СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности:"История Тверского края"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истоки родной земли- основа жизни каждого человека 

Просмотр содержимого документа
«Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности:"История Тверского края"»

Аннотация к курсу «Краеведение. История Тверского края» 7.8 класс


Нормативно- правовая база.

Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение. История Тверского края » составляют:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;

- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

- Письмо Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «О курсе «Краеведение» от 13.06.2013 №80-01-09/3587;

Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) ; учебного пособия под редакцией Воробьева В.М. «История Тверского края с древнейших времен до конца 17 века: учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных организаций / В.М.Воробьев. - М.; ООО «Русское слово – учебник»,2020

Цель, задачи изучаемого предмета.

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.

Направленность программы данного курса по содержанию является краеведческой; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — 2 года. Краеведение – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний , формирования у ребят научных интересов и навыков общественно полезной деятельности. Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине – России.

Представленная учебная программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа актуальна, так как она обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в основной школе.

Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, родному городу, к школе. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов обществознания, истории, географии, литературного чтения, изобразительного искусства. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для обучающихся 7-8 классов. По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

В программе реализуются следующие направления : формирование у школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины; формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего села , края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие района , края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа; расширение и углубление знаний по обществознанию и истории; расширение исторического и экологического кругозора обучающихся; воспитание уважения и любви к родному краю;

способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, края; воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками; содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Общая характеристика и коррекционно – развивающее значение учебного предмета.

В современных условиях, когда говорят о кризисе современной системы воспитания, возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества. Поэтому и сейчас актуальны слова выдающегося российского историка В. О. Ключевского, считавшего, что «история учит даже тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и пренебрежение». Преподавание истории в специальной (коррекционной) школе как учебного предмета предполагает не только изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, но и воспитательное и коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика.

Курс истории родного края дает обучающимся с представления об историческом времени и пространстве, исторических источниках. Курс погружает их в мир истории через характеристики образа жизни людей в различных периоды отечественной истории (занятия, орудия труда, жилища, одежда и т. д.), описания памятников культуры, рассказы об исторических событиях и их участниках.

На уроках истории Тверского края решаются коррекционно – развивающие задачи. Школа должна формировать не только знания, умения и навыки учащихся, воспитывать их, но и одновременно способствовать развитию детей. Важную роль в решении вопроса о значении обучения для развития ребенка сыграли идеи Л. С. Выготского, считавшего, что обучение строится на тех психических функциях, которые еще не созрели. Это положение остается верным и когда речь идет о детях, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, так как «в процессе обучения у детей с ОВЗ выявляются потенциальные возможности развития, использование которых в некоторой мере содействует компенсации дефекта».

Процесс обучения истории в специальной (коррекционной) школе носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении истории коррекционно – развивающие задачи определяются особенностями развития психических процессов учащихся специальной (коррекционной) школы, и реализация этих задач должна быть направлена на развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально – волевой сферы, личностных качеств, формирование гражданских качеств, что способствует подготовке к самостоятельной жизни, социально – трудовой и правовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.


Место предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Краеведение. История Тверского края ». отводится два года по 1 часу в неделю (1 ч в неделю, 34 учебные недели в году). Итого 34ч – 7 класс

1час в неделю (1ч в неделю, 34 учебные недели в году). Итого 34 ч - 8 класс.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Особенности реализации программы.

В рабочей программе для общеобразовательных учреждений предмета «История Тверского края 7 класс» на изучение раздела «От первобытности к государственности » отводится 7 часов, а на раздел «Великое княжество » - 27часов. Аналогично для обучающихся 8 класса : раздел «Великое княжество»- 13 часов, «В составе Московского государства»- 21.У детей с ЗПР снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации, а раздел «Великое княжество» содержит большую информативную нагрузку в отличии от разделов «От первобытности к государственности » и «В составе Московского государства», следовательно , целесообразно перераспределение часов при изучении указанных разделов.

Название раздела

Рабочая программа(часы)

АРП(часы)

7 класс

1

От первобытности к государственности

11

9

2

Великое княжество

23

25

Итого

34

34

8класс

1

Великое княжество

13

15

2

В составе Московского государства

21

19

Итого

34

34

Итого

68

68


Учебно–методическое и информационное обеспечение

1. Учебное пособие под редакцией Воробьева В.М. «История Тверского края с древнейших времен до конца 17 века: учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных организаций / В.М.Воробьев. - М.; ООО «Русское слово – учебник»,2020

2. Вансалова Е. Воспитание школьников. 2014.№5 С 4-6.

3.Великовская Г.В. Культурно-образовательная деятельность (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 2001. С 89-96.

4. Пантелеева Л.В. Краеведение детям. -Москва, 2012.-265 с.

5. Столяров Б. И.История и современность.// Народное образование. 2014. №5.

6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ред. Горского В.А. – 2-е изд. - , М.: Просвещение, 2011 -111с.

7. Сайт Тверского государственного объединенного музея.

КИМ:

Диагностика результатов освоения программы «Краеведение. История Тверского края ».

Основные показатели воспитанности патриотизма

Признаки и уровни формирующихся качеств.

1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России.

3 – знает и может объяснить все основные понятия;

2 – объясняет понятия не полностью;

1 – в объяснении понятий допускает ошибки.

2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;

1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.

3. Сформированность чувства любви к своей малой родине

3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;

2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;

1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.

4. Служение своими силами

3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;

2 – участвует в организованных другими делах;

3 – неохотно принимает участие в делах.

5. Забота о своей школе

3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;

2 – участвует в делах класса и школы;

1 – в делах класса участвует при побуждении.


Расшифровка показателей:

«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;

«2» - хороший уровень;

«1» - низкий уровень.

При проведении диагностики используются следующие формы: наблюдение педагогом; лист самооценки качеств личности; анкетирование; рисуночный тест; беседа; мини-сочинения.

Примерная анкета «Родина в моей жизни»:

1.Моя большая Родина – это…

2.Моя малая родина – это…

3.Самыми трудными событиями моей Родины были…

4.Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…

5.Когда я вырасту, я хочу…

6.Я не хочу, чтобы моя Родина…

7.По отношению к Родине я испытываю…

8.Я благодарен своей Родине за то, что…

9.Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…

10.Я стремлюсь быть…

11.Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…

Методика незаконченных предложений:

Продолжи предложения:

1.Самое дорогое для человека – это…

2.Патриот своей Родины – это…

3.Вдали от родного дома я буду вспоминать…

4.Долг для меня – это…

5.Свет в окнах моего дома – это…

6.Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…

7.Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…

8.Помогать Отечеству – значит…

9.Смыслом семейной жизни для меня является…

10.Закон для меня – это…

11.Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…

12.Символы нашего государства для меня…

Обработка:

Качественный анализ полученных ответов.
























Содержание курса «Краеведение. История Тверского края» 7.8 класс


1. От первобытности к государственности.

Тверской край в каменном веке. Тверской край в бронзовом и раннем железном веках. Славянское освоение Великого водораздела.

2. Великое княжество.

Начало государственности и образование городов. Нашествие Батыя. Образование Тверского княжества. Михаил Ярославович Тверской. Приемники Михаила Тверского. Княжение Михаила Александровича. Последний век самостоятельности. Историческая география и города Тверского края и княжеский период. «Хождение за три моря». Культура Тверского края в княжеский период. Монастыри и святые Тверского края в княжеский период.

3. В составе Московского государства.

Тверские земли в первой половине 16 века. Старицкий удел и его судьба. Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины. Тверские земли в Смутное время. Расселение карел на Верхней Волге. Хозяйственное развитие Тверского края в 17 веке. Историческая география и города Тверского края в 17 веке. Названия Тверских селений. Культура Тверского края в конце 16 – 17 веках. Монастыри и святые Тверского края в 16-17 веках.


Календарно-тематическое планирование - 7 класс

в году

в теме

Название раздела, темы

Основные виды учебной деятельности

Дата

1 От первобытности к государственности - 9ч

1

1

Первоначальное освоение Великого водораздела

Ответы на вопросы


2

2

Археологические культуры эпохи перлита.

Работа с учебником


3

3

Фатьяновская археологическая культура

Ответы на вопросы


4

4

Хозяйство, социальная организация и судьба фатьяновской культуры

Работа с дополнительной литературой


5

5

Городища раннего железного века

Работа с учебником


6

6

Дьяковская и днепро - двинская археологические культуры

Ответы на вопросы


7

7

Первая славянская волна расселения на Великом водоразделе.

Работа с учебником


8

8

Хозяйственная деятельность и культура славян

Ответы на вопросы


9

9

Самостоятельная работа по теме: " От первобытности к государственности "

Индивидуальные задания


2 Великое княжество - 25 ч

10

1

Ранняя история Тверских земель

Работа с текстом


11

2

Нашествие Батыя

Работа с дополнительной литературой


12

3

Образование Тверского княжества

Работа с учебником


13

4

Яросла Ярославович Тверской

Работа с дополнительной литературой


14

5

Михаил Ярославович Тверской

Работа с дополнительной литературой


15

6

Конфликт с Москвой и поход Юрия Даниловича на Тверь

Работа с дополнительной литературой


16

7

Дмитрий Грозные Очи

Работа с дополнительной литературой


17

8

Александр Михайлович и Тверское восстание

Работа с учебником


18

9

Княжение Михаила Александровича

Работа с текстом


19

10

Последняя московско - Тверская война и ее итоги

Ответы на вопросы


20

11

Тверское княжество в последний период княжения Михаила Александровича

Работа с учебником


21

12

Самостоятельная работа

Индивидуальные задания


22

13

Персоналии и даты

Работа с терминами и датами


23

14

Правление Ивана Михайловича

Работа с дополнительной литературой


24

15

Правление Бориса Александровича

Работа с учебником


25

16

Последние годы " тверской великой свободы"

Работа с текстом


26

17

Территория Тверского княжества

Работа с учебником


27-28

18 - 19

Города Тверского княжества

Работа с дополнительной литературой


29-30

20 - 21

Тверские уделы

Работа с текстом


31-32

22 -23

Западные соседи Тверского княжества

Работа с текстом


33

24

Самостоятельная работа

Индивидуальные задания


34

25

Экскурсия в музей

Знакомство с родной историей



Календарно-тематическое планирование – 8 класс

в году

в теме

Название раздела, темы

Основные виды учебной деятельности

Дата

1 Великое княжество - 15 ч

1

1

" Хождение за три моря"

Работа с дополнительной литературой


2

2

Афанасий Никитин

Работа с дополнительной литературой


3

3

От Твери до Индии

Ответы на вопросы


4

4

Становление тверской культуры и духовности

Работа с текстом


5

5

Тверские летописи

Работа с дополнительной литературой


6

6

Тверская книжность и литература

Работа с учебником


7 - 8

7 - 8

Тверская школа иконописи

Работа с текстом


9

9

Тверское зодчество княжеского периода

Работа с дополнительной литературой


10 - 11

10 - 11

Тверские городские и пригородные монастыри

Работа с дополнительной литературой


12

12

Сретенский Саввин монастырь

Работа с дополнительной литературой


13

13

Монастыри города Кашин

Индивидуальные задания


14 -15

14 - 15

Монастыри городов Торжок и Бежецк

Индивидуальные задания


2 В составе Московского государства - 19 ч

16

1

Тверские земли в первой половине 16 века

Ответы на вопросы


17

2

Тверские города, их состояние и развитие

Работа с текстом


18

3

Старицкий удел при князе Андрее Ивановиче

Работа с учебником


19

4

Отношения Ивана Грозного и Владимира Старицкого

Ответы на вопросы


20

5

Начало Ливонской войны

Работа с текстом


21

6

Правление Симеона Бекбулатовича

Работа с учебником


22

7

Начало Смуты

Ответы на вопросы


23

8

Лжедмитрий Второй

Работа с учебником


24

9

Освобождение Москвы

Работа с текстом


25

10

Расселение карел на Верхней Волге

Ответы на вопросы


26

11

Сельское земледелие и хозяйство в 17 веке

Работа с учебником


27

12

Ремесло и торговля

Ответы на вопросы


28

13

Тверь в 17 веке

Работа с текстом


29 - 30

14 - 15

Города Тверского Верхневолжья

Работа с дополнительной литературой


31 -32

16 - 17

Тверские селения

Работа с дополнительной литературой


33

18

Культура Тверского края

Ответы на вопросы


34

19

Монастыри Тверского края

Индивидуальные задания



Диагностика результатов освоения программы «Краеведение. История Тверского края ».

Основные показатели воспитанности патриотизма

Признаки и уровни формирующихся качеств.

1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России.

3 – знает и может объяснить все основные понятия;

2 – объясняет понятия не полностью;

1 – в объяснении понятий допускает ошибки.

2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;

1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.

3. Сформированность чувства любви к своей малой родине

3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;

2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;

1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.

4. Служение своими силами

3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;

2 – участвует в организованных другими делах;

3 – неохотно принимает участие в делах.

5. Забота о своей школе

3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;

2 – участвует в делах класса и школы;

1 – в делах класса участвует при побуждении.


Расшифровка показателей:

«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;

«2» - хороший уровень;

«1» - низкий уровень.

При проведении диагностики используются следующие формы: наблюдение педагогом; лист самооценки качеств личности; анкетирование; рисуночный тест; беседа; мини-сочинения.

Примерная анкета «Родина в моей жизни»:

1.Моя большая Родина – это…

2.Моя малая родина – это…

3.Самыми трудными событиями моей Родины были…

4.Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…

5.Когда я вырасту, я хочу…

6.Я не хочу, чтобы моя Родина…

7.По отношению к Родине я испытываю…

8.Я благодарен своей Родине за то, что…

9.Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…

10.Я стремлюсь быть…

11.Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…

Методика незаконченных предложений:

Продолжи предложения:

1.Самое дорогое для человека – это…

2.Патриот своей Родины – это…

3.Вдали от родного дома я буду вспоминать…

4.Долг для меня – это…

5.Свет в окнах моего дома – это…

6.Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…

7.Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…

8.Помогать Отечеству – значит…

9.Смыслом семейной жизни для меня является…

10.Закон для меня – это…

11.Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…

12.Символы нашего государства для меня…

Обработка:

Качественный анализ полученных ответов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!