СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анотация к рабочей программе по литературному краеведению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение литературного краеведения  на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

-обеспечить вхождение обучающихся в культурную среду Воронежского края  путем

изучения произведений писателей, чье творчество связано с Воронежским  краем и отражает его жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Анотация к рабочей программе по литературному краеведению»

Ан Анотация к рабочей программе по литературному краеведению


10 класса


Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе авторской

программы Н.Г. Корниенко «Страницы литературной жизни Воронежского края (XVIII - XXвв.)». Воронеж. ВОИПКиПРО, 2012г.

Изучение литературного краеведения на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

-обеспечить вхождение обучающихся в культурную среду Воронежского края путем

изучения произведений писателей, чье творчество связано с Воронежским краем и отражает его жизнь.


Задачи курса:

-воспитать любовь и привязанность обучающихся к родному краю, пробудить

интерес к родной культуре;

-сформировать их представление о месте Воронежского края в истории

отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из

важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и

развития региональных литературных традиций;

-расширить и обогатить знания обучающихся по русской литературе и культуре

через изучение литературы Воронежского края;

-помочь обучающимся осознать себя частью жизни родного края;

-развить практические навыки исследовательской работы обучающихся с

литературно-краеведческим материалом.

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Краеведение» в средней школе отводится 1 час в неделю: 35 часов в год в 10 классе .


Пояснительная записка


Общая характеристика учебного предмета

Краеведение – наука, посвященная всестороннему изучению определенной части страны, города или деревни местным населением. Краеведение имеет разделы: географический, исторический, этнографический, литературный.

Формирование гражданской позиции, чувства патриотизма и любви к родному краю, родному слову невозможно без изучения литературы родного края. Сегодня учащиеся совершают множество походов и экскурсий по родному краю, что свидетельствует о востребованности и актуальности такой работы. Литературное краеведение вводит воспитанников в лабораторию художественного творчества. Оно должно научит детей пользоваться плодами человеческой культуры, научить ценить и использовать тот факт, что культурные ценности, накопленные человечеством, могут быть нами, воронежцами, востребованы, что называется, по первому требованию. По самой своей сути краеведение способствует выработке активной жизненной позиции воспитанников, ставит перед ними увлекательные исследовательские задачи, приобщает к технике литературоведческого поиска, к работе с различными источниками.

Литературное краеведение предполагает изучение литературы родного края. Изучение будет не только способствовать углублению и закреплению знаний по литературе, но окажется полезным в чисто практических целях. А именно: позволит учащимся свободно ориентироваться в родном крае, а также поможет учащимся в выборе профессиональной ориентации.

Программа курса основана на материале Воронежского края.

Предлагаемая программа предполагает сотрудничество педагога и воспитанника. Поэтому каждый шаг, каждый урок педагога должен быть ориентирован на воспитание в ребенке цельного, положительного мировосприятия, умения анализировать, творчески, необычно подходить к решению той или иной проблемы, достойно преодолевать трудности, избегая необдуманных действий. Именно собственные краеведческие знания и впечатления учителя, отношение его к своему труду, к окружающему миру, в глубокой степени пронизывают содержание курса, что особенно помогает ребенку цельно взглянуть на мир.

Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе авторской

программы Н.Г.Корниенко «Страницы литературной жизни Воронежского края (XVIII- XXвв.)»

Изучение литературного краеведения на уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

-обеспечить вхождение обучающихся в культурную среду Воронежского края путем

изучения произведений писателей, чье творчество связано с Воронежским краем и отражает его жизнь.

Задачи курса:

-воспитать любовь и привязанность обучающихся к родному краю, пробудить

интерес к родной культуре;

-сформировать их представление о месте Воронежского края в истории

отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из

важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и

развития региональных литературных традиций;

-расширить и обогатить знания обучающихся по русской литературе и культуре

через изучение литературы Воронежского края;

-помочь обучающимся осознать себя частью жизни родного края;

-развить практические навыки исследовательской работы обучающихся с

литературно-краеведческим материалом.

Сведения о программе.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение

учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и

разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного

процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа способствует

формированию общеучебные умений и навыков, применению различных методов

( наблюдение, исследование, беседа, анализ, сопоставление, эксперимент).

Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных и

внутрипредметных связей:

- обращение к другим видам искусства, истории, философии; историческому краеведению;

-обращение к музыкальным образцам, творчеству известных русских и зарубежных

композиторов;

- прослушивание произведений, озвученных мастерами художественного слова.

Обоснование программы

Обучение по программе «Литературное краеведение» позволит обучающимся

познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью

родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным

произведением и местом, вдохновившем писателя на его создание, о важности изучения

«почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на

котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они

вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной

страной».

Изучение литературы Воронежского края чрезвычайно интересно и плодотворно.

Наша земля богата своими литературными традициями.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и

обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному

краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью,

активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно

относиться к памятникам культуры края.

Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей

обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на

овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и

самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической

деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов каждом классе.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Применяются

различные формы проведения урока: урок- диспут, урок-игра, урок-исследование, урок-

экскурсия, урок- концерт, урок-путешествие.

Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение контрольных работ,

зачетов, различных видов работ по развитию речи, тестирования, самостоятельных работ.

Применяются текущий, входной, промежуточный контроль, итоговый. Используются

следующие формы работы: парная, индивидуальная, групповая, проектная деятельность,

исследовательские работы, лекции, семинары

Технология обучения

В основе обучения лежит традиционная методика с элементами дифференцированного

обучения и личностно - ориентированного подхода при изучении отдельных тем.

Формирования ключевых компетенций обучающихся.

Содержание обучения литературе в 10 классе структурировано на основе

компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая,

коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности

и основами культуры устной и письменной речи, образного и аналитического мышления,

умениями и навыками, обеспечивающими владение русским литературным языком,

развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания

авторской позиции, формирование теоретико-литературных знаний в различных речевых

ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям

обучающихся.

Языковая компетенция – владение нормами речевой деятельности учащихся на

уроках литературы, русским литературным языком, его изобразительно-выразительными

средствами.

Культуроведческая компетенция – осознание специфики литературы в ряду

других искусств, исторической эстетической обусловленности литературного процесса,

взаимосвязь литературы и истории, овладение нормами речевого этикета.


Содержание программы.

10 класс

Тема 1. История развития литературного краеведения в Воронеже.

Е.А.Болховитинов у истоков воронежского краеведения. Второвский кружок и литературное движение в Воронеже. М.Ф. Де-Пуле – «зачинатель» литературного краеведения. Роль А.М.Путинцева в развитии научного литературного креведения.

Тема 2. Поэты-сатирики на Воронежской земле.

С.Н.Марин и его произведения. М.В.Милонов, жизнь и творчество. Приезд А.С.Грибоедова в Воронеж. Отражение воронежских впечатлений в произведениях и письмах. Улица Грибоедова в Воронеже.

Тема 3. Литературный музей в Воронеже.

Экспозиция, посвященная литературе начала XIX века. К.Ф.Рылеев в Воронеже, Острогожске, Подгорном. Д.Н.Бегичев – воронежский губернатор и писатель. Роман Д.Н.Бегичева «Семейство Холмских». Ф.Н.Глинка в Воронеже.

Тема 4. М.Ю.Лермонтов в Воронеже и Семидубравном.

Памятные места Воронежа, связанные с пребыванием Лермонтова. Семидубравное – имение Потаповых. Рисунки А.Клюндера. «Казачья колыбельная песня» Лермонтова. Улица Лермонтова в Воронеже.

Тема 5. А.В.Кольцов, его друзья и знакомые.

Памятные места Воронежа и области, связанные с Кольцовым. Памятники А.В.Кольцову. Жизнь и творчество А.П.Серебрянского. Кружок Н.В.Станкевича. Улица Н.Станкевича. В.Г.Белинский и М.И. Щепкин в Воронеже. Воронеж в рисунках В.А.Жуковского. Ф.Н.Глинка – гость Кольцова. Улица Белинского.

Тема 6. Литературный музей в с. Новоживотиновом Рамонского района.

Новоживотиново – имение Веневитиновых. Этель-Лилиан Войнич в Новоживотиновом. ЕЁ роман «Оливия Летэм» и мемуары. А.И.Эртель в Воронежском крае. Отражение воронежских впечатлений в романе «Гардемарины, их дворня, приверженцы и враги» и в сборнике «Записки Степняка». Улица Эртеля.

Тема 7. А.П.Бунина, Е.П. Ростопчина, А.О. Смирнова, Е.М.Милицина в Воронежском крае.

А.П.Бунина – русская сОфо. Е.П. Ростопчина в с. Анна. Отражение воронежских в стихаха Е.П. Ростопчиной. А.О.Смитнова в Воронеже. «Записки» А.О.Смирновой. Е.М.Милицина – жизнь и творчество. Литературный некрополь в Воронеже.

Тема 8. И.С.Никитин, его друзья и знакомые.

Памятные места Воронежа и области, связанные с И.С.Никитиным. Воронеж в произведениях Никитина. Памятники и памятные доски, посвящённые И.С.Никитину. И.Н.Крамской в Воронеже и Острогожске. А.Н.Островский в Воронеже. Воронежский драматический театр. Н.С.Лесков в Воронеже. Дом-музей И.С.Никитина. Улицы Никитинская, Крамского, Островского в Воронеже.

Тема 9. Л.Н.Толстой в Воронеже и на хуторе Ржевск.

Воронежские друзья и родственники Л.Н.Толстого. Идеи Льва Толстого. Издательство «Посредник». Роль В.Г.Черткова в распространении идей Л.Толстого. Улица Толстого в Воронеже.

Тема 10. А.П.Чехов и А.С.Суворин в Воронеже.

Предки А.П.Чехова на воронежской земле. А.П.Чехов в Ольховатке. Отражение воронежских впечатлений в повести «Степь». А.С.Суворин в Воронежском крае. Памятные доски в Воронеже, посвящённые Чехову и Суворину. Улица Чехова в Воронеже.

Тема 11. Н.Ф. Бунаков – писатель, учитель, режиссёр.

Н.Ф. Бунаков в Воронеже и с. Петино. Просветительская деятельность Бунакова. Памятные места в Воронежской области, связанные с Бунаковым. Крестьянский театр.

Тема 12. Г.И.Недетовский (О.Забытый) – писатель и педагог.

Г.И.Недетовский – директор 2-ой мужской гимназии. Литературная деятельность Недетовского. Крестьянский вопрос в произведениях О.Забытого.

Тема 13. А.А.Фет на Воронежской земле.

Имение Шешиных в Землянском уезде. Отражение воронежских впечатлений в лирике и мемуарах Фета.

Тема 14. Это мои земляки.

Каждый край богат талантами. О писателях и поэтах земли Воронежской. «Они живут рядом с нами». Стихи воронежских поэтов о малой родине, её прошлом и настоящем.



Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса


В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» обучающиеся

должны знать и понимать:

-взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

-историю создания произведений;

-биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

-характеристику героев;

-характерные особенности эпохи и жизни Воронежского края, отраженные в

изученных произведениях;

-жанровые особенности произведений;

-тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

Уметь:

-анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

-выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению

личную оценку;

-пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

-давать развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о

сюжете произведения и его составляющих;

-писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;

-составлять рассказ об авторе книги;

-подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

-выразительно читать произведения и его фрагменты, в том числе выученные

наизусть;

-делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать

их;

-работать со справочной и критической литературой;

-вести переписку с писателями края.



Учебно-тематический план

10класс- 35 часов

Тема

(количество часов)

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

1.


Вводный инструктаж. Введение.


2.

История развития литературного краеведения в Воронеже – 4часа.


Е.А.Болховитинов у истоков воронежского краеведения.

3.

Второвский кружок и литературное движение в Воронеже.

4.

М.Ф. Де-Пуле-«зачинатель» литературного краеведения.


5.

Роль А.М.Путинцева в развитии научного литературного краеведения.

6.

Поэты-сатирики на Воронежской земле-3часа.

С.Н.Марин и его произведения.

7.

М.В.Милонов, жизнь и творчество.

8.

Приезд А.С.Грибоедова в Воронеж.

9.

Литературный музей в Воронеже-3часа.

Экспозиция, посвященная литературе начала XIX века.

10.

Д.Н.Бегичев – воронежский губернатор и писатель.

11.

Ф.Н.Глинка в Воронеже.

12.

М.Ю.Лермонтов в Воронеже и Семидубравном-1час.

Памятные места Воронежа, связанные с пребыванием Лермонтова.


13.

А.В.Кольцов, его друзья и знакомые-6часов.


Памятные места Воронежа и области, связанные с Кольцовым.

14.

Памятники А.В.Кольцову.

15.

Жизнь и творчество А.П.Серебрянского.

16.

Кружок Н.В.Станкевича. Проверочная работа.

17.

В.Г.Белинский и М.И. Щепкин в Воронеже.

18.

Воронеж в рисунках В.А.Жуковского.


19.

Литературный музей в

с. Новоживотиновом Рамонского района-2часа.

Новоживотиново – имение Веневитиновых.

Этель-Лилиан Войнич в Новоживотиновом.

20.

А.И.Эртель в Воронежском крае.


21.

А.П.Бунина,

Е.П. Ростопчина,

А.О. Смирнова, Е.М.Милицина в Воронежском крае-4часа.

А.П.Бунина – русская Софо.

22.

Е.П. Ростопчина в с. Анна.

23.

А.О.Смирнова и Е.М.Милицина в Воронежском крае.


24.

И.С.Никитин, его друзья и знакомые-3часа.


Памятные места Воронежа и области, связанные с И.С.Никитиным.

25.

И.Н.Крамской в Воронеже и Острогожске.

26.

А.Н.Островский в Воронеже.

Н.С.Лесков в Воронеже.


27.

Л.Н.Толстой в Воронеже и на хуторе Ржевск-1час.

Воронежские друзья и родственники Л.Н.Толстого.

28.

А.П.Чехов и А.С.Суворин в Воронеже-1час.

А.П.Чехов в Ольховатке.

А.С.Суворин в Воронежском крае.

29.

Н.Ф. Бунаков – писатель, учитель, режиссёр-1час.

Н.Ф. Бунаков в Воронеже и с. Петино.

30.

Г.И.Недетовский (О.Забытый) – писатель и педагог-1час.

Литературная деятельность Недетовского.

31.

А.А.Фет на Воронежской земле-1час.

Отражение воронежских впечатлений в лирике и мемуарах Фета.

32.

Это мои земляки-1час.

Стихи лискинских поэтов о малой родине, её прошлом и настоящем.

33-34.


Защита проектов «Край Воронежский».

35.


Итоговое занятие. Практическая работа.



























п/п

Дата

Тема

(количество часов)

Тема урока


Содержание урока

Домашнее задание

плани-руемая

факти-ческая

1.




Вводный инструктаж.

Введение.

Краеведение – наука,

которая занимается

всесторонним изучением

определённой части

страны, города или

деревни местным

населением. Для

которого эта территория

считается родным краем.

Подготовить биографию

Е.А.

Болховитинова.


2.



История развития литературного краеведения в Воронеже – 4часа.






Е.А.Болховитинов у истоков воронежского краеведения.

Биография Е.А.

Болховитинова.

Научная деятельность

Е.А.Болховитинова.

«Болховитиновский

кружок».


Подготовить биографию Н.И.Второва.

3.




Второвский кружок и литературное движение в Воронеже.

Биография Н.И.

Второва.

«Второвский

кружок».


Подготовить биографию М.Ф.Де-Пуле..

4.



М.Ф. Де-Пуле-«зачинатель» литературного краеведения.


Биография М.Ф. Де-Пуле.

М.Ф. Де-Пуле-«зачинатель» литературного краеведения.


Подготовить биографию

А.М.Путинцева.

5.



Роль А.М.Путинцева в развитии научного литературного краеведения.

Биография А.М.Путинцева.

Произведения

А.М.Путинцева.


Подготовить биографию

С.Н.Марина.

6.



Поэты-сатирики на Воронежской земле-3часа.

С.Н.Марин и его произведения.

Биография С.Н.Марина

Произведения С.Н.Марина: «Хвосты»,

МАРШ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ
ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ПОЛКА,
СОЧИНЕННЫЙ В 1805 ГОДУ
ПОРУЧИКОМ ТОГО ПОЛКА
С. МАРИНЫМ,
ПРИЧИНА,
«ИЗ «ПОСЛАНЬЯ

ГЕРАКОВУ»,
К КРЫЛОВУ,
ПОСЛАНИЕ К ДРУГУ.

Подготовить биографию

М.В.Милонова.

7.



М.В.Милонов, жизнь и творчество.

Биография М.В.Милонова

Произведения М.В.Милонова:

«К патриотам»,

«НАДПИСИ К ПОРТРЕТАМ»,

ПОСЛАНИЕ ПРОСИТЕЛЬНО-ПОКОРНО-СТИХОТВОРНОЕ и др.

Подготовить биографию

А.С.Грибоедова.

8.





Приезд А.С.Грибоедова в Воронеж.

Биография А.С.Грибоедова.

Отражение воронежских впечатлений в произведениях и письмах. Улица Грибоедова в Воронеже.


Подготовить биографию

К.Ф.Рылеева.

9.



Литературный музей в Воронеже-3часа.


Экспозиция, посвященная литературе начала XIX века.

Бтография К.Ф.Рылеева.

К.Ф.Рылеев в Воронеже, Острогожске, Подгорном.

Подготовить биографию

Д.Н.Бегичева.

10.



Д.Н.Бегичев – воронежский губернатор и писатель.

Биография Д.Н.Бегичева.

Роман Д.Н.Бегичева «Семейство Холмских».

Подготовить биографию

Ф.Н.Глинки.

11.



Ф.Н.Глинка в Воронеже.


Биография Ф.Н.Глинки.

Письма русского офицера о военных происшествиях 1812 года.


Подготовить биографию

Лермонтова.

12.



М.Ю.Лермонтов в Воронеже и Семидубравном-1час.


Памятные места Воронежа, связанные с пребыванием Лермонтова.


Памятные места Воронежа, связанные с пребыванием Лермонтова. Семидубравное – имение Потаповых. Рисунки А.Клюндера. «Казачья колыбельная песня» Лермонтова. Улица Лермонтова в Воронеже.

Подготовить биографию

А.В.Кольцова.

13.



А.В.Кольцов, его друзья и знакомые-6часов.


Памятные места Воронежа и области, связанные с Кольцовым.

Биография

А.В.Кольцова.

Памятные места Воронежа и области, связанные с Кольцовым.


14



Памятники А.В.Кольцову.

Памятники А.В.Кольцову.

Подготовить биографию А.П.

Серебрянского.

15



Жизнь и творчество А.П.Серебрянского.

Биография А.П.

Серебрянского.

Жизнь и творчество А.П.Серебрянского.

Подготовить биографию

Н.В.Станкевича.

16



Кружок Н.В.Станкевича.

Проверочная работа.

Литературно-философское объединение, существовавшее в Москве с конца 1831.

Улица Н.Станкевича.

Подготовить биографии В.Г.Белинского и М.И. Щепкина.

17



В.Г.Белинский и М.И. Щепкин в Воронеже.

Биографии В.Г.Белинского и М.И. Щепкина.

Ф.Н.Глинка – гость Кольцова.

Улица Белинского.


18



Воронеж в рисунках В.А.Жуковского.

В июле 1837 года в Воронеже побывал известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский (1783—1852), сопровождавший в поездке по России 19-летнего наследника престола, будущего царя Александра II. В. А. Жуковский посетил губернскую гимназию, встречался и беседовал с поэтом А. В. Кольцовым, гулял с ним по улицам города. Об этой встрече русских поэтов сообщает мемориальная доска, установленная на доме, принадлежавшем в прошлом веке дворянам Тулиновым (проспект Революции, 30). Сохранилось несколько рисунков В. А. Жуковского с изображением видов Воронежа в 1837 году.

Подготовить биографию Этель-Лилиан Войнич.




























19



Литературный музей в

с. Новоживотиновом Рамонского района-2часа.


Новоживотиново – имение Веневитиновых.

Этель-Лилиан Войнич в Новоживотиновом.

Владельцы Рамонских имений: Веневитиновы. Биография Этель-Лилиан Войнич.

Этель-Лилиан Войнич в Новоживотиновом.

Подготовить биографию А.И.Эртель.

20



А.И.Эртель в Воронежском крае.


Биография А.И.Эртель.

Жизнь и творчество А.И.Эртель.

Отражение воронежских впечатлений в романе «Гардемарины, их дворня, приверженцы и враги» и в сборнике «Записки Степняка». Улица Эртеля.

Подготовить биографию А.П.Буниной.

21



А.П.Бунина,

Е.П. Ростопчина,

А.О. Смирнова, Е.М.Милицина в Воронежском крае-4часа.

А.П.Бунина – русская Софо.

Биография А.П.Буниной.

Жизнь и творчество А.П.Буниной. А.П.Бунина – русская Софо.

Подготовить биографию Е.П. Ростопчиной.

22



Е.П. Ростопчина в с. Анна.

Биография

Е.П. Ростопчиной.

Жизнь и творчество

Е.П. Ростопчиной.

Е.П. Ростопчина в

с. Анна.

Подготовить биографии А.О.Смирновой и Е.М.Милициной.

23



А.О.Смирнова и Е.М.Милицина в Воронежском крае.

Биографии А.О.Смирновой и Е.М.Милициной «Записки» А.О.Смирновой. Е.М.Милицина – жизнь и творчество. Литературный некрополь в Воронеже.


Подготовить биографию И.С.Никитина.

24



И.С.Никитин, его друзья и знакомые-4часа.


Памятные места Воронежа и области, связанные с И.С.Никитиным.

Биография И.С.Никитина.

Памятные места Воронежа и области, связанные с И.С.Никитиным.

Воронеж в произведениях Никитина. Памятники и памятные доски, посвящённые И.С.Никитину.

Подготовить биографию И.Н.Крамского.

25



И.Н.Крамской в Воронеже и Острогожске.

Биография И.Н.Крамского.

Творчество И.Н.Крамского.

Подготовить биографии А.Н.Островского

и Н.С.Лескова.

26



А.Н.Островский в Воронеже.

Н.С.Лесков в Воронеже.

Биографии А.Н.Островского и Н.С.Лескова.

А.Н.Островский в Воронеже. Воронежский драматический театр.

Н.С.Лесков в Воронеже. Дом-музей И.С.Никитина. Улицы Никитинская, Крамского, Островского в Воронеже.

Подготовить биографию Л.Н.Толстого.

27



Л.Н.Толстой в Воронеже и на хуторе Ржевск-1час.

Воронежские друзья и родственники Л.Н.Толстого.

Воронежские друзья и родственники Л.Н.Толстого.

Идеи Льва Толстого. Издательство «Посредник». Роль В.Г.Черткова в распространении идей Л.Толстого. Улица Толстого в Воронеже.

Подготовить биографии А.П.Чехова и А.С.Суворина.

28



А.П.Чехов и А.С.Суворин в Воронеже-1час.

А.П.Чехов в Ольховатке.

А.С.Суворин в Воронежском крае.

А.П.Чехов в Ольховатке.

Предки А.П.Чехова на воронежской земле. Отражение воронежских впечатлений в повести «Степь».

А.С.Суворин в Воронежском крае.

Жизнь и творчество А.П.Чехова и А.С.Суворина.

Памятные доски в Воронеже, посвящённые Чехову и Суворину. Улица Чехова в Воронеже.

Подготовить биографию Н.Ф. Бунакова.

29



Н.Ф. Бунаков – писатель, учитель, режиссёр.


Н.Ф. Бунаков в Воронеже и с. Петино.

Жизнь и творчество Н.Ф. Бунакова.

Н.Ф.Бунаков в Воронеже и с. Петино. Просветительская деятельность Бунакова. Памятные места в Воронежской области, связанные с Бунаковым. Крестьянский театр.

Подготовить биографию

Г.И. Недетовского.

30



Г.И.Недетовский (О.Забытый) – писатель и педагог.


Литературная деятельность Недетовского.

Биография

Г.И. Недетовского.

Литературная деятельность Недетовского. Г.И.Недетовский – директор 2-ой мужской гимназии. Литературная деятельность Недетовского. Крестьянский вопрос в произведениях О.Забытого.

Подготовить биографию А.А.Фета.


31



А.А.Фет на Воронежской земле-1час.


Отражение воронежских впечатлений в лирике и мемуарах Фета.


Биография А.А.Фета.

Отражение воронежских впечатлений в лирике и мемуарах Фета. Имение Шешиных в Землянском уезде.

Найти стихи воронежских поэтов.

32



Это мои земляки-1час.


Стихи воронежских поэтов о малой родине, её прошлом и настоящем.


Стихи воронежских поэтов о малой родине, её прошлом и настоящем.


Подготовка проектов «Край Воронежский» к защите.

33-34




Защита проектов «Край Воронежский».

Практическая работа.

Защита проектов «Край Воронежский».


35




Итоговое занятие.





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА








Нормы оценки



Оценка « 5 » углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.


Оценка « 4 » самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.


Оценка «3 » получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняются работы по списыванию из готовых источников.



Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.


ЛИТЕРАТУРА


1.Антюхин Г.В. Литературное былое. Воронеж, издательство ВГУ, 1987г.- 287с.

2. «Воронеж!.. Родина. Любовь…» Поэзия Воронежского края. Хрестоматия. Составитель Акаткин В.М. – Воронеж: Центр.-Чернозем.кн.изд-во,2000. – 624с.

3. Загоровский В.П. Воронежская история. Энциклопедия. Воронеж, «Истоки», 1992г. –251с

4.Кононов В. Воронеж: путеводитель по городу. Воронеж, 2003. – 64 с.

5.Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы. Пособие для учителей. Воронеж, 2001.- 50с.

5.Инютин В.В., Мущенко Е.Г. Литература Воронежского края 19 – 20вв. Экспериментальная программа для старших классов гимназий, лицеев, колледжей, гуманитарных классов общеобразовательных школ. Воронеж, 1994. – 8с

6.Акиньшин А., Ласунский О. . Записки старого пешехода. Воронеж, 2002. – 352с., ил.

7.Антюхин Г. Три судьбы. Библиотека газеты «Коммуна», №6, 2003. –75с.

8.Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.- 432с.

9.Краеведение. Пособие для учителя. М., 1987.- 158с.

10.Милонов Н. Литературное краеведение. М., 1985. – 192.

11.Ласунский О. Власть книги: О книгах и книжниках. – М.,1988.- 446 с.

12.Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Воронеж, 2008. – 384 с.

13. Маршрут по литературным местам Воронежской области. Воронеж,1990. –19с.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!