Аннотация к Рабочей программе по русскому языку
5-9 классы (ФГОС ООО).
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель Л.М.Рыбченкова, М.Александрова. – М.: Просвещение, 2012 г. и учебников: Русский язык. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, и др. – М.: Просвещение и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Учебно-методический комплекс:
1. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. Русский язык. 5 класс, в 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г., Русский язык. 6 класс, в 2-х ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г., Вакурова О.Ф., Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г.,Вакурова О.Ф., Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г., Вакурова О.Ф. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов; воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой само контроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Количество часов на изучение предмета «Русский язык».
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч. (рассчитано на 35 учебных недель).
В учебном плане МБОУ СОШ 12 на 2019-2020 учебный год на изучение русского языка в 5 классе увеличено количество часов с 5 до 6 ч. в неделю (за год – 204 ч.); из 204 ч. передано 0,2 ч. на изучение Родного языка (русского), всего за год – 7 часов (основание: Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 28.08.2019 г. № 47-01-13 17891/19), поэтому на изучение Русского языка в 5 классе отведено 197 ч. за год.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов за год/ 34 учебные недели |
5 | 6 | 197 |
6 | 6 | 204 |
7 | 4 | 136 |
8 | 3 | 102 |
9 | 3 | 102 |
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи и контроля, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных лингвистических терминов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
Содержание Рабочей программы полностью соответствует авторской программе Рыбченковой Л.М.- М.: Просвещение, 2012 г.
В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
Речевая деятельность
Текст
Функциональные разновидности языка
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Общие сведения о языке
Фонетика и орфоэпия
Графика
Морфемика и словообразование
Лексикология и фразеология
Морфология
Синтаксис
Правописание: орфография и пунктуация
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
13. Язык и культура: взаимосвязь языка и культуры, истории народа; русский речевой этикет.
В Рабочей программе указаны планируемые результаты освоения программы по Русскому языку за каждый курс (класс) обучения.
Рабочая программа разработана учителями русского языка и литературы Апасовой О.В. (высшая квалификационная категория) и Мозгот В.В. (первая квалификационная категория).