст респондентов – 41 год (средний педагогический стаж – 18 лет).

На вопрос, как Вы считаете, является ли экологическое воспитание актуальной проблемой, 100% ответивших сочли экологическое воспитание актуальной проблемой. Причины актуальности экологического воспитания дошкольников, которые были отмечены участниками опроса, перекликаются между собой тематически, однако по-разному расставлены акценты.

Самое большое количество ответов обозначает проблемы: дети экологически не воспитаны (35%) и окружающая среда находится в плохом состоянии (30%). То есть будущее человечества зависит от уровня экологической культуры. Две другие группы проблем сформулированы респондентами с точки зрения деятельности, а не состояния, как в первом случае: нужно бережно относиться к природе (25%) и деятельность человека нарушает экологическое равновесие в природе (10%).

Таким образом, экологическое воспитание дошкольников является актуальной проблемой, поскольку состояние окружающей среды неудовлетворительное, вмешательство человека не всегда бережное и зачастую нарушает экологическое равновесие. И главное, уровень экологической культуры находится на низшем пределе и нужно уделять больше внимания этому аспекту образования, начиная уже с младших дошкольников.

Ответы на второй вопрос, «Какой смысл Вы вкладываете в понятие «Методы экологического воспитания?» наглядно целесообразно представить в виде таблицы (см. таблицу 1).



Таблица 1


Осознание респондентами сущности понятия

«Методов экологического воспитания дошкольников»


п/п

Уровни осознания понятия

Количество выборов

Человек

Процентов

1

2

3

4

1

Осознают в полной мере

16

54%

2

Осознают недостаточно

4

13%

3

Не осознают

10

33%



Как видно из таблицы, большинство опрошенных 16 (54%) человек, осознают в достаточной степени сущность рассматриваемого нами понятия, осознают недостаточно – 4 (13%) респондента и не осознают 10 (33%) педагогов. Следовательно, не все воспитатели данных дошкольных образовательных организаций имеют достаточное представление о понятии «методы экологического воспитания».

Знание респондентами форм экологического воспитания дошкольников можно проследить в следующей таблице (см. таблицу 2).


Таблица 2


Многообразие методов экологического воспитания дошкольников


словесные

наглядные

практические

- рассказы о природе, о животных,

- беседы об окружающем мире,

- чтение художественной литературы.

- наблюдения,

- экскурсии,

- целевые прогулки,

- просмотр мультимедиа,

- рассматривание энциклопедий, тематических альбомов, иллюстраций, книг, журналов.



-опытно-экспериментальная деятельность,

- проектная деятельность,

- моделирование,

- трудовая деятельность в природе,

- экологическая игра,

- развлечение на экологическую тему.



Наиболее частотны в ответах педагогов наглядные и практические методы. Среди них лидирующие позиции занимают наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность. Однако называние методов и их применение на практике не всегда совпадают, что обусловлено, в первую очередь, материально-технической базой учреждения, степенью обученности педагога в том или ином направлении, а также его личными предпочтениями.


Диаграмма 1




Лидером среди методов по использованию при экологическом воспитании дошкольников является метод наблюдения (95%). Несколько меньшее количество педагогов используют опытно-экспериментальную деятельность (80%). Далее в порядке убывания следуют экскурсии и целевые прогулки (65%), словесные (рассказы, беседы, чтение) и наглядно-иллюстративные (иллюстрации, энциклопедии, альбомы) методы – 45% и 40% соответственно, а также методы игровые (30%). У последних трех методов наблюдается большой процентный разрыв по количеству назвавших метод и использующих его на практике. В большей степени это связано с возможностями детского учреждения, его материальной базой. По всей вероятности, литература, иллюстративный материал, дидактические игры, а также наглядные пособия, описывающие эффективность их использования на занятиях с дошкольниками, в большинстве детских садов отсутствуют или представлены очень скудно.

Менее представленные в деятельности воспитателей детских садов методы: трудовая деятельность в природе (30%), проектная деятельность (20%), просмотр мультимедиа (20%), работа с семьей (5%). Данные методы требуют навыка практического использования, приветствуются опытными педагогами, задействуют большой ресурс времени, а также применимы при использовании современных технологий. Отсутствие названных составляющих приводит к тому, что доля данных методов в деятельности педагогов незаслуженно мала.

В анкете для воспитателей детских садов респондентам было предложено проранжировать используемые методы экологического воспитания дошкольников. Было отобрано 6 методов, называемых наиболее часто:

1) метод наблюдения,

2) экскурсии, целевые прогулки,

3) опытно-экспериментальная деятельность, исследования,

4) рассказы, беседы, чтение художественной литературы,

5) Рассматривание иллюстрационного материала, энциклопедий, альбомов,

6) Игра, развлечение на экологическую тему.

Педагоги расставили их по местам от первого до шестого в порядке убывания доли их использования, т.е. на первое место ставили самый популярный в их практике метод, далее следовали менее значимые. В результате определения среднего показателя для каждого ранжируемого метода определены доли. Методу с минимальным средним показателем присвоен самый высокий рейтинг – 6, далее – в порядке убывания. Результат отражен в виде гистограммы.

Диаграмма 2



Лидером среди рассматриваемых методов экологического воспитания дошкольников, наиболее предпочитаемых воспитателями ДОО, стал метод наблюдения. Восемь человек из 20 поставили его на первое место, два – на второе. Почти такое же единодушие наблюдается в определении экскурсии и целевых прогулок на второе место (шесть человек поставили на второе, три – на третье).

Следует отметить, что рейтинг метода наблюдения на 60% превосходит следующие за ним экскурсии-прогулки. Второе, третье, четвертое места в рейтинге расходятся несущественно, т.е. предпочитаются педагогами практически в равной степени. Чуть ниже доля игровых и наглядно-иллюстративных приемов, однако есть педагоги, которые эти методы ставят на первое место в своей деятельности.

Описывая принципы отбора методов, педагоги представили достаточно большой перечень – от традиционных доступности и наглядности до принципов научности, практичности и разнообразия.


Диаграмма 3




Принцип доступности, учитывающий возраст и способности детей, является основным при отборе методов для экологического воспитания дошкольников. Его назвали( 75%) респондентов. Вторая группа принципов, имеющих значение при выборе метода – наглядность, научность и актуальность. Они названы тридцатью процентами педагогов(30%). Менее значимы продуктивность и системность, возможность экспериментирования и разнообразие. Часть педагогов, ориентируясь на особенности детей, выделяют индивидуальный подход (10%) и возможность детского творчества (10%).

Экологическое воспитание дошкольников – важное, необходимое, обязательное в современных условиях направление. Однако, даже имея опытных и заинтересованных педагогов, не всегда есть возможность добиться высоких результатов, поскольку 75% педагогов отметили, что недостаточно развита материально-техническая база детских садов в этом направлении.



Диаграмма 4



Среди проблем при выборе методов экологического воспитания педагоги отмечают отсутствие наглядного материала, инструментария для опытов, неразвитость материально-технического оснащения группы, неприспособленность для экологической работы участка, территории около детского сада. Лишь 25% воспитателей отмечают отсутствие каких-либо трудностей, мешающих полноценному развитию дошкольников в экологическом направлении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!