СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП (ОВЗ ЛУО) для учащихся 5 класса ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для  составлении  образовательной програмы АОП (ЛУО) 5 класс 

Просмотр содержимого документа
«АОП (ОВЗ ЛУО) для учащихся 5 класса ФГОС ООО»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

2.1 Целевой раздел

2.1.1 Пояснительная записка

2.1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования

2.1.3 Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования

2.2 Содержательный раздел

2.2.1 Направления и содержание программы коррекционной работы

2.3 Организационный раздел

2.3.1 Учебный план

2.3.2Система условий реализации адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Определение и назначение адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью


Адаптированная общеобразовательная программа (далее – АОП) основного общего образования (далее –ООО) обучающихся с легкой умственной отсталостью (далее –ЛУО)–это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ЛУО с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП для обучающегося с ЛУО разработана МБОУ «» и утверждена директором МБОУ «» г. Норильска Красноярского края, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для детей с ЛУО на основе адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «» для обучающихся с ЛУО.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью МБОУ «» г. _________________ разработала для учащегося 5 «» класса адаптированную общеобразовательную программу ООО для детей с ЛУО.


Структура адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью


АОП ООО обучающихся с ЛУО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АОП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися с ЛУО АОП ООО;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.

Содержательный раздел определяет общее содержание ООО обучающихся с ЛУО и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

  • программу формирования универсальных учебных действий;

  • программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающейся с ЛУО;

  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы, обучающейся с ЛУО;

  • программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел включает

  • учебный план ООО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности);

  • систему специальных условий реализации АОП ООО обучающейся с ЛУО.

Принципы и подходы к формированию адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования, обучающегося 5 «» класса с легкой умственной отсталостью

В основу формирования АОП ООО обучающегося 5 «» класса с ЛУО положены следующие принципы:

―принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

―принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

―принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико - ориентированных задач;

―принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

―онтогенетический принцип;

―принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения;

―принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

―принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

―принцип учета особенностей психического развития разных групп, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

―принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

―принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

―принцип сотрудничества с семьей.

В основу разработки АОП ООО для обучающихся с ЛУО заложены дифференцированный, деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП ООО для обучающихся с ЛУО предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это предусматривает возможность освоения АОП на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЛУО определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.


2.АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

2.1. Целевой раздел.

2.1.1. Пояснительная записка.

Цель реализации АОП ООО обучающегося создание условий для м

Максимального удовлетворения его особых образовательных потребностей, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта.

Основные задачи:

  • овладение обучающимся учебной де­я­тельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее раз­ви­тие её личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, инте­л­ле­к­ту­аль­ное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нрав­с­т­ве­н­ны­ми и социокультурными ценностями;

  • достижение планируемых результатов освоения АОП ООО обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

  • выявление и развитие возможностей и способностей обучающегося через организацию его общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

  • участие педагогических работников, обучающегося, его родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Общая характеристика адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования

АОП ООО обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана с учетом его особых образовательных потребностей.

Организация МБОУ «СШ» обеспечивает требуемые для условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

АОП ООО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть АОП ООО для обучающегося с легкой умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, 30% от общего объема АОП.

Цель: формирование основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающегося.


Психолого-педагогическая характеристика

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения Школа класс

Внешний вид, особенности поведения

Внешний вид в ситуации обследования без характерных особенностей, на контакт идет, но из-за недостаточного знания языка, необходимы дополнительные пояснения

Характеристики деятельности:

Особенности внимания объем ниже среднего, распределение и переключение низкий уровень

Особенности памяти кратковременная вербальная, зрительная низкий уровень

Особенности развития мышления

Низкий уровень общей осведомленности, когда учащийся может непра­вильно понимать не только термины, но и описания и не дога­дываться об этом. Рисунок не соответствует возрасту, общее интеллектуальное развитие снижено.

Недостаточный уровень линейного и структурного визуального мышления - выбирает ответ по принципу образного тождества, по общему впечатлению схожести картинки-задания и картинки-ответа. Испытывает затруднения в установлении взаимосвязей и поиске аналогий.

Диагностика вербального мышления затруднена.

Заключение (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах) наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов.

Рекомендации

Полностью исклю­чить буквальное пересказывание, учить при чтении текста выделять смысл каждого абзаца и формулировать его одним предложением, обязательно своими словами. Можно проводить дополнительные занятия с использованием коротких текстов, для которых ребе­нок должен выбрать наиболее подходящее заглавие или приду­мать его самостоятельно.

Для активизации самой операции выделения алгоритма действия можно воспользоваться визуальными зада­ниями на аналогии.


Особые образовательные потребности обучающегося.

Для обучающегося с ле­гкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические об­ра­зовательные потребности:

  • коррекционная помощь учителя-дефектолога в освоении программы

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

  • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержа­ния образования;

  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

  • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

  • обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной не­рвной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

  • специальное ученик способам усвоения общественного опыта – умений действовать совместно со взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

предоставляются психологическая и коррекционно-педагогическая помощь, необходимые в период основного обучения.


2.1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения АОП ООО обучающегося с ЛУО соответствуют ФГОС ООО.


2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты

  • Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

  • Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

  • Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения ме­то­да экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки ре­зуль­та­тов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной гру­п­пы определяется общеобразовательной организацией и включает пе­да­го­ги­чес­ких и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, пе­дагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика.

  • Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

  • Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

  • В целом оценка достижения пред­метных результатов базируется на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов.

2.2. Содержательный раздел

Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающегося, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС ООО.

2.2.1. Направление и содержание коррекционной работы

Содержание предметных областей и курсов коррекционно – развивающей области подробно описаны в рабочих программах по каждому учебному предмету. Также широко представлены программы духовно – нравственного развития, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АОП ООО, преодоление и/или ослабление имеющихся у него недостатков в психическом и физическом развитии.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса,

- при изучении предметов учебного плана;

- на занятиях с учителем-дефектологом (Приложение 1);

- на занятиях с учителем-логопедом в соответствии с Перспективным планом логопедической работы по коррекции звукопроизношения с учащимся с ОВЗ (Приложение 2);

- на занятиях с педагогом-психологом (Приложение 3).


Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

2.3. Организационный раздел

Организация образования ученика идет в соответствии с коллегиальным заключением

Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от


Организация образовательного процесса

Форма получения образования

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Образовательная программа

адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью/ адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью

Формы и методы психолого- медико- педагогической помощи

-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

- обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

- специальное обучение способам усвоения общественного опыта – умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.


Специальные условия для получения образования (нуждается/не нуждается)


Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

не нуждается


Представление услуг ассистента (помощника)

не нуждается


Обеспечение доступа в здания организаций

не нуждается


Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы

не нуждается


Организация психолого-медико-педагогической помощи

Учитель-дефектолог

формирование универсальных учебных навыков, оказание помощи в овладении АОП

Педагог-психолог

развитие познавательных процессов и целенаправленное формирование высших психических функций

Учитель-логопед

развитие и коррекция всех компонентов речи

Врач

Наблюдение у врача-психиатра


2.3.1. Учебный план

Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС ООО.

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Инклюзивное обучение

5 класс

Индивидуальный план

5 класс

Всего часов у обучающегося по адаптирован-ной программе

Обязательная часть





1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык

1.2.Чтение

(Литературное чтение)

4


4


2

2


4


2. Математика

2.1.Математика

2.2. Информатика


4


4


3. Естествознание

3.1.Природоведение

3.2.Биология

3.3. География



2


2




4. Человек и общество

4.1. Мир истории

4.2. Основы социальной жизни

4.3. История отечества




-


1


1


-


5. Искусство


5.1. Изобразительное искусство

5.2. Музыка

1


1

1


2


1




6. Физическая культура

6.1. Физическая культура

3


3


7. Технологии

7.1. Профильный труд

2

4


6



14

14

27



Математика


0,8

0,8


Родной язык (русский)

0,5


1


Родная литература (русская)

0,5




Всего:

15

14,8

29,8


Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)



30


Коррекционно-развивающая область:

Коррекционные занятия с психологом



1

Коррекционные занятия с дефектологом



1

Коррекционные занятия с логопедом



2

Занятия с инструктором по труду



4

Внеурочная деятельность

ТО «Сувенир»

2



ТО «Юность заполярья»

2



Всего


14,8



План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования.

План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающегося на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающегося и возможностей образовательного учреждения.

2.3.2. Система условий реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью

Кадровые условия

Уровень квалификации работников МБОУ «СШ», г. Норильска Красноярского края, реализующей основную образовательную программу основного общего образования для обучающегося с ЛУО для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории.

МБОУ «СШ» обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с ЛУО.

Все педагоги, реализующие образовательную программу основного общего образования для обучающегося с ЛУО прошли курсы повышения квалификации для работы с учащимися с ОВЗ.

Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о кадровой обеспеченности учебного процесса для обучения


Материально-технические условия.

Важным условием реализации адаптированной образовательной программы ООО для обучающихся с ЛУО, является возможность для беспрепятственного доступа обучающегося с ЛУО ко всем объектам инфраструктуры МБОУ «СШ».

При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.

Общеобразовательные программы реализуются МБОУ «СШ» как самостоятельно, так и посредством сетевых форм.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!