Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Берёзовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Приложение к АООП для детей с ТНР |
«Утверждаю» Директор ___________ А.Р.Бекетов |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для обучающегося
_3 «а»_____ класса
_Ш. Ксении_(по русскому языку)_________
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)
Разработчик: учитель начальных классов Савина Юлия Анатольевна |
Рассмотрена и принята на заседании методического объединения Протокол № _______ «____» ________2023 г. ________________________________ | «Согласована» зам. директора по УВР ____________________________ |
Адаптированная образовательная программа
для ребёнка с тяжёлым нарушением речи
ученицы 2 « А»класса
Ш. Ксении
Рекомендации ПМПК:
образовательная программа: адаптированная основная общеобразовательная программа ФГОС НОО ОВЗ, вариант 5,1
нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования
Индивидуальные особенности ребенка с ТНР
Программа обучения - ООП «Школа России». Форма обучения – очная. Ксения списывает печатный текст, допуская 2-3 ошибки. Пишет слова и предложения под диктовку. Учится подбирать проверочные слова. Определяет ударный слог в словах.
Старается писать каллиграфическим почерком. Выполняя задания из учебника, начинает понимать задания с первого раза, при необходимости повторяем и разбираем задание вместе.
Виды помощи используемые учителем: объяснение после уроков, наводящие вопросы на уроках, учитель активно использует содержательную помощь (организующую и стимулирующую).
На уроках стала вести себя активнее, но когда встречает трудности, то самостоятельно справиться с ними не может. Интерес к работе присутствует. Темп работы выдерживает не всегда. Начатое дело до конца может не довести. Внимание ребенка неустойчиво. Во время урока часто отвлекается.
Взаимоотношения обучающейся с коллективом в основном доброжелательные.
Обучающаяся с ТНР Ш. Ксения, имеет достаточную познавательную активность, сужение объема активного внимания. Уровень обучаемости ближе к среднему, нуждается в направляющей и стимулирующей помощи. Фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Нарушение навыков чтения и письма.
АРП НОО по предмету « Русский язык» для обучающихся с ТНР составлена для Ш. Ксении с целью создания специальных условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе АООП НОО для детей с тяжёлым нарушением речи (вариант 5.1) МБОУ БСОШ №3
Специальные педагогические подходы:
индивидуальный подход:
учёт индивидуального темпа работы и объёма предлагаемых заданий; чередование видов деятельности;
чёткость при формулировании задания;
дозированная помощь взрослого;
пошаговость в предъявлении материала;
предотвращение переутомления; изучение материала небольшими дозами; использование наглядности, индивидуального дидактического материала; применение игр и игровых ситуаций;
при выполнении ребёнком задания наблюдение за его деятельностью, постепенно приучать ребёнка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей.
Адаптированная образовательная программа составлена
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) на основе АООП НОО для детей с тяжёлым нарушением речи (вариант 5.1) МБОУ БСОШ №3, Приказом Министерства Просвещения РФ «Об утверждении ФАП НОО для детей с ОВЗ от 24.11.2022 г. № 1023» основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСОШ № 3, учебного плана, календарного графика учебно-воспитательной работы МБОУ БСОШ №3 и является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСОШ № 3.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на использование УМК «Школа России»: Канакина В.П. Русский язык. Учебник. 3 класс. М.: «Просвещение», 2022г
Планируемые образовательные результаты
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
Содержание программы 3 класс
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия[4]
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс - значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения ‑ подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (3 КЛАСС)
Раздел программы | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Язык и речь | 1 | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку. |
Текст. Предложение. Словосочетание | 3 | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находитьих в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различатьпростые и сложные предложения, объяснятьзнаки препинания внутри сложного предложения. Различатьсловосочетание и предложение. Выделять впредложении словосочетания. Устанавливатьпри помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. |
Слово в языке и речи | 3 | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранятьоднообразноеупотребление слова в данном и в собственном тексте. Работа со словарями учебника. Узнаватьизученные части речи среди слов и в предложении, классифицироватьих, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосноватьправильность их выделения. Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных. Распознавать однокоренные слова, выделятьв них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. |
Состав слова | 5 | Различать однокоренные слова, группировать их, находить корень, работать со словарём однокоренных слов, формулировать определение приставки, корня и суффикса, работать с памяткой, проводить разбор слов по составу, анализировать, составлять модели слов. |
Правописание частей слова | 5 | Определятьналичие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. |
Части речи (76 ч) | 16 | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбиратьпримеры слов изученных частей речи. Распознавать имена существительные среди других частей речи, определятьлексическое значение имён существительных. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу). Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновыватьнаписание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имён существительных и изменять их по числам. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Определять род имён существительных. Классифицироватьимена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница.Эта девочка — большая умница.) Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Изменятьимена существительные по падежам. Определятьначальную форму имени существительного. Распознаватьпадеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновыватьправильность их выделения. |
Повторение | 1 | Обобщить знания о частях речи, высказывать свои мысли в устной форме, определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки, классифицировать части речи, повторить изученные орфограммы, обосновывать правильность своего выбора |
Итого | 34 ч | |
Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
1 | Текст. Типы текстов | 1 | Различают текст и предложение. Определяют тему и главную мысль текста. Подбирают заголовок к заданному тексту. Различают типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | |
2 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | Наблюдают за значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находят их в тексте, составляют предложения такого типа. | |
3 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Различают и выделяют главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. | |
4 | Простое и сложное предложения | 1 | Различают простые и сложные предложения, объясняют знаки препинания внутри сложного предложения. | |
5 | Словосочетание | 1 | Устанавливают при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | |
6 | Слово и словосочетание | 1 | Различают слово и словосочетание как сложное название предмета. | |
7 | Части речи | 1 | Узнают изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицируют их, приводят примеры слов изученных частей речи. | |
8 | Звонкие и глухие согласные звуки | 1 | Определяют наличие в слове изученных орфограмм. Находят и отмечают в словах орфограммы. | |
9 | Корень слова. Однокоренные слова | 1 | Различают однокоренные слова, выделяют в них корень. Различают однокоренные слова и формы одного и того же слова. | |
10 | Окончание слова. Приставка | 1 | Выделяют окончание в слове, доказывают значимость окончания в слове. Выделяют приставки. | |
11 | Суффикс | 1 | Выделяют в словах суффиксы. Образовывают слова с помощью суффиксов. | |
12 | Разбор слова по составу | 1 | Проводят разбор слов по составу. | |
13 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | Объясняют, доказывают правильность написания слова с изученными орфограммами. | |
14 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | Объясняют правописание слов с парным согласным звуком на конце. | |
15 | Объясняют правописание слов с парным согласным звуком на конце | 1 | Подбирают слова для проверки непроизносимого согласного звука в корне слова. | |
16 | Правописание приставок и предлогов | 1 | Пишут слова с приставками и предлогами. | |
17 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками | 1 | Различают слова с разделительными ъ и ь знаками, переносят слова с разделительным ъ. | |
18 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Распознают собственные и нарицательные имена существительные, определяют значение имён собственных. | |
19 | Число и род имен существительных | 1 | Распознают имена существительные, имеющие форму одного числа. Определяют род имён существительных. | |
20 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | Правильно записывают имена существительные с шипящим звуком на конце и контролируют правильность записи. | |
21 | Именительный и винительный падежи | 1 | Распознают именительный и винительный падежи. | |
22 | Родительный и дательный падежи | 1 | Распознают родительный и дательный падежи. | |
23 | Творительный и предложный падежи | 1 | Распознают творительный и предложный падежи. | |
24 | Все падежи. Подготовка к диктанту | 1 | Определяют начальную форму имени существительного. | |
25 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 | Изменяют имена прилагательные по родам в единственном числе. | |
26 | Изменение имен прилагательных по падежам | 1 | Изменяют имена прилагательные по падежам. | |
27 | Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам | 1 | Определяют грамматические признаки личных местоимений. | |
28 | Неопределенная форма глагола | 1 | Узнают неопределённую форму глагола по вопросам. | |
29 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | 1 | Распознают время глагола. Изменяют глаголы по временам. | |
30 | Изменение глаголов по временам | 1 | Образуют от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | |
31 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | Определяют род и число глаголов в прошедшем времени. | |
32 | Правописание частицы не с глаголами. Подготовка к диктанту | 1 | Раздельно пишут частицу не с глаголами. | |
33 | Обобщение знаний по теме «Глагол» | 1 | Обобщают знания о глаголе. | |
34 | Обобщение изученного о частях речи | 1 | Обобщают знания о частях речи. | |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Анащенкова С.В. | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2011 | Москва «Просвещение» |
2 | О.И.Дмитриева | Поурочные разработки по русскому языку | 2017 | Москва «ВАКО» |
3 | В.П.Канакина, В.Г.Горецкий | Русский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях для общеобразовательных учреждений. | 2017 | Москва «Просвещение» |
4 | С.И Ожегов | Толковый словарь | 1994 | Москва «АЗЪ» |
5 | М.А.Котова | Словарь фразеологизмов | 2007 | Москва «РИПОЛ» |
6 | А.Н.Тихонов | Словообразовательный словарь | 1978 | Москва «Просвещение» |
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/