Аннотация к рабочей программе (модулю) основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования старшей группы общеразвивающей направленности
Рабочая программа – нормативный документ, определяющий цели и ценности дошкольного образования, содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающего образовательные потребности, возможности и особенности развития воспитанников, систему отношений субъектов педагогического процесса и условия деятельности.
Рабочая программа основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад ».
Обучение и воспитание детей ведется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Цель программы: разностороннее развитие детей старшей группы с учетом их индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Задачи программы
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Рабочая программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год с возможной корректировкой в учебном году.
Рабочая программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Рабочей программы разработана с учетом примерной комплексной образовательной программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Н.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основ е Образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет» / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, построена с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми раннего возраста.
- Составительская программа «Здоровье», МКДОУ «Новоисетский детский сад», 2019г.;
- Парциальная программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова);
- Парциальная программа «Вместе учимся считать», И.П.Афанасьева;
- «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», Л. Л. Тимофеева;
- Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»,
Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.;
- Парциальная программа «Развитие речи дошкольников», Ушакова О.С.
В Целевом разделе Рабочей программы представлены цели и задачи ее реализации, излагаются принципы и подходы к формированию Рабочей программы, возрастные особенности детей, планируемые результаты освоения Рабочей программы, развивающее оценивание качества образовательной деятельности. Реализация образовательных целей и задач Рабочей программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка.
При реализации Рабочей программы педагогами может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для индивидуализации образования и/или оптимизации работы с группой детей. В условиях группы оценка индивидуального развития детей осуществляется по направлениям развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО.
Содержательный раздел - описание образовательной деятельности по направлениям развития детей от 5 до 6 лет:
-«Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»;
«Образовательная область «Познавательное развитие;
«Образовательная область «Речевое развитие»;
«Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»;
«Образовательная область «Физическое развитие».
Реализация содержания Рабочей программы осуществляется через примерное планирование, позволяющее интегрировать содержание дошкольного образования в рамках смысловой темы.
В Рабочей программе представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации, формы взаимодействия взрослых с детьми, педагогического коллектива с семьями дошкольников, а также иные характеристики.
Организационный раздел - описание созданных условий:
материально-техническое обеспечение группы;
методические материалы и средства обучения и воспитания;
учебный план;
режим и распорядок дня.
Также в программе указаны проекты, которые реализуются с детьми в текущем учебном году