Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения детей и подростков
Выполнила
преподаватель по классу баян
ДШИ п. Строитель
Киселёва Ирина Васильевна
Актуальность проекта.
- Актуальность определяется потребностью общества в неординарной, творческой личности, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.
- Ансамблевое музицирование —верный путь к совершенствованию исполнительского мастерства юного музыканта.
- Потребность учащихся к ансамблевому музицированию даже после окончания обучения в музыкальной школе.
Цель проекта
- Самореализация учащихся через развитие творческих и интеллектуальных способностей в процессе ансамблевого музицирования, научное обоснование и разработка методики преподавания по классу баяна учащимся подросткового возраста на основе ансамблевого музицирования как фактора развивающего обучения.
Задачи проекта
воспитательные : воспитание культуры ансамблевого музицирования через воспитание культуры взаимоотношений;
образовательные: совершенствования игровых навыков, всего комплекса музыкальных способностей;
активизация занятий и стабильность публичных выступлений
изучение литературы по ансамблевому музицированию;
формирование навыков музыкального мышления, умение вести диалог с партнером;
формирование навыков переложения нот для ансамбля;
развивающие: расширение кругозора, интеллекта и творческих способностей; формирование навыков работы с информацией;
коммуникативные: формирование навыков общения в коллективе.
Проблема проекта
Изучение специфики коллективного музицирования, позволяющего ученикам получать не только узкоспециальные музыкальные умения и навыки, но и осуществлять самостоятельные творческие проекты, после окончания обучения, в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации музыкального образования.
Гипотеза
Ансамблевое музицирование формирует необходимые и достаточные условия для реализации задач развивающего обучения, если оно:
- понимается как комплексная методическая структура, аккумулирующая в себе такие важные виды работ, как чтение с листа и эскизное ознакомление с широким кругом музыкальных произведений доступного уровня сложности;
- осознается как форма работы, позволяющая эффективнее развивать комплекс музыкальных способностей учащихся-инструменталистов подросткового возраста, чем традиционная методика, основанная на исполнении сольных произведений;
- обогащает спектр педагогических приемов, позволяющих активизировать интерес учащихся подросткового возраста к занятиям музыкой посредством реализации потребности в общении.
План проекта
1 этап
- Организационно – подготовительный. Определение задач. Подбор репертуара. Деление на микрогруппы
- Организационно – подготовительный. Определение задач. Подбор репертуара. Деление на микрогруппы
2 этап
- Практическая работа на уроках. Выступления в концертах. Участие в конкурсах
- Практическая работа на уроках. Выступления в концертах. Участие в конкурсах
3 этап
- Продолжение ансамблевой деятельности в своих творческих проектах. Подведение итогов
- Продолжение ансамблевой деятельности в своих творческих проектах. Подведение итогов
Ожидаемые результаты
- повышение мотивации
- формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
-реализация творческого потенциала
-позитивная самооценка
-проявление творческой инициативы
-использование приобретенных знаний и умений в решение разнообразных жизненных задач.
-потребность в непрерывном саморазвитии
Создание образовательного пространства
- -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий
- -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий
- -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий
- -Партнерство школы и семьи через осуществление совместных мероприятий
Реализация образовательной программы ансамблевого музицирования
Партнерство школы и семьи через осуществление
совместных мероприятий
Направления образовательного пространства
Участие в концертах, конкурсах, акциях культурно-массовых мероприятиях школы, поселка, города области.
Первый этап
Подготовительный этап включает:
Изучение и систематизация психологического и практического аспекта решения проблемы по ансамблевому музицированию детей и подростков
Изучение опыта коллег по использованию интеграции урочной и внеурочной ансамблевой деятельности
Составление плана внедрениея
Подготовка материальной и методической базы.
системы ансамблевого музицирования в учебно – образовательную деятельность
Изучение нотной литературы по теме педагогического проекта
Подготовка методической базы
Анализу педагогических, психологических, методических аспектов проблемы посвящена обширная литература:
- общетеоретические, психолого-педагогические проблемы человеческой деятельности и формирования мышления рассматривались в трудах А.Г. Асмолова, Г.М. Цыпина , Ю.К. Бабанского, .B. Занкова, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Т. Л. Беркман, Т.С. Комаровой,и др.
- основные положения теории и методики обучения изложены в трудах А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Н.И. Голубовской, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, А.П. Щапова и др.;
- проблемы способностей и творчества отражены в работах Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна и др. ;
- деятельностный подход к формированию личности разрабатывался в исследованиях Г.С. Батищева, Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева и др.;
- проблемы способностей и творчества отражены в работах Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна и др.;
- сущность феномена развивающего обучения исследована В.В. Давыдовым , Д.Б. Элькониным и др.;
- вопросы ансамблевого музицирования затронуты в исследованиях М.В. Бутневой, И.И. Польской, Е.Г. Сорокиной и др.
Игра в ансамбле как форма деятельности
Развивает чтение с листа
Дисциплинирует метроритм
Учит музыкальному партнерству
Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями
Совершенствует навыки звукоизвлечения
Развивает все виды музыкального слуха: звуковысотный, гармонический, полифонический
темпо-динамический
Расширяет репертуарные рамки
Развивает музыкальное мышление
Подбор репертуара
При выборе учебного материала следует руководствоваться следующими критериями:
Эстетический
Психологический
Музыкально - педагогический
(эстетически и художественно значимы)
(Возрастные, психологические и личностные особенности)
(тематическое содержание)
Педагогические принципы
Ансамблевая форма изучения репертуара реализует ряд принципов педагогики сотрудничества
Опережение
Свободный выбор
Обучение без принуждения
Основной этап
Основной этап в себя включает:
Разработка и проведение уроков
Разработка внеклассных мероприятий
Участие учащихся в конкурсах, творческой деятельности
Внеклассные мероприятия создают благоприятную творческую среду
Радость успеха – могучая сила!
Третий этап
Ансамблевая игра – благодатная почва для рождения нового коллективного продукта, потребности к совместному общению, к совместному музицированию
Работа над проектом позволяет констатировать :
Ощутимый, качественный прогресс в развитии музыкальных способностей и мышлении
Активность, заинтересованность и творческое отношение к обучению
Повышение качественного уровня практической работы, более эмоциональное и выразительное исполнение, наличие волевых качеств
Полученные данные являются доказательствами того, что:
- внедрение ансамблевых форм музицирования на занятиях по классу баян в детской музыкальной школе является эффективным способом развития музыкальных способностей и мышления учащихся подросткового возраста
- ансамблевое музицирование максимально способствует удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, необходимой для полноценного формирования личности человека - потребности в общении, и, прежде всего, общения со сверстниками;
- привлечение подростков к ансамблевому музицированию можно признать фактором, способствующим реализации концепции развивающего обучения на занятиях музыкальной школе.
Библиография
1. Ризоль Н. И. Очерки о работе в ансамбле баянистов. - М.: «Сов. Композитор», 1986 г.
2. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002г.
3. Шрамко В.И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб.: «Композитор»,М2008г.
4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1989.
5. Калмыкова З И Психологические принципы развивающего обучения М
6. Кириллова Т.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.,1980.
7. Амонашвили Ш А Воспитательная и образовательная функция- очерки школьников
8. Возрастные возможности усвоения знаний // ред Эльконина ДБ и Давыдова В В ., М
9. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения М
10.Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально – педагогической деятельности» Москва. «Владос», 2001 г. 11. Фридман Л М Кулагина И Ю Психологический справочник учителя М
12. Фридман Л М Педагогический опыт глазами психолога М
13. Цыпин Г М Обучение игре на фортепиано М
14.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано Москва Музыка 1978г.
15 Волков И П Учим творчеству // Педагогический поиск М:
16.Драгайцева Д.Г. «Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в Детской музыкальной школе» Газета «Играем с начала» № 8 2007г.
17Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально – педагогической деятельности» Москва. «Владос», 2001 г.
18.Смирнов В.Д. «Общеразвивающие и психологические возможности ансамблевой игры в ДМШ» Газета «Играем с начала» № 5-6 2008г.
19 Абрамова Е.В. Статья «Учите детей музыке. Почему музыкальное воспитание важно» » Газета «Играем с начала» №3 2007г.
Ресурсы Интернета
1. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/39734
2. http://referatop.ru/ansamblevaya-muzicirovanie-odna-iz-sostavlyayushhix-kompleksnogo-razvitiya-uchashhegosya-pianista
3. http://www.dissercat.com/content/fortepiannyi-duet-xx-veka-voprosy-istorii-i-eorii-zhanra
Спасибо за внимание