СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анкета Ориентация И.Соломина

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анкета по профориентации

Просмотр содержимого документа
«Анкета Ориентация И.Соломина»

Анкета «Ориентация» И.Л. Соломин

Анкета разработана петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Она пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке.

Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Инструкция. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности: 0 – вовсе нет; 1 – пожалуй, так; 2 – верно; 3 – совершенно верно.

1

Обслуживать людей

Заниматься лечением

Обучать, воспитывать

Защищать права и безопасность

Управлять людьми

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


2

Управлять машинами

Ремонтировать оборудование

Собирать и налаживать технику

Обрабатывать материалы, изготавливать предметы и вещи

Заниматься строительством

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


3

Редактировать тексты и таблицы

Производить расчеты и вычисления

Обрабатывать информацию

Работать с чертежами, картами, схемами

Принимать и передавать сообщения

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


4

Заниматься художественным оформлением

Рисовать, фотографировать

Создавать произведения искусства

Выступать на сцене

Шить, вышивать, вязать

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


5

Ухаживать за животными

Заготавливать продукты

Работать на открытом воздухе

Выращивать овощи и фрукты

Иметь дело с природой

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


А

Заниматься ручным трудом

Выполнять задания

Выполнять работу по образцу, делать ксерокопии

Получать конкретный практический результат

Воплощать идеи в жизнь

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


Б

Заниматься умственным трудом

Принимать решения

Создавать новые образцы

Анализировать, изучать, наблюдать

Планировать, конструировать, разрабатывать

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3



Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками):

Инструкция. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности: 0 – вовсе нет; 1 – пожалуй, так; 2 – верно; 3 – совершенно верно.

1

Знакомиться с новыми людьми

Быть чутким и доброжелательным

Выслушивать людей

Разбираться в людях

Хорошо говорить и выступать публично

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


2

Искать и устранять неисправности

Использовать приборы, машины, механизмы

Разбираться в технических устройствах

Ловко обращаться с инструментами

Хорошо ориентироваться в пространстве

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


3

Быть сосредоточенным и усидчивым

Хорошо считать в уме

Преобразовывать информацию

Оперировать знаками и символами

Искать и исправлять ошибки

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1


2

2

2

2

3

3

3

3

3


4

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

Разбираться в литературе и искусстве

Петь и играть на музыкальных инструментах

Сочинять стихи, писать рассказы

Рисовать

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


5

Разбираться в животных или растениях

Разводить растения или животных

Бороться с болезнями, вредителями

Ориентироваться в природных явлениях

Работать на земле

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


А

Быстро выполнять указания

Точно следовать инструкциям

Работать по заданному алгоритму

Выполнять однообразную работу

Соблюдать правила и нормы

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3


Б

Создавать новые инструкции и давать указания

Принимать нестандартные решения

Легко придумывать новые способы деятельности

Брать на себя ответственность

Самостоятельно организовывать свою работу

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3






Обработка результатов


Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда": 1) человек - человек; 2) человек - техника; 3) человек - знаковая система; 4) человек - художественный образ; 5) человек - природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А - исполнительские; Б - творческие.

Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.

Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).

Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.












Таблица 1

Карта профессий

Типы

профессий

по предмету

труда

Классы профессий по характеру труда

Алгоритмический, исполнительский (А)

Эвристический, творческий (Б)

«Человек —

человек" (1)

Агент

Акушер

Бармен

Буфетчик

Гид

Инспектор безопасности дорожного движения

Массажист

Медицинская сестра

Полицейский

Официант

Портье

Приемщик заказов

Проводник

Продавец

Санитар

Социальный работник

Фельдшер

Адвокат

Воспитатель

Врач

Гувернер

Инспектор таможни

Инспектор уголовного розыска

Логопед

Менеджер

Преподаватель

Психолог

Секретарь-референт

Следователь

Социальный педагог

Социолог

Специалист по социальной работе

Тренер

Участковый инспектор

Учитель

Экскурсовод

Юрисконсульт

«Человек —

техника»(2)

Автоматчик

Аппаратчик

Аппретурщик

Арматурщик

Бетонщик

Бисквитчик

Брошюровщик

Вальцовый

Варщик целлюлозы

Вальщик леса

Взрывник

Водитель

Вулканизаторщик

Вышкомонтажник

Газовщик

Гончар

Горновой доменной

печи

Ленточница

Маляр

Маслодел

Машинист

Мездрильщик

Мельник

Механик

Модельщик

Модистка головных

уборов

Монтажник

Мороженщик

Мотальщица

Моторист

Наладчик

Обжигальщик

Облицовщик-

плиточник

Бортинженер

Инженер

Конструктор

Пилот

Техник

Технолог


Гравер

Дефектоскопист

Дорожный

инспектор

Жестянщик

Заточник

Испытатель

Кабельщик-

спайщик

Каменщик

Ковровщица

Кондитер

Контролер качества

Коптильщик

Крановщик

Красильщик

Кровельщик

Крутильщица

Кузнец

Прядильщица

Радиомеханик

Разливщик стали

Раклист

Резчик

Сборщик

Сварщик

Сепараторщик

Скорняк

Слесарь

Сталевар

Станочник

Стекловар

Стеклодув

Стекольщик

Столяр

Сыродел

Обойщик

Обработчик рыбы

Обувщик

Оператор

Оптик

Отделочник

Паркетчик

Паяльщик

Пекарь

Переплетчик

Печатник

Плавильщик

Плотник

Полировщик

Прессовщик

Стропальщик

Судоводитель

Прокатчик

Проходчик

Такелажник

Термист

Тестовод

Ткач

Токарь

Тракторист

Трубоукладчик

Упаковщик

Флотатор

Формовщик

Фрезеровщик

Швея

Шлифовщик

Шоколадник

Штукатур

Электромеханик

Электромонтер


«Человек — информация» (3)

Кассир

Машинистка

Наборщик

Радист

Телефонист

Чертежник

Библиотекарь

Бухгалтер

Геодезист

Математик

Переводчик

Программист

Редактор

Штурман

Экономист

«Человек — искусство» (4)

Вышивальщица

Закройщик

Косметичка

Маникюрша

Парикмахер

Повар

Портной

Реставратор

Фотограф

Ювелир

Актер

Архитектор

Балетмейстер

Дизайнер

Диктор

Искусствовед

Кинооператор

Корреспондент

Журналист

Модельер

Музыкант

Режиссер

Хореограф

Художник

«Человек — природа» (5)

Егерь

Животновод

Зверовод

Зоотехник

Зубной техник

Лаборант

Лесничий

Лесовод

Овощевод

Озеленитель

Оленевод

Оператор машинного доения

Охотник

Птицевод

Пчеловод

Рыбовод

Садовник

Фермер

Цветовод

Чабан

Агроном

Астроном

Биолог

Биохимик

Ветеринар

Геолог

Геофизик

Гидролог

Зооинженер

Инженер лесного хозяйства

Метеоролог

Микробиолог

Почвовед

Провизор

Фармацевт

Физик

Химик

Эколог

Таблица 2

Психологическая карта профессий с учетом спроса

на современном российском рынке труда


Типы

профессий

Классы профессий

А. Исполнительские

Б.Творческие

1.Человек –

человек

Агент (рекламный, коммерческий, торговый, страховой, по недвижимости)

Акушер

Горничная

Дилер

Диспетчер

Дознаватель

Инспектор (ГИБДД, по охране и

режиму)

Коммивояжер

Кондуктор

Контролер

Крупье

Массажист

Медицинская сестра

Полицейский

Оперуполномоченный

Официант

Охранник

Представитель (коммерческий,

торговый)

Проводник пассажирского вагона

Продавец (продовольственных

товаров, непродовольственных

товаров)

Санитар

Стрелок

Фельдшер

Воспитатель детского сада

Врач (терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, скорой и неотложной медицинской помощи)

Гувернер

Дефектолог

Инспектор (участковый уголовного розыска)

Логопед

Мастер производственного обучения

Менеджер (по персоналу, по рекламе, по продажам)

Преподаватель (английского языка, физкультуры, немецкого языка)

Психолог

Секретарь-референт

Следователь

Социальный педагог

Социальный работник

Тренер

Учитель (английского языка, русского языка и литературы, математики)

Экскурсовод

Юрисконсульт

2.Человек -

техника

Аппаратчик

Арматурщик

Бетонщик

Водитель (автомобиля, троллейбуса, трамвая, погрузчика)

Вышкомонтажник

Вязальщица трикотажных изделий

Газоэлектросварщик, газосварщик, газорезчик

Гальваник

Гравер

Жестянщик

Кабельщик-спайщик

Каменщик

Кондитер

Контролер деталей и приборов

Кровельщик

Лифтер

Маляр

Машинист (экскаватора, автомобильного крана, башенного крана, бульдозера, компрессорных установок, котельной, локомотива)

Механик по ремонту теле- и радиоаппаратуры

Монтажник стальных и железобетонных конструкций

Наладчик (машин и оборудования, станков
с числовым программным управлением)

Облицовщик-плиточник

Обувщик

Оператор (автоматизированных
и полуавтоматизированных линий, котельной)

Паркетчик

Пекарь

Печатник офсетной печати

Печник

Пилорамщик

Плавильщик

Плотник

Пожарный

Прокатчик горячего металла

Слесарь (ремонтник, сантехник, по ремонту автомобилей, механосборочных работ,
по
контрольно-измерительным приборам
и автоматике,
инструментальщик)

Станочник (широкого профиля, деревообрабатывающих станков)

Стекольщик

Столяр

Стропальщик

Такелажник

Ткач

Токарь (расточник, универсал, карусельщик, револьверщик)

Фрезеровщик

Швея

Шлифовщик

Штукатур

Электрогазосварщик

Электромонтер

Бортинженер

Инженер-конструктор

Инженер-механик

Инженер- строитель

Инженер-технолог

Пилот гражданской авиации

Техник

3. Человек-

информация

Делопроизводитель

Кассир (билетный, торгового зала)

Корректор

Лоцман

Налоговый инспектор

Оператор ПК

Оператор почтовой связи

Операционист

Почтальон

Аудитор

Банковский служащий

Библиотекарь

Биржевой маклер

Брокер

Бухгалтер

Геодезист

Диспетчер управления воздушным движением

Логистик

Маркетолог

Нотариус

Переводчик

Программист

Редактор

Товаровед

Штурман гражданской авиации

Экономист

4. Человек -

искусство

Вышивальщица

Демонстратор одежды

Косметичка

Закройщик

Маникюрша

Парикмахер

Повар

Портной

Реставратор

Фотограф

Ювелир

Актер

Архитектор

Дизайнер

Журналист

Модельер

Музыкант

Музыкальный руководитель

Художник

5. Человек -

природа

Животновод

Зоотехник

Кинолог

Коневод

Лаборант (химического анализа, клинический)

Оператор машинного доения

Плодоовощевод

Птицевод

Пчеловод

Фермер

Агроном

Ветеринарный врач

Геолог

Инженер лесного хозяйства

Метеоролог

Фармацевт

Физик

Химик

Эколог



Примечание. Данные в таблице: Департамент Министерства труда и социального развития РФ. Выделенные жирным шрифтом профессии пользуются высоким и устойчивым спросом на современном российском рынке труда.
























Таблица 3

Задачи труда и способности работников в разных профессиях

Характе­ристики




Профессии

Тип

Класс

Человек -человек

Человек - техника

Человек - информация

Человек -природа

Человек -искусство

Исполнитель­ский

Творческий

Задачи труда

Медицинское обслуживание, обучение и вос­питание, бытовое обслуживание, торговля, правовая защита, управление людьми

Обработка ма­териалов и из­делий, сборка и наладка технических устройств, эксплуатация и ремонт техники, про­мышленность, транспорт, связь, строи­тельство

Работа с текс­тами, таблица­ми, схемами, сигналами, ин­формация и связь, финансы

Создание и воспроизведе­ние художест­венных произ­ведений, соз­дание чувства удовольствия, искусство

Изучение живой и неживой при­роды, уход за растениями и животными, профилактика и лечение заболеваний растений и животных

Выполнение ре­шений, работа по заданному образцу, соблю­дение имеющих­ся правил и нор­мативов, следо­вание инструк­циям, стерео­типный подход к решению проблем

Анализ, иссле­дование, испы­тание, контроль, планирование, организация и управление, конструирова­ние, проектиро­вание, разра­ботка новых об­разцов, приня­тие нестандарт­ных решений

Способности работников

Установление и поддержание контактов, пони­мание людей, влияние на дру­гих, выдержка и доброжелатель­ность, речевые способности

Наглядно-об­разное мышле­ние, пространст­венные представления, техническая осведом­ленность и сооб­разительность, хорошие двигательные навыки, ловкость

Отвлеченное мышление, оперирование числами, дли­тельное и устойчивое сосредоточе­ние внимания, усидчивость

Художествен­ный вкус, эстетическая чувст­вительность, богатое и яр­кое воображе­ние

Наблюдатель­ность, ориенти­рование в условиях непред­сказуемости и отсроченности результатов, выносливость и терпеливость

Стандартное мышление, практичность, исполнитель­ность

Независимое и оригинальное мышление, вы­сокий уровень умственного развития



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!