Апатия стоиков и эскапизм
Подготовила студентка 3 курса направления "Технология и дополнительное образование":
Красильникова Анастасия
ВВЕДЕНИЕ
Истоки стоицизма
Расписная Стоя (др. Греч. Στοὰ Ποικίλη - "Расписной Портик)
История стоицизма
Древняя Стоя III—II вв. до н.э.
Хрисипп
(281 или 278–208/205 гг. до н. Э.)
Зенон Китийский
(335-263 гг. До н. э.)
Клеанф
(330–232/231 гг. до н. Э.)
История стоицизма
Средняя Стоя II—I вв. до н.э.
Посидоний
(ок. 135—51 до н. э.)
Панетий Родосский
(185 – 110/109 гг. До н. э.)
История стоицизма
Поздняя Стоя (римский период) I—II вв. Н.э.
Марк Аврелий
(121-180 гг. Н. э.)
Луций Анней Сенека
(4 в. до н. э. - 65 в. н. э.)
Эпиктет
(ок. 50 — ок. 135 гг. н.э.)
Учение стоицизма
- Стоицизм (греч. от stoikizo - принадлежать к секте стоиков) - философское учение, утверждающее телесность мира как живого организма, органическую связь его с космосом и равенство всех людей как граждан космоса, в своих этических нормах требующее сознательного подчинения человека господствующей в мире необходимости и победы над своими страстями.
- Единственное условие личного счастья - добродетельная жизнь.
- Добродетель основывается на знании.
Учение стоицизма
Счастье человека зависит не от его конкретного положения в мире, а от того, как он воспринимает и внутренне оценивает свою включенность в мир.
Четыре добродетели:
- разумение (мудрость);
- благоразумие, умеренность (мужество, здравомыслие);
- справедливость;
Учение стоицизма
Три области стоических наук:
Цицерон
(106-43 гг. До н. э.)
Дисциплина желания Дисциплина действия Дисциплина согласия
(стоическое принятие) (стоическая филантропия) (стоическая осознанность)
проистекает из физики проистекает из этики проистекает из логики
Добродетели: Добродетели: Добродетели:
доблесть и умеренность справедливость разумность
Учение стоицизма
Таким образом, добродетели позволяют правильно ориентироваться в сфере влечений, в том, что соответствует и не соответствует природе человека как живого существа. Они касаются жизни, здоровья, смерти, болезни, славы и других явлений, которые самими стоиками были объявлены безразличными, не имеющими отношения к противоположности добра и зла.
Апатия стоиков
Апатия (греч. ἀπάθεια: ἀ отрицательная частица + πάϑος, аффект) – термин античной этики, означающий бесстрастие как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог – «безмятежность», атараксия, т. е. душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом).
Бесстрастие стоиков не есть бесчувствие.
Апатия стоиков
Три добрые страсти:
- Радость;
- Осторожность;
- Воля;
Диоген Лаэртский
(180-140 гг.)
Апатия стоиков
Адиафора (др.-греч. ἀδιάφορος «неразличимый», «безразличный») - в философии стоиков: безразличные вещи, ничего не значащие для достижения счастья (например, бедность и богатство).
"Надлежащие поступки - это те, на которые толкает нас разум: например, чтить родителей, братьев, отечество, любить друзей"
Диоген Лаэртский
Апатия стоиков
Отношение к жизни стоики (в частности, Эпиктет) уподобляли игре.
Отношение это должно состоять в том, чтобы осознанно, разумно и свободно, с легкостью и радостью принимать все предзаданные неумолимой судьбой перипетии (внезапные осложняющие события) жизненных обстоятельств.
Эскапизм
Эскапизм ( от англ. escape — «сбежать, спастись») - избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений и т. п. о чём-то более интересном; уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность, иномирие; бегство от действительности.
Эскапизм вызывается в результате неудовлетворенности жизнью, и характеризуется бегством человека от реальных проблем, от реального мира в мир своих иллюзий и заблуждений.
Джон Рональд Руэл Толкин
(1892-1973 гг.)
Эскапизм
Таким образом можно сказать, что иллюзорный мир - это совокупность высказываний и образов, которые позиционируются как несоответствие реальности. И причин этого несоответствия достаточно много: несоблюдение правил перехода от чувственного к рациональному, подчинение разума воле, моральное несовершенство человека.
Заключение
И эскапизм, и стоическую апатию можно назвать видами реакции на жизненные проблемы и обстоятельства, появившиеся как “по воле судьбы” и на которые человек не в силах повлиять. Данные понятия кажутся одновременно очень схожими и одновременно полостью противоположными друг другу. Поэтому здесь достаточно сложно сделать однозначный вывод относительно их сходств и различный, возможно, для каждого он будет своим.
Библиографический список
- Столяров, А. А. Стоя и стоицизм / А. А. Столяров ; Ответственный редактор профессор В.В. Соколов. – Москва : АО Ками Груп, 1995. – 441 с. – ISBN 5-86187-023-3.
- Массимо Пильюччи. Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь = Massimo Pigliucci. How to Be a Stoic: Using Ancient Philosophy to Live a Modern Life. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 279 p. — ISBN 9785916718089
- Скирбекк, Гуннар. История философии : [Учеб. пособие для вузов] / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; Под ред. С. Б. Крымского; Пер. с англ. В. И. Кузнецова. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 800 с. — Рек. М-вом образования РФ. — ISBN 5-691-00393-3.
- Коплстон Ф. - История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т.II. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.- 319 с. - ISBN 5-9524-0343-3
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
- Сиверцев Евгений Юрьевич Эскапизм как одно из проявлений экзистенциальности человека // Манускрипт. 2018. №3 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eskapizm-kak-odno-iz-proyavleniy-ekzistentsialnosti-cheloveka
Апатия стоиков и эскапизм
Подготовила студентка 3 курса направления "Технология и дополнительное образование":
Красильникова Анастасия