СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антарктида-холодное сердце планеты.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Антарктида-холодное сердце планеты.»


КОНСПЕКТ УРОКА " Антарктида"


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели:

• Способствовать формированию представления об особенностях природы Антарктиды;

• Способствовать воспитанию интереса к изучению природы Антарктиды;

• Содействовать развитию у обучающихся навыков критического мышления;

• Формировать умение работать в группах;

• Развивать умение составлять характеристику природных компонентов материка Антарктиды с использованием информации;

• Формировать умение работать в группах;

• Формировать умение грамотно формулировать выводы.

• Формировать умение производить сравнительный анализ, используя различные виды информации;

• Формировать умение формулировать проблему, выдвигать гипотезу и решать исследовательские задачи, делать выводы;

• Формировать умение аргументировать, используя приемы доказательства, рассуждения, факты.



Этап урока

Познавательные задачи

Деятельностный компонент

Творческий компонент

Личностный компонент

1

2

3

4

5

Мотивирование на учебную деятельность

  • Назовите, какие качества важны, чтобы быть успешным в учёбе?

Организует свое рабочее место.

Формулируют в ходе диалога качества, необходимые для того, чтобы быть успешным в учебе

Творческий настрой на восприятие темы с использованием героя мультипликации Знайки, представленном на слайде

Эмоционально настраивается на изучение новой темы, мобилизует свои силы и энергию, направленную на формирование внутренней потребности включения в учебный процесс

Установка на деятельность



Использование цитаты М. Коллинза:

«Успех не приходит к тебе…

Ты идёшь к успеху»

Эмоционально настраивается на активное познание учебного материала, формирование уверенности в собственных силах и возможностях при изучении нового материала

Установка на деятельность

Запомните алгоритм успешного познания



Усваивают алгоритм учебных действий, которые смогут применить при выполнении практической части урока

Актуализация знаний

  • В чем особенность ГП Антарктиды?


Актуализируют ранее усвоенные знания, формулируют особенности ГП материка

Вместе со Знайкой изучают изображение Антарктиды на слайде (космический снимок) и отвечают на вопрос

Соотносят то, что известно, с тем, что еще предстоит узнать

Подведение к содержанию урока

  • Откройте учебники на с.158, подготовьте атласы


  • Записывают тему урока в тетрадь

  • Записывают фамилию и имя на Карте самоанализа

  • Прослушивают инструктаж по ее заполнению



Целеполагание

Определяют цель учебной деятельности на уроке.

В ходе беседы предлагают варианты цели учебной деятельности и осуществляют самопроверку с предложенным учителем вариантом


Восприятие цели урока

Целеполагание

  • Определите учебные задачи урока


Предлагают в ходе беседы варианты задач для достижения поставленной цели, осуществляют самопроверку с эталоном на слайде

Сравнение данного этапа урока с состоянием человека, находящегося на распутье дорог и стоящего перед выбором дальнейших действий.

Восприятие поставленных учебных задач

Поиск путей решения проблемы

  • Создайте в классе группы, которые будут исследовать особенности природных компонентов Антарктиды (гляциологи, географы, климатологи, зоологи)

  • Ознакомьтесь с предложенными заданиями и соответствующими Приложениями, если таковые имеются

  • Определите необходимые источники информации

  • Знакомятся с правилами работы в группе

  • Знакомятся с заданиями и предлагаемыми Приложениями, источниками информации

  • Распределяют обязанности


Учащиеся на период выполнения задания становятся по сути дела полярными исследователями и специалистами

  • Определяют способы взаимодействия в группе

  • Прогнозируют результат своей работы (составление характеристики природного компонента Антарктиды)

  • Определяют временные рамки выполнения работы


Практическая работа

  • Составьте вместе характеристику соответствующего природного компонента (льда, рельефа, климата, органического мира - флоры и фауны)

Занимаются поиском необходимой информации в различных источниках (учебник, атлас, Приложения, видеофрагменты, Интернет-ресурсы)



Умение работать в команде

Умение представлять результаты, аргументировать, доказывать свою точку зрения

Решение поставленной проблемы

  • Выявите особенности природных компонентов Антарктиды, используя различные источники информации, в том числе материалы сайта "Antarktis.ru"

  • Представляют результаты групповой работы, дополняют свои материалы после просмотра видеофрагментов (и (или) исправляют ошибки).

  • Все учащиеся должны в ходе представления результатов групп фиксировать в кратком изложении особенности природных компонентов (составление опорного конспекта)

  • Отвечают на уточняющие вопросы и задания, представленные на слайдах


Использованы видеоматериалы, фотоматериалы, космические снимки и прочие материалы на слайдах

Создание образа Антарктиды - уникального континента

Коррекция и систематизация знаний

Подведем итоги урока.

Сформулируем выводы и определите какие задачи удалось решить?

Формулируют выводы и сверяют с эталоном, представленном на слайде (использована настройка анимации)

Выбирают необходимые варианты ответов


Выбирают соответствующий уровню усвоения учебного материала образ смайлика.

Выбирают вариант творческого проекта в качестве домашнего задания.

Выявляют ошибки при формулировке выводов, исправляют их

Формирование обоснованной точки зрения

Оценивают собственный уровень усвоения материала



ЗАДАНИЯ 1 ГРУППЫ.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕДНИКОВОГО ПОКРОВА АНТАРКТИДЫ

Используя материал учебника и фрагментов из фильма:

1) Оцените особенности ледникового покрова Антарктиды.

2) Объясните, что такое айсберги, их особенности и опасность.

3) Используя текст Приложения №1, дайте описание антарктического оазиса.

4) Сформулируйте вывод о влиянии ледникового покрова на развитие жизни на материке.



Приложение 1

Антарктический оазис (По Б.Б. Вагнеру)


В 1947 году американец Девид Бангер в ходе исследования побережья Антарктиды посадил свой гидросамолет на большое озеро в центре впервые обнаруженного им «оазиса» у края ледового континента. Оазис в данном случае не поэтический образ или преувеличение. Действительно, на спрятанном под ледяной броней континенте впервые было открыто обширное пространство, свободное от льда и снега, усеянное озерами и скалами, пересекаемое весело журчащими ручьями — подлинный оазис жизни в ледяной пустыне.

Размеры оазиса Бангера пятьдесят на двадцать километров, а площадь достигает семисот пятидесяти квадратных километров. Если сравнивать его с хорошо знакомыми нам европейскими странами — это треть Люксембурга или две с половиной Мальты. Находится оазис Бангера в восточной части Земли Королевы Мэри, в трехстах шестидесяти километрах от российской станции Мирный, на шестьдесят шестом градусе южной широты. Всего двадцать километров отделяют его от Южного полярного круга. Когда подлетаешь к оазису на самолете или вертолете, зрелище сверкающих на солнце синих и зеленых озер и черных скалистых холмов, разделенных серыми каменистыми котловинами, кажется в первый момент просто нереальным. Особенно поражает вид этого необычного ландшафта по контрасту с окружающей его со всех сторон бесконечной белой ледниковой равниной.

Облик ландшафта напоминает высокогорные пустыни Тибета или Восточного Памира. Сходство усиливается тем, что теплый воздух, поднимающийся от нагретых скал, поднимается вверх, и горизонт дрожит, как нередко случается в настоящей пустыне. Ведь летом, в разгар полярного дня, воздух в оазисе прогревается до четырех градусов тепла, а на поверхности скал температура достигает плюс двадцати пяти!

Озера оазиса Бангера делятся на две группы. Одни из них, самые большие, наполнены пресной водой и относительно глубоки. В солнечную погоду их поверхность сверкает яркой синевой. Неглубокие маленькие озера, как правило, соленые и имеют зеленоватую окраску. Температура воды в них достигает плюс одиннадцати градусов, тогда как в больших пресных водоемах — только двух — трех градусов выше нуля. Окраска малых озер связана с бурным развитием в них мельчайших водорослей и микроорганизмов, придающих воде зеленоватый оттенок. На суше оазис Бангера беден органической жизнью. У подножья и в трещинах скал растут мхи и лишайники, а в глубоких расщелинах сопок откладывают яйца и выводят птенцов красивые белые птицы — снежные буревестники. Кроме них, в оазисе живут и хищные чайки-поморники — главные враги буревестников. Лишь изредка попадаются у берегов самого большого озера в оазисе (того самого, на которое «приводнился» в свое время Бангер) отдельные экземпляры пингвинов и тюленей. Почему же этих самых многочисленных обитателей антарктического побережья так мало в оазисе? Дело в том, что водоем, о котором идет речь, на самом деле не озеро, а залив, отделенный от открытого океана широкой сорокакилометровой перемычкой шельфового ледника Шеклтона. Перебраться через нее под силу лишь немногим особенно упорным пингвинам и тюленям.

Но как же все-таки образовался столь необычный ландшафт среди покрытого ледяным панцирем континента? По этому поводу вначале высказывались самые различные гипотезы. Одни ученые считали, что территория оазиса оттаяла под воздействием вулканического тепла. Ведь известно, что у берегов Антарктиды в трех местах имеются действующие вулканы. Возможно, в районе оазиса находится неглубоко залегающий вулканический очаг, который и растопил льды. Другие исследователи предположили, что нагрев поверхности оазиса Бангера вызван подземным пожаром в пластах каменного угля, которые выявлены геологами во многих районах Антарктиды. Подобные пожары известны и в других местах планеты, например на Тянь-Шане или в горах Башкирии. Но оказалось, что в окрестностях оазиса Бангера нет признаков вулканизма, да и угольных залежей тоже.

В действительности причиной возникновения свободного ото льда участка суши оказался рельеф местности. Известно, что ледники стекают с материка к океану по неровностям рельефа, а в районе оазиса возвышенности расположены так, что заставляют ледниковые потоки стекать по ложбинам, огибая его с двух сторон. И когда наступила эпоха всеобщего потепления климата, продолжающаяся и по сей день, существовавший на месте оазиса «местный» ледник растаял, а новые порции льда, двигавшиеся из центра Антарктиды, попасть сюда не могли. Так и возник этот необычный кусочек холодной каменистой пустыни среди льдов. По иронии судьбы, в таком окружении он действительно кажется оазисом и вот уже полвека продолжает привлекать внимание ученых и отдельных, особенно любознательных, представителей мира пернатых и ластоногих.


ЗАДАНИЯ 2 ГРУППЫ

ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА АНТАРКТИДЫ

Используя материал учебника и видеофрагментов:

1) Ответьте на вопрос "Что расположено подо льдом Антарктиды?"

2) Назовите основные формы рельефа на материке.

3) Определите среднюю высоту поверхности материка.

4) Объясните, в чем различия между западной и восточной частью Антарктиды.

5) Используя карту строения земной коры, объясните происхождение крупных форм рельефа

6) Чем объясняется наличие действующего вулкана на одном из прибрежных островов Антарктиды?

7) Сформулируйте вывод об особенностях рельефа Антарктиды.


ЗАДАНИЯ 3 ГРУППЫ

ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА АНТАРКТИДЫ

Используя материал учебника , климатические карты атласа, Приложение № 2:

1) Определите температуры самого холодного и самого теплого месяцев.

2) Проследите изменение температуры и осадков по 70 градусу восточной долготы.

3) С учетом климатообразующих факторов объясните причины низких температур.

4) Объясните причину образования ураганов и ветров большой скорости в Антарктиде.

5) Сформулируйте вывод о влиянии климата на развитие органического мира в Антарктиде.


Приложение 2. Климатические данные по Антарктиде


ЗАДАНИЯ 4 ГРУППЫ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА АНТАРКТИДЫ

Используя материал учебника и видеофрагментов:

1) Опишите особенности органического мира на поверхности материка и ближайших островов Антарктиды.

2) Найдите в тексте учебника и Приложения № 3 описание антарктических оазисов, объясните причины их образования.

3) Опишите особенности флоры и фауны прибрежных вод Антарктиды.

4) Сформулируйте вывод об особенностях органического мира материка Антарктида.















5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!