СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения детей и подростков

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ансамблевое музицирование - верный путь к совершегнствованию исполнительского мастерства  юного музыканта

Просмотр содержимого документа
«Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения детей и подростков»

Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения детей и подростков Выполнила преподаватель по классу баян ДШИ п. Строитель Киселёва Ирина Васильевна

Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения детей и подростков

Выполнила

преподаватель по классу баян

ДШИ п. Строитель

Киселёва Ирина Васильевна

Актуальность проекта.   Актуальность определяется потребностью общества в неординарной, творческой личности, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.  Ансамблевое музицирование —верный путь к совершенствованию исполнительского мастерства юного музыканта. Потребность учащихся к ансамблевому музицированию даже после окончания обучения в музыкальной школе.  

Актуальность проекта.

  • Актуальность определяется потребностью общества в неординарной, творческой личности, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.
  • Ансамблевое музицирование —верный путь к совершенствованию исполнительского мастерства юного музыканта.
  • Потребность учащихся к ансамблевому музицированию даже после окончания обучения в музыкальной школе.

 

 Цель проекта Самореализация учащихся через развитие творческих и интеллектуальных способностей в процессе ансамблевого музицирования, научное обоснование и разработка методики преподавания по классу баяна учащимся подросткового возраста на основе ансамблевого музицирования как фактора развивающего обучения.  

Цель проекта

  • Самореализация учащихся через развитие творческих и интеллектуальных способностей в процессе ансамблевого музицирования, научное обоснование и разработка методики преподавания по классу баяна учащимся подросткового возраста на основе ансамблевого музицирования как фактора развивающего обучения.

 

Задачи проекта  воспитательные :  воспитание культуры ансамблевого музицирования через воспитание культуры взаимоотношений;  образовательные:  совершенствования игровых навыков, всего комплекса музыкальных способностей;  активизация занятий и стабильность публичных выступлений  изучение литературы по ансамблевому музицированию;  формирование навыков музыкального мышления, умение вести диалог с партнером;  формирование навыков переложения нот для ансамбля;  развивающие: расширение кругозора, интеллекта и творческих способностей; формирование навыков работы с информацией; коммуникативные:  формирование навыков общения в коллективе.

Задачи проекта

воспитательные : воспитание культуры ансамблевого музицирования через воспитание культуры взаимоотношений;

образовательные: совершенствования игровых навыков, всего комплекса музыкальных способностей;

активизация занятий и стабильность публичных выступлений

изучение литературы по ансамблевому музицированию;

формирование навыков музыкального мышления, умение вести диалог с партнером;

формирование навыков переложения нот для ансамбля;

развивающие: расширение кругозора, интеллекта и творческих способностей; формирование навыков работы с информацией;

коммуникативные: формирование навыков общения в коллективе.

Проблема проекта  Изучение специфики коллективного музицирования, позволяющего ученикам получать не только узкоспециальные музыкальные умения и навыки, но и осуществлять самостоятельные творческие проекты, после окончания обучения, в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации музыкального образования.

Проблема проекта

Изучение специфики коллективного музицирования, позволяющего ученикам получать не только узкоспециальные музыкальные умения и навыки, но и осуществлять самостоятельные творческие проекты, после окончания обучения, в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации музыкального образования.

 Гипотеза Ансамблевое музицирование формирует необходимые и достаточные условия для реализации задач развивающего обучения, если оно:  понимается как комплексная методическая структура, аккумулирующая в себе такие важные виды работ, как чтение с листа и эскизное ознакомление с широким кругом музыкальных произведений доступного уровня сложности;  осознается как форма работы, позволяющая эффективнее развивать комплекс музыкальных способностей учащихся-инструменталистов подросткового возраста, чем традиционная методика, основанная на исполнении сольных произведений;  обогащает спектр педагогических приемов, позволяющих активизировать интерес учащихся подросткового возраста к занятиям музыкой посредством реализации потребности в общении.    

Гипотеза

Ансамблевое музицирование формирует необходимые и достаточные условия для реализации задач развивающего обучения, если оно:

  • понимается как комплексная методическая структура, аккумулирующая в себе такие важные виды работ, как чтение с листа и эскизное ознакомление с широким кругом музыкальных произведений доступного уровня сложности;
  • осознается как форма работы, позволяющая эффективнее развивать комплекс музыкальных способностей учащихся-инструменталистов подросткового возраста, чем традиционная методика, основанная на исполнении сольных произведений;
  • обогащает спектр педагогических приемов, позволяющих активизировать интерес учащихся подросткового возраста к занятиям музыкой посредством реализации потребности в общении.

 

 

План проекта 1 этап  Организационно – подготовительный. Определение задач. Подбор репертуара. Деление на микрогруппы Организационно – подготовительный. Определение задач. Подбор репертуара. Деление на микрогруппы 2 этап  Практическая работа на уроках. Выступления в концертах. Участие в конкурсах Практическая работа на уроках. Выступления в концертах. Участие в конкурсах 3 этап  Продолжение ансамблевой деятельности в своих творческих проектах. Подведение итогов Продолжение ансамблевой деятельности в своих творческих проектах. Подведение итогов

План проекта

1 этап

  • Организационно – подготовительный. Определение задач. Подбор репертуара. Деление на микрогруппы
  • Организационно – подготовительный. Определение задач. Подбор репертуара. Деление на микрогруппы

2 этап

  • Практическая работа на уроках. Выступления в концертах. Участие в конкурсах
  • Практическая работа на уроках. Выступления в концертах. Участие в конкурсах

3 этап

  • Продолжение ансамблевой деятельности в своих творческих проектах. Подведение итогов
  • Продолжение ансамблевой деятельности в своих творческих проектах. Подведение итогов
Ожидаемые результаты  - повышение мотивации  - формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций -реализация творческого потенциала  -позитивная самооценка  -проявление творческой инициативы  -использование приобретенных знаний и умений в решение разнообразных жизненных задач.  -потребность в непрерывном саморазвитии

Ожидаемые результаты

- повышение мотивации

- формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

-реализация творческого потенциала

-позитивная самооценка

-проявление творческой инициативы

-использование приобретенных знаний и умений в решение разнообразных жизненных задач.

-потребность в непрерывном саморазвитии

 Создание образовательного пространства   -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий Реализация образовательной программы ансамблевого музицирования Партнерство школы и семьи через осуществление  совместных мероприятий Направления образовательного пространства Участие в концертах, конкурсах, акциях культурно-массовых мероприятиях школы, поселка, города области.

Создание образовательного пространства

  • -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий
  • -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий
  • -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий
  • -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий

Реализация образовательной программы ансамблевого музицирования

Партнерство школы и семьи через осуществление

совместных мероприятий

Направления образовательного пространства

Участие в концертах, конкурсах, акциях культурно-массовых мероприятиях школы, поселка, города области.

Первый этап Подготовительный этап включает: Изучение и систематизация психологического и практического аспекта решения проблемы по ансамблевому музицированию детей и подростков Изучение опыта коллег по использованию интеграции урочной и внеурочной ансамблевой деятельности Составление плана внедрениея Подготовка материальной и методической базы. системы ансамблевого музицирования в учебно – образовательную деятельность Изучение нотной литературы по теме педагогического проекта

Первый этап

Подготовительный этап включает:

Изучение и систематизация психологического и практического аспекта решения проблемы по ансамблевому музицированию детей и подростков

Изучение опыта коллег по использованию интеграции урочной и внеурочной ансамблевой деятельности

Составление плана внедрениея

Подготовка материальной и методической базы.

системы ансамблевого музицирования в учебно – образовательную деятельность

Изучение нотной литературы по теме педагогического проекта

Подготовка методической базы

Анализу педагогических, психологических, методических аспектов проблемы посвящена обширная литература:

  • общетеоретические, психолого-педагогические проблемы человеческой деятельности и формирования мышления рассматривались в трудах А.Г. Асмолова, Г.М. Цыпина , Ю.К. Бабанского, .B. Занкова, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Т. Л. Беркман, Т.С. Комаровой,и др.

  • основные положения теории и методики обучения изложены в трудах А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Н.И. Голубовской, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, А.П. Щапова и др.;

  • проблемы способностей и творчества отражены в работах Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна и др. ;

  • деятельностный подход к формированию личности разрабатывался в исследованиях Г.С. Батищева, Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева и др.;

  • проблемы способностей и творчества отражены в работах Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна и др.;

  • сущность феномена развивающего обучения исследована В.В. Давыдовым , Д.Б. Элькониным и др.;

  • вопросы ансамблевого музицирования затронуты в исследованиях М.В. Бутневой, И.И. Польской, Е.Г. Сорокиной и др.
Игра в ансамбле как форма деятельности Развивает чтение с листа Дисциплинирует метроритм Учит музыкальному партнерству Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями Совершенствует навыки звукоизвлечения Развивает все виды музыкального слуха: звуковысотный, гармонический, полифонический темпо-динамический Расширяет репертуарные рамки Развивает музыкальное мышление

Игра в ансамбле как форма деятельности

Развивает чтение с листа

Дисциплинирует метроритм

Учит музыкальному партнерству

Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями

Совершенствует навыки звукоизвлечения

Развивает все виды музыкального слуха: звуковысотный, гармонический, полифонический

темпо-динамический

Расширяет репертуарные рамки

Развивает музыкальное мышление

Подбор репертуара При выборе учебного материала следует руководствоваться следующими критериями: Эстетический Психологический Музыкально - педагогический (эстетически и художественно значимы) (Возрастные, психологические и личностные особенности) (тематическое содержание)

Подбор репертуара

При выборе учебного материала следует руководствоваться следующими критериями:

Эстетический

Психологический

Музыкально - педагогический

(эстетически и художественно значимы)

(Возрастные, психологические и личностные особенности)

(тематическое содержание)

Педагогические принципы Ансамблевая форма изучения репертуара реализует ряд принципов педагогики сотрудничества Опережение   Свободный выбор   Обучение без принуждения

Педагогические принципы

Ансамблевая форма изучения репертуара реализует ряд принципов педагогики сотрудничества

Опережение

Свободный выбор

Обучение без принуждения

Основной этап Основной этап в себя включает: Разработка и проведение уроков Разработка внеклассных мероприятий Участие учащихся в конкурсах, творческой деятельности

Основной этап

Основной этап в себя включает:

Разработка и проведение уроков

Разработка внеклассных мероприятий

Участие учащихся в конкурсах, творческой деятельности

Внеклассные мероприятия создают благоприятную творческую среду

Внеклассные мероприятия создают благоприятную творческую среду

Радость успеха – могучая сила!

Радость успеха – могучая сила!

Третий этап Ансамблевая игра – благодатная почва для рождения нового коллективного продукта, потребности к совместному общению, к совместному музицированию

Третий этап

Ансамблевая игра – благодатная почва для рождения нового коллективного продукта, потребности к совместному общению, к совместному музицированию

Работа над проектом позволяет констатировать : Ощутимый, качественный прогресс в развитии музыкальных способностей и мышлении Активность, заинтересованность и творческое отношение к обучению Повышение качественного уровня практической работы, более эмоциональное и выразительное исполнение, наличие волевых качеств

Работа над проектом позволяет констатировать :

Ощутимый, качественный прогресс в развитии музыкальных способностей и мышлении

Активность, заинтересованность и творческое отношение к обучению

Повышение качественного уровня практической работы, более эмоциональное и выразительное исполнение, наличие волевых качеств

Полученные данные являются доказательствами того, что:  внедрение ансамблевых форм музицирования на занятиях по классу баян в детской музыкальной школе является эффективным способом развития музыкальных способностей и мышления учащихся подросткового возраста  ансамблевое музицирование максимально способствует удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, необходимой для полноценного формирования личности человека - потребности в общении, и, прежде всего, общения со сверстниками;  привлечение подростков к ансамблевому музицированию можно признать фактором, способствующим реализации концепции развивающего обучения на занятиях музыкальной школе.

Полученные данные являются доказательствами того, что:

  • внедрение ансамблевых форм музицирования на занятиях по классу баян в детской музыкальной школе является эффективным способом развития музыкальных способностей и мышления учащихся подросткового возраста
  • ансамблевое музицирование максимально способствует удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, необходимой для полноценного формирования личности человека - потребности в общении, и, прежде всего, общения со сверстниками;
  • привлечение подростков к ансамблевому музицированию можно признать фактором, способствующим реализации концепции развивающего обучения на занятиях музыкальной школе.

Библиография

1. Ризоль Н. И. Очерки о работе в ансамбле баянистов. - М.: «Сов. Композитор», 1986 г.

2. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002г.

3. Шрамко В.И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб.: «Композитор»,М2008г.

4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1989.

5. Калмыкова З И Психологические принципы развивающего обучения М

6. Кириллова Т.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.,1980.

7. Амонашвили Ш А Воспитательная и образовательная функция- очерки школьников

8. Возрастные возможности усвоения знаний // ред Эльконина ДБ и Давыдова В В ., М

9. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения М

10.Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально – педагогической деятельности» Москва. «Владос», 2001 г. 11. Фридман Л М Кулагина И Ю Психологический справочник учителя М

12. Фридман Л М Педагогический опыт глазами психолога М

13. Цыпин Г М Обучение игре на фортепиано М

14.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано Москва Музыка 1978г.

15 Волков И П Учим творчеству // Педагогический поиск М:

16.Драгайцева Д.Г. «Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в Детской музыкальной школе» Газета «Играем с начала» № 8 2007г.

17Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально – педагогической деятельности» Москва. «Владос», 2001 г.

18.Смирнов В.Д. «Общеразвивающие и психологические возможности ансамблевой игры в ДМШ» Газета «Играем с начала» № 5-6 2008г.

19 Абрамова Е.В. Статья «Учите детей музыке. Почему музыкальное воспитание важно» » Газета «Играем с начала» №3 2007г.

Ресурсы Интернета

1. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/39734

2. http://referatop.ru/ansamblevaya-muzicirovanie-odna-iz-sostavlyayushhix-kompleksnogo-razvitiya-uchashhegosya-pianista

3. http://www.dissercat.com/content/fortepiannyi-duet-xx-veka-voprosy-istorii-i-eorii-zhanra

 

 

 

 

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!