ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1 Целевой раздел
2.1.1 Пояснительная записка
2.1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования
2.1.3 Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования
2.2 Содержательный раздел
2.2.1 Направления и содержание программы коррекционной работы
2.3 Организационный раздел
2.3.1 Учебный план
2.3.2Система условий реализации адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение и назначение адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
Адаптированная общеобразовательная программа (далее – АОП) основного общего образования (далее –ООО) обучающихся с легкой умственной отсталостью (далее –ЛУО)–это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ЛУО с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП для обучающегося с ЛУО разработана МБОУ «» и утверждена директором МБОУ «» г. Норильска Красноярского края, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для детей с ЛУО на основе адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «» для обучающихся с ЛУО.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью МБОУ «» г. _________________ разработала для учащегося 5 «» класса адаптированную общеобразовательную программу ООО для детей с ЛУО.
Структура адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
АОП ООО обучающихся с ЛУО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АОП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает
Содержательный раздел определяет общее содержание ООО обучающихся с ЛУО и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающейся с ЛУО;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы, обучающейся с ЛУО;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает
учебный план ООО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности);
систему специальных условий реализации АОП ООО обучающейся с ЛУО.
Принципы и подходы к формированию адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования, обучающегося 5 «» класса с легкой умственной отсталостью
В основу формирования АОП ООО обучающегося 5 «» класса с ЛУО положены следующие принципы:
―принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
―принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
―принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико - ориентированных задач;
―принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
―онтогенетический принцип;
―принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения;
―принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
―принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
―принцип учета особенностей психического развития разных групп, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
―принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
―принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
―принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АОП ООО для обучающихся с ЛУО заложены дифференцированный, деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП ООО для обучающихся с ЛУО предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это предусматривает возможность освоения АОП на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЛУО определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
2.АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1. Целевой раздел.
2.1.1. Пояснительная записка.
Цель реализации АОП ООО обучающегося создание условий для м
Максимального удовлетворения его особых образовательных потребностей, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта.
Основные задачи:
овладение обучающимся учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие её личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АОП ООО обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающегося через организацию его общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
участие педагогических работников, обучающегося, его родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования
АОП ООО обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана с учетом его особых образовательных потребностей.
Организация МБОУ «СШ» обеспечивает требуемые для условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
АОП ООО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть АОП ООО для обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, 30% от общего объема АОП.
Цель: формирование основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающегося.
Психолого-педагогическая характеристика
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения Школа № класс
Внешний вид, особенности поведения
Внешний вид в ситуации обследования без характерных особенностей, на контакт идет, но из-за недостаточного знания языка, необходимы дополнительные пояснения
Характеристики деятельности:
Особенности внимания объем ниже среднего, распределение и переключение низкий уровень
Особенности памяти кратковременная вербальная, зрительная низкий уровень
Особенности развития мышления
Низкий уровень общей осведомленности, когда учащийся может неправильно понимать не только термины, но и описания и не догадываться об этом. Рисунок не соответствует возрасту, общее интеллектуальное развитие снижено.
Недостаточный уровень линейного и структурного визуального мышления - выбирает ответ по принципу образного тождества, по общему впечатлению схожести картинки-задания и картинки-ответа. Испытывает затруднения в установлении взаимосвязей и поиске аналогий.
Диагностика вербального мышления затруднена.
Заключение (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах) наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов.
Рекомендации
Полностью исключить буквальное пересказывание, учить при чтении текста выделять смысл каждого абзаца и формулировать его одним предложением, обязательно своими словами. Можно проводить дополнительные занятия с использованием коротких текстов, для которых ребенок должен выбрать наиболее подходящее заглавие или придумать его самостоятельно.
Для активизации самой операции выделения алгоритма действия можно воспользоваться визуальными заданиями на аналогии.
Особые образовательные потребности обучающегося.
Для обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
коррекционная помощь учителя-дефектолога в освоении программы
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
специальное ученик способам усвоения общественного опыта – умений действовать совместно со взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
предоставляются психологическая и коррекционно-педагогическая помощь, необходимые в период основного обучения.
2.1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения АОП ООО обучающегося с ЛУО соответствуют ФГОС ООО.
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
2.2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающегося, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС ООО.
2.2.1. Направление и содержание коррекционной работы
Содержание предметных областей и курсов коррекционно – развивающей области подробно описаны в рабочих программах по каждому учебному предмету. Также широко представлены программы духовно – нравственного развития, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АОП ООО, преодоление и/или ослабление имеющихся у него недостатков в психическом и физическом развитии.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса,
- при изучении предметов учебного плана;
- на занятиях с учителем-дефектологом (Приложение 1);
- на занятиях с учителем-логопедом в соответствии с Перспективным планом логопедической работы по коррекции звукопроизношения с учащимся с ОВЗ (Приложение 2);
- на занятиях с педагогом-психологом (Приложение 3).
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
2.3. Организационный раздел
Организация образования ученика идет в соответствии с коллегиальным заключением
Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от
Организация образовательного процесса
Форма получения образования | в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
Образовательная программа | адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью/ адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью |
Формы и методы психолого- медико- педагогической помощи | -обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; - доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; - систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; - обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; - развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; - специальное обучение способам усвоения общественного опыта – умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; - стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. |
Специальные условия для получения образования (нуждается/не нуждается)
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования | не нуждается |
Представление услуг ассистента (помощника) | не нуждается |
Обеспечение доступа в здания организаций | не нуждается |
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы | не нуждается |
Организация психолого-медико-педагогической помощи |
Учитель-дефектолог | формирование универсальных учебных навыков, оказание помощи в овладении АОП |
Педагог-психолог | развитие познавательных процессов и целенаправленное формирование высших психических функций |
Учитель-логопед | развитие и коррекция всех компонентов речи |
Врач | Наблюдение у врача-психиатра |
2.3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС ООО.
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю |
Инклюзивное обучение 5 класс | Индивидуальный план 5 класс | Всего часов у обучающегося по адаптирован-ной программе |
Обязательная часть | | | | |
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Чтение (Литературное чтение) | 4 | | 4 | |
2 | 2 | 4 | |
2. Математика | 2.1.Математика 2.2. Информатика | | 4 | 4 | |
3. Естествознание | 3.1.Природоведение 3.2.Биология 3.3. География | | 2 | 2 | |
4. Человек и общество | 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества | - | 1 | 1 - | |
5. Искусство | 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка | 1 1 | 1 | 2 1 | |
6. Физическая культура | 6.1. Физическая культура | 3 | | 3 | |
7. Технологии | 7.1. Профильный труд | 2 | 4 | 6 | |
| 14 | 14 | 27 | |
|
Математика | | 0,8 | 0,8 | |
Родной язык (русский) | 0,5 | | 1 | |
Родная литература (русская) | 0,5 | | | |
Всего: | 15 | 14,8 | 29,8 | |
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | | | 30 | |
Коррекционно-развивающая область: |
Коррекционные занятия с психологом | | | 1 |
Коррекционные занятия с дефектологом | | | 1 |
Коррекционные занятия с логопедом | | | 2 |
Занятия с инструктором по труду | | | 4 |
Внеурочная деятельность |
ТО «Сувенир» | 2 | | |
ТО «Юность заполярья» | 2 | | |
Всего | | 14,8 | |
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающегося на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающегося и возможностей образовательного учреждения.
2.3.2. Система условий реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
Кадровые условия
Уровень квалификации работников МБОУ «СШ», г. Норильска Красноярского края, реализующей основную образовательную программу основного общего образования для обучающегося с ЛУО для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории.
МБОУ «СШ» обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с ЛУО.
Все педагоги, реализующие образовательную программу основного общего образования для обучающегося с ЛУО прошли курсы повышения квалификации для работы с учащимися с ОВЗ.
Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о кадровой обеспеченности учебного процесса для обучения
Материально-технические условия.
Важным условием реализации адаптированной образовательной программы ООО для обучающихся с ЛУО, является возможность для беспрепятственного доступа обучающегося с ЛУО ко всем объектам инфраструктуры МБОУ «СШ».
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
Общеобразовательные программы реализуются МБОУ «СШ» как самостоятельно, так и посредством сетевых форм.