Класс_________________
АНКЕТА
Комфортно ли тебе в школе?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответит
Легко ли ты находишь общий язык с ребятами из твоей школы?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
Легко ли ты находишь общий язык с ребятами вне школы?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответит
Есть ли в твоем классе ребята, которые над тобой подшучивают/смеются?
А) есть
Б) нет
В) затрудняюсь ответит
Бывает ли так, что ты сам подшучиваешь над своими одноклассниками?
А) да
Б) нет
Злит ли тебя, если кто-то из твоей школы одевается или выглядит не так как все?
А) да
Б) нет
В) я не обращаю на это внимание
Злит ли тебя, если кто-то из твоих одноклассников не соглашается с твоим мнением?
А) очень злит
Б) немного злит
В) мне все равно
Г) затрудняюсь ответит
Как ты считаешь: нужно ли помогать слабым, больным, обиженным?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
Г) свой вариант ответа________________________________________
Считаешь ли ты справедливой фразу: «Выживает только сильнейший»?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
Считаешь ли ты, что в школе ущемляют твои права(со стороны учителей/учеников)?
А) да, со стороны учителей
Б) да, со стороны учеников
В) нет
Г) свой вариант ответа________________________________________
Готов ли ты заступиться за человека, по отношению к которому поступили несправедливо (обидели морально или физически)?
А) да
Б) да, но только если мне человек симпатичен
В) нет
Г) затрудняюсь ответить
Д) свой вариант ответа________________________________________
Как ты относишься к людям других национальностей?
А) отношусь положительно
Б) отношусь отрицательно
В) это для меня не имеет никакого значения
Г) свой вариант ответа_______________________________________
Как ты относишься к людям, которые исповедуют другую религию?
А) отношусь положительно
Б) отношусь отрицательно
В) я не обращаю на это внимание
Г) свой вариант ответа_______________________________________
Считаете ли вы иностранных граждан потенциально опасными для
Российского общества?
А) да
Б) нет
В) свой вариант ответа
Как ты относишься к тому, что Россия – многонациональное государство?
А) это способствует обогащению культуры и развитию государства
Б) это увеличивает число конфликтов и агрессивных проявлений населения
В) это разлагает общество и культуру
Г) затрудняюсь ответить
Д) свой вариант ответа_______________________________________
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/11/19/anketa-tolerantnost
Анкета «Уровень сформированности толерантности у школьников» |
|
1. Должны ли богатые люди помогать бедным? 2. Должны ли дети из более богатых семей учиться в особых школах за деньги родителей? 3. Нужно ли улучшать условия проживания бедных или это пустая трата государственных денег? 4. Считаешь ли ты, что человек, совершивший преступление, не изменится в лучшую сторону? Почему?__________________________________________ 5. Нужно ли помогать пожилым и престарелым людям в наше время? Почему? 6. Нужно ли помогать детям, находящимся в детских домах и в доме малютки? Почему?__________________________________________________________ 7. Может ли ребенок-инвалид стать твоим другом? 8. Нужно ли нашей стране помогать странам, пострадавшим от стихийных бедствий? 9. Нужно ли всех бомжей и попрошаек вылавливать и силой принуждать к работе? 10. Мужа (жену) лучше выбирать своей национальности? 11. Хотел (а) бы ты уехать в другую страну на постоянное место жительства? 12. Нужно ли нашей стране избавиться от психически больных людей? Почему?_________________________________________________________ 13. Считаешь ли верным то, что истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре? 14. Правда ли, что большинство преступлений совершают приезжие из экономически отсталых стран? 15. Можно ли любые межнациональные конфликты решить путем переговоров и взаимных уступок? |
http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/2025-anketa-lurove
Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников
Суть опросника такова. Школьников просят ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или нетолерантной позиции человека по отношению к людям других культур.
Характер представленных в опроснике мнений относительно тех или иных проблем поликультурного общества, а также предоставляемая данным опросником возможность выявить, насколько подростки разделяют эти мнения, позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности (или нетолерантности) у школьников. Условно можно выделить четыре таких уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.
Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.
Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистичес-кими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок. К сожалению, эти проявления нетолерантного отношения к людям часто остаются незамечаемыми в школе.
Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.
ЭКСПРЕСС - ОПРОСНИК «ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ»
(Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)
1. Толерантность - это:
а) редкое заболевание глаз
б) смирение и непротивление злу
в) уважительное отношение к людям
другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.
г) процесс разрушения национальных культур и замещение их однородной «попсой»
д) затрудняюсь ответить
2. Как вы считаете, националист - это тот, кто:
а) нарушает правила дорожного движения за границей
б) считает представителей своей национальности лучше всех других национальностей
в) досконально знает свою национальную культуру
г) пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности
д) затрудняюсь ответить
3. К Вам когда-нибудь относились хуже, чем к другим людям по какому-либо признаку?
а) никогда
б) да, по национальному признаку
в) да, по имущественному признаку
г) да, по другим признакам
д) затрудняюсь ответить
4. Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства?
а) никогда
б) да, по национальному признаку
в) да, по имущественному признаку
г) да, по другим признакам
д) затрудняюсь ответить
5. Вы сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?
а) да, наблюдал лично
б) да, испытал на себе
в) да, слышал от знакомых
г) да, читал в газете
д) да, видел по телевизору
е) нет, не сталкивался
ж) никогда не обращал внимания
6. Как Вы обычно относитесь к тому, что в Вашем доме / городе живут люди другой национальности или религии:
а) это плохо
б) это хорошо
в) мне все равно
г) не знаю
9.Считаете ли Вы себя толерантной личностью:
а) да
б) нет
в) не знаю
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/sbcbornik-diagnostichieskikh-mietodik-po-issliedovaniiu-razvitiia-tolierantnosti
ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОЙ УСТАНОВКИ
1. Вам поручили выполнить работу с человеком, к которому Вы испытываете неприязнь. Какими будут Ваши действия:
1) отказываетесь от поручения либо пытаетесь убедить дать вам в помощники другого;
2) стараетесь выполнить работу самостоятельно;
3.волевым усилием стараетесь скрыть свою неприязнь и подчиняетесь распоряжению;
4.стараетесь наладить контакт, но ограничиваете общение рамками делового партнерства;
5.стремитесь ближе узнать партнера, перевести отношения с делового на личностный уровень.
2. Вы узнали, что Вашим попутчиком в купе поезда оказался представитель другой национальности. Какой будет Ваша реакция:
требуете предоставить Вам место в другом купе;
занимаете место и делаете вид, что не замечаете попутчика;
ограничиваетесь в общении формальным приветствием;
4. проявляете готовность к общению, но ожидаете инициативы со стороны попутчика;
5. без навязчивости, интересуетесь происхождением попутчика, местом жительства, целью пребывания в стране, предлагаете помощь.
3. В Вашем коллективе появился новый человек, оказавшийся инвалидом и способный передвигаться лишь в инвалидной коляске. Ваша первая реакция:
выражаете мнение, что «инвалиды должны сидеть дома»;
высказываетесь о том, что Вам «до этого нет дела», и игнорируете этого человека;
считаете, что все имеют право на активную жизнь в любом коллективе;
представляете себя в его положении и приходите к выводу о том, что главное — желание учиться, работать и умственные способности и человеческие качества;
намереваетесь познакомиться с новым человеком и предложить помощь.
4. Вы узнали, что Ваш (Ваша) друг (подруга) намеревается
заключить брак с представителем другой национальности.
Ваше мнение:
считаете, что Ваш друг (подруга) делает ошибку, потому что отрицательно относитесь к смешанным бракам;
отказываетесь что-либо высказать по этому поводу;
считаете, что это осложнит семейную жизнь;
считаете, что национальность для брака не имеет значения;
выражаете мнение о том, что смешанные браки дают самое полноценное потомство.
5. Ваш одноклассник стал членом одной из действующих в
городе религиозных сект. Время от времени он приносит на
занятия брошюры и буклеты своей секты. Ваше отношение:
требуете прекратить подобную агитацию;
прекращаете отношения с ним;
3.считаете, что нетрадиционные религии в Вашем регионе не имеют перспективы;
4. пытаетесь проанализировать, что заставило его пойти на такой шаг;
5. проявляете интерес к предъявляемому материалу, задаете вопросы, оставаясь при этом при своем мнении.
6. Близкий для Вас человек вступил в ряды политической
партии, известной своей крайне правой политической программой. Ваша реакция:
испытываете негодование, собираетесь порвать все связи;
признаетесь в том, что это не Ваше дело;
3) полагаете, что Ваш друг совершил ошибку, которую
необходимо исправить с Вашей помощью;
4) пытаетесь осознать причину подобного выбора;
5) намереваетесь в ближайшее время поговорить со своим
другом о том, доволен ли он своим выбором.
7. В Вашем классе оказалась группа подростков, употребляющих наркотики. Как Вы намерены себя вести:
требовать изолировать подростков от других детей для того, чтобы оградить их от плохого влияния;
игнорировать подростков, полагая, что им ничем нельзя помочь;
3) относиться к ним также как и к другим детям;
4. организовать ряд воспитательных мероприятий, посвященных проблеме наркотиков;
5. познакомиться с каждым из подростков, их родителями, условиями жизни, предложить свою помощь.
8. Вы узнали, что один из приятелей Вашего нового знакомого имеет судимость. Ваша позиция:
стремитесь порвать все отношения, опасаясь за себя;
считаете, что Ваш друг неразборчив в знакомствах;
3. признаете, что Вы не вправе диктовать окружающим свое мнение;
4. намерены предпринять все, чтобы это не отразилось на Ваших отношениях;
5) стараетесь узнать, чем Вы можете помочь.
9. Вы случайно встретились с человеком, с которым у Вас в
прошлом был серьезный конфликт, окончившийся разрывом
отношений. Первое, что Вы делаете:
отпускаете язвительную реплику;
делаете вид, что не замечаете;
киваете в знак приветствия;
обмениваетесь традиционными формальными приветствиями;
начинаете общаться, делая вид, что прошлое Вас не интересует.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ
(По материалам ЮНЕСКО. Автор Доминик Де Сент Марс)
Серия 1.
Наташа плохо одета...
Твой знакомый мальчик - другой национальности, он соблюдает традиции своего народа…
Кожа другого ребенка не такого цвета, как твоя...
Ты попытаешься поближе с ним познакомиться.
Ты скажешь, что тебе не нравятся люди такого цвета, как он.
Старичок впереди тебя идет очень медленно...
Ты толкнешь его, чтобы скорее пройти.
Ты придержишь дверь, чтобы он прошел.
Ты мальчик, тебя посадили за одну парту с девочкой...
Ты девочка, тебя посадили за одну парту с мальчиком...
Ты видишь, что кого-то бьют...
Тебя знакомят с ребенком, который передвигается только в инвалидной коляске...
Ты поговоришь с ним, как с любым другим человеком,
Ты сделаешь вид, что не заметил его.
Серия 2.
Вся история человечества сопровождается войнами...
Тебя знакомят с детьми, которые пострадали от войн и конфликтов...
Ты посочувствуешь им.
Тебя это не волнует.
Учитель рассказывает о доброте и понимании между людьми…
Ты с кем-то не согласен...
Как лучше побороть зло...
На уроке ты уже ответил...
Друг предал тебя...
У тебя появился друг по переписке из другой страны...
Серия 3.
Младший брат (сестра) сломал твою игрушку...
В семье кто сильнее, тот и командует...
Младшим всегда достается больше подарков и внимания...
Ты говоришь себе, что ты никому не нужен.
Ты расскажешь кому-нибудь, почему ты чувствуешь себя несчастным.
Ты поссорился со своей сестрой (братом)...
Кто-нибудь поступает с тобой грубо...
Ты не доволен собой...
Ты слышишь, что о ком-то говорят плохо...
Ты не хочешь идти на прогулку с семьей...
Материал методики представляет собой три серии. Каждая серия теста имеет отношение к одной из сфер жизни ребенка:
Первая серия - «Толерантность в кругу друзей»;
Вторая серия - «Толерантность и окружающий мир»;
Третья серия - «Толерантность у себя дома».
В каждой серии восемь незаконченных предложений. Под каждой картинкой расположены два варианта ответов, которыми можно закончить предложение. Детям предлагается из двух вариантов ответа выбрать тот, который ему кажется наиболее подходящим. В тесте толерантный ответ обозначен кружочком, нетолерантный - точкой, ответы расположены в случайном порядке.
Для определения уровня толерантности подсчитываете, сколько каждый испытуемый выбрал кружков. Чем больше кружков, тем более он толерантен. Следует подсчитать общий уровень толерантности испытуемого и уровень толерантности в каждой из сфер.
Этим тестом следует воспользоваться до начала обучения по нашей программе «Формирование толерантности в межличностных и межнациональных отношениях» и по окончании обучения. Результаты сравниваются, делаются выводы.