СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотации к рабочим программам по биологии 5-11 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена:

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-с учётом Фундаментального ядра содержания общего образования. М.: Просвещение, 2014.

-с учётом авторской программы курса «БИОЛОГИЯ» 5-9 классы Линия «Ракурс», автор-составитель Н.И. Романова.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация по биологии для 5-9 классов»

Аннотация к рабочей программе по биологии
для 5-9 классов

Данная программа составлена:

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-с учётом Фундаментального ядра содержания общего образования. М.: Просвещение, 2014.

-с учётом авторской программы курса «БИОЛОГИЯ» 5-9 классы Линия «Ракурс», автор-составитель Н.И. Романова.

1.Пояснительная записка

Цель реализации программы:

Обеспечить в процессе изучения курса биологии личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Задачи реализации программы по биологии:

  • обеспечение в процессе изучения биологии условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

  • создание в процессе изучения биологии условий для развития способностей каждого ученика, удовлетворения познавательных интересов личности, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;

  • создание в процессе изучения биологии условий для формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально - профессиональных ориентаций;

  • формирование у обучающихся лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

  • развитие у обучающихся навыков самостоятельной учебной деятельности;

  • формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни;

  • знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные

  • исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • воспитание понимания учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Основные разделы программы по биологии.

В курсе биологии выделяются следующие содержательные линии:

  1. многообразие и эволюция органического мира;

  2. биологическая природа и социальная сущность человека;

  3. уровневая организация живой природы.

Согласно с примерной программой по биологии (http://edu.crowdexpert.ru), на ступени основного общего образования, содержание предмета структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.

Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Раздел «Общие биологические закономерности» нацелен на обобщение и систематизацию того содержания, которое было освоено обучающимися при изучении курса биологии в основной школе, а также на знакомство школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.

Программа предусматривает формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и вне учебных достижений учащихся:

  • текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

  • аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

  • аттестация по итогам года;

  • формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность - участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классноурочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

-создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

-сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

-развитие положительной мотивации к освоению учебной программы;

-развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Изучение предмета «Биология» направлено на формирование у обучающихся научного мировоззрения, на освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоение практического применения научных знаний, поэтому изучение биологии основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».

3. Место учебного предмета в учебном плане основного общего образования

Учебный материал по предмету «Биология» распределён согласно второму варианту Примерного учебного плана основного общего образования (http://edu.crowdexpert.ru) следующим образом:



Раздел

Название

предмета

Класс

Количество часов в учебном году

Количество часов в неделю

1

«Живые

организмы»



Введение в биологию

5 класс

35

1

Биология

6 класс

35

1

Биология

7 класс

70

2

2

«Человек и его здоровье»

Биология

8 класс

70

2

3

«Общие

биологические

закономерности»

Биология

9 класс

70

2









































Просмотр содержимого документа
«Аннотация по биологии для 10-11 классо»

Аннотация к рабочей программе по биологии
для
10-11 классов

Данная рабочая программа составлена на основании следующих документов:

Федерального компонента государственного Стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05 марта 2004 г. № 1089),

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10-11 классе отводится не менее 34 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм. Она включает все основные разделы и темы, изучаемые в 10-11 классах общеобразовательной школы, содержит общеобразовательный базовый минимум биологической подготовки, с указанием количества часов по темам, а так же практических и лабораторных работ.

Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе - биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многократности разнообразия уровней организации жизни; понимании биологии как науки и как явления культуры. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

Программа представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обученности, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования. Раскрытие учебного содержания в курсе «Общая биология» проводится по разным темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогенетический и биосферный. Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств молекулярного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств биосферного уровня жизни.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Курс «Общая биология» для 11 классов завершает изучение дисциплины «Биология» в средней школе. Он отражает концепцию программы по биологии для 6 - 11 классов.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мир;

овладение умениями проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Особый акцент в программе сделан на использовании научной терминологии, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Целью программы является формирование у учащихся определенного минимума знаний по данному курсу и умению использования их в жизни.

В соответствии с этими, задачами настоящего курса является:

овладение знаниями о живой природе и общими методами ее изучения;

формирование системы знанийоб основах жизни, размножении и развитии организмов, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания значения биологического разнообразия, как уникальной и бесценной части биосферы;

развитие на базе биологических знаний и умений научной картины общечеловеческой культуры;

гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни;

формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

развитие индивидуальных и общеобразовательных умений и способностей;

реализация своего творческого потенциала;

воспитание ответственного отношения к окружающей среде.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках

В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос (собеседование), лабораторные работы и т.д., в котором учащиеся должны использовать полученные знания, уметь выделять главное, распознавать, сравнивать, обосновывать те или иные процессы.

Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

3

2.

Клетка

11

3.

Организм

19

4.

Резервное время

2


Итого в 10 классах

35

5.

Вид

20

6.

Экосистема

12

8.

Заключение

1

9.

Резервное время

1


Итого в 11 классах

34


Всего в 10-11 классах

69




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!