СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотация к презентации "XX век. Архитектурные достопримечательности Каменска - Уральского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация сопровождает показ слайдов презентации "XX век. Архитектурные достопримечательности Каменска - Уральского".

Просмотр содержимого документа
«Аннотация к презентации "XX век. Архитектурные достопримечательности Каменска - Уральского"»

Презентация «Архитектурные достопримечательности Каменска – Уральского. 20 век»

Слайд 1.  XX век ознаменовался масштабным развитием Каменска-Уральского, как промышленного города. Во-первых, именно в это время город получил своё настоящее имя и, собственно, статус города. Во-вторых, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Каменск-Уральский из других регионов страны было эвакуировано большое количество специалистов разного профиля, население города возросло в несколько раз. После войны началось масштабное строительство различных объектов. Соответственно, это отразилось и на внешнем виде города.



Слайд 2. Дворец Культуры УАЗа. Самый первый дворец культуры в Каменске-Уральском, яркий образец архитектурного стиля "советский классицизм".

Здание киноконцертного зала Уральского алюминиевого завода (так оно изначально называлось) начал проектировать известный свердловский архитектор В. В. Емельянов в 1943 г. Строительство здания было начато в 1944 г.;в качестве строительного материала для его возведения использовались шлакоблоки из золы ТЭЦ, выполненные по безцементной технологии.

Некоторые здания в стиле «советский классицизм» перегружены советской символикой и излишне помпезны. Но киноконцертный зал УАЗа можно отнести к лучшим образцам этого стиля: он господствует над окружающей застройкой, но не подавляет монументальностью; пропорции его гармоничны, декор фасадов скромен, но выразителен.

Главный западный фасад имеет симметричную композицию. По бокам фасада располагается колоннада: по 2 колонны (пилястры) в ряду с каждой стороны. Квадратные в плане колонны поддерживают боковые ризалиты 4-го этажа. Капители колонн украшены стилизованными элементами композитного ордера. Широкий профилированный портал в центральной части фасада охватывает 3 этажа. Над центральной частью фасада возвышается овальный в плане объем-постамент, на котором расположена скульптурная группа рабочих-металлургов (ныне утрачена). Скульптура была выполнена из гипса;к середине 1970-х гг. она начала разрушаться, и ее демонтировали. Композиция была динамичной, интересной, пропорциональной зданию. Без нее здание ДК УАЗа кажется незавершенным.

Интерьеры здания поражают стилизованным классическим декором филигранной отделки. Кажется, что каждое последующее помещение красивее предыдущего. Интерьеры украшены коринфскими и ионическими колоннами и пилястрами, акантовым листом и иониками – лепные узоры настенных тяг, перила лестниц оформлены точеными балясинами. Сохранились даже настенные росписи – виды Москвы и Петербурга, а в зрительном зале – огромное потолочное панно с первомайской демонстрацией на фоне цветущих яблонь и голубого неба. В этом же зале – бюсты великих деятелей культуры: А. С. Пушкина,Н. В. Гоголя,Л. Н. Толстогои др.

«Евроремонт» можно увидеть в каждом втором здании. А такой интерьер – раритет. У большинства старожилов с ДК УАЗа связаны самые яркие воспоминания детства и молодости в послевоенные годы – они помнят веселые елки, концерты, многочисленные кружки. Многолетние традиции дворца существуют и по сей день.

В 1951 г. отделом капитального строительства УАЗа был выполнен «Проект сквера у киноконцертного зала УАЗа». В центре сквера – фонтан в виде декоративной чаши (впоследствии был заменен другим фонтаном); от него веером расходились дорожки со скульптурами и ажурными скамейками.


Слайд 3. Железнодорожный мост через р. Исеть. Это уникальный по своей конструкции мост, построенный в 1939 году. Является памятником архитектуры областного значения. Своим появлением он обязан, прежде всего, Уральскому алюминиевому заводу, для чьих нужд и был построен. Чтоб обеспечить предприятие сырьем и топливом, был необходим железнодорожный транспорт и соответствующие пути. Ветка «Свердловск – Шадринск – Курган» для этого не подходила — она лежала на другом берегу р. Исеть (к тому же, на довольно далеком расстоянии). Архитектор принял во внимание технологий того времени, но сделал все наоборот. Если раньше сталь, выполняющая роль арматуры, заливалась в бетонную корку, то в примере каменской переправы металл становился основным костяком сооружения. Бетон предполагалось вливать непосредственно в пустоты сваренных друг с другом труб.

Поставку материала наладили с Верхнесалдинского завода. Кроме того, мостостроителям помогал весь Каменск. Синарский трубный завод выделил 700 м. трубы, горнефтебаза – топливо для машин, работники депо разрешали использовать динамометр для испытания канатной дороги (на стройке был задействован кабель-кран). Даже каменские аптеки выделяли на стройку хлористый кальций, необходимый для испытания песка.
Монтаж арки главного пролета стартовал 7 июля 1938 г. В октябре началась цементовка труб. Из-за начавшихся заморозков строители пошли на хитрость. Чтобы бетон лучше схватывался, был применен метод электроподогрева труб. Кроме того, всю конструкцию во избежание теплопотери, оборачивали соломенными матами, обвязанными проволокой. Из-за этого в ноябре 1938 г. на площадке случился пожар. По недосмотру произошел контакт электрода и проволоки, что вызвало замыкание. Маты загорелись. К счастью, пожар был быстро ликвидирован.
Монтажные работы завершились в январе 1939 г., а уже в феврале произведено бетонирование стыков пролетной арки. Весной продолжились работы по бетонированию стыков арочных стоек, а летом – проезжей части моста.
В августе 1939 г. при осмотре конструкции в бетоне обнаружились раковины и поры. Сроки испытания железнодорожного моста передвинули на декабрь 1940 г.
Согласно городской легенде, проверочное мероприятие начались с неприятного инцидента – машинист паровоза отказался ехать по мосту. Его напугала конструкция переправы, кажущаяся ненадежной. Тогда главный архитектор В. А. Росновский, по одной версии, вышел на лед Исети, встав под аркой моста. По другой, сел в кабину поезда рядом с машинистом. В случае неудачи они бы стали единственными жертвами трагедии. Но этого не служилось – испытания прошли благополучно. Правдивы ли рассказы о «подвиге Росновского», сегодня доподлинно неизвестно. Но остается фактом то, что за свое детище профессор получил орден Трудового Красного Знамени.
Долгое время железнодорожный мост в Каменске-Уральском оставался единственным в своем роде. Он был внесен в реестр памятников архитектуры областного значения, а также попал на станицы Большой Советской Энциклопедии. В 2017 г. в преддверии празднования 180-летнего юбилей Российской Железной дороги, переправа через р. Исеть оказалась в списке достопримечательностей РЖД.


Слайд 4.   Волковская плотина. Плотина на реке Исеть в районе деревни Волково. Образует Волковское водохранилище.


Слайд 5. Монумент "Пушка". Хоть и не относится напрямую к архитектуре, но не сказать об этой достопримечательности нельзя, так как этот монумент уже давно стал символом города Каменска-Уральского. Был возведён в 1967 году в честь рабочих Каменского казённого чугунно-литейного завода, прославивших наш край на полях военных сражений пушками, отлитыми на заводе.

На постаменте установлены несколько памятных досок. На одной из них, расположенной с северной стороны памятника, следующий текст: «…съ початку дела февраля съ 16 числа, 1700 году и построенъ на ходъ 1701 году октябрь по 15 число Пётр I», на другой, расположенной с южной стороны: « Каменским рабочим, пушечных дел мастерам — тем, кто Россию на веки прославил, Пятидесятый октябрь в память и честь эту пушку, как символ поставил». С западной и восточной сторон на монументе имеются барельефы, изображающие военные действия.

Автором проекта является скульптор В. В. Пермяков, инженеры проекта — А. В. Брагин и Ф. Д. Горшков. Недалеко от «пушки» расположено панно «Бородино», автором которого является Р. Орлов. В планах установить здесь еще несколько монументов, в том числе и Петру Первому, основателю города Каменск-Уральский.



Слайд 6. Жилые дома комплекса "Городок алюминщиков". Дома, построенные в стиле "советский неоклассицизм", популярном в 30-50-х годах прошлого века. Такие архитектурные объекты можно встретить по улицам Алюминиевая, Исетская, Октябрьская, Строителей.

Здания имеют важное градоформирующее значение, являются образцами жилых домов, возведенных в формах конструктивизма с декором в формах советской неоклассики. Комплекс ЦЖС - образец соцгорода 1930-х гг., выполнен в стилевых формах конструктивизма. 
       При проектировании комплекса ленинградскими архитекторами был взят за основу проект "Городка чекистов" в г. Свердловске.    В центральной части комплекса должны были находиться объекты соцкультбыта, а в северо-западной части - общежитие "Корпус холостых". В проекте было заложено благоустройство двора: фонтаны, малые архитектурные формы.
    Каждый дом состоит из трех пятиэтажных объемов, соединенных друг с другом торцами со смещением. Фасады зданий членятся вертикалями выступающих объемов лестничных клеток и балконов. Балконы объединены между собой по вертикали и горизонтали в композиции. 
    Торцевые фасады домов по ул. Каменской, 9 и Алюминиевой, 12 украшены фризами с геометрическими рисунками. Верхние части южных и восточных фасадов домов по ул. Строителей, 10 и ул. Исетская, 11 украшены геометрическим орнаментами. 
    "Городок Алюминщиков" считается памятником архитектуры регионального значения.

Слайд 7. Фонтан на площади Горького. Это красивое и необычное сооружение — единственный в Каменске-Уральском фонтан, выполненный в классическом римском стиле. Его открытие пришлось на 1958 г. Все работы по изготовлению и установке выполнили сотрудники Лепной мастерской при строительном тресте УАЗа. Руководил ими скульптор Виктор Николаевич Артимонович.
В соответствии с окружающим, классическим, декором домов фонтан был возведен в античной стилистике. Его формы отсылают горожан к так называемым Римским фонтанам. Первоначально каскады такого типа находились в столице Италии. В. Н. Артимонович взял за образец подобные сооружения Петергофа, созданные Фредерико Растрелли.
Каменский фонтан представляет собой трехъярусный столб с четырьмя чашами. Самая маленькая разместилась на верху сооружения и крепится к декоративной округлой колонне. Самая большая чаша — в основании. Нижний ярус столба – восьмигранник, установленный на четырехграннике. Его декоративными элементами являются выпуклые прямые линии. В центре «главных» сторон расположены ромбы; внутри них – изображения животных. Завершает первый ярус чаша с лучами.
Второй ярус центральной оси фонтана – четырехугольный. В каждой из граней также находятся рисунки зверей. Чаша основание фонтана облицована мрамором. Автор выполнил общий рисунок в виде восьмилуечевого компаса. Фон исполнен мозаикой из белого камня, части навигатора — из гранита темных цветов.
Подача воды осуществлялась через специальную гидросистему. Забор происходил из р. Исеть. Каменный Цветок являлся соединением двух типов фонтана – «сырого» и «сухого». В первом случае вода прорывается через верх и каскадами, опускаясь на чаши, льется вниз. Второй тип выделяет напольная система подачи. При отключении верхнего яруса вода могла поступать снизу и бить струями в центр сооружения. Фонтан функционировал как в одном из этих режимов, так и в обоих сразу.
В городе ходила такая история, будто В. Н. Артимонович хотел вылепить на сооружении свой автограф, но по совету жены отказался от задуманного.

Слайд 8. Байновский мост не является памятником архитектуры, но имеет огромное значение для города. Летописи не сохранили нам точную дату основания деревни Байновой, по имени которой впоследствии и будет назван Байновский мост. Скорее всего деревня появилась на рубеже 17-18 веков, как и большинство деревень в окрестностях Каменского завода.

Видимо одновременно с появлением деревни на правом берегу Исети, была наведена и первая переправа через реку. Это временное сооружение, которое во избежание повреждения весенним ледоходом, на зиму обычно разбиралось, и можно считать первым байновским мостом и предшественником нынешнего Байновского моста. Обустройство подобных переходов через реки было обычной практикой для уральских деревень.

Инициатором строительства моста выступил Чеслав Валерианович Панцержинский, Управитель Каменского завода в 1897-1907гг. Еще в 1901 году он вынес предложение о строительстве моста у деревни Брод, но впоследствии из-за экономических соображений предложил перенести строительство в район деревни Байновой. Решение вопроса затянулось на несколько лет и строительство моста началось только в 1912 году. В строительстве моста были задействованы и жители деревни Байновой.

Предполагалось что мост будет солидным сооружением на мощных опорах, но в связи с началом Первой мировой войны и сопутствующей нехваткой средств, планы по строительству пришлось корректировать. В итоге на основательные опоры положили хлипкий дощатый настил.

Впоследствии этот деревянный настил неоднократно разрушался как под действием времени, так и от рук человеческих – во время Гражданской войны, уходя из города, мост взрывали и сжигали сначала "белые", а потом и "красные".

Привести мост в рабочее состояние получилось только в 1922 году, когда планировалось его использовать для доставки железной руды на Каменский завод с Сипаво-Новиковских рудников. Однако этим планам не суждено было сбыться – в следующем 1923 году Каменский завод был поставлен на консервацию, а в 1926 году закрыт окончательно.

Первая же капитальная реконструкция моста была проведена в 1938 году, когда была пущена в работу Волковская плотина, вследствие чего значительно поднялся уровень воды в реке. Деревянный настил был разобран, существующие опоры наростили на 3 метра монолитным железобетоном и уложили комбинированные деревянно-стальные фермы все той же системы Гау-Журавского.

Следующая глобальная перестройка моста началась в 1952г., когда ленинградский институт «Промтранспроект» подготовил проект реконструкции. Реконструкция началась с того, что опоры были укреплены и высота их была увеличена еще на 2 метра. Все деревянные конструкции моста были заменены на стальные. На опоры были уложены новые фермы, что позволило увеличить ширину проезжей части до 14 метров.

В 1991-1992 УАЗом, на балансе которого тогда находился Байновский мост, был проведен капитальный ремонт сооружения – заменено дорожное покрытие и установлены дополнительные металлические опоры. На время ремонта мост закрывали, и для движения автотранспорта была наведена понтонная переправа.

Сейчас Байновский мост – основная транспортная артерия связывающая два района города – находится в аварийном состоянии и требует ремонта.



Слайд 9. Железнодорожный вокзал в Каменске-Уральском – замечательный историко-архитектурный памятник и визитная карточка города. Внимание путешественников привлекает главное здание вокзала, построенное в 1952 году по проекту архитектора А. И. Лоскутова. 
Эффектное прямоугольное сооружение, выполненное в бело-голубых тонах, вытянуто вдоль железнодорожных путей. По всему его периметру расположены колонны и большие окна, украшенные лепниной. 
Особо примечателен юго-западный фасад здания, выходящий на привокзальную площадь. Он включает в себя прямоугольный портал с колоннами, увенчанный арочным фронтоном со скульптурами рабочего и колхозницы. Над фасадом здания возвышается парапет с балюстрадой, к которому ведет многоступенчатая лестница.



Слайд 10. Часовня, нареченная во имя святого князя Александра Невского, была построена в 2001 году. В октябре 1999 года был поставлен Крест, совершен Крестный ход, и освещено место возведения часовни. В середине июля 2001 года часовня была освящена. Возведение одного из символов города было приурочено к 300-летию Каменск-Уральского.

Кирпичная часовня с золоченым куполом и ротондой органично вписалась в городской пейзаж, визуально соединив историческую часть города с его центром. Возводилась она в основном на частные пожертвования и средства, выделенные предприятиями. В часовне установили икону благоверного князя. Есть версия, что икона была написана В. Васнецовым в соавторстве с его учениками в Гусь-Хрустальном в 1899 году. Имена устроителей часовни увековечены на памятных мраморных плитах, установленных с северной и южной сторон здания. В 2005 году с восточной стороны была открыта памятная доска, прославляющая участников Великой Отечественной войны, которые были награждены орденом «Святого Александра Невского». Александр Невский — один из особо почитаемых святых, защитник православной веры и земли русской.

Автором проекта возведения часовни является архитектор А. В. Долгов, профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии, советник Российской академии архитектуры и строительных наук.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!