СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Античные цивилизации Средиземноморья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Античные цивилизации Средиземноморья»

Тема занятия: Античные цивилизации Среднеземноморья. Древняя Греция.

Огромную роль в становлении человеческой цивилизации играет история Древней Греции. На сегодняшний день трудно встретить человека, ничего не знающего о древнегреческой культуре и истории. Именно это государство стало основоположником европейских ценностей, касающихся политики, философии, литературы и многого другого.

Если посмотреть на карту Древней Греции, то можно увидеть, что расположена она на юге Балканского полуострова. Граничила Греция с такими государствами, как Иллирия и Македония. Со временем ее территории увеличивались благодаря колонизации.

Для того, чтобы кратко рассмотреть историю Древней Греции, исследователи подразделяют ее на определенные периоды.

Самым первым периодом является Крито-микенский. В это время происходит становление первых государственных образований, активно развивается мореплавание и устанавливаются дипломатические отношения с соседними странами. Первыми греческими государствами можно назвать образования, появившиеся на острове Крит, а также на Пелопоннесском полуострове. Эта эпоха, называющаяся крито-микенским периодом, также принято разделять две цивилизации - минойскую и микенскую. Начиная с конца 3 тысячелетия до н.э., и до начала второго, Критское царство являлось самым могущественным. Это было связано с удачным географическим положением, занимаемым этим государством.

Также этому способствовал прекрасно развитый флот, а островные мастера неплохо владели искусством обработки железа. Центром политической жизни был Кносский дворец. До наших дней сохранились руины, поражающие своей красотой. Это сооружение было разрушено в результате извержения вулкана, после чего Критское царство потеряло свое доминирующее положение. Однако примерно с середины второго тысячелетия главенствующее положение заняли Микены. Считается, что эта культура исчезла после того, как на них напали дорийские племена. Их нашествие и порабощение местных жителей привело к упадку культурной жизни, так как дорийцы были первобытными племенами с господством родового строя.

Следующий период, так называемый «полисный», начинается с Темных веков – после нашествия дорийцев грекам пришлось заново восстанавливать свою государственность, культуру, им пришлось заново пережить разложение родоплеменных отношений. Сведения о том периоде дошли до нас в трудах знаменитого древнегреческого автора – Гомера. Это всем известные «Илиада» и «Одиссея».

После Темных веков начался Архаический период, связанный с наступлением железного века. Родоплеменные отношения стали разлагаться, так как дешевые орудия труда позволили отдельно взятой семье успешно вести хозяйство, независимо от всего рода. Начались формироваться полисы, представляющие собой небольшие города-государства, связанные между собой только религиозными и культурными связями. В этот период развивается древнегреческая колонизация, в качестве рабочей силы использовались рабы. Рабство к концу архаического периода распространилось во всех полисах, независимо от их политической организации.

Наибольшего расцвета Древняя Греция достигла во времена классической эпохи. Влиятельнейшим центром политической и культурной жизни стали Афины. По сути, они стали столицей древнегреческого государства.

Такого положения Афины достигли в результате греко-персидских воин. Персидская военная деспотия для установления контроля над средиземноморской торговлей решила завоевать территорию Греции и подчинить себе греческие полисы. По мере продвижения к Греции она захватила греческие города в малой Азии, обложила их данью и разместила там свои гарнизоны. Предводителем персов был Дарий, которого называли «царь царей». Поскольку полисы Греции были разрознены и не оказывали военную помощь друг другу, Дарию не составило труда постепенно завоевывать территорию Греции. Многие из городов Греции признали себя данниками персов, не видя возможности защитится. Кроме двух крупнейших полисов Греции – АФИНЫ, располагавшие сильным флотом и Спарта, обладавшая мощной армией. Объединив вокруг себя 31 полис, греческий союз дал отпор персам. Противостояние длилось около 30 лет, итог этой войны – освобождение греческих полисов от власти персов. Эта война сыграла для Афин положительную роль: АФИНЫ стали крупнейшим финансовым и торговым центром СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ и объединили в себе около 200 полисов. В этот период АФИНЫ становятся центром научной, культурной, театральной, поэтической философской, архитектурной жизни Греции, кроме того впервые в истории у власти могли становится избранники народа, а не только родовая знать. Такая главенствующая роль Афин вызывала недовольство во многих традиционных городах государствах: СПАРТА, КОРИНФ И Т.Д. Спарта объединяет под своим крылом часть полисов Греции и созданный союз назывался ПЕЛОПОНЕССКИМ.

В 431 году до нашей эры началась Пелопоннесская война, которая длилась более 70 лет. В результате которой ПЕЛОПОНЕССКИЙ СОЮЗ потерпел поражение, но и Афины нельзя назвать победителем. Противостояние настолько ослабило все греческие города, что начался кризис полисов, вызванный противостоянием бедных и богатых слоев населения.



















Следующий период в древнегреческой истории – эллинистический.

Он начался с походов знаменитого Александра Македонского. Остановимся на нем более подробно. Во время Пелопонесских воин были широко распространены - заложничества, т.е. государство - победитель, забирало себе детей из знатных семей государство - проигравшего. Государства заключали соглашение о мере, проигравшие должны были выплачивать дань, а залогом этого были дети, которые жили под присмотром государства-победителя. Так, одним из детей был Филипп II – СЫН ЦАРЯ МАКЕДОНИИ. Территория Македонии представляла гористую местность, которую населяли пастухи и земледельцы. МАКЕДОНИЯ в ходе воин была захвачена ПЕЛОПОНЕССКИМ СОЮЗОМ. Пока Филипп II жил в качестве заложника он изучал греческое военное искусство. Так Македония не участвовала в воинах и была мирным государством, все это для Филиппа 2 было в новинку, вернувшись в Македонию он начал свое царствование с реорганизации армии. Он обучал пастухов и земледельцев военному делу, в то же время изготавливались металлические доспехи и длинные копья - САРИСЫ. Филипп второй выстраивал свое войско в строй - в первых рядах, которого - были воины в доспехах, а в последних - тяжелая конница! МАКЕДОНИЯ начала войну с греческими полисами, в ходе которой Филипп второй проявил себя талантливым полководцем. Разгромив ослабленные силы греков, царь Македонии созвал в КОРИНФЕ общественный конгресс, предложив, объединить силы и объявить войну персидской военной ДЕСПОТИИ. Поскольку у греческих властей страх перед Филиппом вторым был слишком велик, они заключили союз с Македонией и предоставили войска для войны с Персией. Через 2 года войска выдвинулись на персидское царство и войдя в малую Азию, Филипп II был убит. Во главе армии стал его 20-летний сын Александр. Греческие войска в составе союза учинили бунт, Александр подавив бунт для устрашения союзников, полностью разгромил 1 из крупнейших полисов Греции – ФИВЫ. И всех людей продал в рабство. После чего продолжил наступление на ПЕРСИЮ. Многочисленные, необученные войска персов разбегались при столкновении с ровными, плотными, смертоносными рядами македонцев. В малой Азии армия Александра освобождала греческие города персидским царством. Для подчиненных народов Александр был буквально сыном Бога. Войска персов постепенно отступали, углубляясь в центр Средней Азии. Преследуя царя персов Дария III, войска Александра Македонского достигли Индии. В Индии греки взбунтовались, потому что поход длился 8 лет, была непривычно жаркая погода, и Александру пришлось развернуть войска обратно. Вернувшись в Вавилон в возрасте 32 лет, Александр умер по неизвестной причине.

Про религию

Объединяющим звеном в древнегреческой культуре являлась религия. Главенствующее место занимал бог Зевс, являющийся царем всех остальных богов, а также людей. Местом обитания богов греки считали священную гору, называемую Олимп, где помимо Зевса обитали еще 11 божественных существ.

- Это Гера, супруга Зевса – богиня семейного очага,



- бог Посейдон – покровитель водной стихии, морей и океанов.

У главного бога были сестры – богиня плодородия, которую звали Деметра, и Гестия, покровительствующая домашнему быту. Дочерью Зевса была Афина, воинствующая покровительница мудрости, а также ремесла.

- Также, кроме Афины, войне покровительствовал бог Арес. Богиня Артемида поначалу покровительствовала земледелию, но потом стала почитаться как богиня, ответственная за беременных женщин и целомудрие. Её брат, Аполлон у древних греков выполняет роль бога солнца. Он покровительствовал медицине, образованию, искусству.



Что касается Гермеса, то изначально он считался покровителем скотоводства, но потом стал почитаться как бог вестник. Одна из дочерей Зевса – Афродита, была рождена из морской пены, чтобы стать богиней любви и красоты. Древние греки представляли своих божественных покровителей в человеческом образе, причем им были свойственны человеческие черты поведения и характера. Богам были известны человеческие чувства, желания, и они даже имели свои пороки.

Мифология.

Также в древнегреческой мифологии были популярны герои, отличавшиеся от богов тем, что они были смертными. Как правило, бессмертными их пытались сделать божественные родители, например мать Ахиллеса, богиня Фетида, закалила своего сына в огне, но оставила лишь одно уязвимое место – пяту. Одним из любимых героев у греков был Геракл, совершивший 12 подвигов, и в конце концов, получивший бессмертие в качестве награды

Кроме богов и героев в древнегреческой мифологии были популярны различные мифические существа. Это существа неперсонифицированные – сатиры, нимфы, оры. Сатиры – лесные козлоногие существа, ведущие распутный образ жизни. Охотятся на нимф, которые представляют собой девушек, олицетворяющих стихии. Оры – дочери Зевса, ответственные за порядок в природе и покровительствующие временам года.



















Также среди мифических существ есть различные чудовища – василиски, кентавры, драконы, ехидны и многие другие. Музы – дочери Зевса и Мнемосины, обозначали любую культурную деятельность – науку, искусство. Мусейоны – храмы, посвященные им. Именно от этого слова и произошло всем известное слово «музей».

На сегодняшний день существует книга, в которой собраны древнегреческие сказания о богах и героях. Это «Легенды и мифы Древней Греции», автором этой книги является Николай Альбертович Кун.



Олимпийские игры

До наших времен сохранилась древнегреческая традиция – Олимпийские игры.



Эти крупнейшие спортивные состязания поначалу зародились как часть религиозного культа, во время их проведения устраивали различные церемонии поклонения богам.

Первый день был полностью посвящен обряду жертвоприношения также, как и в последний день игр, когда награждали победителей.

Традиция проведения Олимпийских игр началась как обычные местные соревнования, позже эта традиция стала общегреческой. Одним из видов спорта, придуманный древними греками, является пятиборье.

В Древней Греции этот вид спорта был изобретен с целью выявить самого сильного атлета.



Пятиборье включало в себя бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьбу.



















Во время проведения состязаний прекращались войны.

Игры запретили в 394 году нашей эры, во времена римского господства. Император Феодосий I насильственным путем насаждал христианскую веру, и потому запретил Олимпийские игры, как пережиток язычества.

Лишь в XIX веке традиция Олимпийских игр восстановилась, и они стали самыми знаменитыми и престижными соревнованиями во всем мире.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

О искусстве

Очень важную роль в развитии общемировой культуры сыграло искусство Древней Греции.

Архитектура в Древней Греции в первую очередь решала задачу строительства храмов. Но это были не грандиозные сооружения, внушающие страх преклонения, но вполне пригодные для жилья обители, где было бы удобно жить существам-божествам древнегреческого пантеона. Обычно большинство храмов концентрировались в акрополе города.



Акрополь, самая защищенная часть города, всегда находился на возвышении, и служил местом, где концентрировалась местная власть – как городская, так и религиозная.

Для строительства храмов использовали желтый известняк и белый мрамор. Отличительной особенностью древнегреческой архитектуры являются колонны – неотъемлемая часть у любой постройки.

Храмы, как правило, окружал один или два ряда колонн.

Расцвет древнегреческой архитектуры пришелся на классический период.

Во времена эллинистической эпохи больше внимания стали уделять строительству не храмовых сооружений, а прогулочных площадок, амфитеатров, дворцов и зданий спортивного назначения.

Скульптура

Также неотъемлемой частью древнегреческого искусства является скульптура.

Она в ходе течения времени подвергалась некоторым изменениям.

Например, в архаическую эпоху было принято изображать людей немного скованных в движении, их тела прикрывались ниспадающими одеяниями.



Во времена классической эпохи были популярны изображения богов.

Они выглядели как обычные люди - физически развитые, сильные, красивые, но при этом не имели каких-либо недостатков, присущих людям. Одежду не изображали, было принято показывать обнаженное тело, всю его красоту. В эпоху эллинизма скульптурные изображения стали более пышными и преувеличенными.

Живопись

Что касается живописи, то до наших дней практически не сохранилось образцов росписей храмов и других построек, но зато сохранились вазы с различными изображениями.



Существовало два способа росписи ваз – краснофигурная и чернофигурная. При чернофигурной с помощью черного лака рисовали изображения людей и животных, иглой прорисовывая детали.

При краснофигурной наоборот, закрашивали черным фон, изображения оставались красными, а с помощью черного лака прорисовывали детали.











Театр

В Древней Греции был распространен театр.

Он появился во время празднований, посвященных богу виноделия – Дионису.

С театральным искусством тесно связаны музыка и литература. Театральное искусство греков, соединившись с литературой, стало представлять собой отдельное направление культуры.

Драматурги писали пьесы и сами были режиссерами – постановщиками.



Самые известные из них – Софокл, Эсхилл, Эфпирид. Актерами могли быть только мужчины, играя в спектакле, они использовали маски. Театр имел большое значение в жизни людей тех времен – для этого строились специальные здания.

Самое большое из них могло вместить более тысячи человек – например, театр Диониса в Афинах. Показ театрализованных представлений являлся неотъемлемой частью любого празднества.



Наука

Древняя Греция также известна своими научными знаниями, важное место в которых занимает античная философия.

Древнегреческие философы занимались вопросами, касающихся происхождения человека и Вселенной.

Существовали различные философские школы. Например, стихийно-материалистическая школа, основанная Фалесом, или школа объективного идеализма, основанная Платоном.

Его учитель философии – знаменитый Сократ. Также древнегреческая философия подарила миру Аристотеля – знаменитейшего философа во всем мире.



- Древнегреческая культура выработала идеал человека - предполагалось гармоничный союз физической и духовной красоты.



- Именно на это и было нацелено образование в Древней Греции.



- Внимание уделялось не только преподаванию научных знаний, но и физкультуре.

- Обучали сыновей свободных граждан с семилетнего возраста. Первым этапом было обучение в низшей школе, где ребята изучали базовые предметы.

- Переходя на вторую ступень, в список научных дисциплин добавлялась астрономия с философией.

- Мальчики в возрасте с 12 до 16 лет занимались физическим воспитанием в гимнастических школах – палестрах.

Спарта.

Имело свои особенности воспитание и образование детей в Спарте.

Каждый спартанец в возрасте от 8 до 20 лет должен был в обязательном порядке получить школьное образование.

Причем обучались не только мальчики, но и девочки.



В целом, спартанское воспитание было достаточно суровым, государство напрямую участвовало в формировании личности – воспитывались физические навыки.

Ребят учили охоте, военному делу, танцам, была физкультура. Умственному развитию особенного значения не придавали – это было личным делом каждого человека.

Именно в Спарте появились первые гоплиты – пешие воины.

Общественно политическая жизнь

Что касается общественно-политической жизни, то наивысшим органом государственной власти являлось народное собрание, получившее в Древней Греции название «экклесия».

В его работе могли участвовать мужчины, свободные и достигшие 20-летнего возраста.

Своими полномочиями экклесия охватывала не только законодательную, но также исполнительную и судебную ветви власти.

В тех полисах, где имел место олигархический строй, права народных собраний серьезно ограничивались специальными органами государственной власти – советами и коллегиями.



Также одним из властных органов был ареопаг. В эпоху родоплеменных отношений он представлял собой совет старейшин. Впоследствии функции ареопага стали ограничиваться преимущественно судебной функцией.

В Древней Греции имело место такое явление, как залоговый кредит.

В качестве залога оставляли, как правило, земельные угодия. В знак того, что земля заложена, там устанавливался долговой камень. Его убирали после погашения задолженности.

Если человек не успевал заплатить долг, его обращали в рабство и конфисковывали все имущество.

Афинский правитель Солон отменил эту практику, освободив граждан от долговых обязательств.

Камни были убраны, проданным в рабство должникам – возвращена свобода. В дальнейшем такое явление, как самозаклад должника, был запрещен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!