СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аппликация из такни и сукна у народа ханты

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аппликация из такни и сукна у народа ханты»



Занятие №2


Тема: Аппликация из ткани, сукна.


Цель:

Формирование познавательного интереса к народной культуре, посредством изучения одного из видов декоративно-прикладного искусства северных народов нашего края: аппликации из сукна и ткани.

Задачи:

Образовательные: Ознакомить с использованием аппликации орнамента в одежде и предметах быта.

Развивающие: Изучить особенности аппликации традиционной одежды, научить создавать красивые художественные изделия. Развить кругозор, творческое воображение

Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, усидчивость, терпение, аккуратность, интерес к культуре малочисленных народов Ямала.

Эпиграф:

“Если кто-нибудь скажет тебе, что Север мрачен и беден, то, знай, что он Севера не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую даёт Север, навряд ли можно найти в других местах”.

Оборудование: слайды

Материалы и инструменты:

ножницы, нитки с иголкой;

картон или готовые трафареты орнаментов;

сукно, однотонная ткань;

бисер или пайетки;

технологическая карта,


Содержание занятия:

1.Орнаменты народов Севера.

2.Виды отделки одежды. Орнаментальная отделка элементов одежды.

3.Практическая работа «Изготовление чехла для сотового телефона с использованием аппликации».


Ход занятия.


I.Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы, цели и задач занятия.


II. Объяснение материала.


  1. Орнаменты народов Севера.


Сегодня вы познакомитесь с одним из видов декоративно-прикладного искусства северных народов нашего края: аппликацией из сукна и ткани.

Характерной особенностью культуры хантов является то, что много внимания и времени уделялось не только изготовлению, но и украшению вещей. Традиционно считается, что такими вещами можно пользоваться лишь тогда, когда они декорированы.

В условиях традиционного хозяйства орнаментированные изделия создавались для личного и домашнего потребления. При этом особенно велика и разнообразна роль женщины. Все свободное время она занята пошивом и украшением одежды, обуви, головных уборов и т.д. Женщина работала в зимнее время. Например, на вышивание платья или рубахи она затрачивала один или два года. Мастерица выполняла орнаментированную женскую шубу 5-6 или более лет.

Северный орнамент – орнамент геометрический, выполненный из треугольников, ромбов и четырехугольников. Орнаменты различаются по группам.1

Простые орнаменты составляют основу всех других орнаментов. Это полоска, пав ( слайд №3), извилина, топор. Пожилые женщины говорят, что простые узоры – это «Небом посланные орнаменты». (Торум партум ханшет).

Более сложные узоры – «Дальше продолженные орнаменты»

Ко второй группе узоров относятся «голова небесного зверя», название которой кроется в фольклоре.

Узоры, композицию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

«много головок», «кривая сосна»;

«локоть лисицы», «тальник»

«перила для сушки рыбы», «кедр»;

«паутина», «бегущий олень»

Наибольший процент связан с животным миром: оленьи рога, белка оленёнок, лосиные рога, щучьи зубы.

Прочитать стихотворение Микуля Шульгина «Хантыйские узоры»:

Хантыйские узоры

Красивы и просты.

Вглядись, дружок и скоро

Поймешь их сердцем ты

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб…


Народное творчество нашего региона многообразно и уникально. Самое ценное, что сохранилось в орнаменте - его знаковая система, скрытый смысл. Главная функция узора заключается в хранении родовой памяти. По узору одежды раньше могли определить, из какого рода происходит ее владелец, из каких он мест.

"Хороший орнамент сделать - все равно, что песню сложить",- говорят северные мастерицы. 2

Одно из древнейших женских искусств — мозаика из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со светлой оленьей замшей — сейчас уже утрачено. Лучше сохранилась традиция изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на обуви и сумочках, мешках.

Мешки для обуви изготавливались раньше из ровдуги и украшались мозаичным орнаментом. Ровдугу сменило сукно, мозаику — аппликация. Первоначально узор нашивался швом через край, аккуратно, чтобы не было видно стежка. Такой аккуратный, невидимый шов при изготовлении вещи был в хантыйской традиции, и он отражен в фольклоре.3

Ритуальные шапка и рукавицы, в которых танцевали на медвежьем празднике.

Различные мешки для хранения одежды, обуви и др. вещей.

Летняя одежда из сукна. Приложение 4.

2.Виды отделки одежды. Орнаментальная отделка элементов одежды.


Орнаментировали женские платья, халаты, мужские рубашки. Для изготовления узора брали полоску ткани, сметывали ее к изделию. Затем один край через определенные промежутки надрезали. Далее края полученных отрезков подгибали и пришивали швом через край. (слайд 20)

Раньше женщины все узоры держали в голове и вырезали любой из них сразу на сукне. Сейчас его наносят карандашом или ручкой на сукно, а затем вырезают. Пожилые мастерицы пользуются ножом, а молодые – ножницами. Вырезанный узор очень аккуратно накладывают на поверхность саха в нужном месте и приметывают, чтобы не исказить орнамент. Затем швом через край и очень мелким стежком пришивают орнаментальную полоску к саху. После того как пришьют все орнаментальные полосы, параллельно им пришивают полоски с зубчиками – от одной до трех по обе стороны узора. Иногда поверх зубчиков нашивают бисеринки контрастных расцветок. Полоски с зубчиками нередко заменяют простыми полосками, а иногда линией из бисеринок вразрядку (нашивается две бисеринки, затем пропуск в две бисеринки, затем снова – две бисеринки и т.д.)

В наше время идет активное использование всех расцветок сукна на летних ягушках, сумках, национальных подушках, накидках на женскую нарту и т.д. Одежда стала очень красочной из-за наличия в широком ассортименте сукна, бисера, ткани тесьмы и лент.4

В данное время ханты орнаментацию используют и в современных предметах быта. Например, покрывала на женские нарты используют как покрывала на диваны. Даже чехлы для сотового телефона стараются украсить национальным орнаментом. Приложение 4.



3.Практическая работа «Изготовление чехла для сотового телефона с использованием аппликации».


Технология изготовления чехла для сотового телефона. Приложение 5.


III. Подведение итогов. Рефлексия.






























Занятие № 3


Тема: Лепка из теста.


Цель: Знакомство учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - лепка из соленого теста.

Задачи:

Образовательные:

-расширение знаний об истории тестопластики;

-освоение техники тестопластики;

Воспитательные:

-воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести дело до конца;

-привитие основ культуры труда.

Развивающие:

-развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей,

-формирование эстетического и художественного вкуса.

Оборудование: слайды


Содержание занятия:

1. Из истории лепки из соленого теста.

2. Рекомендации по работе с тестом

3. Практическое занятие .Изготовление жаворонка и цветка розы из соленого теста


Ход занятия.


I.Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы, цели и задач урока


II Объяснение материала.


  1. Из истории лепки из соленого теста


Сегодняшнее наше занятие посвящено одному из видов декоративно-прикладного искусства - лепке из соленого теста.

Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Известно, что ещё в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. При этом основной проблемой была недолговечность материала. Ему, конечно же, угрожала влага, однако главным врагом являлись грызуны. История не сохранила имени того, кто придумал добавлять в муку соль в таком количестве, что грызуны и насекомые перестали покушаться на изделия. Обычай лепить из соленого теста распространен во многих районах Европы и на русском Севере. Когда-то изготовление фигурок из муки и воды или из хлебного мякиша были связаны с магическими действиями. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века , делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносили хозяевам дома, удачу и благоденствие.5

В древней Руси язычники в необходимых случаях приносили в жертву животных, в частности коров и быков. Однако бывало и так, что требовалось умилостивить богов, а жизнь не позволяла расстаться с единственной коровой – кормилицей. Вот тогда и начали лепить из теста изображение коровы, а позже – хлеб, увенчанный рожками, «Коровай» Со временем слово «Коровай» поменял букву. Сейчас караваями называют праздничный украшенный круглый хлеб (слайд №2). Такой каравай пекут к свадьбе, с караваем встречают почетных гостей.

Часто фигурки из теста служили оберегами. В некоторых местных традициях одну из испеченных фигурок «козулю» клали в сенях над входными воротами во двор с целью, чтобы скот лучше плодился и чтобы домашние животные летом сами возвращались домой, не терялись. В литературе встречаются такие названия обрядовых печений: «мосты», «козули», «кресты», «жаворонки», «богачи».6

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Уже позже козули использовали в гаданиях на Святках: "Под Новый год девушка клала "козульку" (печенье) на пол и выпускала петуха. Если петух нес козульку под большой угол, то девушка в этом году замуж не выйдет, а если в сени - выйдет" (Лаврентьева Л.С., 1990, с.13-14). В Новгородской губернии. "коровушек", испеченных к Рождеству, девушки дарили парням. (Сахаров И.П., 1885, с.156-157). В селениях Нерехотского уезда девушки изготавливали козули – круглые лепешки с яйцами в виде венка. С этими козулями они ходили в лес и завивали венки. Обвивая плакучие берёзы лентами и цветными нитками, из ветвей берез делают один венок. Затем целуются, поют песни, играют. По окончании всего садятся под березки, съедают козули с яичницами (слайды №3,4).7

У славян к прилету птиц весной, а именно в день весеннего равноденствия 22 марта, пекли из теста печенье в виде птиц (жаворонки). В этот день празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая свои фигурки птиц, и пели специальные песенки-заклички: закликали, т.е. звали весну-красну поскорее прийти на землю(Слайд №5).

Одна из закличек:

Чувиль, чувиль, жавороночек,

Прилети к огням, принеси ты нам

Весну-красну, красно солнышко,

Тепло летушко, зеленый покос!8

В наше время лепка из соленого теста не только утратила ритуальный смысл, но и во многом поменяла тематику. Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены. Материал сегодня практически невозможно распознать под краской и лаком. Изделие выглядит керамическим. Редко используют, да и то лишь в декоративных целях, красивый «поджаристый» цвет мелких деталей, который появляется после запекания фигурок.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Воспитанники нашего интерната также с интересом и удовольствием занимаются в кружке «Тестопластика»


2. Рекомендации по работе с тестом


Для работы с тестом понадобятся вот такие инструменты:

- пластиковая доска для работы с пластилином;

- фольга;

- маленькая скалка для раскатывания теста, пластмассовая линейка;

- стеки для обработки краев изделий и нанесения рельефных рисунков;

- большая кисть с грубой щетиной и несколько маленьких мягких для смачивания изделий водой, покрытия глазурью, раскрашивания;

- трубочка от упаковки с соком (ею очень удобно делать отверстия для подвешивания фигурки);


Рецепт :

4 стакана муки + 2 стакана мелкой соли + 2 стакана теплой воды; для цветного теста в воду надо добавить краску, можно гуашь.

Минут 10 хорошо разминаем, чтобы стало мягким, без трещин и не прилипало к рукам. Так как на воздухе тесто сохнет очень быстро, надо держать его закрытым. Работать с тестом можно сразу.


Фактура поверхности

Особое место в придании изделию выразительности занимает фактура. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки. Многие предметы, на которые вы раньше не обращали внимания, могут оказаться полезными

Рекомендации по работе с тестом.

Лепить фигуры и вырезать из теста небольшие детали лучше на противне: в этом случае обратная сторона изделия остается ровной. Противень можно заменить пластиковой поверхностью. Хорошо поверхность покрыть фольгой.

Сушка в духовке электроплиты.

Изделие толщиной 5 мм сушится при температуре 75 С в течении 1 часа. Затем 30 мин – при температуре 100 С, потом еще 30 мин – при 125 С и 1 час при 150 С.

Воздушная сушка

При воздушной (без нагрева) сушке влага из изделия испаряется очень медленно: за один день изделие просохнет на глубину не более 1 мм.

Цветное тесто можно получить двумя путями. Первый способ – вместо воды добавлять раствор красителя. Можно развести гуашевые краски, либо анилиновые. В последнем случае во время лепки обязательно надевать резиновые перчатки.

Другой вариант – смешивать два или несколько кусков уже окрашенного теста. Этот вариант хорошо применять для получения оттенков одного цвета.9


3. Практическое занятие. Изготовление жаворонка и цветка розы из соленого теста


Изготовление жаворонков.

Лучше тесто взять неокрашенное.

Технология изготовления. Приложение 6.

Изготовление розочек

Берем цветное тесто, например, красного цвета, розового или желтого.

Технология изготовления. Приложение 7.


III.Подведение итогов. Рефлексия.












Обработка клюва



Этап работы

Вид работы

Эскиз

Инструмент

1

Сделать надрез для снятия шкурки

Нож, подкладная доска

2

Снять шкурку с головы с сохранением части клюва

Нож, подкладная доска

3

Отделить нижнюю часть клюва от головы



Нож, подкладная доска

4

Промыть в воде шкурку, приклеить на газету, просушить в течение 4-5 часов


Клей, газета

5

Размять шкурку на заготовке, очистить верхнюю часть клюва.









Приложение 2.






Приложение 4









Приложение 5


Технологическая карта

изготовления чехла для сотового телефона.


Для работы необходимы: плотная ткань для чехла – сукно, вельвет, джинсовая ткань и т.п., сукно контрастного цвета, бисер или пайетки, ножницы, иголки, нитки под цвет ткани, трафарет орнамента из картона, карандаш.


Этапы

работы


Эскиз


Вид работы




1



Вырезать из плотной ткани

прямоугольник размеров около

8х27 см (подбираем под размер телефона)




2



На контрастную ткань, лучше сукно, наложить трафарет орнамента и обвести. Вырезаем орнамент(«Рога оленя»).




3




Накладываем вырезанный орнамент на основу в нужном месте и приметываем, чтобы не исказить орнамент. Затем швом через край и очень мелким стежком пришиваем.




4


По краю аппликацию можно обшить бисером контрастного цвета.


5


Готовую деталь сшить по бокам. При желании можно пришить шнурок или резинку. Края можно отделать косой бейкой.



Приложение 6

Технологическая карта

Изготовление жаворонков из теста

Необходимо: тесто, стек или нож

Этапы работы

Эскизы

Вид работы

1-ый вариант





1





Скатать из теста колбаску




2





Завязать из колбаски узелок.




3


На одном конце узелка сформировать головку птицы: вытянуть клюв,

для глаз использовать изюминку. Второй конец узла расплющить и надрезать.

2-ый вариант




1


Из теста делаем колбаску и сплющиваем. Один конец надрезаем вдоль до середины. На другом конце полоски сформируем головку птицы.




2



Делаем надрезает в виде перьев. Одна часть будет хвостом. Другую часть, крыло, загибаем вверх.





Приложение 7

Технологическая карта

Изготовление цветка розы из соленого теста

Необходимо: цветное соленое тесто, фольга, доска для работы с пластилином, стек или нож


Этапы работы

Эскизы

Вид работы



1



Скатать из теста 4-5 шариков величиной с лесной орех. Расплющить шарики, чтобы толщина была 1,5-2 мм.





2



Лепешки выложить в ряд, накладывая друг на друга.




3




Свернуть полоску из лепешек в рулет.




4



Рулет аккуратно разрезать поперек стекой. Получилось два цветка розы.




5


Изготовив несколько цветов и зелёных листьев, оформляем букет. Получившуюся композицию оставляем до полного высыхания.

Затем покрываем лаком и оформляем панно.



Приложение 8














Литература


  1. «Обские Угры» научное издание. Культурное наследие народов Западной Сибири. -Тобольск-Омск, 1999г.

  2. А.М. Сязи. Орнамент и вещь в культуре хантов нижнего приобья. Изд-во томского университета, 2000г, с. 35

  3. Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. – С.-Петербург: «Русский двор», 1995, с. 197-205.

  4. Р.Г. Решетникова, Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов.

  5. В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Знакомьтесь – ханты.

  6. Интернет материал. А. М. Сязи, кандидат исторических наук, г. Салехард

  7. Интернет материал. О. М. Рындина, доктор исторических наук, г. Томск

  8. М.О.Синеглазова, Удивительное соленое тесто. – М.: Издательский Дом МСП, 2005

  9. И.Н.Хананова, Солёное тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга

  10. М.А.Давыдова, И.А.Агапова, Праздник в школе - М.: Айрис-пресс, 2006

  11. М.Семенова, «Мы – славяне!», - СПБ, Издат.дом «Азбука – классика», 2007

  12. И.Панкеев, Обычаи и традиции русского народа»

  13. Лукина Н.В., Рыднина О.М. О семантике орнамента восточных хантов. // искусство и фольклор народов Зап. Сибири, Томск: Изд-во Томского университета, 1984г, с. 52-66

  14. Молданова Т.А. Орнамент северных хантов: автореф. дис. …кандидат исторических наук, Новосибирск, 1993г, с. 19

  15. Интернет материал.




1 Р.Г. Решетникова, Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов

2 Р.Г. Решетникова, Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов

3 В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Знакомьтесь – ханты

4 А. М. Сязи, Орнамент и вещь в культуре хантов нижнего приобья


5 М.О.Синеглазова, Удивительное соленое тесто. – М.: Издательский Дом МСП, 2005


6 И.Панкеев, Обычаи и традиции русского народа»

7 Интернет материал

8 М.А.Давыдова, И.А.Агапова, Праздник в школе - М.: Айрис-пресс, 2006


9 И.Н.Хананова, Солёное тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!