Аннотация
к рабочему предмету «Всеобщая история» 5 класса
Нормативно правовая база.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Учебного плана ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2».
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН
Цель изучаемого предмета:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучаемого предмета:
формирование у обучающихся ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
формирование у обучающихся способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития обучащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета:
Данный курс играет важную роль в осознании обучающимися исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Рабочая программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость центральной нервной системы и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память – все эти особенности обучающихся отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук, развитие артикуляционной моторики;
коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
развитие различных видов мышления, развитие наглядно-образного мышления: развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
воспитание самостоятельности и принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя.
Основные подходы к организации учебного процесса:
подбор заданий, максимально возбуждающих активность обучающегося, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;
приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальный подход;
сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями;
повторное объяснение ученого материала и подбор дополнительных заданий;
постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
использование многократных указаний, упражнений;
проявление большого такта со стороны педагога;
использование поощрений, повышение самооценки обучающегося, укрепление в нем веры в свои силы;
поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Коррекционно-развивающие задачи:
формирование умений полноценно воспринимать систему исторических знаний как компонент научной картины мира, преодоление недостатков в развитии эмоционально- волевой сферы детей, коррекция личностного развития обучающегося;
развитие и расширение знаний обучающихся об окружающем мире, обогащение чувственного опыта обучающегося, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
уточнение и обогащение словарного запаса обучающегося обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки.
развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).
При адаптации программы основное внимание обращено на овладение детьми практических умений и навыков, на уменьшение объема теоретических сведений.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний. Умений и способов деятельности, развитию, воспитания и социализации обучащихся. В базисном учебном плане на изучение истории Древнего мира в 5 классе выделяется 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение обучащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Результатом изучения истории в 5 классе является развитие у обучащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития обучащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
Особенности реализации программы:
Темы разделов программы | Количество часов по РП | Количество часов по АРП |
Введение в историю. | 1 | 1 |
Раздел I. Жизнь первобытных людей | 6 | 6 |
Счёт лет в истории. | 1 | 1 |
Раздел II. Древний Восток. | 20 | 20 |
Раздел III. Древняя Греция | 21 | 21 |
Раздел IV. Древний Рим | 17 | 18 |
Итоговое занятие | 2 | 1 |
Всего: | 68 | 68 |
Изучение истории в школе для детей с ОВЗ (задержка психического развития) связано с определенными трудностями. Поэтому
обучение организуется так, чтобы формирование базовых знаний, умений и навыков осуществлялось на доступном для обучающихся уровне. В связи с этим в программу внесены изменения: резервные часы используются для коррекционной работы и для повторения. На итоговое занятие в авторской программе отведено 2 часа, в рабочей программе 1 час, а 1 час взят на урок повторения и обобщения по теме «Древний Рим».
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету к концу года.
В результате изучения истории обучающийся должен
знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
Учебно-методический комплект
1.Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2016.
2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2016.
3. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2018.
4. Е.Н.Сорокина Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 416 с. – (В помощь учителю).
5. Е.А.Крючкова. Проверочные и контрольные по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., Просвещение - 2018.
6. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2018».
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. — М, 2008.
5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
6. История Древней Греции: учеб./под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. — М., 1972.
7. Никольский В. К. Детство человечества / В. К. Никольский. — Ленинград, 1939.
8. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
9. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.
10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.
Тематическая литература
1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.
7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
10. Низолм Д. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.
11. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.
12. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.
13. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.
14. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.
15. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
16. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
17. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.
18. ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.
19. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.
20. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.
Список образовательных цифровых и интернет-ресурсов по истории Древнего мира
Интернет -ресурсы
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.
КИМ:
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/10/20/kimy-k-rabochey-programme-po-kursu-istoriya-drevnego-mira-5-klass