Аннотация к курсу «Краеведение. История Тверского края» 7.8 класс
Нормативно- правовая база.
Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение. История Тверского края » составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- Письмо Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «О курсе «Краеведение» от 13.06.2013 №80-01-09/3587;
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) ; учебного пособия под редакцией Воробьева В.М. «История Тверского края с древнейших времен до конца 17 века: учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных организаций / В.М.Воробьев. - М.; ООО «Русское слово – учебник»,2020
Цель, задачи изучаемого предмета.
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Направленность программы данного курса по содержанию является краеведческой; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — 2 года. Краеведение – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний , формирования у ребят научных интересов и навыков общественно полезной деятельности. Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине – России.
Представленная учебная программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа актуальна, так как она обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в основной школе.
Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, родному городу, к школе. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов обществознания, истории, географии, литературного чтения, изобразительного искусства. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для обучающихся 7-8 классов. По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.
В программе реализуются следующие направления : формирование у школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины; формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего села , края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие района , края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа; расширение и углубление знаний по обществознанию и истории; расширение исторического и экологического кругозора обучающихся; воспитание уважения и любви к родному краю;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, края; воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками; содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Общая характеристика и коррекционно – развивающее значение учебного предмета.
В современных условиях, когда говорят о кризисе современной системы воспитания, возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества. Поэтому и сейчас актуальны слова выдающегося российского историка В. О. Ключевского, считавшего, что «история учит даже тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и пренебрежение». Преподавание истории в специальной (коррекционной) школе как учебного предмета предполагает не только изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, но и воспитательное и коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика.
Курс истории родного края дает обучающимся с представления об историческом времени и пространстве, исторических источниках. Курс погружает их в мир истории через характеристики образа жизни людей в различных периоды отечественной истории (занятия, орудия труда, жилища, одежда и т. д.), описания памятников культуры, рассказы об исторических событиях и их участниках.
На уроках истории Тверского края решаются коррекционно – развивающие задачи. Школа должна формировать не только знания, умения и навыки учащихся, воспитывать их, но и одновременно способствовать развитию детей. Важную роль в решении вопроса о значении обучения для развития ребенка сыграли идеи Л. С. Выготского, считавшего, что обучение строится на тех психических функциях, которые еще не созрели. Это положение остается верным и когда речь идет о детях, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, так как «в процессе обучения у детей с ОВЗ выявляются потенциальные возможности развития, использование которых в некоторой мере содействует компенсации дефекта».
Процесс обучения истории в специальной (коррекционной) школе носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении истории коррекционно – развивающие задачи определяются особенностями развития психических процессов учащихся специальной (коррекционной) школы, и реализация этих задач должна быть направлена на развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально – волевой сферы, личностных качеств, формирование гражданских качеств, что способствует подготовке к самостоятельной жизни, социально – трудовой и правовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Краеведение. История Тверского края ». отводится два года по 1 часу в неделю (1 ч в неделю, 34 учебные недели в году). Итого 34ч – 7 класс
1час в неделю (1ч в неделю, 34 учебные недели в году). Итого 34 ч - 8 класс.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Особенности реализации программы.
В рабочей программе для общеобразовательных учреждений предмета «История Тверского края 7 класс» на изучение раздела «От первобытности к государственности » отводится 7 часов, а на раздел «Великое княжество » - 27часов. Аналогично для обучающихся 8 класса : раздел «Великое княжество»- 13 часов, «В составе Московского государства»- 21.У детей с ЗПР снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации, а раздел «Великое княжество» содержит большую информативную нагрузку в отличии от разделов «От первобытности к государственности » и «В составе Московского государства», следовательно , целесообразно перераспределение часов при изучении указанных разделов.
№ | Название раздела | Рабочая программа(часы) | АРП(часы) |
7 класс |
1 | От первобытности к государственности | 11 | 9 |
2 | Великое княжество | 23 | 25 |
Итого | 34 | 34 |
8класс |
1 | Великое княжество | 13 | 15 |
2 | В составе Московского государства | 21 | 19 |
Итого | 34 | 34 |
Итого | 68 | 68 |
Учебно–методическое и информационное обеспечение
1. Учебное пособие под редакцией Воробьева В.М. «История Тверского края с древнейших времен до конца 17 века: учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных организаций / В.М.Воробьев. - М.; ООО «Русское слово – учебник»,2020
2. Вансалова Е. Воспитание школьников. 2014.№5 С 4-6.
3.Великовская Г.В. Культурно-образовательная деятельность (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 2001. С 89-96.
4. Пантелеева Л.В. Краеведение детям. -Москва, 2012.-265 с.
5. Столяров Б. И.История и современность.// Народное образование. 2014. №5.
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ред. Горского В.А. – 2-е изд. - , М.: Просвещение, 2011 -111с.
7. Сайт Тверского государственного объединенного музея.
КИМ:
Диагностика результатов освоения программы «Краеведение. История Тверского края ».
Основные показатели воспитанности патриотизма | Признаки и уровни формирующихся качеств. |
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России. | 3 – знает и может объяснить все основные понятия; 2 – объясняет понятия не полностью; 1 – в объяснении понятий допускает ошибки. |
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; 1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. |
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине | 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; 2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями; 1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым. |
4. Служение своими силами | 3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; 2 – участвует в организованных другими делах; 3 – неохотно принимает участие в делах. |
5. Забота о своей школе | 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; 2 – участвует в делах класса и школы; 1 – в делах класса участвует при побуждении. |
Расшифровка показателей:
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
При проведении диагностики используются следующие формы: наблюдение педагогом; лист самооценки качеств личности; анкетирование; рисуночный тест; беседа; мини-сочинения.
Примерная анкета «Родина в моей жизни»:
1.Моя большая Родина – это…
2.Моя малая родина – это…
3.Самыми трудными событиями моей Родины были…
4.Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5.Когда я вырасту, я хочу…
6.Я не хочу, чтобы моя Родина…
7.По отношению к Родине я испытываю…
8.Я благодарен своей Родине за то, что…
9.Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
10.Я стремлюсь быть…
11.Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…
Методика незаконченных предложений:
Продолжи предложения:
1.Самое дорогое для человека – это…
2.Патриот своей Родины – это…
3.Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4.Долг для меня – это…
5.Свет в окнах моего дома – это…
6.Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7.Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8.Помогать Отечеству – значит…
9.Смыслом семейной жизни для меня является…
10.Закон для меня – это…
11.Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12.Символы нашего государства для меня…
Обработка:
Качественный анализ полученных ответов.
Содержание курса «Краеведение. История Тверского края» 7.8 класс
1. От первобытности к государственности.
Тверской край в каменном веке. Тверской край в бронзовом и раннем железном веках. Славянское освоение Великого водораздела.
2. Великое княжество.
Начало государственности и образование городов. Нашествие Батыя. Образование Тверского княжества. Михаил Ярославович Тверской. Приемники Михаила Тверского. Княжение Михаила Александровича. Последний век самостоятельности. Историческая география и города Тверского края и княжеский период. «Хождение за три моря». Культура Тверского края в княжеский период. Монастыри и святые Тверского края в княжеский период.
3. В составе Московского государства.
Тверские земли в первой половине 16 века. Старицкий удел и его судьба. Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины. Тверские земли в Смутное время. Расселение карел на Верхней Волге. Хозяйственное развитие Тверского края в 17 веке. Историческая география и города Тверского края в 17 веке. Названия Тверских селений. Культура Тверского края в конце 16 – 17 веках. Монастыри и святые Тверского края в 16-17 веках.
Календарно-тематическое планирование - 7 класс
№ в году | № в теме | Название раздела, темы | Основные виды учебной деятельности | Дата |
1 От первобытности к государственности - 9ч |
1 | 1 | Первоначальное освоение Великого водораздела | Ответы на вопросы | |
2 | 2 | Археологические культуры эпохи перлита. | Работа с учебником | |
3 | 3 | Фатьяновская археологическая культура | Ответы на вопросы | |
4 | 4 | Хозяйство, социальная организация и судьба фатьяновской культуры | Работа с дополнительной литературой | |
5 | 5 | Городища раннего железного века | Работа с учебником | |
6 | 6 | Дьяковская и днепро - двинская археологические культуры | Ответы на вопросы | |
7 | 7 | Первая славянская волна расселения на Великом водоразделе. | Работа с учебником | |
8 | 8 | Хозяйственная деятельность и культура славян | Ответы на вопросы | |
9 | 9 | Самостоятельная работа по теме: " От первобытности к государственности " | Индивидуальные задания | |
2 Великое княжество - 25 ч |
10 | 1 | Ранняя история Тверских земель | Работа с текстом | |
11 | 2 | Нашествие Батыя | Работа с дополнительной литературой | |
12 | 3 | Образование Тверского княжества | Работа с учебником | |
13 | 4 | Яросла Ярославович Тверской | Работа с дополнительной литературой | |
14 | 5 | Михаил Ярославович Тверской | Работа с дополнительной литературой | |
15 | 6 | Конфликт с Москвой и поход Юрия Даниловича на Тверь | Работа с дополнительной литературой | |
16 | 7 | Дмитрий Грозные Очи | Работа с дополнительной литературой | |
17 | 8 | Александр Михайлович и Тверское восстание | Работа с учебником | |
18 | 9 | Княжение Михаила Александровича | Работа с текстом | |
19 | 10 | Последняя московско - Тверская война и ее итоги | Ответы на вопросы | |
20 | 11 | Тверское княжество в последний период княжения Михаила Александровича | Работа с учебником | |
21 | 12 | Самостоятельная работа | Индивидуальные задания | |
22 | 13 | Персоналии и даты | Работа с терминами и датами | |
23 | 14 | Правление Ивана Михайловича | Работа с дополнительной литературой | |
24 | 15 | Правление Бориса Александровича | Работа с учебником | |
25 | 16 | Последние годы " тверской великой свободы" | Работа с текстом | |
26 | 17 | Территория Тверского княжества | Работа с учебником | |
27-28 | 18 - 19 | Города Тверского княжества | Работа с дополнительной литературой | |
29-30 | 20 - 21 | Тверские уделы | Работа с текстом | |
31-32 | 22 -23 | Западные соседи Тверского княжества | Работа с текстом | |
33 | 24 | Самостоятельная работа | Индивидуальные задания | |
34 | 25 | Экскурсия в музей | Знакомство с родной историей | |
Календарно-тематическое планирование – 8 класс
№ в году | № в теме | Название раздела, темы | Основные виды учебной деятельности | Дата |
1 Великое княжество - 15 ч |
1 | 1 | " Хождение за три моря" | Работа с дополнительной литературой | |
2 | 2 | Афанасий Никитин | Работа с дополнительной литературой | |
3 | 3 | От Твери до Индии | Ответы на вопросы | |
4 | 4 | Становление тверской культуры и духовности | Работа с текстом | |
5 | 5 | Тверские летописи | Работа с дополнительной литературой | |
6 | 6 | Тверская книжность и литература | Работа с учебником | |
7 - 8 | 7 - 8 | Тверская школа иконописи | Работа с текстом | |
9 | 9 | Тверское зодчество княжеского периода | Работа с дополнительной литературой | |
10 - 11 | 10 - 11 | Тверские городские и пригородные монастыри | Работа с дополнительной литературой | |
12 | 12 | Сретенский Саввин монастырь | Работа с дополнительной литературой | |
13 | 13 | Монастыри города Кашин | Индивидуальные задания | |
14 -15 | 14 - 15 | Монастыри городов Торжок и Бежецк | Индивидуальные задания | |
2 В составе Московского государства - 19 ч |
16 | 1 | Тверские земли в первой половине 16 века | Ответы на вопросы | |
17 | 2 | Тверские города, их состояние и развитие | Работа с текстом | |
18 | 3 | Старицкий удел при князе Андрее Ивановиче | Работа с учебником | |
19 | 4 | Отношения Ивана Грозного и Владимира Старицкого | Ответы на вопросы | |
20 | 5 | Начало Ливонской войны | Работа с текстом | |
21 | 6 | Правление Симеона Бекбулатовича | Работа с учебником | |
22 | 7 | Начало Смуты | Ответы на вопросы | |
23 | 8 | Лжедмитрий Второй | Работа с учебником | |
24 | 9 | Освобождение Москвы | Работа с текстом | |
25 | 10 | Расселение карел на Верхней Волге | Ответы на вопросы | |
26 | 11 | Сельское земледелие и хозяйство в 17 веке | Работа с учебником | |
27 | 12 | Ремесло и торговля | Ответы на вопросы | |
28 | 13 | Тверь в 17 веке | Работа с текстом | |
29 - 30 | 14 - 15 | Города Тверского Верхневолжья | Работа с дополнительной литературой | |
31 -32 | 16 - 17 | Тверские селения | Работа с дополнительной литературой | |
33 | 18 | Культура Тверского края | Ответы на вопросы | |
34 | 19 | Монастыри Тверского края | Индивидуальные задания | |
Диагностика результатов освоения программы «Краеведение. История Тверского края ».
Основные показатели воспитанности патриотизма | Признаки и уровни формирующихся качеств. |
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России. | 3 – знает и может объяснить все основные понятия; 2 – объясняет понятия не полностью; 1 – в объяснении понятий допускает ошибки. |
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; 1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. |
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине | 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; 2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями; 1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым. |
4. Служение своими силами | 3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; 2 – участвует в организованных другими делах; 3 – неохотно принимает участие в делах. |
5. Забота о своей школе | 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; 2 – участвует в делах класса и школы; 1 – в делах класса участвует при побуждении. |
Расшифровка показателей:
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
При проведении диагностики используются следующие формы: наблюдение педагогом; лист самооценки качеств личности; анкетирование; рисуночный тест; беседа; мини-сочинения.
Примерная анкета «Родина в моей жизни»:
1.Моя большая Родина – это…
2.Моя малая родина – это…
3.Самыми трудными событиями моей Родины были…
4.Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5.Когда я вырасту, я хочу…
6.Я не хочу, чтобы моя Родина…
7.По отношению к Родине я испытываю…
8.Я благодарен своей Родине за то, что…
9.Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
10.Я стремлюсь быть…
11.Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…
Методика незаконченных предложений:
Продолжи предложения:
1.Самое дорогое для человека – это…
2.Патриот своей Родины – это…
3.Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4.Долг для меня – это…
5.Свет в окнах моего дома – это…
6.Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7.Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8.Помогать Отечеству – значит…
9.Смыслом семейной жизни для меня является…
10.Закон для меня – это…
11.Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12.Символы нашего государства для меня…
Обработка:
Качественный анализ полученных ответов.