СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антикоррупционное воспитание в образовательном учреждении

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Антикоррупционное воспитание в образовательном учреждении»

Выступление на заседании ШМО классных руководителей

Антикоррупционное воспитание в образовательном учреждении

Руководитель МО классных руководителей Конова Ю.Г.


Актуальность проблемы

Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Сегодня эта
тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог
успешности.

В рейтинге состояния коррупции наша страна занимает 154 место из 178 стран.
Четверть граждан нашей страны не считают, что коррупция является ненормальным
явлением. Несовершенство институтов, непрофессионализм чиновников, а также
непонимание, незнание и нежелание населения знать законы это причины высокой
степени коррупции.

Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно
связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности
отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления,
абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства –
важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это
не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. В докладе
Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в
свое будущее?» был сделан неутешительный вывод: «Школа не дает сегодня
необходимого набора гражданских и социальных компетенций».
«Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной»
констатировал президент России Д.А.Медведев на совещании Правительства Российской
Федерации по проблемам противодействия коррупции 19 мая 2008 года. Здесь были
обозначены первоочередные задачи по противодействию коррупции:

1. Модернизировать антикоррупционное законодательство.

2. Принять меры по противодействию коррупции и профилактике коррупции в
экономической, социальной сферах.

3. Создать систему стимулов к антикоррупционному поведению.

4. Организовать работу по правовому просвещению общества.
Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию необходимо создать мотивацию
к правовому поведению, создать антикоррупционный стандарт поведения. Для этого
необходимо начинать прививать правовую культуру с раннего детства.
В соответствии с Указом Президента России от 19.05.2008 года No 815 «О мерах по
противодействию коррупции», в целях создания системы противодействия коррупции в
Российской Федерации и устранения причин, её порождающих был образован Совет при
Президенте России по противодействию коррупции составлен Первый Национальный
план противодействия коррупции. В соответствии с которым приняты следующие
Федеральные Законы:

 «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 No273-ФЗ

 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О противодействии коррупции» от
25.12.2008 No274-ФЗ

 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных

Наций против коррупции от 31.10.2003 года и Конвенции об уголовной ответственности
за коррупцию от 27.01.1999 с принятием ФЗ No273 «О противодействии коррупции».

 Национальная стратегия противодействия коррупции – утверждена
Указом Прнзидента России от 13.04.2010 года No460

 Национальный план противодействия коррупции на 21012-2013 годы

– утверждена Указом Президентом России от 13.03.2012 No297
Исполнение этих нормативно-правовых актов в борьбе с коррупцией предполагает
использование системы экономических, политических, правовых, психологических,
образовательных и воспитательных мер. В послании Президента России В.В.Путина
Федеральному собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года говорится:
«...Уважаемые коллеги, на улицах наших городов и поселков мы видим сегодня
результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в
наших головах в последние, в предыдущие 15-20 лет. Это и понятно. Тогда были
отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были
утрачены и многие нравственные ориентиры...... Сегодня это проявляется в равнодушии к
общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым
стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. ....
Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп –
милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит
того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда
гордились.

Надо признать, уважаемые друзья, влияние школы на формирование детей и
подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет,
электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее, и школа
должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными
потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать все это. Нужно вернуть школе
безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования... ».
Антикоррупционная государственная политика направлена на искоренение причин
и условий, порождающих коррупцию в российском обществе;на создание системы
антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания.
Таким образом, школьному образованию отводится важная роль в создании
антикоррупционной атмосферы в обществе, в формировании антикоррупционной
устойчивости личности.

В Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы,
утверждённый Указом Президента России от 13.03.2012 No297 включен вопрос об
организации работы по подготовке примерных образовательных программ, направленных
на формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов.

Антикоррупционное образование

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения
и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанном на
общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных
образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения
задач формирования антикоррупционного мироззрения, повышения уровня правосознания
и правовой культуры учащихся (Качкина, Качкин - Противодействие коррупции через
образование. Мет. Пособие – Ульяновск – 2009).
Антикоррупционное образование сочетает в себе воспитание правового сознания и
гражданской этики, обучение знаниям о механизмах защиты от коррупции на разных
уровнях: от сопротивления бытовой коррупции на уровнях базового образования до
профессиональной подготовки специалиста для противодействия коррупции.
Базовое антикоррупционное воспитание направлено не на специалиста, но на
гражданина и предполагает пропаганду правового поведения, обучение навыку
распознания коррупционного характера тех или иных действий.

Но самая главная составляющая базового атикоррупционного воспитания –
формирование гражданской ответственности и непримиримого отношения к коррупции.
Воспитание в людях гражданской этики и формирование представления об общественном
контроле, как форме, необходимой социальной активности без которой
антикоррупционные стандарты прозрачности и подотчётности государства и бизнеса
попросту не действуют.

Профессиональное антикоррупционное воспитание направлено не только на
предотвращение, но и на фактичексое противодействие коррупции.
Антикоррупционное образование является воспитанием такого мировоззрения, в
котором коррупционный поступок считается не нормой, а маргинальными вызывающим
общественное осуждение фактом.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и
развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской
позиции в отношении коррупции.

Неотъемлемой частью подобного мировоззрения является принятие локальной
модели социального поведения.

Система антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении должна
быть направлена на:

- отсутствие случаев антикоррупционного поведения в образовательном
учреждении;

- антикоррупционное просвещение;

- обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе
взаимодействия педагогов и учащихся;

- активизацию педагогогической деятельности по формированию у учащихся
антикоррупционного мировоззрения;

- формирование мотивации к антикоррупционногому поведению,
соответствующему нравственно-правовым нормам общества.

Исключительное значение в антикоррупционном воспитании имеет активная
жизненная позиция, нравственный пример педагога, руководителя образовательного
учреждения, которое должно быть средоточением гражданской, духовной жизни
обучающихся и обучающих.

Задачи антикоррупционного воспитания

1. Дать общее представление о сущности коррупции, её формам, особенностях
проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и
вредных последствиях этого явления. Школьник получает представление о коррупции,
как о социальном явлении - на уроках истории и обществознания, как о преступлении, о
причинах, по которым ,оно совершено, и мере наказания –на уроках права.

2. Научитьраспознавать коррупцию ;

3. Сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного
социального явления с опорой на принцип историзма;

4. Сформировать комплекс знаний о коррупционных ситуациях для
формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими
нормами;

5. Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

6. Формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;

7. Продемонстрировать возможность борьбы с коррупцией;

8. Воспитывать возможность борьбы с коррупцией;

9. Воспитывать у учащихся ценностные установки (уважение к
демократическим ценностям, неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом;
честность; справедливость; порядочность; ответственность за действие, поступок;
постепенное усовершенствование личной, социальной и культурной компетентности и
т.п.);

10. Способствовать реализации различных возможностей общаться , находить,
передавать информацию и распоряжаться ею, критически мыслить и решать проблемы,

рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными,
финансовыми и другими ресурсами, действовать творчески, инициативно. Осмысленно и
самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и
сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в
жизни учреждения, местной общественности. Общества, при необходимости брать на себя
роль лидера и т.д.

11. Укреплять и развивать существующее гражданское общество, путем
воспитания грамотных с правовой точки зрения граждан, обладающих необходимыми
знаниями о своих гражданских правовых обязанностях, способных применять эти знания
в повседневной жизни, воспринимающих коррупционные проявления как нарушение
своих гражданских прав и готовых эти права эффективно защищать.
Принципы антикоррупционного образования

1. Преемственность

2. Системный подход. Антикоррупционное образование должно
рассматриваться как комплексная система.

3. Комплексность. Направленность как на формирование антикоррупционного
мировоззрения, та и на формирование антикоррупционного стандарта поведения и
активной гражданской позиции.

4. Учёт возрастных особенностей.

5. Интегрированность в образовательном процессе.

6. Связь с компетентностным подходом в образовании:

 способность к критическому восприятию действительности;

 способность адекватно оценить ситуацию;

 способность выработать свою независимую оценку ситуации;

 способность занять позицию, исходя из выработанной оценки;

 способность аргументировано отстоять эту позицию;

 способность эффективно действовать в соответствии со своими
убеждениями;

 способность брать на себя ответственность за свои действия.
7. Партнерство. Реализация задач антикоррупционного образования возможна
при участии в данном всех заинтересованных сторон: молодежные организации,
родительская общественность, социально ответственные предприниматели, представители
властных структур и правоохранительных органов, представители религиозных
конфессий.

8. Превентивность. Антикоррупционное воспитание должно быть направлено
по предупреждению любого проявления коррупциооного поведения и мышления.
Возможности антикоррупционного воспитания в школе

Антикоррупционное воспитание в школе может быть формальным и
неформальным.

Формальное воспитание- это включение элементов антикоррупционного
просвещения в общеобразовательные программы, неформальное – поощрение разного
рода инициатив в дополнительном образовании: гражданские акции, ученические
конференции и другие мероприятия.
При изучении таких дисциплин как история, политология, право этика, экономика,
основы предпринимательской деятельности и потребительских знаний, обществознание
формируется гражданское сознание.

Способы антикоррупционного образования:

1) Преподавание курса «Обществознание» в 6-11 классах и истории в 5-11 классах,
а также тематических уроков в курсе различных предметов.

2) Внесение дополнений в учебно-тематические планы преподаваемых дисциплин
и в выбор специальных курсов по вопросам напрямую связанным с коррупцией.

3) При проведении уроков необходимо внедрять активные формы
антикоррупционного просвещения школьников (ролевые игры, «карточные» методики,

дискуссионные формы, дебаты, проектную технологию, практикумы, суды над
коррупцией, создание буклетов, коллажей, анкетирование и другие мероприятия).

4) Организация родительских собраний по данной тематике, оформление стендов в
родительских уголках с законодательными и иными материалами по вопросам
антикоррупционной политики.

5) Рассмотрение вопросов по предупреждению коррупции на совещаниях
педагогического коллектива, на МО Классных руководителей.

6) Повышение квалификации педагогов по данной проблематике.

7) Освещение работы по антикоррупционному воспитанию на сайте школы.

8) Внедрение интерактивных форм воспитания.

9) Организация внеурочной деятельности по антикоррупционному воспитанию
(Кружки, секции, «круглые столы», дискуссионные клубы, конференции, школьные
научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, акции
антикоррупционной направленности, встречи с представителями властных структур и др.)

10) Лекции, анализ проблемных статей, отчетов работы правоохранительных
органов, исторических источников, а также специальных исследований, посвященных
коррупции в России и за рубежом; беседы с различными людьми: сотрудниками
правоохранительных органов, свидетелями, политиками, государственными служащими,
потерпевшими др.

11) Вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках
различных видов практики (участие в конкурсах). Необходимо подчеркнуть, что
вовлечение юношества в антикоррупционные проекты в процессе внеучебной практики
укрепляет их антикоррупционные установки.

12) Использование Законодательства РФ и регионального законодательстваповопросам коррупции, материалов СМИ.

13) Выработка рекомендаций для учителей истории и обществознания по
преподаванию модулей и тем антикоррупционной направленности.

14) Обсуждение на педагогических советах образовательных учреждений
востребованности и результативности преподавания модулей и тем антикоррупционной
направленности.
В начальной школе, в предмете «Окружающий мир» Федеральным
государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение
ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания.
Это такие темы, как:

 Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

 Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель
культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и
качествах.

 Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство
семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

 Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к
учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

 Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других общественных местах.
В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы по
антикоррупционной проблематике.
Для учащихся также проводятся классные часы в форме дискуссий и ролевых игр
со следующей тематикой:

1. Быть честным. По законам справедливости.

2. Проблема «обходного» пути.

3. Откуда берутся запреты?

4. Быть представителем власти. Властные полномочия.

5. Когда все в твоих руках.

6. Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции?

7. Закон и необходимость его соблюдения.

8. Государство и человек: конфликт интересов.

9. Требования к человеку, обличенному властью.

10. Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов и др.

9 декабря - международный день борьбы с коррупцией

К этому дню можно приурочить проведение мероприятий: Проведение классных
часов на темы: «Понятие коррупции», «Причины коррупционных правонарушений»,

«Пути предотвращения коррупции».

Антикоррупционная акция, посвященная Международному дню борьбы с
коррупцией «Что Вы знаете о коррупции в нашем городе?».

Анкетирование «Изучение мнения на предмет толерантности к проявлениям
коррупции».

Проведение правовой игры, направленной на выявление знаний о проявлениях
коррупции и др.

Для организации работы в образовательных учреждениях разработаны следующие
учебно- методические пособия.: «антикоррупционное образование школьников»,
Беребеджак, 2009; «противодействие коррупции», Псков, 2010; противодействие
коррупции через образование», Ульяновск, 2010; «Коррупция и основные элементы
противодействия ей», Ульяновск, 2010; «Система воспитательной работы по
формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательных
учреждениях», СПБ, 2010; «Методические рекомендации по формам воспитательной
работы антикоррупционной направленности, реализуемой в образовательных
учреждениях Ленинградской области», СПб.ЛОИРО, 2010 и др.
Таким образом, антикоррупционное воспитание в образовательном учреждении
должно носить системный характер, основываться на взаимодействии учреждений
образования и правоохранительными органами, органами власти, а также должно быть
направлено на формировании личность, которая наделена знаниями об опасности,
которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности
государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая
способна и желает устранить коррупцию


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!