Диагностические методики
Беседа с ребенком о половых ролях
(А.М. Щетинина, О.И. Иванова)
Цель: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о
представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях.
Инструкция к проведению интервью.
Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком и состоит из 2-х блоков вопросов.
Первый блок
объединяет с 1 по 6 вопросы, цель которых выявить представления ребенка о своем образе
"Я-мальчик" или "Я-девочка" и особенности идентификации ребенка со своим полом, о
позитивном либо негативном отношении ребенка к своей половой роли.
Второй блок объединяет с 7 по 13 вопросы.
Цель: выявить представления ребенка о своей настоящей половой роли.
Вопросы:
1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?
2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?
3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик ( девочка )?
4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром
проснешься девочкой (мальчиком)?
5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком
(девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?
6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?
7. Знаешь ли ты,
чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос непонятен,
задаются уточняющие вопросы: Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?
8. Мама, папа (бабушка, дедушка) считают тебя хорошим сыном (дочкой), внуком
(внучкой)? Почему ты так думаешь?
9. Каким бы ты хотел стать сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему?
10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь:
дядей или тетей
мужем или женой,
папой или мамой?
11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь:
дядей или тетей,
мужем или женой,
папой или мамой?
12. Каким бы ты хотел (а) стать мужчиной (женщиной)?
13. Каким бы ты хотел (а) стать папой (мамой)?
Обработка результатов
Самостоятельный, правильный, развернутый ответ - 3 балла;
Ответ правильный, при помощи педагога, наводящих вопросов - 2 балла
Односложный ответ, его отсутствие - 1 балл
Уровень представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе
определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях.
Высокий уровень - 27-39 баллов.
Средний уровень - 14-26 баллов.
Низкий уровень - 1-13 баллов
Обработка данных.
О низком уровне развития «образа Я» мальчика/девочки будут свидетельствовать неустойчивость пола, его обратимость (ребенок допускает возможность превращения мальчика в девочку и наоборот); эмоционально нестабильное отношение к себе, оценка себя как не очень хорошего или же ссылка на негативные оценки его качеств взрослыми; отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье.
При среднем уровне развития ребенок понимает, что пол необратим (нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот); оценивает себя в целом положительно, считая плохими лишь отдельные свои качества, если таковыми их считают другие; знает, как ведут себя мальчики или девочки, перечисляет их отличительные признаки (одежда, рост, ряд качеств, поведение); называет некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем.
О высоком уровне сформированности полоролевого образа ребенка свидетельствуют понимание необратимости пола; эмоционально положительное отношение к себе в целом и к выполнению своих поло ролевых функций в семье; представление об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения; знание ряда своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие.
Ответы ребенка записываются в таблицу, в которой количество столбцов соответствует количеству диагностируемых детей.