СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антарктида. Географическое положение материка.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из вариантов изучения темы: "Антарктида. Географическое положение материка". 

Просмотр содержимого документа
«Антарктида. Географическое положение материка.»

Тема урока: Антарктида. Географическое положение материка. История его открытия. Современные исследования.


Эпиграф: На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, золотыми зелеными и голубыми тонами пастели.


Цели:

1. Закрепить знания по материку Южная Америка, обобщить изученный материал.

2. Изучить особенности географического положения Антарктиды.

3. Познакомить обучающихся с историей открытия и освоения Антарктиды.

Образовательные задачи:

- создать у обучающихся представление об открытии Южного полюса, своеобразии материка Антарктиды;

Развивающие задачи:

- продолжить работу по формированию основных географических и учебных умений (навыков работы с картами, литературными источниками);

- способствовать развитию критического мышления школьников;

способствовать развитию познавательного интереса.

Воспитательные задачи:

- способствовать формированию патриотических качеств и коммуникативной культуры школьников


Оборудование: карта мира, карта Антарктиды, таблицы, книги, иллюстрации природных объектов Антарктиды, компьютер с установленной программой Power Point, экран, глобус, карты атласа (+к/карты), слайдовые иллюстрации природных объектов, дополнительный информационный материал, портреты: Т.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева; Р. Амундсена; Р. Скотта;


ХОД УРОКА


I. Организационный момент.


II. Повторение домашнего задания.


1. Индивидуальная работа: на контурной карте Южной Америки отметить объекты (2 ученика)

Гвианское течение

Ла - Платская низменность

вулкан Котопахи

Бразильское плоскогорье

пролив Дрейка

Амазонская низменность

горы Анды

гора Аконкагуа

остров Огненная Земля

Оринокская низменность


2. Дается перечень слов относящихся к материку Южная Америка. Надо ответить на вопросы: Кто такой? Что такое? (2 ученика)

I II

Ориноко Горн

Атакама Бразилия

Веспуччи Мулат

Титикака Колибри

Пампа Анаконда


3. В пустые ячейки впишите правильный ответ. Две команды, кто быстрее выполнит задание.


Ботаник, во время своих экспедиций на материк установил географические центры древних очагов земледелия

Самая большая змея на земле




Страна на востоке материка, в основании плоскогорья, население живет в основном в городах, столица в центре страны; сложный этнический состав

Пролив на юге материка, названный в честь путешественника совершившего кругосветное путешествие




Река на севере материка.

Непроходимые влажные вечнозеленые экваториальные леса, растущие на красно-желтых ферраллитных почках



Материк Южная Америка самый …

их всех материков

Одомашненные животные



Самая большая равнина Южной Америки. Мира.

Степи в Южной Америке называют….




Площадь Южной Америки

Самое большое высокогорное озеро мира



Животные, встречающиеся во всех природных зонах материка

Южный суровый край материка называют….



Самый высокий водопад мира


Кто первым высказал мысль о существовании Нового света?



Крайняя западная точка материка


Река, которая протекает в пределах

Ла-Платской низменности



Потомков от браков европейцев и индейцев называют….

Немецкий географ и путешественник, изучавший природу Южной Америки



Наиболее могущественным государством в древности было государство-… с развитым хозяйством и культурой

Самая маленькая птичка в мире




Плоскогорье на востоке материка

Восточная крайняя точка




III. Изложение нового материала

Мы начинаем изучать новый материк, но вы должны по описанию исследований определить, что это за материк. Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды. Привожу цитату Ричарда Берда: «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов».

- Вы узнали, что это за материк? Обучающиеся определяют, что это Антарктида, записывается тема в тетради и на доске.

- Конечно, Антарктида.

1. Учитель обращает внимание на доску. На доске слова: белый, горилла, снег, скрэб, зелёный, Нил, чёрный, коала, пурга, айсберг.

- прочитайте слова и объедините их по какому-то признаку. К каким материкам относятся? (Антарктида, Африка, Австралия)

2. Какие слова относятся к Антарктиде? (белый, снег, пурга, айсберг)

3. Какие слова можно дополнить? (холод, пингвин, ночь, лёд)

4. Скажите, какое слово будет главным в этих словах? (Айсберг)

Вопрос: А что такое айсберг?

Ответы обучающихся. Лёд на материке движется, обламывается и образует айсберги (подсчитано, что у Берегов Антарктиды одновременно плавает более 100 айсбергов. Нам предстоит совершить путешествие по самому холодному материку Земли, пересечь ледяные пустыни, побывать на шести его полюсах. Вы ещё раз побываете на научных станциях этого материка, искупаетесь и позагораете полярным летом в его оазисах, полюбуетесь айсбергами у его берегов и удивитесь необычной доверчивости к людям его коренных обитателей. Учитель знакомит обучающихся с планом урока, который записан на доске.


План урока:

1. Географическое положение материка.

2. Открытие и исследование Антарктиды:

- путешествие Джеймса Кука;

- открытие Антарктиды русскими мореплавателями;

- открытие южного полюса Руаль Амундсеном и Робертом Скоттом.

3. Современное исследование Антарктиды.


Работа по плану

1. Географическое положение. Есть понятие Антарктика (греч.) - анти «против», т.е. лежащая против северной полярной области. А есть ещё понятие: Антарктика - южная полярная область, включающая материк Антарктиду с прилегающими к ней островами и акваторией океанов. Распространяется примерно до 50°-60°ю.ш

- Материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга, вокруг Южного полюса.

- Находится в антарктическом климатическом поясе.

- Крайняя точка только северная - Антарктический полуостров -63° ю.ш.

- Площадь материка -14 млн.кв. км (почти вдвое больше Австралии и примерно равна Южной Америке)

- Длина береговой линии -30 тыс. км

- Высота материка: средняя - 2040 м (без ледяного покрова -410 м), максимальная - 5140 м, массив Винсон (Антарктические Анды), минимальная - глубочайшая впадина (-2555 м) - Антарктические Анды

- От других материков Антарктида отделена огромными океаническими пространствами. Омывается водами 3 океанов: Атлантического, Индийского и Тихого. Морями Уэдделла, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена.

Используя материалы учебника ответить на вопрос:

1. Каковы особенности географического положения Антарктиды? Согласно плану, обучающиеся, используя атласы и учебники, определяют особенности географического положения. На столах лежат контурные карты с заданиями. Выполните данные задания. Делаем выводы о географическом положении Антарктиды.

Двадцатый век взирает на мир, лишенный тайн. Все страны изучены. Для исследователя земля обеднела. Но одну лишь тайну свою скрывала земля от человеческого взора. С.Ю. полюсы - эти две почти не существующие, почти невещественные точки. Ледяными барьерами оградила земля эту последнюю тайну, вечную зиму поставила на страже ее. Мороз и вихри стеной ограждают вход, вечный и беспросветный сумрак витает над полюсами, долгие месяцы царит мрак. Ужас и опасность смерти отгоняют смельчаков. Лишь солнцу дано бегло окидывать взором тот край, но человеку - никогда. Но юный двадцатый век в нетерпении простирает руки. Его первое десятилетие стремится к завоеванию того, что не могли завоевать тысячелетия. Что движет людьми? Спортивный азарт, самолюбие исследователя, жажда познания, дух странствий, соображения государственного престижа, надежда обрести славу первооткрывателя, во славу государства, соперничество наций?

А вот что о нем пишет биограф Дж. Берри: «Роберт родился в 1868г в семье потомственного моряка. Его дед был военным моряком, такую же карьеру избрали братья. Было решено, что мальчик будет служить во флоте. 18-летний мичман начал службу на корабле «Бадиша». Через 2 года он сдал экзамен на звание младшего лейтенанта, став офицером флота Великобритании. В 1902году он впервые сошел на берег Антарктиды. И вместе с Уилсоном и Шеклтоном на собачьих упряжках он пошел к Ю. Полюсу. Но пурга, холод, голод заставили повернуть их назад». Он жертвует своим состоянием и первого июля 1911 года отправляется к берегам Антарктиды, а спустя 6 месяцев причаливает к мысу Эванса моря Росса. (Показывается на карте).


2. Открытие и исследование Антарктиды (используем справочные материалы).

- Плавание голландского мореплавателя А. Тасмана в 1642 г. опровергло представление о том, будто Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным континентом.

- Знаменитый английский мореплаватель Д.Кук также не нашел «Южной земли», до конца жизни он сомневался в существовании Антарктиды. С тех пор поиски «Южной земли» на долгие годы прекратились. Но предсказания Кука не сбылись.

- Спустя 50 лет первая русская Антарктическая экспедиция, возглавляемая Ф.Беллинсгаузеном и Лазаревым, опровергла предположения Кука и в начале XIX в. открыла материк Антарктиду.

- Полярные области северного полушария называют Арктикой, поэтому прямо противоположные им районы Земли назвали «анти» (против) Арктикой - Антарктикой. Антарктика включает в себя Антарктиду и омывающие ее океаны с островами. Условную границу Антарктики считают границу плавучих льдов, проходящую приблизительно между 53 - 60°ю.ш.

А) Джеймс Кук - английский капитан, 29.01.1774г. достиг широты 71°10'. Это место в дальнейшем было названо морем Амундсена. Он не смог пробиться сквозь льды к материку и пришёл к мрачному выводу, что земля, находящаяся на юге никогда не будет исследована. Этим высказыванием он отодвинул изучение Антарктиды почти на 50 лет. Сообщения обучающихся Джеймс Кук.

Б) Открытие Антарктиды русскими (Используя справочный материал). Это была кругосветная антарктическая экспедиция. Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев. Антарктида была открыта 16 января 1820 г.

В) Путешествие к полюсам. Руаль Амундсен. Роберт Скотт.

Р. Скот погиб в 19 км от склада пищи и топлива во время сильной бури. Только через 10 месяцев была обнаружена последняя стоянка. Обледенелый труп Р. Скота найден в занесенной снегом палатке. Под головой у него лежала записная книжка. До последней минуты он не прекращал работу, записывая свои последние впечатления. До последней минуты он обращался со словами к своей жене и сыну. Его последние слова - «Идти и не сдаваться, искать и побеждать».

Вопрос: Что он хотел этим сказать? Обучающиеся высказывают своё мнение.

Более 10 тысяч человек пожелало участвовать в экспедиции, но Скотт отобрал лишь 65. Посмотрите в текст и обратите внимание, что в этой экспедиции принимали участие два наших соотечественника. Это Э. Уилсон - врач и художник, Э. Эванс - унтер - офицер, Л. Отс - капитан, Дмитрий Гиреев - погонщик собак, Т.Г. Тейлор - геолог, Ч.С. Райт - физик, Антон Омельченко - конюх. ( Дмитрий Гиреев, Антон Омельченко).

29 марта была сделана эта запись: «С 21 марта свирепствовал шторм. У нас было топлива на 2 чашки чая на каждого и на 2 дня сухой пищи… возможности выйти нет … Выдержим до конца. … Конец не может быть долек».

Замерзающими пальцами Скотт пишет письма жене, друзьям, близким, английскому народу. «Мы ослабели, писать тяжело, но что до меня, то я не жалею, что пустился в этот поход, - он показал, что англичане могут переносить лишения, помогая друг другу. Мы пошли на риск и знали об этом. Обстоятельства повернулись против нас. Мы добровольно отдали наши жизни за успех этого предприятия, задуманного ради славы родины. Я уверен, что такая богатая и великая страна, как наша, не оставит наших близких».

Спустя год на месте гибели экспедиции был поставлен простой черный крест в память СКОТТА, УИЛСОНА, ОТСА, БОУЭРСА, ЭВАНСА. Ниже была подпись: «БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ».

Учитель: И вот тревожное сообщение: «Никогда я не думал, что он мог благополучно доставить на материк столько собак. Его план идти на собаках великолепен. Главное, он может вступить в путь в начале года, с лошадьми же это невозможно…» О ком речь? Обучающиеся высказывают предположения.

Учитель: В китовой бухте высадилась экспедиция норвежского путешественника Руаля Амундсена. (Показывается на карте) Кто он - Руаль Амундсен, о чем мечтал?

Норвежский полярный исследователь родился в семье моряка, владельца судостроительной верфи. С детства мечтал стать моряком и полярным исследователем. По настоянию матери поступил на медицинский факультет университета. После смерти матери бросил университет; отслужив обязательную военную службу, несколько лет плавал матросом на различных суднах в Северном Ледовитом океане. Став штурманом, в 1899году впервые попадает в Антарктику. Получив диплом капитана дальнего плавания, в 1900году Руаль Амундсен прошел на небольшом судне вдоль берегов Северной Америки с востока на запад. Увлекался авиацией. В 1914году совершил прямой перелет с архипелага Шпицберген через Северный полюс на Аляску. Амундсен изучил способ передвижения эскимосов. На севере Гренландии купил ездовых собак, выносливых и специально обученных. Заказал специальные солнцезащитные очки, подобные шорам с прорезями с добавлением стеклянных фильтров. Он сам разработал конструкцию чехлов для багажа, которую можно было открывать, не развязывая веревок.

Участники экспедиции умели управлять собачьими упряжками и хорошо ходили на лыжах. Амундсен заранее назначил определенный день, когда ту или иную собаку придется убить. График разработан с точностью до одного дня и до одной собаки. Победа достается тому, кто заранее обо всем позаботиться. Тот же, кто пренебрегает необходимыми приготовлениями, неизбежно проигрывает. По ходу объяснения нового материала заполняется таблица.


3. Современное исследование материка. Самое широкое изучение Антарктиды проводилось в период МТГ (1957–58гг). Более 12 (18) государств приняли участие, было построено 68 научно-исследовательских станций для изучения природы Антарктиды.


Дополнительный материал


1959 г. был подписан договор об Антарктиде, так в статье 1 договора зафиксировано обязательно использовать Антарктиду исключительно в мирных целях. Там запрещено строить военные базы, проводить военные манёвры, испытывать любые виды оружия.

Статья 5 включённая по инициативе СССР, запрещающая проведению в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а так - же захоронение радиоактивных отходов.

Статья 11 провозглашает свободу научных исследований, что позволяет любой стране организовывать научные станции и вести научные наблюдения.

Сейчас наши русские альпинисты покоряют вершины гор Антарктиды. В 2003г. там была покорена вершина названная именем Чкалова ((летчика) т.к. она имела вид крыла самолёта).


IV. Домашнее задание. Повторить учебный материал по учебнику. Просмотреть записи в тетрадях, выполнить задания в рабочих тетрадях.


V. Закрепление.

1. Угадай о чем идет речь?

1) Полярная область расположенная вокруг Южного полюса. (Антарктида).

2) Английский мореплаватель, который стремился открыть Антарктиду. (Джеймс Кук).

3) Кто первым открыл Южный полюс? (Амундсен).

4) Назовите океаны, омывающие Антарктиду.

5) Кто первым достиг Южного полюса? (Роберт Скотт).


2. Отметьте правильный ответ

1) Антарктида была открыта:

2) Борьбу за достижение первым Южного полюса вели:

3) Международным географическим годом был признан:


1775

Кук и Лазарев

1950

1820

Уилкс и Росс

1955

1895

Шеклтон и Моусон

1957

1911

Амундсен и Скотт

1960


3. Учитель: Наверно каждый из нас знает народную мудрость: «На ошибках учатся». Я предлагаю вам поработать экспертами и дать независимую оценку подготовленности двух экспедиций и выяснить, что явилось причинами гибели Роберта Скотта.

Для этого предлагаю прочитать текст учебника и внести данные в таблицу:

Сравнительные параметры

Р.Скотт

Амундсен

одежда



снаряжение



средства передвижения



расстояние до Южного полюса




VI. Итог урока.

Экспедиция в Антарктиду - это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний и даже собственной жизни.

Материк был открыт последним, интенсивное исследование проводилось главным образом во второй половине XXв.

Берег Антарктиды люди увидели впервые 28 января 1820г. С той поры прошло 188 лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе или приветливее.

И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено с большими трудностями и риском, а выполнение исследовательских работ требует от персонала научных станций огромного напряжения физического и духовных сил.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!