Аннотация к рабочей программе по биологии
для 10-11 классов
Данная рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Федерального компонента государственного Стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05 марта 2004 г. № 1089),
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10-11 классе отводится не менее 34 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм. Она включает все основные разделы и темы, изучаемые в 10-11 классах общеобразовательной школы, содержит общеобразовательный базовый минимум биологической подготовки, с указанием количества часов по темам, а так же практических и лабораторных работ.
Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе - биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многократности разнообразия уровней организации жизни; понимании биологии как науки и как явления культуры. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
Программа представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обученности, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования. Раскрытие учебного содержания в курсе «Общая биология» проводится по разным темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогенетический и биосферный. Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств молекулярного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств биосферного уровня жизни.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Курс «Общая биология» для 11 классов завершает изучение дисциплины «Биология» в средней школе. Он отражает концепцию программы по биологии для 6 - 11 классов.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мир;
овладение умениями проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Особый акцент в программе сделан на использовании научной терминологии, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Целью программы является формирование у учащихся определенного минимума знаний по данному курсу и умению использования их в жизни.
В соответствии с этими, задачами настоящего курса является:
овладение знаниями о живой природе и общими методами ее изучения;
формирование системы знанийоб основах жизни, размножении и развитии организмов, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания значения биологического разнообразия, как уникальной и бесценной части биосферы;
развитие на базе биологических знаний и умений научной картины общечеловеческой культуры;
гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни;
формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
развитие индивидуальных и общеобразовательных умений и способностей;
реализация своего творческого потенциала;
воспитание ответственного отношения к окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках
В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос (собеседование), лабораторные работы и т.д., в котором учащиеся должны использовать полученные знания, уметь выделять главное, распознавать, сравнивать, обосновывать те или иные процессы.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. | 3 |
2. | Клетка | 11 |
3. | Организм | 19 |
4. | Резервное время | 2 |
| Итого в 10 классах | 35 |
5. | Вид | 20 |
6. | Экосистема | 12 |
8. | Заключение | 1 |
9. | Резервное время | 1 |
| Итого в 11 классах | 34 |
| Всего в 10-11 классах | 69 |